Конспект непосредственной образовательной деятельности по Ознакомлению с окружающим миром «Малые народы Севера»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Атаманова Светлана Алексеевна

Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности. Воспитывать уважение к малым народам Севера нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_malye_narody_severa.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27 общеразвивающего вида»

  (МБДОУ № 27)

ул. 60 лет Октября, 47 «б», г. Красноярск, 660078, тел.8 (391) 261-76-55,

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

«МАЛЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА»

для детей подготовительной группы

                         Составитель:      воспитатель

                                                       Атаманова Светлана Алексеевна

г. Красноярск

2023 г.

Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности.

Задачи:

- развивать любознательность и интерес к особенностям жизни народов Севера;

- воспитывать уважение к малым народам проживающим на севере нашей страны;

- побуждать детей изучать жизнь и быт других народностей проживающих на территории РФ.

Оборудование: Магнитная доска. Картины с изображением чума, яранги,  нарт. Силуэты оленя, охотника, рыбы, географическая карта РФ, Маленькие мячи жёлтого и красного цвета, 2 корзины.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение чукотской писательницы А. Кымытваль «На коньках по океану»

На коньках по океану

Мы катаемся зимой,

Если только нет бурана

И не гонят нас домой.

Ни фонариков весёлых,

Ни скамеек на катке…

В синей дымке ледоколы

Проплывают вдалеке.

Но зато для детворы

Светят с берега костры:

Это деды ждут внучат,

Курят трубки и молчат.

Ребята, как вы думаете, о каком крае идёт речь в стихотворении? Где живут эти ребята, что могут кататься на коньках по океану? (Ответы детей)

- Конечно, там, где холодно так, что замерзает, даже океан. На крайнем Севере. А, что за океан вы догадались? (ответы детей) Верно, ребята, Северный Ледовитый океан, омывает эти края. (воспитатель показывает на карте)

- На всей этой территории простирается тундра. Проживает там много разных северных народностей.   Ханты, манси, эвенки, ненцы, чукчи, долганы, коряки, эскимосы. Но их по какой – то причине называют малыми народами.

- Ребята, а вы не догадываетесь почему? (ответы детей)

- Конечно, потому численность этих народов очень маленькая. В одном только нашем городе проживает миллион человек, а этих народов всех вместе всего 300 тысяч. На территории нашего Красноярского края проживают эвенки.

- Ребята, сейчас предлагаю вам отгадать загадки, и узнать что- то интересное.

Шкуры, жерди. Строим дом.

Помогают все кругом.

Применив смекалку, ум

В тундре возвели мы. (чум)

На Чукотке у народов северного ранга

Домом называется круглая. (яранга)

Эскимосский дом, нора.

И пока кругом пурга

Ни за что я не покину

Этот снежный тёплый. (иглу)

После каждого отгаданного названия воспитатель показывает изображение соответствующего жилища. (чум, яранга, иглу).

Ребята, в таких жилищах проживают народы севера.

Например, эскимосы живут в снежных домах – иглу. Они строят их из снежных блоков в форме полусферы. Затем внутрь помещают жировую лампу, снег начинает подтаивать, и вся поверхность стен покрывается крепким льдом. Остаётся только развесить шкуры и можно жить.

- Эвенки, ненцы живут в чумах из жердей, покрытых оленьими шкурами и берестой. Посреди чума разжигается костёр, для приготовления пищи и обогрева, дым от костра выходит, через специальное отверстие в центре чума. Но, когда огонь гаснет, в чуме становится очень холодно, поэтому в чумах спят одетыми, либо в тёплых меховых мешках.

- Яранга национальное жилище народов Чукотки – коряков, юкагиров, чукчей и имеет некоторое сходство с чумом. Но яранга делится на две зоны – холодную у входа и тёплую, за пологом из оленьих шкур. В тёплой спят и готовят еду, она освещается жировой лампой. А в холодной зоне, у входа, хранятся вещи, припасы, заготовки на зиму.

- Давайте немного разомнёмся.

Динамическая пауза «В тундре»

Тундра, тундра, низкий лес. (Рывки согнутыми в локтях руками, затем руки на поясе наклоны в стороны)

Снег до самых, до небес! (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)

Правит нартами каюр,(вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)

Мчит в ярангу он свою. ( вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)

Нарты полные добра, (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)

Будет рада детвора! (прямые руки вверху, быстрые вращения кистями рук)

- Все северные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Это значит, что они не живут на одном месте, а постоянно передвигаются. И помогают им в этом, в первую очередь, олени и собаки. Их запрягают в лёгкие сани – нарты, таким образом они перевозят разобранные жилища и вещи своих хозяев. Управляет такой упряжкой – каюр. А делает он это при помощи длинного шеста – хорея. (воспитатель вывешивает изображение каюра управляющего упряжкой)

- Чем же занимаются народы Севера? Кто мне подскажет? (ответы детей).

- Верно ребята среди северных народов есть и охотники, и рыболовы и оленеводы. (после соответствующего ответа, воспитатель вывешивает изображение на доску (олень, охотник, рыба)

- Одни народы разводят большие стада оленей для торговли, а также для получения мяса, молока, шкур.

- Другие – охотятся на песца, медведя, моржа, а оленей используют как транспорт. Олени очень быстро бегают, не проваливаются в снегу.

- Третьи, отличные рыболовы – они ловят такую рыбу как нельму, белорыбицу, а также, щуку, карася, язя.

- Охотой и рыболовством в основном занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды: морошку, голубику, бруснику, клюкву и разные съедобные травы: дикий щавель и лук, молодые листочки карликовой ивы.

- Ребята, а давайте немного поиграем. Для этого нужно разделиться на две команды. Представьте себе, что вы очутились на севере, а родители вас отправили собирать ягоды, одних – морошку, других- бруснику.

Игра :«Увезу тебя я в тундру»

  •  На полу рассыпаны шарики (ягоды, стоят две корзины.

Задание: Чья команда быстрее соберет шарики (ягоды). Одна команда собирает красные (брусника, другая желтые (морошка).

- Молодцы ребята. А давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? Что вас поразило особенно?

(ответы детей)

- Ребята, наше занятие подошло к концу, а мы с вами продолжим изучать жизнь северных народов на других занятиях.

+❤ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Молочные продукты"

В данном занятии детям дается представление о том, какую роль играют молоко и молочные продукты в нашей жизни. Как они влияют на состояние здоровья человека. Формируют основы здорового образа жизни....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Во саду ли во городе"

В данном занятии детям даётся представление о том, какую роль играют в нашей жизни овощи и фрукты....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему «Знакомство с животными севера и жарких стран»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлениюс окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему«Знакомство с животными севера и жарких стран»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".

Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны   (металл, резин...