Проект "Люби и знай свой край"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кравченко Татьяна Михайловна

Воспитание интересов  и любви к малой Родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №5 «Степнячок» 

             

   

   

 

                          Образовательный проект

     

                                  

                                                                                                  воспитатель высшей                    

                                                                                 квалификационной категории

                                                                                         МБДОУ «Детский сад №5              

                                                                                                               «Степнячок»

                                                                                                           Кравченко Т.М.

                                         

                                                 

                                                     Акбулак -2024 г

                        Информационная карта проекта

Название проекта: «Знай и люби свой край!»

Автор проекта: Кравченко Т.М.

Вид проекта: методически-консультативный, образовательный

Продолжительность проекта: 01.04-30.04.2024  

Участники проекта: педагог, дети, родители

Возраст детей: 5-6 лет

       Актуальность, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю,  городу, селу  воспитания основ гражданственности как источника формирования чувств патриотизма и толерантности.

        В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Ценное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования.    

Цель проекта:       

Воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей

дошкольного возраста с родным краем.

Задачи проекта:

Для детей:

- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому,

  детскому саду, улице, селу.

- Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

- Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.

            - Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

            - Познакомить детей с достопримечательностями родного края.

            - Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения  

              малой  Родины.

 Для педагогов:

            - Развивать эмоционально – целостное отношение к родному краю.

            - Расширить представления о родном  селе  и его достопримечательностях.

            - Проанализировать педагогическую и методическую литературу.

            - Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.

Для родителей:

            - Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей и

              родителей;

            - Включиться в совместную деятельность с детьми при создании продукта

              проектной деятельности;

            - Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы

  по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры,  

  традициями, достопримечательностями, памятниками. 

Название итогового мероприятия проекта:   НОД «Мы – с Оренбургской земли!»

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

          - Название, села, города и области.

          - Иметь элементарные представления о жизни, быте, культуре народах области

          - Знать и уметь играть в подвижные игры народностей области.

          - Правила безопасного поведения в природе и на улицах села.

           - Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о

             красной книге.

           - Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде,

            осознавать себя полноправным членом общества.

Для педагогов:

            - Знакомят с именами местных писателей, художников и их произведения;

            - Знают традиции и праздники, которые отмечаются в семье,  в селе;

            - Старинные игры, колядки, забавы, песни, частушки доводят до сознания

               детей.

Для родителей:

             - Родители знают культуру, обычаи и традиции Оренбуржья, привлекают к

                этому внимание детей;

             - Могут назвать ремёсла, которыми владели наши предки и народных

                умельцев в наши дни и помочь запомнить своим детям.

                                         Результаты проекта

Для детей:

              - НОД «Мы - с Оренбургской земли» ссылка на мой мини - сайт:

                 https://nsportal.ru/node/6019357 

              - Посещение историко – краеведческого музея им.И.П.Редько.

                 https://nsportal.ru/node/6019367 

Для педагогов:

  - Оформление фотовыставки – «Родной мой край, навек любимый!»

  - Консультации, информационный стенд;  

  - Дискуссия «Воспитание нравственно - патриотических чувств у  

    дошкольников в семье»;

  - Оформление альбомов “Достопримечательности моего села”,  

   «Редкие растения Оренбургской области», «Советы Мудрого Филина.

    Правила поведения на природе» https://nsportal.ru/node/6023143 

Для родителей:

            - Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках;

            - Повышение педагогической компетентности родителей;

             -Участие родителей в сборе, оформлении краеведческого

              материала для мини-музея «Акбулакская игрушка».

                        Условия реализации и оборудование

- Ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно

  «входить» в целостный образовательный процесс;

- Создание развивающей среды в группе и в детском саду,

  способствующей развитию личности ребенка на основе народной

  культуры, с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского

  быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор,  

  музыка и др);

- Реализация технологии музейной педагогики, дающей возможность

  наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и

  настоящего;

- Осуществление деятельностного подхода в приобщении участников

  воспитательно - образовательного процесса к истории, культуре,

  природе родного края;

- Привлечение детей и родителей к участию в  праздниках, с

  тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей

  радости и веселья. Организация работы с родителями под девизом

  «Знание и любовь к Оренбуржью передаем детям».

                                    Краткое содержание проекта

Этапы проекта

     

 Действия  педагогов

 

Действия детей

Действия членов   семьи и  социальных    

 партнеров

Подготовительный

1.Изучение литературы по данной теме;

2.Подбор художественной литературы, иллюстративного материала;

3.Составление картотеки дидактических игр;

4. Оформление уголка «Оренбуржье – край благословенный»;

5.Подбор материалов для оформления родительского уголка по патриотическо-нравственному воспитанию детей.

1.На основе просмотра мультимедиа об хлебосольном Оренбуржье дети узнают все больше о своем крае; 2.Рассматривая фотографии узнают историю своего села. 3.Слушают литературные произведения, рассматривают альбомы по теме.

1.Помощь родителей в приобретении литературы про Оренбургский край, картин для оформления альбома по теме

2.Музыкальный работник подбирает репертуар музыкальных произведений, песен.

Основной

Заключительный

 

1. Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы;

3.Познакомить с национальностями Оренбургского края, их традициями, культурой.

7.Проведение игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные)

8.Консультации, практические советы, рекомендации, родительские собрания.

9.Совместная

деятельность

родителей и детей.

Сбор краеведческого материала.

10. Организация фотовыставки «Наш посёлок», «Природа родного Оренбуржья»

1.НОД: «Мы - с Оренбургской земли»;

2. Посещение историко – краеведческого музея им.И.П.Редько.

 1. Лепка «Животные и птицы нашего края»

2.Изобразительная деятельность

«Улицы родного села»  

3.Слушание  сказок

Бажова, Аксакова»,

4.Просмотр видеофильмов

5.Слушание музыкальных произведений,

рассматривание репродукций местных художников.

6. Экскурсия в Акбулакский историко – краеведческий музей им. И.П.Редько

1.Активно участвуют в развлечении, в открытом занятии. 2.Изготовление поделок из природного материала совместно с родителями.

3.Учувствуют в создании мини- музея «Акбулакская игрушка».

4.Встречаются с интересными людьми поселка.

1.Помощь в проведении экскурсии;

2.Оформление стенда «История моего села».

Сбор краеведческого материала с участием родителей.

1.Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

2.Участие родителей в организации и проведении экскурсии в музей им.И.П.Редько.

3.Помощь в создании уголка «Акбулакская игрушка» в ДОУ, мини-музея.

4.Привлечение родителей к оформлению наглядного материала.

                         Системная паутинка к занятию

               Познание    

Чтение художественной

литературы

   Речевое развитие

1..Беседа - знакомство

«Оренбургский край мой, ты мне близкий и родной»

2.Выставка–просмотр «Зеленая карта Оренбуржья»

«История возникновения родного села»

3.НОД: «Моё Оренбуржье».

4.Знакомство с творчеством художников Оренбуржья»,

«Народные промыслы»

1.«Наш край в стихах и прозе».

2.Стихи местных  авторов.

3.Чтение сказок Бажова, Аксакова.

1.Знакомство с городами  Оренбургской области.

3.Конкурс пословиц и поговорок;

5.«В гости к

бабушке Арине» (ознакомление с бытом и традициями), «Сундучок

бабушки Арины» (интерес к русскому прикладному искусству, к русским игрушкам, народным промыслам знакомство с названиями народных инструментов)

 Режимные моменты

     Социально-коммуникативное

      Безопасность

1.Рассматривание альбома:

«Путешествие по п. Акбулак»,

«Знакомство с гербом и гимном п. Акбулак»,

рассматривание карты

Оренбургской области

3.Просмотр видео; знакомство с изделиями оренбургских пуховниц»;

1.Дидактические игры по краеведению: 
“Узнай, где я нахожусь?»,  «Собери картинку», «Карта моего села», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

3.Познавательная игра – «Прогулка по лесу»        

1.Формирования основ экологического сознания

2.Выставка – плакат «Каждый должен знать: Как в лесу себя вести, как природу охранять, как самым верным другом ей стать.

        Здоровье

Физическая культура

            Труд

1.Правила безопасного поведения в природе и на улицах посёлка.

1. Спортивные игры на свежем воздухе, совместные с родителями спортивные мероприятия.

1.Изготовление поделок из природного материала «Подарки родному селу», «Моя улица»

       Художественно -эстетическая  деятельность

Музыка

1.Выставка – вернисаж

«Каким я вижу свое село в будущем»,

2.Лепка «Животные и птицы нашего края»

3.Рисование «Подсолнухи» по стихотворению Ю.Белякова «Это Родина моя».

1. Разучивание с детьми хороводов и народных песен, слушание песен о родном крае.

 

                 Список использованной литературы

1.Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое

   пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.

2. Виниградова, Н.А., Микляева, Н.В. Формирование гендерной идентичности.

   Методическое пособие / Н.А.Виниградова, Н.В.Микляева – М.: ТЦ Сфера, 2012. –

   128 с.- ISBN 978-5-9949-0593-7

4.История Оренбуржья. – Учебное пособие/ сост. Л.И.Футорянский – Оренбург:

   Оренбургское книжное издательство, 1996.-351 с.-ISBN 5-88788-007-4

5 В.А.Золотаев. Героические прошлое Родины, как источник и основа национальной

   основы. ВИЖ, № 3, 2000 г.

6.Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного

  возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай свой край родной"

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ.  ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ - КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРОБУДИТЬ В РАСТУЩЕМ ЧЕЛ...

"Люби и знай свой край"

Чувство патриотизма_ это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины.И прививать эти чувства необх...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ «Люби и знай свой край» СТИХОТВОРЕНИЕ.

Мы на Севере живем и расскажем  вам друзья о нём!...

люби и знай свой край родной

Итоговое мероприятие районной экспериментальной площадки МДОУ физкультурно-экологический праздник "Люби и знай свой край родной"...

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...

Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)

Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!»  Актуальность проблемы:    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...