Пешая экскурсия к памятнику Л.Н. Толстого
материал (старшая группа)

Гончарова Жанна Юрьевна

Беседа для детей старшего возраста, посвященная дню рождения Л.Н. Толстого, с последующей пешей экскурсией к памятнику писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_tolstom.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г.о.Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

(МОУ СОШ № 19)

Пешая экскурсия к памятнику Л.Н. Толстого

Экскурсию

подготовила и провела:

воспитатель I категории

Гончарова Ж.Ю.

Г.о. Подольск – 2021 г

Цель: приобщение детей старшего дошкольного  возраста к миру книжной культуры.

Задачи:

1. Познакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого.

2. Приобщить детей старшего дошкольного возраста к литературным произведениям.

3. Формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.

4. Воспитывать у детей интерес к книге и ее героям.

Предварительная работа:

Почитать дошкольникам сказки, рассказы, басни Льва Николаевича Толстого.

Ход беседы:

         Ребята, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию, и наша экскурсия, будет,  посвящена  удивительному  человеку  и великому  писателю  - Льву  Николаевичу  Толстому, который родился  9 сентября  1828 года, под Тулой в местечке Ясная Поляна.  Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном.

Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая тогда в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.

Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.

Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя.

Русские люди издавна славились  смелостью, храбростью и отвагой.

Лев Толстой дважды ездил заграницу в 1850 и в 1860 годах.

Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.

Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.

Сначала  крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтобы  бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.

В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям. Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.

«Если, писал Л.Н.Толстой, урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».

В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.

На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.

В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей, которая называлась « АЗБУКА». Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.

Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.

Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.

«Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство».

Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные загадки,  игры и забавы. Вот некоторые из них.

Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.

По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)

На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)

Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)

Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)

Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)

У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)

Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)

Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)

Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)

Лев  Николаевич Толстой писал для детей поговорки.

Где цветок, там и медок.

Неизведанный друг, не хорош для услуг.

Другу сколько можно помогай.

Красна птица пером, а человек умом.

Капля мала, а по капле море.

Не бери горсткой, а бери щепоткой.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Лето собирает, зима съедает.

Умей взять, умей и дать.

Сразу всему не научишься.

Ученье свет, не ученье — тьма.

Конец - делу венец.

Произведения для детей, написанные Л.Н.Толстым:

«Лиса и Журавль», «Три Медведя», «Умная галка», «Филипок», «Лев и Собачка», «Липунюшка», «Два товарища».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия к памятникам ВОв "Карта памятников ВОв"

Одним из важных средств  формирования патриотического воспитания детей дошкольного возраста может стать экскурсия, как методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников, сопровож...

Беседа «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»

Правила безопасности во время пеших экскурсий...

Конспект по пешей экскурсии к арт-объекту Матрешкин двор

Целью данного мероприятия является ознакомление детей   с культурными и природными объектами в естественной обстановке, а также расширение представления детей об истории возникновения,...

Экскурсия к памятнику Л.Н.Толстого.

Познакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого....

Беседа Тема: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»

    Беседа  Тема: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»...

История одного памятника. Экскурсия к памятнику «Медсестра и солдат. Госпиталь № 1349»

Цель: создать условия для развития нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление со скульптурными сооружениями.Задачи: продолжать знакомить  детей с историче...