ПРОЕКТ «Профессии наших родителей»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Скрынник Наталья Ивановна

Долгосрочный проект, направленный на создание условий, стимулирующих интерес детей к профессиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г.Рубцовск, проспект Ленина, 29

 тел.: (38557) 9-87-52

e-mail: vasilek.dou@mail.ru

сайт: http://ds14.educrub.ru/

ПРОЕКТ

«Профессии наших родителей»

                                                                                 Руководитель:

                                                                     Скрынник Н.И.- воспитатель

                                                                     высшая квалификационная категория

Актуальность: 

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. 

С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они не достаточно знают о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители? » - дети односложно отвечают: «На работе», «В школе». Не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей.

        Поэтому, очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.

    Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Ознакомление с профессиями родителей способствует дальнейшему вхождению ребёнка в современный мир, приобщению к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие  познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.         

         Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с миром профессий.

Тема проекта: «Профессии наших родителей»

Цель проекта: создание условий, стимулирующих интерес у детей к профессиям.

Задачи проекта:

- учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определённой профессии;

- знакомить детей с художественными произведениями, обогатить словарь детей стихами, пословицами и поговорками по данной теме;

- закреплять полученные знания детей о профессиях, используя подборку дидактических игр и игровых упражнений;

- обогащать словарный запас детей за счет введения в словарь новых названий профессий, действий, которые они выполняют, предметов, и оборудования, которые необходимы  для работы;

- укреплять детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.

Вид проекта: информационно-игровой.

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2023 г. - май 2024 г.)

Участники: воспитанники подготовительной группы №4 «Солнышко», педагоги, родители.

Методы работы:

Организуя работу по знакомству детей с профессиями, используются следующие методы:

  • Наглядные методы и приемы – рассматривание спец. одежды людей разных профессий; рассматривание орудий труда необходимого для качественного выполнения работы; наблюдение за работой людей разных профессий; экскурсии;
  • Словесные методы и приемы – проведение бесед с детьми, проведение совместной деятельности по знакомству с произведениями художественной литературы, разгадывание загадок, изучению пословиц и поговорок раскрывающих данную тему; обучение рассказыванию о профессиях своих родителей;
  • Практические методы – использование дидактических игр; введение детей в сюжетно-ролевую игру, где дети опираются на ранее полученные знания, учатся соответствовать своей социальной роли.

Формы работы:

-организованная непосредственно образовательная деятельность;

-самостоятельная деятельность детей;

-наблюдения за трудом взрослых;

-коммуникативная деятельность;

-чтение художественной литературы;

-художественно-творческая деятельность;

-игровая деятельность;

-моделирование;

-культурно-досуговая деятельность;

-экскурсии и встречи с людьми разных профессий.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев. Включает в себя следующие этапы:

  • Подготовительный этап – сентябрь 2023г.
  • Основной этап - октябрь 2023г.- апрель 2024г.
  • Заключительный этап - май 2024г.

I этап – подготовительный

Цель: анализ состояния проблемы организационно-педагогического

сопровождения, знакомство дошкольников с профессиями взрослых,

выявление и постановка проблемы.

  • Изучить методическую и художественную литературу.
  • Составить план работы над проектом.
  • Определить цель и задачи проекта.
  • Введение детей в проблематику данного проекта.
  • Выявление знаний воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий.
  • Разработать конспекты бесед, экскурсий, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями.
  • Пополните тематических центров для сюжетно ролевых игр.
  • Пополнение книжного центра материалом по данной теме.
  • Привлечение родителей, способных оказать помощь в оформлении игровых зон.

Погружение в проект

На данном этапе был проведен опрос воспитанников группы и анкетирование родителей.

Тест с  детьми о профессиях.

II этап – основной

Цель: разработка комплекса мероприятий для организационно-

методического сопровождения развития личности дошкольников через

знакомство с миром профессий.

Профессия: «ПОВАР»

Работа с детьми

  • Экскурсия на пищеблок детского сада. Цель: формировать представления детей о содержании и структуре труда повара, о характере трудового процесса; воспитывать уважительное отношение к труду.
  • Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»

Цель: познакомить с творчеством русского поэта В. В. Маяковского, подробнее со стихотворением «Кем быть?»

  • Дидактическая  игра «Кому что нужно для работы?»

Цель: продолжать стимулировать познавательную активность детей, помогать запомнить, уметь находить и объяснять для чего нужны те или иные орудия труда.

Работа с родителями

Составление альбома «Любимое блюдо нашей семьи»

Совершенствование предметно-развивающей среды

  • Внести новые игровые элементы: - муляжи фруктов, овощей.

Профессия: «ПОЛИЦЕЙСКИЙ»

Работа с детьми

  • Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Цель: познакомить с правилами поведения в общественном транспорте; воспитывать желание соблюдать эти правила.

  • Чтение художественной литературы

Знакомство с произведением С. Михалкова «Дядя Стёпа».

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о творчестве С. Михалкова. Познакомить с произведением Дядя Стёпа. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

  • Дидактическая игра  «Кто чем занимается» Цель: закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
  • Рисование «Спец.транспорт» Цель: формирование умению передавать в рисунке форму и строение автомобиля с элементами, характерными для транспорта спец. назначения. Закрепление умения пользоваться простым карандашом для создания вспомогательного рисунка; штриховать по заданной инструкции: слева направо, по кругу.

Работа с родителями

  • Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»

Совершенствование предметно-развивающей среды

  • Обогащать уголок по ПДД, изготовить полицейский жезл и пешеходный переход.

Профессия: «ПОЖАРНЫЙ»

Работа с детьми

  • Чтение С.Маршака «Пожар»

Цель: Знакомить детей с художественными произведениями разной тематики. Учить видеть положительные качества персонажей (добрый, смелый). Учить высказывать свое отношение к художественным произведениям.

  • Пальчиковая гимнастика «Профессии»
  • Беседы «Водитель» Цель: продолжать знакомить с профессией,  формировать представления детей о содержании и структуре труда пожарного, о характере трудового процесса.
  • Игра  «Доскажи  словечко»  

Цель: продолжать формировать умение соотносить профессию с родом деятельности человека. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

Работа с родителями

Пригласить родителей принять участие в городском творческом конкурсе «Пожарная ярмарка – 2024г.»

Совершенствование предметно-развивающей среды

Внести настольную игру о профессиях.

Профессия: «ПРОДАВЕЦ»

Работа с детьми

  • Упражнение «Разложи по полкам». 

Цель: побуждать детей повторять слова за воспитателем (названия предметов одежды), меняя темп и громкость, развивать внимание.

  • Просмотр иллюстраций в сопровождении с рассказом воспитателя «Продавец» Цель: продолжать знакомить с профессией, трудовыми действиями.
  • Игры на развитие внимания, мышления: «Четвертый лишний», «Чего не стало»
  • Сюжетно-ролевая игра «Универмаг» Цель: обогащать игровой опыт детей, закреплять правила поведения в общественном месте.

Работа с родителями

Предложить родителям совместно с детьми сходить за покупками в магазин (фотоотчёт)

Совершенствование предметно-развивающей среды

Создать образцы разных видов ткани, для формирования тактильных ощущений.

Профессия: «ВОДИТЕЛЬ»

Работа с детьми

  • Рассматривание картины Чернякова В. «Машинист»

Цель: познакомить детей с профессией машинист.

  • Беседы «Водитель» Цель: продолжать знакомить с профессией, трудовыми действиями.
  • Сюжетно-ролевая игра «Автобус».

Цель: обогащать игровой опыт детей, закреплять правила поведения в общественном транспорте.

  • Аппликация «Троллейбус» Цель:  Закрепление умения создавать образ общественного транспорта– троллейбуса, передавая его характерные признаки.
  • Конструирование «Грузовик» (из спичечных коробков) Цель:   закрепление умения склеивать изделие, состоящее из нескольких частей. 

Работа с родителями

Консультация для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»

Совершенствование предметно-развивающей среды

Внести атрибуты к подвижной игре «Воробышки и автомобиль»

Профессия: «ПАРИКМАХЕР»

Работа с детьми

Экскурсия в салон красоты «Валентино – студия» Цель: расширять представления о работе парикмахера, орудиях труда, рабочем месте; пополнение активного словаря.

  • Беседы «Парикмахер» Цель: продолжать развивать речь детей, формировать умение рассказывать о своих наблюдениях, выделять главное.
  • Игры на развитие внимания, мышления: «Четвертый лишний», «Чего не стало»
  • Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
  • Дидактические игры «Что лишнее», «Кто быстрее соберет»; Цель: учить детей анализировать, сопоставлять, сравнивать убирать лишнее и объяснять, чем руководствовался на основе полученных знаний.

Работа с родителями

  • Предложить родителям посетить парикмахерскую совместно с ребёнком.

Совершенствование предметно-развивающей среды

  • В группе создана развивающая среда, имеется мебель для игры в парикмахерскую, инструменты-игрушки «Парикмахер», фартуки, куклы.
  • Изготовление альбом «Прически»  Цель: развитие творческой инициативы и воображения.

Профессия: «ВРАЧ»

Работа с детьми

  • Экскурсия в медицинский кабинет. Цель: показать детям кабинет медсестры и фельдшера, чем он оборудован. Познакомить с работой медсестры и фельдшера детского сада.
  • Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Познакомить детей с ролью врача, медсестры, регистратора, пациентов, посетителей аптеки, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность. Продавец в аптечном киоске отпускает лекарства по рецепту врача.

