ПРОЕКТ «Профессии наших родителей»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Долгосрочный проект, направленный на создание условий, стимулирующих интерес детей к профессиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
долгосрочный проект для детей подготовительной группы с ОВЗ. | 40.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»
города Рубцовска Алтайского края
658213, г.Рубцовск, проспект Ленина, 29
тел.: (38557) 9-87-52
e-mail: vasilek.dou@mail.ru
сайт: http://ds14.educrub.ru/
ПРОЕКТ
«Профессии наших родителей»
Руководитель:
Скрынник Н.И.- воспитатель
высшая квалификационная категория
Актуальность:
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они не достаточно знают о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители? » - дети односложно отвечают: «На работе», «В школе». Не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей.
Поэтому, очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.
Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Ознакомление с профессиями родителей способствует дальнейшему вхождению ребёнка в современный мир, приобщению к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с миром профессий.
Тема проекта: «Профессии наших родителей»
Цель проекта: создание условий, стимулирующих интерес у детей к профессиям.
Задачи проекта:
- учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определённой профессии;
- знакомить детей с художественными произведениями, обогатить словарь детей стихами, пословицами и поговорками по данной теме;
- закреплять полученные знания детей о профессиях, используя подборку дидактических игр и игровых упражнений;
- обогащать словарный запас детей за счет введения в словарь новых названий профессий, действий, которые они выполняют, предметов, и оборудования, которые необходимы для работы;
- укреплять детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.
Вид проекта: информационно-игровой.
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2023 г. - май 2024 г.)
Участники: воспитанники подготовительной группы №4 «Солнышко», педагоги, родители.
Методы работы:
Организуя работу по знакомству детей с профессиями, используются следующие методы:
- Наглядные методы и приемы – рассматривание спец. одежды людей разных профессий; рассматривание орудий труда необходимого для качественного выполнения работы; наблюдение за работой людей разных профессий; экскурсии;
- Словесные методы и приемы – проведение бесед с детьми, проведение совместной деятельности по знакомству с произведениями художественной литературы, разгадывание загадок, изучению пословиц и поговорок раскрывающих данную тему; обучение рассказыванию о профессиях своих родителей;
- Практические методы – использование дидактических игр; введение детей в сюжетно-ролевую игру, где дети опираются на ранее полученные знания, учатся соответствовать своей социальной роли.
Формы работы:
-организованная непосредственно образовательная деятельность;
-самостоятельная деятельность детей;
-наблюдения за трудом взрослых;
-коммуникативная деятельность;
-чтение художественной литературы;
-художественно-творческая деятельность;
-игровая деятельность;
-моделирование;
-культурно-досуговая деятельность;
-экскурсии и встречи с людьми разных профессий.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев. Включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный этап – сентябрь 2023г.
- Основной этап - октябрь 2023г.- апрель 2024г.
- Заключительный этап - май 2024г.
I этап – подготовительный
Цель: анализ состояния проблемы организационно-педагогического
сопровождения, знакомство дошкольников с профессиями взрослых,
выявление и постановка проблемы.
- Изучить методическую и художественную литературу.
- Составить план работы над проектом.
- Определить цель и задачи проекта.
- Введение детей в проблематику данного проекта.
- Выявление знаний воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий.
- Разработать конспекты бесед, экскурсий, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями.
- Пополните тематических центров для сюжетно ролевых игр.
- Пополнение книжного центра материалом по данной теме.
- Привлечение родителей, способных оказать помощь в оформлении игровых зон.
Погружение в проект
На данном этапе был проведен опрос воспитанников группы и анкетирование родителей.
Тест с детьми о профессиях.
II этап – основной
Цель: разработка комплекса мероприятий для организационно-
методического сопровождения развития личности дошкольников через
знакомство с миром профессий.
Профессия: «ПОВАР»
Работа с детьми
- Экскурсия на пищеблок детского сада. Цель: формировать представления детей о содержании и структуре труда повара, о характере трудового процесса; воспитывать уважительное отношение к труду.
- Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»
Цель: познакомить с творчеством русского поэта В. В. Маяковского, подробнее со стихотворением «Кем быть?»
- Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»
Цель: продолжать стимулировать познавательную активность детей, помогать запомнить, уметь находить и объяснять для чего нужны те или иные орудия труда.
Работа с родителями
Составление альбома «Любимое блюдо нашей семьи»
Совершенствование предметно-развивающей среды
- Внести новые игровые элементы: - муляжи фруктов, овощей.
