Конспект занятия "Путешествие к памятнику Л.Н. Толстого"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Сидельник Надежда Григорьевна

-Воспитывать привычки культурного поведения, закрепить правила безопасности дорожного движения в качестве пассажира транспортного средства, правила поведения в общественных местах.
-Обогащать представления детей о достопримечательностях города Подольска. 

-Развивать познавательный интерес, желание знакомиться с достопримечательностями нашего города

- Формировать представление о жизни и деятельности великого русского писателя Л. Н.Толстого;
- Развивать интерес к русской литературе;
- Развивать речь, долговременную память, внимание.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Подольска Комитет по образованию
МБОУ СОШ № 30 дошкольное отделение

Конспект занятия в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие к памятнику Л.Н. Толстого.

История жизни писателя»

Приоритетное направление 
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей
«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Программные задачи:
-Воспитывать привычки культурного поведения, закрепить правила безопасности дорожного движения в качестве пассажира транспортного средства, правила поведения в общественных местах.
-Обогащать представления детей о достопримечательностях города Подольска.

-Развивать познавательный интерес, желание знакомиться с достопримечательностями нашего города
- Формировать представление о жизни и деятельности великого русского писателя Л. Н.Толстого;
- Развивать интерес к русской литературе;
- Развивать речь, долговременную память, внимание.
Развивающая предметно-пространственная среда: Портрет Л.Н.Толстой; книги Л.Н.Толстого  «Косточка», «Котенок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Филиппок», «Рассказы о детях», «Басни и сказки», «Детство». П/игра «Грибники», П/ игра «Золотые ворота», 2 корзины, письмо.

Предварительная словарная работа: «граф», «фортепиано», «гимназия», «университет», «юридические науки», «рубище»,

Содержание.

Воспитатель.

Ребята сегодня нам почтальон принёс письмо.  Давайте его прочтём.

«Здравствуйте ребята! В 2013 году в Подольске открыли памятник русскому писателю Л.Н. Толстому. Бульвар, на котором расположен памятник тоже назван его именем. Название бульвара и установка памятника в честь знаменитого русского писателя-классика были приурочены к 185 годовщине со дня его рождения. Приглашаю, вас посетить это место».

(Скульптор А. Рожников).

Воспитатель обращается к детям и обращает внимание детей на выставку книг Л.Н. Толстого.   

Посмотрите, все эти книги написал Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель. Его произведения читают во многих странах мира. Посмотрите на обложки книг, какие книги вам знакомы? (Ответы детей.) Обложка книги передает нам какой-то эпизод из произведения. О чем рассказывает писатель в своих книгах? (Ответы детей.)

Воспитатель.

Ребята я предлагаю отправиться на бульвар Л.Н. Толстого, вот только на чём мы поедем?

Ответы детей. (самолёт, поезд, автомобиль троллейбус, автобус).

Воспитатель.

Давайте поедем на автобусе. Занимайте места в салоне автобуса.

Ребята во время движения автобуса, нужно сидеть на своих местах, не вставать и не ходить по салону. И пока мы будем ехать мы поговорим о творчестве Л. Н. Толстого.

Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. 

Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Перчатка).

Мы выехали на улицу Кирова. Посмотрите справа мы проезжаем наш знаменитый ледовый дворец «Витязь».  Какими видами спорта занимаются и взрослые, и дети в ледовом дворце? (Ответы детей)

А вот слева памятник Подольским курсантам.  Какой подвиг совершили Подольские курсанты? (Ответы детей)

Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:
Где смелость, там и победа.
Не теряй отвагу, назад ни шагу.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.

 Вот мы приехали к месту назначения. Мы с вами находимся на бульваре

Льва Николаевича Толстого.

D:\Мои документы\Рабочий стол\PQhlov5WFPg.jpg

Биография Льва Толстого тесно перекликается с Подольском. Трижды за свою жизнь Л.Н.Толстой совершал пешие путешествия из Москвы, из своего дома в Хамовниках в Ясную Поляну, посещая множество русских деревень и городов, в том числе и Подольск. 

Давайте подойдём к памятнику поближе и рассмотрим его.  Авторы памятника — Заслуженный художник России, скульптор А. Рожников и архитектор М. Тихомиров. 

D:\Мои документы\Рабочий стол\orig.jfif

Образ, положенный в основу бронзовой скульптуры, — это Л.Н. Толстой идущий. Одет он в рубище (или, иначе, в свою знаменитую толстовку), левая рука у него за поясом, через правую перекинуто пальто, на ногах сапоги (копия той обуви, которую писатель собственноручно сам для себя изготовил). Посмотрите на лицо писателя: его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза о проницательности, широкая борода - как у доброго дедушки.

Давайте познакомимся с жизнью Льва Николаевича. Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Мать знала четыре иностранных языка, играла на фортепиано, рисовала и была мастерица рассказывать сказки.
Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном. 