  • Беседы «Врач» Цель: продолжать развивать речь детей, формировать умение рассказывать о своих наблюдениях, выделять главное.
  • Дидактическая игра «Помоги  Мурзилке отправиться на вызов к пациенту». Цель: помочь запомнить названия инструментов, необходимых врачу.

Работа с родителями

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Больница»

Совершенствование предметно-развивающей среды

Дополнить игровой центр «Больница» инструментами врачей разных специальностей.

II этап – заключительный

1. Оформление проекта;

2. Создание фотоотчета о проведенных мероприятиях;

5. Создание видеоролика о профессиях родителей.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Дети более глубоко познакомятся с такими профессиями, как:  врач, повар, полицейский, пожарный, водитель,  продавец, парикмахер.  Поймут значение слова «профессия».
  • Повысится качество речи детей через форсированность умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий.
  • Смогут самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
  • Повысится уважительное отношение к родителям, как к представителям разных профессий.

Работа по знакомству детей с профессиями ведётся планомерно и систематично. Для лучшего усвоения темы связывается  изучение нового материала с индивидуальной работой. Также  учитываются основные принципы образования детей дошкольного возраста, психологические и индивидуальные особенности детей.

Форма отчёта: видеоролик о профессиях родителей

Продукты проектной деятельности:

- картотека дид/игр;

- картотека бесед;

- альбом «Прически»;

- консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»

- альбом «Любимое блюдо моей семьи»  

Перспективы развития проекта:

В дальнейшем планирую работу по данной теме, учитывая данные, полученные в результате реализации проекта.

Демонстрация своего опыта работы педагогам ДОУ с целью внедрения проектной деятельности.

Продолжать использовать метод проектной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Продолжать реализацию детско – родительских проектов в своей педагогической деятельности.

Литература:

  1. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. [Текст] Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. / Е. А. Алябьева.  М.: ТЦ Сфера, 2016.  128с.
  2. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Книга 2. [Текст] Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. / Е. А. Алябьева.  М.: ТЦ Сфера, 2016.  128с.
  3. Белоногова,  Г.  Педагогические знания – родителям [Текст] / Г. Белоногова, Л. Хитрова  // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 1. – С. 82-92.
  4. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.  112 с.
  5. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 60-68.
  6. Ковардакова, М. А.  Дошкольник  и  мир  профессий:  Железная  дорога [Текст]: программа  и  методические  рекомендации / М. А. Ковардакова,  И. Ю. Стеклова,  М. Г. Тимиреева,   С. В. Королёва,  И. П. Никитина. – М.:  АРКТИ,  2010.
  7.  Козлова, А. В.  Работа ДОУ с семьей [Текст] / А. В. Козлова,  Р. П. Дешеулина. – М.: Сфера,  2004. – 112 с.
  8.  Меремьянина, О.Р. и др. Методические рекомендации «Становление нравственной культуры дошкольников в процессе ознакомления с профессией родителей – работников железнодорожного транспорта» [Текст] / О. Р. Меремьянина, О. В. Кириченко,  Н. Б. Шулепова. – Барнаул, 2010.
  9.  От рождения до школы. Примерная основная образовательная  программа [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.  368 с.
  10.  Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст]: учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. – Балашов: Изд-во «Николаев»,  2004. – 52 с.      
  11.  Потапова, Т. Е. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет [Текст] /             Т. Е. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  12.  Шорыгина, Т. А. Профессии, какие они? [Текст] / Т. А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и  Д, 2017. – 96 с.
  13.  Маханева, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст]  /        М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М.: Сфера, 2012. – 64 с

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Профессии наших родителей"

Дано примерное планирование совместной проектной деятельности. Указаны цели, задачи, используемые методы и приемы...

Проект: "Профессии наших родителей"

Проект: "Профессии наших родителей"...

педагогический проект "Профессии наших родителей"

проект помогает воспитателю более полно охватить тему. В течении работы по проекту проводится много работы по закреплению знаний о профессиях родителей...

Мини - проект «Профессии наших родителей».

Мини - проект по социально – коммуникативному развитию в подготовительной группе«Профессии наших родителей».Воспитатели: Бродникова Л.В., Васильева Т.В.Актуальность темы:В начале учебного  года, ...

Оразовательный проект "Профессии наших родителей"

Образовательный проект, в котором предтавлены материалы по теме "Профессии наших родителей"http://konkurs-dlya-pedagogov.info/obrazovatelnyj-proekt-professii-nas/Материал размещён:ВКонтакте http://vk....

Информационная карта проекта «Профессии наших родителей».

Актуальность проекта: В старшем дошкольном возрасте  особое значение для полноценного развития детской личности приобретает    дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их...

Проект "Профессии наших родителей"

Проект в подготовительной группе детского сада....