Конспект занятия "Путешествие в страну опытов и экспериментов"
план-конспект занятия по окружающему миру

Наприенко Елена Анатольевна

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по опытно-экспериментальной деятельности для детей с ЗПР

«Путешествие в страну опытов и экспериментов»

 (старшая группа от 5 -6 лет)

Воспитатель: Наприенко Елена Анатольевна

Цель: Стимулировать творческий и познавательный потенциал детей через процесс экспериментирования.

   Задачи:

Образовательные задачи:

- Углубить знания детей о свойствах воды.

- Учить рассуждать, анализировать и делать выводы, объясняя наблюдаемые "чудеса" с научной стороны.

- Активировать речевую деятельность детей и расширять их словарный запас.

Развивающие задачи:

- Сформировать навыки проведения простых экспериментов с использованием доступных материалов и предметов.

- Стимулировать познавательную активность детей в процессе экспериментов.

- Развивать любознательность и интерес к изучению окружающего мира, а также улучшать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

- Воспитать у детей навыки безопасного поведения во время экспериментов.

- Формировать умение работать в команде, сотрудничать и уважать мнение других.

- Создать позитивную атмосферу и радостное настроение у детей.

   Оборудование: Столы накрытые клеенками, прозрачные стаканы, сахар, сода, лимонная кислота, моющее средство, штатив с пробирками, пищевые красители, пипетки, баночки с разбавленной акварельной краской, пена для бритья, палочки деревянные, ложки пластмассовые, кисти для рисования, раскраски водные, макет гейзера, сосуд с водой, колонка с музыкой, интерактивная доска, «волшебная палочка», воронка.

Предварительная работа: Просмотр презентации под названием «Зачем нужна вода», чтение художественных произведений, отгадывание загадок на тему «Вода», разучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», проведение бесед, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», изучение развивающего мультфильма «Путешествие капельки», исследование свойств воды, проведение опытов в группе, раскрашивание картинки «Аквариум и его обитатели», рисование радуги, изучение подвижной игры «Капельки и тучка».

Ход занятия

Организационный момент: «Приветствие»

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:  Ребята, вам нравится волшебство? (Ответы детей)

- Знаете, сегодня утром, направляясь в детский сад, я обнаружила вот такую палочку. Мне кажется, она волшебная. Давайте это проверим!

- Хотите стать юными учеными?

- Сейчас я попытаюсь с помощью этой палочки превратить нас в ученых и перенести в секретную лабораторию, где проводятся удивительные эксперименты. Закройте глазки, но есть одно условие — не подглядывайте, пока звучит музыка, глазки не открываем. (Звучит волшебная мелодия, воспитатель быстро переодевается в ученого. Музыка прекращается, дети открывают глаза).

 Воспитатель: Открывайте глаза! Мы переместились в лабораторию. А в какую именно лабораторию, мы узнаем, отгадав загадку:

Её и пьют, её и льют

Всем нужна я!

Кто я такая?... (вода)

Воспитатель: Правильно, это вода! Мы с вами оказались в лаборатории, где проводятся удивительные опыты с водой. Посмотрите, сколько интересных приборов здесь. Вода — одно из самых удивительных веществ на нашей планете. В этой лаборатории мы узнаем, что вода обладает волшебными свойствами.

Теперь приглашаю вас подойти к столам и присесть на стульчики.

Начнем наши исследования, но сперва, давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории:

- Приступать к опыту только после его объяснения.

- Не трогать оборудование и реагенты без разрешения.

- Ничего не брать в рот.

- Во время наших "опытов" быть осторожными, не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать и не пролить.

Воспитатель: Скажите мне, мои юные ученые, какие природные явления связаны с водой?  (Подсказки появляются на экране).

Дети: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман.

Воспитатель: Сегодня мы находимся в волшебной лаборатории, и как настоящие волшебники, можем создать несколько природных явлений прямо здесь!

Опыт №1 «Дождик в стакане воды»

Воспитатель: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем он ближе. ... (дождик и облако). (
На экране появляется изображение дождя и облака).

Дети: Дождик и облако.

- Значит, для того чтобы пошел дождь, нам нужно облако, верно? Но где же нам его достать? У меня есть идея! Давайте, используем обычную пену для бритья. (Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой.)

- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде? (ответы детей).

- Правильно, пена легче воды, поэтому она плавает на поверхности!

Ну, смотрите, теперь у нас в стакане есть облака!

Облака образуются из капелек воды, которые поднимаются в небо благодаря теплому воздуху и превращаются в пар. Мелкие капельки воды, собравшиеся в облаках, остывают, становятся тяжелыми и выпадают на землю, образуя дождь. Так что, можно сказать, что дождь — это вода, которая падает с облаков на землю.

- Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в стакан с облаком (опыт сопровождается шумом дождя).

- Что происходит? (ответы детей).

Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно стакана красивыми струями. Так идет дождь.

Воспитатель: Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте мою загадку.

На минуту в землю врос
Разноцветны чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. ... (радуга). (
На экране появляется изображение радуги).

Дети: Радуга.

Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?

Дети: На небе.

Воспитатель: Когда она появляется?

Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.

Воспитатель: У нас уже был дождь, теперь предлагаю вам создать свою собственную радугу в пробирке, но для начала давайте вспомним из каких цветов состоит радуга, а для этого поиграем в интерактивную игру в которой нужно раскрасить радугу отгадав загадки. https://nsportal.ru/node/6847751 

Воспитатель: Ну что приступаем к созданию радуги, только делать ее будем из четырех цветов!  Сейчас я расскажу как.

Воспитатель просит налить в чистую пробирку окрашенную воду слоями с помощью воронки: синюю, красную, зеленую и желтую. Что происходит? (ответы детей)

Воспитатель: Вода смешивается.

- Не расстраивайтесь мои юные ученые. Сейчас мы с вами при помощи сахара попытаемся сделать радугу. Итак, для нашего волшебства понадобятся: вода, прозрачные стаканчики, сахар, краски, ложечка и пробирка.

Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л., в 4-й – 4 ч. л.

В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 чайные  ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. (обратить внимание детей на плотность полученной жидкости в каждом стакане).

Затем в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски из пробирки, перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

Теперь самое интересное.  Возьмите пипетки и наберите в них содержимое наших стаканчиков. В пробирку начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки пробирки.

В пробирке образуются 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Ребята перемешалась разноцветная вода в пробирке? (ответы детей)

Воспитатель: Цветная вода ложиться слоями, не перемешивается.

- В чем же секрет этого опыта? (Ответы детей)

Воспитатель: В каждом стакане было разное количество сахара. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.

- В каком стакане было меньше всего сахара?

Дети: В красном.

Воспитатель: Жидкость красного цвета содержит меньше всего сахара, значит, имеет наименьшую плотность, поэтому и оказалась на самом верху, а синяя жидкость имела наибольшую плотность (была гуще, поэтому оказалась внизу).

Вывод: Вода имеет вес. Ее можно утяжелить с помощью сахара. Чем больше сахара – тем тяжелее вода.

Воспитатель:  Проводить опыты дело не из лёгких. И поэтому в исследовательских лабораториях  бывают перерывы для отдыха. Предлагаю отдохнуть и поиграть 

Физкультминутка

Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют поклон)
Разноцветный мостик! (Рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны)
Здравствуй, радуга-дуга!  (Вновь выполняют поклон).
Принимай нас в гости. (Идут на месте, подняв руки).
Мы по радуге бегом,
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).
Через радугу-дугу,
Перепрыгнем на бегу (делают четыре прыжка на носках)
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).

Воспитатель: А какой следующий волшебный эксперимент будет, вы догадаетесь после моей загадки.

Где с горы летит огонь,

и дымит со всех сторон,

там опасный хулиган,

вновь проснувшийся… (вулкан) (На экране появляется изображение вулкана).

Я сейчас предлагаю вам устроить водяной вулкан!

- Кратер у меня уже есть, осталось, только его активировать! Приглашаю двух помощников.

Дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, выливает в кратер воду, моющее средство и гейзер извергает шипучий фонтан.

Что происходит? (ответы детей).

Воспитатель: При взаимодействии воды с лимонной кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое «вулкана» вверх.

Воспитатель: Ребята, вы стали настоящими учеными, и вам предстоит разгадать еще одну тайну. Посмотрите у вас на столах стоят баночки с обычной прозрачной водой и лежат картинки.

- Как вы думаете, сможем ли мы, используя воду, сделать картинку цветной? (предположения детей)

- Чтобы расколдовать картинку, мы должны взять волшебную кисточку и произнести волшебные слова: «Вода. Водица, помоги!»

Дети сырой кисточкой проводят по картинке

Воспитатель: Ребята, как интересно! Что произошло с картинками? (ответы детей)

Воспитатель: Да, они стали цветными. Вот, ребята, вода-волшебница помогла вам расколдовать картинки. Как вы думаете, почему картинки стали цветными? (предположения детей).

Воспитатель: Краска изначально была нанесена на листы бумаги, а вода помогла их сделать яркими и красочными.

 Ну, что, ребята, сегодня мы были юными исследователями воды.  Вам понравилось в стране опытов и экспериментов? Теперь вы знаете, какие опыты можно проводить с водой.  На самом деле их очень много, но нам уже  пора возвращаться в детский сад.  Я вам обещаю, что мы побываем здесь еще ни раз.

 Давайте опять закроем глаза, а я возьму «волшебную палочку» и произнесу:

«1,2,3, палочка, в садик нас верни!»  Давайте скажем вместе. Открывайте глазки. Вот мы вернулись в наш садик!

Итог мероприятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами подружились с водой и узнали, что она таит в себе много неизвестного, загадочного и интересного.

- Ребята, скажите, вам понравилось в водной лаборатории? 

Что нового вы узнали? (ответы детей).

Какой эксперимент вам показался интересным больше всего? (ответы детей).

- Кому было сегодня, интересно и весело возьмите  веселую, улыбающуюся капельку, а кому скучно  и грустно возьмите печальную капельку.  (Дети выбирают символы  по настроению).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Опыты и эксперименты "Цветные опыты"

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»

Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...

Детское экспериментирование.Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты

Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Опыты и эксперименты" - "Откуда хлеб пришёл"

Учить анализировать и делать выводы в экспериментальной деятельности....

Выступление на тему «Детское экспериментирование. Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты»

Повышение  профессионального  мастерства молодых педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования....