Конспект занятия "Путешествие в страну опытов и экспериментов"
план-конспект занятия по окружающему миру
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по опытно-экспериментальной деятельности для детей с ЗПР
«Путешествие в страну опытов и экспериментов»
(старшая группа от 5 -6 лет)
Воспитатель: Наприенко Елена Анатольевна
Цель: Стимулировать творческий и познавательный потенциал детей через процесс экспериментирования.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Углубить знания детей о свойствах воды.
- Учить рассуждать, анализировать и делать выводы, объясняя наблюдаемые "чудеса" с научной стороны.
- Активировать речевую деятельность детей и расширять их словарный запас.
Развивающие задачи:
- Сформировать навыки проведения простых экспериментов с использованием доступных материалов и предметов.
- Стимулировать познавательную активность детей в процессе экспериментов.
- Развивать любознательность и интерес к изучению окружающего мира, а также улучшать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи:
- Воспитать у детей навыки безопасного поведения во время экспериментов.
- Формировать умение работать в команде, сотрудничать и уважать мнение других.
- Создать позитивную атмосферу и радостное настроение у детей.
Оборудование: Столы накрытые клеенками, прозрачные стаканы, сахар, сода, лимонная кислота, моющее средство, штатив с пробирками, пищевые красители, пипетки, баночки с разбавленной акварельной краской, пена для бритья, палочки деревянные, ложки пластмассовые, кисти для рисования, раскраски водные, макет гейзера, сосуд с водой, колонка с музыкой, интерактивная доска, «волшебная палочка», воронка.
Предварительная работа: Просмотр презентации под названием «Зачем нужна вода», чтение художественных произведений, отгадывание загадок на тему «Вода», разучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», проведение бесед, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», изучение развивающего мультфильма «Путешествие капельки», исследование свойств воды, проведение опытов в группе, раскрашивание картинки «Аквариум и его обитатели», рисование радуги, изучение подвижной игры «Капельки и тучка».
Ход занятия
Организационный момент: «Приветствие»
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, вам нравится волшебство? (Ответы детей)
- Знаете, сегодня утром, направляясь в детский сад, я обнаружила вот такую палочку. Мне кажется, она волшебная. Давайте это проверим!
- Хотите стать юными учеными?
- Сейчас я попытаюсь с помощью этой палочки превратить нас в ученых и перенести в секретную лабораторию, где проводятся удивительные эксперименты. Закройте глазки, но есть одно условие — не подглядывайте, пока звучит музыка, глазки не открываем. (Звучит волшебная мелодия, воспитатель быстро переодевается в ученого. Музыка прекращается, дети открывают глаза).
Воспитатель: Открывайте глаза! Мы переместились в лабораторию. А в какую именно лабораторию, мы узнаем, отгадав загадку:
Её и пьют, её и льют
Всем нужна я!
Кто я такая?... (вода)
Воспитатель: Правильно, это вода! Мы с вами оказались в лаборатории, где проводятся удивительные опыты с водой. Посмотрите, сколько интересных приборов здесь. Вода — одно из самых удивительных веществ на нашей планете. В этой лаборатории мы узнаем, что вода обладает волшебными свойствами.
Теперь приглашаю вас подойти к столам и присесть на стульчики.
Начнем наши исследования, но сперва, давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории:
- Приступать к опыту только после его объяснения.
- Не трогать оборудование и реагенты без разрешения.
- Ничего не брать в рот.
- Во время наших "опытов" быть осторожными, не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать и не пролить.
Воспитатель: Скажите мне, мои юные ученые, какие природные явления связаны с водой? (Подсказки появляются на экране).
Дети: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман.
Воспитатель: Сегодня мы находимся в волшебной лаборатории, и как настоящие волшебники, можем создать несколько природных явлений прямо здесь!
Опыт №1 «Дождик в стакане воды»
Воспитатель: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем он ближе. ... (дождик и облако). (На экране появляется изображение дождя и облака).
Дети: Дождик и облако.
- Значит, для того чтобы пошел дождь, нам нужно облако, верно? Но где же нам его достать? У меня есть идея! Давайте, используем обычную пену для бритья. (Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой.)
- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде? (ответы детей).
- Правильно, пена легче воды, поэтому она плавает на поверхности!
Ну, смотрите, теперь у нас в стакане есть облака!
Облака образуются из капелек воды, которые поднимаются в небо благодаря теплому воздуху и превращаются в пар. Мелкие капельки воды, собравшиеся в облаках, остывают, становятся тяжелыми и выпадают на землю, образуя дождь. Так что, можно сказать, что дождь — это вода, которая падает с облаков на землю.
- Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в стакан с облаком (опыт сопровождается шумом дождя).
- Что происходит? (ответы детей).
Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно стакана красивыми струями. Так идет дождь.
Воспитатель: Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте мою загадку.
На минуту в землю врос
Разноцветны чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. ... (радуга). (На экране появляется изображение радуги).
Дети: Радуга.
Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?
Дети: На небе.
Воспитатель: Когда она появляется?
Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель: У нас уже был дождь, теперь предлагаю вам создать свою собственную радугу в пробирке, но для начала давайте вспомним из каких цветов состоит радуга, а для этого поиграем в интерактивную игру в которой нужно раскрасить радугу отгадав загадки. https://nsportal.ru/node/6847751
Воспитатель: Ну что приступаем к созданию радуги, только делать ее будем из четырех цветов! Сейчас я расскажу как.
Воспитатель просит налить в чистую пробирку окрашенную воду слоями с помощью воронки: синюю, красную, зеленую и желтую. Что происходит? (ответы детей)
Воспитатель: Вода смешивается.
- Не расстраивайтесь мои юные ученые. Сейчас мы с вами при помощи сахара попытаемся сделать радугу. Итак, для нашего волшебства понадобятся: вода, прозрачные стаканчики, сахар, краски, ложечка и пробирка.
Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л., в 4-й – 4 ч. л.
В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 чайные ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. (обратить внимание детей на плотность полученной жидкости в каждом стакане).
Затем в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски из пробирки, перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
Теперь самое интересное. Возьмите пипетки и наберите в них содержимое наших стаканчиков. В пробирку начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки пробирки.
В пробирке образуются 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Ребята перемешалась разноцветная вода в пробирке? (ответы детей)
Воспитатель: Цветная вода ложиться слоями, не перемешивается.
- В чем же секрет этого опыта? (Ответы детей)
Воспитатель: В каждом стакане было разное количество сахара. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.
- В каком стакане было меньше всего сахара?
Дети: В красном.
Воспитатель: Жидкость красного цвета содержит меньше всего сахара, значит, имеет наименьшую плотность, поэтому и оказалась на самом верху, а синяя жидкость имела наибольшую плотность (была гуще, поэтому оказалась внизу).
Вывод: Вода имеет вес. Ее можно утяжелить с помощью сахара. Чем больше сахара – тем тяжелее вода.
Воспитатель: Проводить опыты дело не из лёгких. И поэтому в исследовательских лабораториях бывают перерывы для отдыха. Предлагаю отдохнуть и поиграть
Физкультминутка
Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют поклон)
Разноцветный мостик! (Рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны)
Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют поклон).
Принимай нас в гости. (Идут на месте, подняв руки).
Мы по радуге бегом,
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).
Через радугу-дугу,
Перепрыгнем на бегу (делают четыре прыжка на носках)
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).
Воспитатель: А какой следующий волшебный эксперимент будет, вы догадаетесь после моей загадки.
Где с горы летит огонь,
и дымит со всех сторон,
там опасный хулиган,
вновь проснувшийся… (вулкан) (На экране появляется изображение вулкана).
Я сейчас предлагаю вам устроить водяной вулкан!
- Кратер у меня уже есть, осталось, только его активировать! Приглашаю двух помощников.
Дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, выливает в кратер воду, моющее средство и гейзер извергает шипучий фонтан.
Что происходит? (ответы детей).
Воспитатель: При взаимодействии воды с лимонной кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое «вулкана» вверх.
Воспитатель: Ребята, вы стали настоящими учеными, и вам предстоит разгадать еще одну тайну. Посмотрите у вас на столах стоят баночки с обычной прозрачной водой и лежат картинки.
- Как вы думаете, сможем ли мы, используя воду, сделать картинку цветной? (предположения детей)
- Чтобы расколдовать картинку, мы должны взять волшебную кисточку и произнести волшебные слова: «Вода. Водица, помоги!»
Дети сырой кисточкой проводят по картинке
Воспитатель: Ребята, как интересно! Что произошло с картинками? (ответы детей)
Воспитатель: Да, они стали цветными. Вот, ребята, вода-волшебница помогла вам расколдовать картинки. Как вы думаете, почему картинки стали цветными? (предположения детей).
Воспитатель: Краска изначально была нанесена на листы бумаги, а вода помогла их сделать яркими и красочными.
Ну, что, ребята, сегодня мы были юными исследователями воды. Вам понравилось в стране опытов и экспериментов? Теперь вы знаете, какие опыты можно проводить с водой. На самом деле их очень много, но нам уже пора возвращаться в детский сад. Я вам обещаю, что мы побываем здесь еще ни раз.
Давайте опять закроем глаза, а я возьму «волшебную палочку» и произнесу:
«1,2,3, палочка, в садик нас верни!» Давайте скажем вместе. Открывайте глазки. Вот мы вернулись в наш садик!
Итог мероприятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами подружились с водой и узнали, что она таит в себе много неизвестного, загадочного и интересного.
- Ребята, скажите, вам понравилось в водной лаборатории?
Что нового вы узнали? (ответы детей).
Какой эксперимент вам показался интересным больше всего? (ответы детей).
- Кому было сегодня, интересно и весело возьмите веселую, улыбающуюся капельку, а кому скучно и грустно возьмите печальную капельку. (Дети выбирают символы по настроению).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Опыты и эксперименты "Цветные опыты"
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"
Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»
Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...

Детское экспериментирование.Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты
Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Опыты и эксперименты" - "Откуда хлеб пришёл"
Учить анализировать и делать выводы в экспериментальной деятельности....
Выступление на тему «Детское экспериментирование. Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты»
Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования....