План- конспект открытого мероприятия «День чудес /опытов и экспериментов/»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кармилицина Антонина Николаевна

Актуальность метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста заключается в том, что он:

  1. Даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

  2. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

  3. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

  4. Развитие исследовательских способностей ребёнка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект открытого мероприятия

 «День чудес /опытов и экспериментов/»


Цели и задачи: 

привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование;

познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес. 
Оборудование и материалы:

 

емкости и сосуды разной формы и размера,

банки, стаканы большие и маленькие

чайник с горячей водой,

бутылки с отверстиями на дне,

карандаши

картон

мандорины

соль

виноград

газированная вода

полиэтеленовый пакет

соломинки для коктейля.

Ход :

В группе оборудована минилаборатория.

Дети вы пришли в лабораторию.

Лаборатории бывают разные и медицинские и школьные и научные. Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты,

И где ученые хотят разгадать загадки природы.

 А, вы любите экспериментировать?

-Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные опыты с водой и воздухом.

Кто работает в лаборатории: лаборанты, которые помогают старшим научным сотрудникам. /выбираем помощника/

-Разрешите мне быть ведущим научным сотрудником лаборатории и по совместительству  волшебником (я буду руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов, проводит самые сложные опыты).

-А вы все будете младшими научными сотрудниками

-А ещё нам нужны исследователи (они помогают лаборантам, готовят инструментарий для опытов, убирают его на место, помогают фиксировать результаты опытов).

Отправляемся в научную лабораторию, на наши рабочие места.

-Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности: 

нельзя позволять детям проводить опыты самостоятельно, без присутствия взрослых

  трогать без позволения любой предмет или вещества, которые были приготовлены для эксперимента , нельзя баловаться во время проведения таких занятий – крутится, прыгать и бегать по помещению.

«Пластиковая бутылка с отверстием на дне»

Проводим эксперимент. На дне пластиковой бутылки сделаем отверстие. Зажмем отверстие пальцем и нальем в бутылку воды, закроем горлышко крышкой. Осторожно отпустим палец. Откроем осторожно крышку.

 Объясняем Вода из бутылки с закрученной пробкой выливаться не будет, потому что на нее действует только внутреннее давление в бутылке, а оно мало, для того чтобы выдавить воду. Как только мы откроем крышку, то вода начнет выливаться, так как на воду еще начнет действовать атмосферное давление, а оно уже много больше и способно вытолкнуть воду из отверстия.

 Мандарин тонет в воде или нет?» Воспитатель: Для выяснения истины проведем эксперимент.

Опыт: Возьмем стеклянный сосуд (банку), наполненный водой, и погрузим в него апельсин.

Воспитатель: Что делает апельсин? ( ответы детей).

Затем очищенный от кожуры апельсин тоже поместим в сосуд с водой. Он утонет.

Воспитатель: В чем же тут дело? (мнение детей)

(выясняем, что все дело, вероятно в кожуре апельсина и ее свойствах).

Воспитатель: Давайте рассмотрим кожуру внимательно, и увидим в ней множество дырочек. А сейчас, скажите: для чего надевают людям плавательный жилет, когда они идут плавать? ( ответы детей)

Вывод: Кожура у апельсина – это то же самое, что и жилет для человека. И в дырочках его кожуры находится воздух как в спасательном жилете.

Воспитатель: Что мы доказали? (что апельсин без кожуры тонет, а в кожуре плавает).

Давление воздуха: видим своими глазами

Что делаем:

Наливаем в стакан заготовленную воду;

Прикрываем его бумагой и, придерживая, быстро переворачиваем вверх дном;

Убираем ладонь и видим, что вода не выливается, потому что на нее и на бумагу действует давление воздуха

Дырявый пакетик

Пластик окружает нас в любом возрасте. Этот эксперимент поможет познакомить ребенка с одним из наиболее распространенных материалов. И понять, что совершенно не важно, есть ли в нем дырки или нет!

Что понадобится: вода, прозрачный пакетик, остро заточенные карандаши.

Что делаем:

Наполнить пакет водой, на первом этапе в нем не должно быть каких-либо дыр;

Аккуратно проткнуть пакет карандашом насквозь, делать это лучше над тазом;

Наблюдаем, как пакет будет удерживать воду.

Сломанный карандаш

Начинаем научное волшебство:

1. Держи карандаш перед собой. Объяви зрителям: "Сейчас я сломаю карандаш, просто опустив его в стакан с водой".
2. Опусти карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды.
3. Держи карандаш в задней части стакана, дальше от зрителей.
4. Поводи карандашом туда-сюда в воде, держа его вертикально. Спроси у зрителей, что они видят.
5. Достань карандаш из воды.

Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. 

Кристаллы

Солевые кристалы растить нужно довольно долго, поэтому для нетерпеливых и очень маленьких детей эксперимент не подойдет. Однако результат стоит любого ожидания, потому что они выглядят невероятно красиво.

Что понадобится: емкость с водой, соль, нитка или проволока.

Что делаем:

Растворите соль в воде и тщательно все размешайте, можно добавить краситель, но это не обязательно;

Возьмите заранее заготовленную нитку или проволоку, поместите их в раствор;

Оставьте все в спокойном затемненном месте и проверяйте, как соль постепенно нарастает на основе.

Сколько времени занимает эксперимент: несколько дней, все зависит от концентрации соли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗ И МАЛЕНЬКАЯ ТЕЛЕЖКА ЧУДЕС Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет

ВОЗ И МАЛЕНЬКАЯ ТЕЛЕЖКА опыты и эксперементы для детей от3 до 7...

План-конспект открытого занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.

План - конспект открытого  занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.Цели: Формиров...

Экспериментирование с песком в первой младшей группе. Конспект занятия «Песок. Свойства песка» опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Опубликовано 20.09.2020 –Янова Ирина Александровна Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспер...

Конспект открытого мероприятия "День открытых дверей в детском саду".

День открытых дверей в детском саду для детей и родителей с мастер-классом....

Конспект развлечения "Путешествие в страну опытов и экспериментов" (Самообразование)

Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности...