Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Наша родина Россия"
проект по окружающему миру (старшая группа)
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Для детей:
- воспитывать у детей любовь, уважение и привязанность к своей семье, к детскому саду, городу, улице;
- формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности через ознакомление с родной страной и родным краем;
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему России, родного края, города, чувства гордости за свою Родину;
- расширять представления детей об истории, культуре, традициях, быте и людях родного города, края;
- формировать чувство сопричастности: к родному дому, семье, детскому саду, стране; к культурному наследию своего народа; к природе родного края;
- познакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования;
- расширить представления детей о признаках и характеристиках государства;
- поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране,мразвивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства;
Для родителей:
- привлечь родителей к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей;
- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах;
- формировать активную позицию родителей в воспитании гражданина России;
- обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в семье.
Для педагогов:
- педагог демонстрирует детям способы объединения со сверстниками для решения поставленных поисковых задач (обсуждать проблему, договариваться, оказывать помощь в решении поисковых задач, распределять действия, проявлять инициативу в совместном решении задач, формулировать вопросы познавательной направленности и так далее);
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasha_rodina_rossiya.docx | 227.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
детский сад №333 «ТЕРЕМОК»
(МБДОУ д/с № 333)
ПРОЕКТ
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
для детей старшего дошкольного возраста
«НАША РОДИНА-РОССИЯ»
Авторы:
Кулакова О.В
Рудь А.В.
г.Новосибирск,2024г
Вид проекта:
Долгосрочный, групповой.
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Время реализации проекта:
Ноябрь 2023г - май 2024 г
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своѐ будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и еѐ будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное
эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаются им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847) утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Федеральная Образовательная Программа максимально нацелена на базовые ценности российского народа, на развитие патриотизма у дошкольников.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план.
Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. В век техницизма и прагматизма необходимо сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29), – сказано в конвенции о правах ребенка.
Поэтому нравственно-патриотическое воспитание–одна из актуальных и сложных проблем современной педагогики
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного нравственно-патриотического развития ребёнка.
Использование именно проектного метода в работе по воспитанию духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, а также ознакомлению детей к истории родного края позволит развить внутреннюю активность и чуткость ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам; будет способствовать развитию собственной познавательной активности, мышления, воображения, самостоятельности и активности.
Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретут способность сомневаться, критически мыслить.
Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – разовьют у ребенка уверенность в своих силах и стремление к новому поиску знаний.
Коллективные переживания сблизят детей друг с другом и с взрослыми, способствуя улучшению микроклимата в группе и развитию коммуникативных навыков.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Для детей:
- воспитывать у детей любовь, уважение и привязанность к своей семье, к детскому саду, городу, улице;
- формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности через ознакомление с родной страной и родным краем;
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему России, родного края, города, чувства гордости за свою Родину;
- расширять представления детей об истории, культуре, традициях, быте и людях родного города, края;
- формировать чувство сопричастности: к родному дому, семье, детскому саду, стране; к культурному наследию своего народа; к природе родного края;
- познакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования;
- расширить представления детей о признаках и характеристиках государства;
- поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране,мразвивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства;
Для родителей:
- привлечь родителей к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей;
- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах;
- формировать активную позицию родителей в воспитании гражданина России;
- обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в семье.
Для педагогов:
- педагог демонстрирует детям способы объединения со сверстниками для решения поставленных поисковых задач (обсуждать проблему, договариваться, оказывать помощь в решении поисковых задач, распределять действия, проявлять инициативу в совместном решении задач, формулировать вопросы познавательной направленности и так далее);
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- создать условия предметно-развивающей среды для реализации проекта;
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по проекту.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
-Дети старшей группы детского сада
-Родители воспитанников
-Педагоги учреждения
СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ
ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
Необходимо создать условия для реализации поставленных задач:
-создание проблемной ситуации;
-создание условий для проявления инициативности у детей;
-систематизация полученных знаний;
-презентация полученных знаний
-Все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать с педагогами;
-Для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, вводить их в ранг традиционных;
-познавательной основой большинство мероприятий является предметное содержание окружающего мира;
-Большую роль в познавательном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;
-Все объекты познания должны быть представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде);
-Познавательная активность ребенка прямо пропорциональна его реальной активности, так как ребенок познает по принципу «вижу - действую»;
-Огромную роль в развитии познавательной активности играют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни детей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный
- Выбор темы, постановка целей и задач;
- разработка перспективного плана;
- ознакомление родителей воспитанников с содержанием проекта;
- изготовление наглядного материала, подготовка к оформлению центра патриотического воспитания в группе, подбор материала для игр.
2 этап – основной
Цель основного этапа: воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам; воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях; развивать интерес детей к основным достопримечательностям города Новосибирска
3 этап: заключительный. Подведение итогов проекта
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сроки | Содержание | Ответственные |
Ноябрь 2023 г |
о прошлом столицы нашей родины
| Воспитатели Кулакова О.В. Рудь А.В. |
Декабрь 2023 г |
«9 декабря. День героев Отчества»
-Детско-родительский конкурс по Lego-конструированию «Мой город»;
- Дидактическая игра «Как найти дорожку в детский сад?» Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности. Развивать умение ориентироваться в своем микрорайоне. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона. Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете. | Воспитатели Кулакова О.В. Рудь А.В. |
Январь 2024г |
-Ситуации общения с детьми «Где я побывал на зимних каникулах» ; -Пополнение центра патриотического воспитания иллюстрациями, фотографиями, тематическими альбомами о нашей стране и о родном городе
-Творческая мастерская. 27 января: День снятия блокады Ленинграда». Аппликация «Мемориал «Разорванное кольцо». | Воспитатели Кулакова О.В. Рудь А.В. |
Февраль 2024г |
| Воспитатели Кулакова О.В. Рудь А.В |
Март 2024г |
| Воспитатели Кулакова О.В. Рудь А.В |
Апрель 2024г |
-Цикл бесед о космосе : «Что такое космос?», «Первый комонавт», «Планеты Солнечной системы», «Планета Земля», «Как готовят космонавтов к полету в космос?» | Воспитатели Кулакова О.В. Рудь А.В. |
Май 2024г |
«История праздника 1 мая» «Великая Отечественная война» «История праздника 9 мая-Дня Победы», «Кто такие ветераны», «Наша страна в годы войны»
-Дидактическая игра «Какие праздники ты знаешь?» Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. | Воспитатели Кулакова О.В. Рудь А.В. |
Ежедневно в режимных моментах |
| |
Работа с родителями воспитанников |
|
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
У детей:
- у дошкольников сформированы духовно-нравственные качества личности, сформирована гражданская позиция и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему России;
- расширены представления детей об истории, культуре, традициях и людях родной страны и родного города;
- в детском саду созданы условия для проявления патриотических чувств детей;
- развит интерес к русским традициям, народному быту и промыслам России;
- у детей сформировано чувство сопричастности:
-к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
-к культурному наследию своего народа;
-к природе родного края;
- расширены знания детей о содержании государственных праздников и традициях празднования;
У педагогов:
-повышено качество работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей;
-повышен уровень педагогической компетентности в освоении современных технологий;
- обогащен методический, дидактический и наглядный материал в области нравственно- патриотического воспитания;
-расширены знания в области патриотического воспитания
У родителей:
-приобретены знания в области патриотического воспитания;
-произведен обмен опытом семейного воспитания ребенка между родителями;
-повышен уровень компетентности родителей по вопросам воспитания детей;
-сформирована активная позиция в воспитании гражданина России;
ОЦЕНКА РИСКОВ
Риски | Пути преодоления |
Недостаточное наполнение патриотического центра в группе | Обращение с просьбой к родителям помочь с наполнением материалов для патриотического центра в группе |
Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ | Распределение сфер ответственности в работе с родителями между сотрудниками ДОУ, разработка стратегий и тактики привлечения их к образовательному процессу. |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные формы работы как: беседы, тематические презентации, работа в центре патриотического воспитания (создание игр и пособий, макетов), продуктивная деятельность, дидактические и сюжетно- ролевые игры, тематические праздники и развлечения объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою малую Родину и страну.
У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. Дети стали интересоваться прошлым страны, традициями, народными промыслами, бытом прошлого. С удовольствием принимают участие в тематических праздниках и развлечениях, знают памятные даты государственных праздников. Интересуются историей родного края, знают достопримечательности родного города.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых, педагогов и родителей, возможно заложить основу для воспитания маленького патриота: формирования у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений, и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Список литературы:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028.
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград, 2007г.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005.
- Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
- Князева О. Л., Маханева Д. М. Приобщение к истокам Народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., и доп. - СПб.: Детство - Пресс, 1999.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М,: ТЦ Сфера, 2009. (Синяя птица)
- Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». -М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Коломийченко Л.В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра». -М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» выпуски разных лет сценарии праздников, конспекты занятий.
- Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.
- Педагогические знания - родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.
- Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л / Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.
- Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.
- Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. (Детям о самом важном)
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л.А. Кондрыкинской. –М.: ТЦ Сфера, 2005. (Серия «Вместе с детьми»)
- Ресурсы сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «НАША РОДИНА – РОССИЯ».
Цель проекта:формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах, столице, о символах России....
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «НАША РОДИНА – РОССИЯ».
Цель проекта:формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах, столице, о символах России....
Методическая разработка. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина-Россия" в старшей группе.
Воспитывать интерес к истории своей страны, чувство гордости к своей стране; расширять представления о национальной культу...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша родина - Россия» в средней группе «Семицветик»
laquo;Поезжай за моря – океаны,Надо всею землей пролети:Есть на свете различные страны,Но такой, как у нас не найти.Глубоки наши светлые воды,Широка и привольна земля,И гремят, не смолкая, заво...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша родина - Россия» в средней группе «Семицветик»
laquo;Поезжай за моря – океаны,Надо всею землей пролети:Есть на свете различные страны,Но такой, как у нас не найти.Глубоки наши светлые воды,Широка и привольна земля,И гремят, не смолкая, заво...
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Наша родина - Россия» в подготовительной группе «Теремок»
laquo;Поезжай за моря – океаны,Надо всею землей пролети:Есть на свете различные страны,Но такой, как у нас не найти.Глубоки наши светлые воды,Широка и привольна земля,И гремят, не смолкая, заво...
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
В последе время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День российского флага, День единства...