Проект "Мир кукол"
проект (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Портфолио проекта
«Волшебный мир кукол»
Руководитель проекта
Воспитатель:
Казакова Наталья Владимировна
Участники проекта:
Дети, родители, педагог
старшей группы
У кукол, знаю, точно есть душа
В груди тряпичной сердце бьется
Прижми ее к себе, увидишь, счастье
Из глаз струится, как у малыша.
Продолжительность проекта: краткосрочный ( 2 недели)
Тип проекта: познавательный
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители
Цель проекта: расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста, развитие основных компонентов познавательной деятельности.
Задачи:
- Развивать познавательную активность, умение искать ответы на вопросы, делать предположения
- Обогащать словарный запас детей в процессе знакомства с куклой
- Формировать индивидуальные творческие способности детей
- Развивать языковое чутье, умение сочинять сказки
- Повышать уровень вовлеченности родителей в проектную деятельность группы.
Итоговое мероприятие: досуг
Продукт проекта: создание мини музея тряпичных кукол
Этапы реализации проекта
- Организационный (подготовительный)
- Подготовка информационного и наглядного материала для родителей
- Беседы с детьми,
- Создание буклета «Народная кукла в игровой деятельности современного ребенка»
- Составление плана основного этапа проекта
- Составление плана НОД в соответствии с планом проекта
- Разработка итогового мероприятия
- Основной ( реализация проекта)
- Познавательные беседы «Традиции и обычаи русского народа»
- «Добрые сказки домового» ( домовенок – оберег из соленого теста)
- Презентация «Моя любимая кукла и кукла моей мамы» ( девочки, мамы)
- Выставка детских работ « Наши волшебные руки»
- Творческие задания «Сказка моей куколки»
- Организация дидактических игр «Одень куклу», «Волшебный сундучок»
- Изготовление альбома «Кукольные истории»
- Посещение выставки музея «Кукляндия»
- Создание мини - музея «Тряпичная кукла»
- Заключительный этап
Презентация проекта
Оформление выставки «История куклы»
Проведение досугового мероприятия «Бабушкины посиделки»
Взаимодействие с родителями
- Обьявление о начале проекта
- Рекомендации по ознакомлению с историей возникновения куклы
- Оказание помощи родителям в подборе материалов для успешного проведения проекта
Схема реализации проекта
Познавательно-речевая деятельность:
- Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
- Знакомство с жизнью и бытом предков.
- Просмотр презентации «Русская народная кукла».
- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».
- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».
Художественно-эстетическая деятельность:
- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».
- Занятие «Иголочка и ниточка».
Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).
- Знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).
- Изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»).
Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.
Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
Цель: обучение игровым действиям с куклами.
- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.), игра-драматизация по сказке «Терешечка».
Дидактическая игра «Узнай элемент узора».
Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.
Значение узоров:
Кресты – преграда и отвращение зла, знак закрытости.
Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.
Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.
Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.
Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.
Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.
Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.
Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.
Дидактическая игра «Закончи узор».
Цель: развитие ручного праксиса.
Дидактическая игра «Народные промыслы».
Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.
Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».
Цель: закрепить оттеночные цвета (розовый, оранжевый, салатный, малиновый и др.).
Дидактическая игра «Что из чего».
Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.
- Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,
Физическо-оздоровительная деятельность:
- русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня».
- тренинг: «Боль» (уколол, порезал палец).
Цель: развить умение сопереживать, оказать посильную помощь.
Музыка:
- хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»
- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.
Заключительный этап
Создание мини музея в группе
Итоговое мероприятие «Бабушкины посиделки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей и детей по подготовке к Масленице "Изготовление кукол-масленок"
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.Ма...
Презентация к мастер-классу "Изготовление кукол-масленок"
Презентация наглядно знакомит участников мастер-класса с традициями фольклорого праздника Масленица, технологией изготовления кукол-масленок....
конспект занятий Путешествие в мир кукол
Организация воспитательно-образовательного процесса строящаяся на проектной основе, способствовала эффективному проявлению себя в деятельности всех служб ДОУ. ...
Презентация к занятию "Путешествие в мир кукол"
Культуру России невозможно представить себе без народного творчества, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный...
Педагогический потенциал кукол в воспитании дошкольников
Курсовая работа по педагогике...
Конспект по рисованию на тему: «Ленточки для кукол».
Цель: Учить детей правильно держать кисть и лист бумаги. Продолжать учить проводить прямые горизонтальные линии, вести кисть по ворсу; закрепление знаний красного, синего и жёлтого цветов. Воспитывать...
Проект "История создания кукол кукол, кукла своими руками"
побудить интерес детей и родителей к истории возникновения куклы и созданию куклы своими руками. Содействовать развитию познавательных интересов и способностей....