Конспект непосредственной образовательной деятельности по Ознакомлению с окружающим миром «Малые народы Севера»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности. Воспитывать уважение к малым народам Севера нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_malye_narody_severa.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27 общеразвивающего вида»
(МБДОУ № 27)
ул. 60 лет Октября, 47 «б», г. Красноярск, 660078, тел.8 (391) 261-76-55,
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
«МАЛЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА»
для детей подготовительной группы
Составитель: воспитатель
Атаманова Светлана Алексеевна
г. Красноярск
2023 г.
Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности.
Задачи:
- развивать любознательность и интерес к особенностям жизни народов Севера;
- воспитывать уважение к малым народам проживающим на севере нашей страны;
- побуждать детей изучать жизнь и быт других народностей проживающих на территории РФ.
Оборудование: Магнитная доска. Картины с изображением чума, яранги, нарт. Силуэты оленя, охотника, рыбы, географическая карта РФ, Маленькие мячи жёлтого и красного цвета, 2 корзины.
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение чукотской писательницы А. Кымытваль «На коньках по океану»
На коньках по океану
Мы катаемся зимой,
Если только нет бурана
И не гонят нас домой.
Ни фонариков весёлых,
Ни скамеек на катке…
В синей дымке ледоколы
Проплывают вдалеке.
Но зато для детворы
Светят с берега костры:
Это деды ждут внучат,
Курят трубки и молчат.
Ребята, как вы думаете, о каком крае идёт речь в стихотворении? Где живут эти ребята, что могут кататься на коньках по океану? (Ответы детей)
- Конечно, там, где холодно так, что замерзает, даже океан. На крайнем Севере. А, что за океан вы догадались? (ответы детей) Верно, ребята, Северный Ледовитый океан, омывает эти края. (воспитатель показывает на карте)
- На всей этой территории простирается тундра. Проживает там много разных северных народностей. Ханты, манси, эвенки, ненцы, чукчи, долганы, коряки, эскимосы. Но их по какой – то причине называют малыми народами.
- Ребята, а вы не догадываетесь почему? (ответы детей)
- Конечно, потому численность этих народов очень маленькая. В одном только нашем городе проживает миллион человек, а этих народов всех вместе всего 300 тысяч. На территории нашего Красноярского края проживают эвенки.
- Ребята, сейчас предлагаю вам отгадать загадки, и узнать что- то интересное.
Шкуры, жерди. Строим дом.
Помогают все кругом.
Применив смекалку, ум
В тундре возвели мы. (чум)
На Чукотке у народов северного ранга
Домом называется круглая. (яранга)
Эскимосский дом, нора.
И пока кругом пурга
Ни за что я не покину
Этот снежный тёплый. (иглу)
После каждого отгаданного названия воспитатель показывает изображение соответствующего жилища. (чум, яранга, иглу).
Ребята, в таких жилищах проживают народы севера.
Например, эскимосы живут в снежных домах – иглу. Они строят их из снежных блоков в форме полусферы. Затем внутрь помещают жировую лампу, снег начинает подтаивать, и вся поверхность стен покрывается крепким льдом. Остаётся только развесить шкуры и можно жить.
- Эвенки, ненцы живут в чумах из жердей, покрытых оленьими шкурами и берестой. Посреди чума разжигается костёр, для приготовления пищи и обогрева, дым от костра выходит, через специальное отверстие в центре чума. Но, когда огонь гаснет, в чуме становится очень холодно, поэтому в чумах спят одетыми, либо в тёплых меховых мешках.
- Яранга национальное жилище народов Чукотки – коряков, юкагиров, чукчей и имеет некоторое сходство с чумом. Но яранга делится на две зоны – холодную у входа и тёплую, за пологом из оленьих шкур. В тёплой спят и готовят еду, она освещается жировой лампой. А в холодной зоне, у входа, хранятся вещи, припасы, заготовки на зиму.
- Давайте немного разомнёмся.
Динамическая пауза «В тундре»
Тундра, тундра, низкий лес. (Рывки согнутыми в локтях руками, затем руки на поясе наклоны в стороны)
Снег до самых, до небес! (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)
Правит нартами каюр,(вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Мчит в ярангу он свою. ( вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Нарты полные добра, (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)
Будет рада детвора! (прямые руки вверху, быстрые вращения кистями рук)
- Все северные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Это значит, что они не живут на одном месте, а постоянно передвигаются. И помогают им в этом, в первую очередь, олени и собаки. Их запрягают в лёгкие сани – нарты, таким образом они перевозят разобранные жилища и вещи своих хозяев. Управляет такой упряжкой – каюр. А делает он это при помощи длинного шеста – хорея. (воспитатель вывешивает изображение каюра управляющего упряжкой)
- Чем же занимаются народы Севера? Кто мне подскажет? (ответы детей).
- Верно ребята среди северных народов есть и охотники, и рыболовы и оленеводы. (после соответствующего ответа, воспитатель вывешивает изображение на доску (олень, охотник, рыба)
- Одни народы разводят большие стада оленей для торговли, а также для получения мяса, молока, шкур.
- Другие – охотятся на песца, медведя, моржа, а оленей используют как транспорт. Олени очень быстро бегают, не проваливаются в снегу.
- Третьи, отличные рыболовы – они ловят такую рыбу как нельму, белорыбицу, а также, щуку, карася, язя.
- Охотой и рыболовством в основном занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды: морошку, голубику, бруснику, клюкву и разные съедобные травы: дикий щавель и лук, молодые листочки карликовой ивы.
- Ребята, а давайте немного поиграем. Для этого нужно разделиться на две команды. Представьте себе, что вы очутились на севере, а родители вас отправили собирать ягоды, одних – морошку, других- бруснику.
Игра :«Увезу тебя я в тундру»
- На полу рассыпаны шарики (ягоды, стоят две корзины.
Задание: Чья команда быстрее соберет шарики (ягоды). Одна команда собирает красные (брусника, другая желтые (морошка).
- Молодцы ребята. А давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? Что вас поразило особенно?
(ответы детей)
- Ребята, наше занятие подошло к концу, а мы с вами продолжим изучать жизнь северных народов на других занятиях.
+❤ В Мои закладки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".
Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Молочные продукты"
В данном занятии детям дается представление о том, какую роль играют молоко и молочные продукты в нашей жизни. Как они влияют на состояние здоровья человека. Формируют основы здорового образа жизни....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Во саду ли во городе"
В данном занятии детям даётся представление о том, какую роль играют в нашей жизни овощи и фрукты....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему «Знакомство с животными севера и жарких стран»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлениюс окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему«Знакомство с животными севера и жарких стран»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".
Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны (металл, резин...