Профессия: «ПОЛИЦЕЙСКИЙ»
Работа с детьми
- Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
Цель: познакомить с правилами поведения в общественном транспорте; воспитывать желание соблюдать эти правила.
- Чтение художественной литературы
Знакомство с произведением С. Михалкова «Дядя Стёпа».
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о творчестве С. Михалкова. Познакомить с произведением Дядя Стёпа. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.
- Дидактическая игра «Кто чем занимается» Цель: закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
- Рисование «Спец.транспорт» Цель: формирование умению передавать в рисунке форму и строение автомобиля с элементами, характерными для транспорта спец. назначения. Закрепление умения пользоваться простым карандашом для создания вспомогательного рисунка; штриховать по заданной инструкции: слева направо, по кругу.
Работа с родителями
- Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»
Совершенствование предметно-развивающей среды
- Обогащать уголок по ПДД, изготовить полицейский жезл и пешеходный переход.
Профессия: «ПОЖАРНЫЙ»
Работа с детьми
- Чтение С.Маршака «Пожар»
Цель: Знакомить детей с художественными произведениями разной тематики. Учить видеть положительные качества персонажей (добрый, смелый). Учить высказывать свое отношение к художественным произведениям.
- Пальчиковая гимнастика «Профессии»
- Беседы «Водитель» Цель: продолжать знакомить с профессией, формировать представления детей о содержании и структуре труда пожарного, о характере трудового процесса.
- Игра «Доскажи словечко»
Цель: продолжать формировать умение соотносить профессию с родом деятельности человека. Развивать навыки словоизменения, словообразования.
Работа с родителями
Пригласить родителей принять участие в городском творческом конкурсе «Пожарная ярмарка – 2024г.»
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести настольную игру о профессиях.
Профессия: «ПРОДАВЕЦ»
Работа с детьми
- Упражнение «Разложи по полкам».
Цель: побуждать детей повторять слова за воспитателем (названия предметов одежды), меняя темп и громкость, развивать внимание.
- Просмотр иллюстраций в сопровождении с рассказом воспитателя «Продавец» Цель: продолжать знакомить с профессией, трудовыми действиями.
- Игры на развитие внимания, мышления: «Четвертый лишний», «Чего не стало»
- Сюжетно-ролевая игра «Универмаг» Цель: обогащать игровой опыт детей, закреплять правила поведения в общественном месте.
Работа с родителями
Предложить родителям совместно с детьми сходить за покупками в магазин (фотоотчёт)
Совершенствование предметно-развивающей среды
Создать образцы разных видов ткани, для формирования тактильных ощущений.
Профессия: «ВОДИТЕЛЬ»
Работа с детьми
- Рассматривание картины Чернякова В. «Машинист»
Цель: познакомить детей с профессией машинист.
- Беседы «Водитель» Цель: продолжать знакомить с профессией, трудовыми действиями.
- Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
Цель: обогащать игровой опыт детей, закреплять правила поведения в общественном транспорте.
- Аппликация «Троллейбус» Цель: Закрепление умения создавать образ общественного транспорта– троллейбуса, передавая его характерные признаки.
- Конструирование «Грузовик» (из спичечных коробков) Цель: закрепление умения склеивать изделие, состоящее из нескольких частей.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести атрибуты к подвижной игре «Воробышки и автомобиль»
Профессия: «ПАРИКМАХЕР»
Работа с детьми
Экскурсия в салон красоты «Валентино – студия» Цель: расширять представления о работе парикмахера, орудиях труда, рабочем месте; пополнение активного словаря.
- Беседы «Парикмахер» Цель: продолжать развивать речь детей, формировать умение рассказывать о своих наблюдениях, выделять главное.
- Игры на развитие внимания, мышления: «Четвертый лишний», «Чего не стало»
- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
- Дидактические игры «Что лишнее», «Кто быстрее соберет»; Цель: учить детей анализировать, сопоставлять, сравнивать убирать лишнее и объяснять, чем руководствовался на основе полученных знаний.
Работа с родителями
- Предложить родителям посетить парикмахерскую совместно с ребёнком.
Совершенствование предметно-развивающей среды
- В группе создана развивающая среда, имеется мебель для игры в парикмахерскую, инструменты-игрушки «Парикмахер», фартуки, куклы.
- Изготовление альбом «Прически» Цель: развитие творческой инициативы и воображения.
