Почему земля кормит?
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии
в подготовительной к школе группе
Тема: «Почему земля кормит»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.
Цель: познакомить детей с почвой.
Программное содержание: познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: комочки сухой почвы, колба с водой, палочки, лупы, свечка, стеклышко, ложка, таблица “Почва”.
Планируемые результаты: у детей сформированы представления о составе почвы.
Структура занятия
I | Вводная часть | Загадка | 2 мин |
II | Основная часть | 25 мин | |
1 | Сказка | «Волшебная кладовая» | 4 мин |
2 | Беседа | «Почва»» | 5 мин |
3 | Физкультминутка | 3 мин | |
4 | Опыты | 8 мин | |
5 | Кроссворд | «Состав почвы» | 5 мин |
III | Заключительная часть |
| 3 мин |
Длительность 30 минут
Ход занятия
- Вводная часть
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут -
Я все терплю
И всем добром плачу.
-Что это? (Земля.)
- О чём же мы будем сегодня говорить? (О земле, о почве.)
II. Основная часть
1. Сказка «Волшебная кладовая»
- Послушайте сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей?
«Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.
Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».
- Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)
- А кого ещё кормит наша земля? (Насекомых птиц, зверей.)
- Чем радует нас земля? (Зелёной травой, душистыми цветами, вкусной ягодой.)
2. Беседа «Почва»
-Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения? (Почва.)
- А что такое почва?
- Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины. Как называется такая почва? (Глинистая.)
- А если почва богата перегноем, её называют чернозёмом. Она чёрного цвета.
- Давайте рассмотрим таблицу “Почва в разрезе”.
- Сколько слоёв почвы вы видите на таблице? (Четыре.)
- Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.)
- Это плодородный слой земли. А какого цвета второй слой? (Жёлтого.)
- Как вы думаете, что это? (Песок.)
- А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода.)
- Верно, это изображение подземных вод.
- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Оранжевым, рыжим.)
- А что ещё вы видите на таблице? (Там еще изображены те, кто в земле живут: червяки, кроты, жуки.)
-А сейчас мы отправимся в путешествие в подземное царство.
3. Физкультминутка
Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.
А теперь будем червячками.
Под землей червяк ползет,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.
Слова стихотворения сопровождаются движениями.
4. Опыты
- Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Почва, земля.)
- Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.
Опыт № 1. В почве живут микробы
- Давайте положим на лист бумаги немного почвы, рассмотрим и определим цвет и запах.
Дети растирают комочки земли, находят остатки растений.
- В почве живут микробы, они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни.
Опыт № 2.
- Размешаем почву в стакане с водой.
Через некоторое время дети увидят, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
- Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
Опыт № 3. В земле есть воздух
- Как вы думаете, воздух в земле есть или нет?
- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьму в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опущу его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)
- Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы.)
- Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
Опыт № 4. Есть ли в почве вода?
- Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?
- Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта. В чистую сухую ложку я положила кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой? (Она согревается.)
- Теперь накрою ложку чистым сухим стеклышком.
Через некоторое время показываю стеклышко детям.
- Что произошло со стеклышком? (На стекле появились капельки воды.)
- Сделайте вывод: есть вода в почве или нет? (В почве есть вода.)
5. Кроссворд «Состав почвы»
- А теперь нас ждет кроссворд, который называется «Состав почвы» и догадайтесь, какое ключевое слово спрятано.
- Что не имеет формы, вкуса, запаха. Цвета? Что в руках не удержать, а в решете не унести? (Вода)
- Верхний плодородный слой земли, состоящий из перегнивший остатков растений и животных. (Почва)
- Белая как сахар, но совсем не сладкая. (Соль)
- Он желтый и сыпучий, на дворе насыпан кучей. (Песок)
- Он есть повсюду: и вводе, и в земле, и вокруг нас. (Воздух)
- Догадайтесь, какое ключевое слово спрятано в кроссворде? (Перегной.)
III. Заключительная часть
- Что узнали о почве?
- Какие свойства почвы знаете?
- Почему её называют кормилицей?
- Как образуется почва?
- Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия с детьми средней группы. Тема: « Почему землю называют родной?»
В конспекте решаются задачи познавательного характера, чтобы способствовать развитию детей к определению задач на основе поставленной проблемы....
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
План-конспект ОД "Почему земля кормит" в подготовительной группе
Занятие направлено на знакомство детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира, на формирование у ...
проект "Почему Земля круглая"
план проекта для старшей группы на тему "Почему Земля круглая?"...
Проект «Почему земля круглая» для детей старшего возраста
План проекта для старшей группы на тему "Почему Земля круглая?"...
Конспект НОД по экспериментальной деятельности "Почему Земля кормит"
Конспект НОД по экспериментальной деятельности "Почему Земля кормит"...