В семье графа Толстого было пятеро детей: четыре сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и младшая дочь Машенька. Отец занимался хозяйством, воспитанием детей, много читал. Он собирал библиотеку. Мальчики были очень дружны, вместе играли, гуляли, мечтали о счастливой жизни для всех людей. В детстве Л. Н. Толстой вместе с братьями и сёстрами любил собирать грибы.

Давайте ребята, и мы с Вами поиграем в игру: «Грибники» 
Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы. 
Условие: в руки можно брать только 1 гриб. 
Звучит музыка, дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину. 
Музыка затихает, на поляну выходит медведь (начинает реветь), грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника медведь отводит в сторону). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми. 

Воспитатель.    Маленький Лева любил читать произведения А. Пушкина и многие его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у него на всю жизнь. Пушкина он считал своим учителем, когда занялся писательской деятельностью.
Когда Льву было девять лет, умер его отец, и детей на воспитание взяла тетя. Семья Толстого покинула Ясную Поляну.
Родился писатель в деревне Ясная Поляна. Какое название интересное! «Ясная» - что вспоминается при этом слове?                                            

 (Ответы детей: солнце, тепло, ясный день.) Значит, это место и было таким замечательным, если Толстой говорил: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней».
Вопросы воспитателя:
- Где родился Толстой?
- Расскажите о родителях Толстого.
- Сколько братьев и сестер было у Льва Николаевича?
- Какие отношения были между братьями?
- Какая мечта была у братьев?
- Кто был любимым поэтом Толстого?

Воспитатель. Окончив гимназию, Толстой решил продолжить образование, но в университет он поступил только со второго раза, сам серьезно занимаясь подготовкой. Проучившись несколько лет, он ушел из университета, самостоятельно продолжил изучать курс юридических наук. После он вместе с братом Николаем поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ, а затем в Крым. Он командовал артиллеристской батареей на самом опасном участке при обороне города Севастополя. За доблестную службу он был награжден орденом и двумя медалями.
Уволившись из армии он приехал в Ясную Поляну, где прожил почти всю свою жизнь.
В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей, где сам работал учителем. Учебников тогда не было, и Толстой занялся составление «Азбуки», по которой затем учились грамоте многие поколения.
 Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.

Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка. Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям, но и любили играть в разные игры.  

-Приглашаю вас, поиграть в подвижную игру:
«Золотые ворота»

Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться! 
Все играющие хором произносят слова (припевая)

«Золотые ворота, проходите, господа
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.

Воспитатель.

О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы.
Испокон века книга растит человека.
Добро того учить, кто слушает.
Азбука — к мудрости ступенька.
Век живи — век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться — всегда пригодится. 

Первая художественная книга, которую написал Лев Николаевича, называлась «Детство», и рассказывала о детстве мальчика Николеньки. Эта книга была самой любимой у Толстого.
Вопросы воспитателя
- Где учился Толстой?
- Почему он оставил университет?
- Чем он стал заниматься в Ясной Поляне?

Воспитатель. Ребята обратите внимание на постаменте начертаны слова, принадлежащие Льву Толстому: «Человек есть дробь, где числитель — это то, что он из себя представляет, а знаменатель — то, что он о себе думает».

Ну вот ребята мы совершили наше путешествие. Пора отправляться в детский сад. Занимайте места в автобусе. А пока мы будем ехать подведём итог нашему путешествию.

Где мы сегодня с вами были?

Кто такой Л.Н. Толстой?

Где жил Толстой?

Кого учил в своей школе?

Чем его школа была не похожа на другие школы?

Какие произведения Л.Н. Толстого вы знаете?

Почему в Подольске создали памятник писателю?

Кто автор памятника Л.Н.Толстому.

Какие памятники этого автора ещё вы знаете?

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Ясная Поляна- Родина Л.Н.Толстого"

Знакомство детей с родным краем, знаменитыми земляками....

Конспект НОД пересказ рассказа А.Н.Толстого "Зима" в средней группе.

Цель: Учить детей пересказывать текст небольшого рассказа последовательно, близко к тексту....

Конспект НОД " Пересказ рассказа Л. Н. Толстого " Отец и сыновья"

Пересказ расказа Л. Н. Толстого с использованием эксперимента и опорной схемы ( Мнемоцепочка)....

Конспект НОД по произведению Л.Н.Толстого "Пришла весна"

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста, через знакомство с творчеством писателя Л.Н.Толстого. Чтение рассказа Л.Н.Толстого "Пришла весна"...

Экскурсия к памятнику Л.Н.Толстого.

Познакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого....

Пешая экскурсия к памятнику Л.Н. Толстого

Беседа для детей старшего возраста, посвященная дню рождения Л.Н. Толстого, с последующей пешей экскурсией к памятнику писателя....