Профессия: «ВРАЧ»
Работа с детьми
- Экскурсия в медицинский кабинет. Цель: показать детям кабинет медсестры и фельдшера, чем он оборудован. Познакомить с работой медсестры и фельдшера детского сада.
- Сюжетно – ролевая игра «Больница»
Познакомить детей с ролью врача, медсестры, регистратора, пациентов, посетителей аптеки, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность. Продавец в аптечном киоске отпускает лекарства по рецепту врача.
- Беседы «Врач» Цель: продолжать развивать речь детей, формировать умение рассказывать о своих наблюдениях, выделять главное.
- Дидактическая игра «Помоги Мурзилке отправиться на вызов к пациенту». Цель: помочь запомнить названия инструментов, необходимых врачу.
Работа с родителями
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Больница»
Совершенствование предметно-развивающей среды
Дополнить игровой центр «Больница» инструментами врачей разных специальностей.
II этап – заключительный
1. Оформление проекта;
2. Создание фотоотчета о проведенных мероприятиях;
5. Создание видеоролика о профессиях родителей.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Дети более глубоко познакомятся с такими профессиями, как: врач, повар, полицейский, пожарный, водитель, продавец, парикмахер. Поймут значение слова «профессия».
- Повысится качество речи детей через форсированность умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий.
- Смогут самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
- Повысится уважительное отношение к родителям, как к представителям разных профессий.
Работа по знакомству детей с профессиями ведётся планомерно и систематично. Для лучшего усвоения темы связывается изучение нового материала с индивидуальной работой. Также учитываются основные принципы образования детей дошкольного возраста, психологические и индивидуальные особенности детей.
Форма отчёта: видеоролик о профессиях родителей
Продукты проектной деятельности:
- картотека дид/игр;
- картотека бесед;
- альбом «Прически»;
- консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»
- альбом «Любимое блюдо моей семьи»
Перспективы развития проекта:
В дальнейшем планирую работу по данной теме, учитывая данные, полученные в результате реализации проекта.
Демонстрация своего опыта работы педагогам ДОУ с целью внедрения проектной деятельности.
Продолжать использовать метод проектной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Продолжать реализацию детско – родительских проектов в своей педагогической деятельности.
Литература:
- Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. [Текст] Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128с.
- Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Книга 2. [Текст] Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128с.
- Белоногова, Г. Педагогические знания – родителям [Текст] / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 1. – С. 82-92.
- Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 112 с.
- Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 60-68.
- Ковардакова, М. А. Дошкольник и мир профессий: Железная дорога [Текст]: программа и методические рекомендации / М. А. Ковардакова, И. Ю. Стеклова, М. Г. Тимиреева, С. В. Королёва, И. П. Никитина. – М.: АРКТИ, 2010.
- Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М.: Сфера, 2004. – 112 с.
- Меремьянина, О.Р. и др. Методические рекомендации «Становление нравственной культуры дошкольников в процессе ознакомления с профессией родителей – работников железнодорожного транспорта» [Текст] / О. Р. Меремьянина, О. В. Кириченко, Н. Б. Шулепова. – Барнаул, 2010.
- От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
- Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст]: учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
- Потапова, Т. Е. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет [Текст] / Т. Е. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Шорыгина, Т. А. Профессии, какие они? [Текст] / Т. А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2017. – 96 с.
- Маханева, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст] / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М.: Сфера, 2012. – 64 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Профессии наших родителей"
Дано примерное планирование совместной проектной деятельности. Указаны цели, задачи, используемые методы и приемы...
Проект: "Профессии наших родителей"
Проект: "Профессии наших родителей"...
педагогический проект "Профессии наших родителей"
проект помогает воспитателю более полно охватить тему. В течении работы по проекту проводится много работы по закреплению знаний о профессиях родителей...
Мини - проект «Профессии наших родителей».
Мини - проект по социально – коммуникативному развитию в подготовительной группе«Профессии наших родителей».Воспитатели: Бродникова Л.В., Васильева Т.В.Актуальность темы:В начале учебного года, ...
Оразовательный проект "Профессии наших родителей"
Образовательный проект, в котором предтавлены материалы по теме "Профессии наших родителей"http://konkurs-dlya-pedagogov.info/obrazovatelnyj-proekt-professii-nas/Материал размещён:ВКонтакте http://vk....
Информационная карта проекта «Профессии наших родителей».
Актуальность проекта: В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их...
Проект "Профессии наших родителей"
Проект в подготовительной группе детского сада....