Групповой проект исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я- исследователь- 2024г.
материал по окружающему миру

Алабергенова Лариса Мигнулловна

Участие детей в разновозрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kukly_1.ppt1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34» В рамках конкурса социальных проектов « МЫ ВМЕСТЕ» Номинация «Единая семья» ПРОЕКТ Тема: «Волшебный мир кукол» Выполнил: Лукашевич Нина Анисимкова Анна Руководитель: Руководитель: Алабергенова Лариса Мигнулловна Североуральск 2024г.

Слайд 2

Мотив выбора темы: Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Наша работа посвящена изучению возникновения кукол. .

Слайд 3

Мотив выбора темы: Цель проекта : Изучить когда появились куклы в нашей жизни, разнообразие кукол, как люди использовали и используют кукол? Задачи проекта: 1.Познакомить родителей и детей с историей возникновения куклы. 2.Развивать у детей игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей и особенностей , в рамках реализуемого проекта 3.Развитие социально-личностной сферы дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей на основе традиций наших предков и передачи исторического наследия молодому поколению 4.Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам; Задачи проекта:

Слайд 4

Методы исследования Введение : Как и все дети, я люблю играть! А что за игра без друзей? Я очень люблю играть с куклами. Кукла заменяет мне друга, которая все понимает. Мне интересно играть с куклами. Однажды мне мама купила новую куклу. А от бабушки я узнала, что у нее, была кукла, сделанная из деревянного полена, кукла, сделанная из тряпочек! – и мне стало интересно выяснить у взрослых! Что такое кукла? Когда появились куклы в жизни людей? В какие куклы играли наши мамы, бабушки, прабабушки? На эти вопросы я решила найти ответы и узнать о куклах как можно больше. И поэтому я выбрала эту тему для исследования и назвала ее «Волшебный мир кукол». Гипотеза: Я предположила, что интерес моих друзей к кукле возрастет, если они будут знать историю возникновения кукол, их разнообразие, изготовления кукол своими руками, использование в игре, то дети будут добрей и отзывчивей к друзья и взрослым.

Слайд 5

Содержание: Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид . Затем куклы появляются в Древней Греции и античном Риме. Начиная с 17 века, во всех государствах появляются бродячие артисты – кукольники. В 18 веке дети играли тряпичными безликими куклами, изготовленными из корней деревьев и камней. К концу 19 века открываются фабрики по производству пластмассовых кукол. Считали что куклы, сделанные, своими руками отгоняли злых духов и приносили счастье в дом. В середине 20 века современные дети играют с куклой Барби и Беби Боном. Кукла не рождалась сама, ее создал человек. Кукла является частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе характерные черты народа. В этом главная ценность куклы.

Слайд 6

Куклы наших родителей

Слайд 7

Знакомство и поиск информации Вывод : Куклы появились давно. Люди делали кукол из различных материалов, и использовали их в игре. Считали что куклы, сделанные, своими руками отгоняли злых духов и приносили счастье в дом. Выяснилось при опросе, мои друзья играют современными куклами. Мои друзья не знают какими куклами играли их мамы и бабушки.

Слайд 8

Во время занятий Лариса Михайловна нам рассказала, что давно на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева. По своему назначению куклы делились на три большие группы: Обрядовые, Куклы – обереги, Игровые. Куклы- обереги Вепсская кукла Делалась ребёнку матерью или бабушкой. Имела обереговый смысл. Защищала от сглаза.

Слайд 9

Кукла-пеленашка В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожшие не защищенному крестом чаду. Только после обряда крещения, с которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка .

Слайд 10

Магическая колыбельная кукла Бессоница . Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая: Сонница-бессоница, Не играй моим дитятком, А играй этой куколкой. Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Слайд 11

Берегиня – кукла-домовой. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. Девочки начинали сами делать кукол-берегинь в возрасте двенадцати лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству. Самые лучшие экземпляры складывались в сундук и становились частью приданого девушки. Отдавая дочь замуж, мать обязательно дарила ей берегиню, сделанную своими руками, таким образом благословляя ее на брак. Такие же обереги получали сыновья, которые отправлялись в армию или в дальнюю дорогу.

Слайд 12

Ровно год был отпущен оберегу, который назывался «12 лихорадок» (оберег от болезней.) Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц.

Слайд 13

Игровые куклы

Слайд 14

Дуры – деревянные поделки. Липовое полено раскалывалось на четыре части. Называлось это – “бить баклуши”. Баклуши получались разные. Какая уже, какая – шире. От этого зависела и форма барыни или кавалера – гусара .

Слайд 15

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег.

Слайд 16

Игровая тряпичная кукла. Голову обвязывали нитками, а посередине куклу обязательно подпоясывали: «малышок», как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом . Малышок-голышок

Слайд 17

Солнечный конь «Кот»

Слайд 18

ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ

Слайд 19

Обрядовая многорукая кукла Десятиручка. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

Слайд 20

Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка , но обязательно использовали дерево – тонкий ствол березы. Солома , как и дерево , олицетворяла буйную силу растительности.

Слайд 21

Спиридон-солнцеворот Поворотом колеса может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону. Спиридона делают как куклу-мужчину. И обязательный атрибут - колесо. Смысл Спиридона - существо, поворачивающее Солнце. Т.е. самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней, за наступление зимних дней.

Слайд 22

Наше творчество

Слайд 23

Наше творчество

Слайд 24

Наше творчество Кукла- оберег «Зайчик на пальчик»

Слайд 25

Изготовление кукол в разных национальных костюмах

Слайд 26

Вывод: Работая, над проектом, у нас в группе появился мини – музей. Мы узнали историю возникновения кукол. Научилась изготавливать, различать по видам. Самое главное, что если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, со своим характером, индивидуальную, безопасную.

Слайд 27

Создание авторской куклы

Слайд 28

Создание авторской куклы

Слайд 29

Авторская кукла готова!!

Слайд 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении можно сказать что мы проделали большую работу, и ответили на все вопросы, которые возникли у меня в самом начале моей исследовательской работы. Отвечая на вопросы, я узнала для себя очень, много интересного и полезного. Главное, что сейчас я могу самостоятельно сделать куклу для игры, не просить маму, что бы она мне купила ее в магазине. Знаю, как выбрать в магазине безопасную куклу. Изготовленные куклы своими руками лечат, не приносят вреда, делают детей добрей. Созданные мною куклы доставят радость моим друзьям и взрослым.

Слайд 31

Использованная литература 1. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004. 2. И.Г. Гаврилова. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб «Детство Пресс» 2008г. 3.И.Н. Котова, А.С. Котова . Русские обряды и традиции .Народная Кукла .-СПб: «Паритет» 2008. 4.Е. В.Берестнёва Н. В.Догаева. Кукольный сундучок.- Москва «Белый город» 5.Т.Сысоева Кукольный календарь Каргополь 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты