Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы "Знакомство с Капелькой-капелькой".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

наталья александровна данилина

Конспект занятия познавательно-исследовательского характера с детьми подготовительной к школе группы по знакомству со свойствами воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_danilina.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Конспект

              организованной образовательной деятельности

                для детей старшего дошкольного возраста

              познавательно –исследовательского характера

               по теме «Знакомство с Капелькой-капелькой»

             

                                                                                       

                                                            Выполнила  :

                                                           Воспитатель МБДОУ «Детский сад №111»

                                                           Н. А. Данилина

Цель : содействовать расширению представлений о свойствах воды.

Обучающие  задачи:

        Образовательные: уточнить, обобщить и расширить знания детей о     воде, её свойствах, роли  в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, осадки).  

       Развивающие: развивать навыки проведения  опытов, способствовать развитию речи, мышления, любознательности.

      Воспитательные:  создать условия для воспитания  бережного отношения к воде как основному природному ресурсу. 

Ожидаемы результаты :

- дети рассказывают о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов,  о формах и видах воды;

- могут самостоятельно , опираясь на алгоритм провести опыты с водой;

-у детей сформировано бережное отношение к воде.

Методическое и дидактическое обеспечение :  герой –Капелька-капелька (сделанный из картона персонаж), сундучок,  глобус,  оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, шапочки одноразовые, два стакана, чайные ложки,  стаканы с грязной водой, сахар-рафинад, соль; салфетки (на каждого ребенка), столы, литы бумаги А4, цветные карандаши, конверт для письма, алгоритм проведения опыта по очистке воды.

 Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками;   загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок чистой воды»,  чтение рассказов и стихотворений о воде.

Ход занятия:

    Ι. Вводная часть

Игровая ситуация «Волшебный сундучок»

        Педагог:

- Здравствуйте ребята. (Приветствие детей.) Вы любите сюрпризы? (Ответы детей.) Я сегодня принесла вот такой сундучок. Как вы думаете, что в нём лежит? (Ответы детей.)

- Ребята, сундучок открывается , сюрпризы начинаются… (Пауза. Активизация  слухового внимания детей.)

Отгадайте предмет по загадке:

Он стоит на тонкой ножке.

В кабинете на окошке,

А на нем-то, веришь-нет,

Уместился целый свет! (Дети отгадывают :это глобус).

Педагог

- Молодцы ребята! Загадку отгадали правильно. (Пауза. Одобрение детей.)

А теперь у меня к вам вопрос:

- Как вы думаете, что такое глобус? (Ответы, предположения детей.)

 (Глобус – модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.)

Педагог:  Ребята, вы обратили внимание, что глобус раскрашен разными цветами. Как вы  думаете, что обозначает каждый цвет? (Ответы, предположения детей).

Педагог : Вы совершенно правы, голубым цветов обозначена вода, а желтым  и зеленым суша? Скажите, пожалуйста, в чем на Земле  есть вода? ( Ответы, предположения детей).

Педагог : Правильно, вода в океанах, морях, реках и озерах.

Педагог : А чего больше на Земле: воды или суши? (Ответы детей.)

Педагог:  Действительно, ребята, наша планета на 2/3 состоит из воды. А что вы знаете о воде? В виде чего  бывает вода ? (Дети называют три состояния воды : жидкое, твердое (лед) и пар.)

Педагог : Ребята, скажите, пожалуйста, для  нужна вода?  

Зачем она растениям?  

А животным?

- Как человек использует воду?  (Ответы, предположения детей.)

Педагог:  Ребята, вы слышали,  что вода бывает соленая и она находится в море, океане? Подойдет ли растениям, животным и человеку соленая морская или океаническая вода? (Ответы детей.) А какая нужна вода? (Ответы детей.) Что значит пресная вода? (Ответы детей.)

Педагог : Вы правы, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели.

 Педагог : Ребята, как вы думаете,  люди могут употреблять такую воду? (Ответы детей.)

 Педагог: Правильно ребята,  употреблять такую воду нельзя, поэтому люди используют только пресную воду.

Игровая ситуация « Приход Капельки-капельки ) 

Раздается стук в дверь

Педагог: Кто бы это мог быть? (Пауза, активизация слухового внимания детей).

Капелька- капелька (грустным голосом):

- Добрый день, ребята! Меня зовут Капелька-капелька!

Вы знаете, кто я ? (Ответы детей.)

Всё верно, я капелька воды!

Я живу во всей в воде, которая есть на нашей планете Земля.

Педагог : Капелька – капелька, что случилось, почему ты такая грустная?

Капелька-капелька: Ребята, мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что вода на нашей планете очень загрязнена. Я пришла попросить вас  изучить свойства воды и провести ее фильтрацию,   и как можно скорее отослать на водоочистительные станции нашей планеты письмо с   результаты ваших исследований, чтобы  ученые смогли найти способы очистки воды,  и вода на нашей планете стала бы чище.

Педагог:

- Ребята, проблема, о которой рассказала Капелька-капелька очень серьезная. В настоящее время очень многие водоемы во всем мире загрязняются. Как вы думаете, кто или что их загрязняет? (Ответы, предположения детей.)

Педагог : Ребята, вы хотели бы сегодня  превратиться на время в ученых и провести опыты по исследованию воды, ее свойств, чтобы  помочь Капельке-капельке? (Ответы детей).

Капелька-капелька :  Ребята, нам с вами предстоит серьезная  работа , и перед тем как мы начнем,  я предлагаю   немного отдохнуть.

Физминутка: «Очень всем нужна вода»

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два

Звери из ручья попили

Влево, вправо наклонились

Вместе на носочки встали

Тучку лапками достали

Дождик вдруг полил с утра

За работу нам пора.

Капелька –капелька : Ребята, я приглашаю вас в лабораторию по изучению воды. Подходите, пожалуйста к  лабораторным столам,  надевайте  фартуки и шапочки  и вместе  приступим к ответственному заданию.

       Ι Ι. часть.  Практическая (опытно – экспериментальная).

          (Опыт №1, из которого мы узнаем, имеет ли вода форму).

Педагог : Ребята , как вы думаете , вода имеет форму? (Ответы, предположения детей.) Как мы можем это доказать ? (Ответы, предположения детей). Правильно, нужно перелить воду из стакана в другую емкость и мы увидим, что вода примет форму этой емкости.

Капелька-капелька:  Ребята, скажите, пожалуйста, какой мы можем сделать вывод?  (Ответы, предположения детей.) Вы правы : вывод - вода не имеет формы и принимает форму того сосуда,  в котором   находится.                                                                                                               (  Опыт №2,  из которого мы узнаем, имеет ли вода цвет).

Педагог :  Ребята, я приготовила для вас  2 стакана: с водой и молоком. Положите, пожалуйста в стаканы ложку, что вы заметили ? (Ответы детей).

Капелька-капелька:    Вы правы, в  воде ложка видна, а в молоке нет. Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей.)  Правильно, ребята:  вода – прозрачная жидкость, не имеет цвета.

                   (Опыт №3, из которого мы узнаем, имеет ли вода вкус.)

 Педагог :  Ребята, скажите, пожалуйста, вода имеет вкус и запах? (Ответы, предположения детей.) Вы совершенно правы, вода не имеет вкуса и запаха.

Капелька-капелька:  Ребята, как вы думаете, воде легко придать вкус? (Ответы, предположения детей.) Что для этого нужно сделать ? (Ответы , предположения детей.)  Вы правы, можно попробовать растворить в воде сахар, соль. (Дети растворяют и размешивают). Ребята,  как вы думаете, какой на вкус стала вода?  (Ответы, предположения детей.) Вы хотели бы  попробовать эту воду ? (Ответы детей).

Педагог:  Для опыта воду мы взяли из водопроводного крана, а можно ли пить такую воду? (Ответы детей). Какую воду можно пить? (Ответы детей).

Капелька-капелька : Молодцы, ребята, воду можно пить только отфильтрованную и кипяченую. Ребята,  какой мы можем сделать вывод о вкусе и запахе воды? (Ответы детей.) Правильно, вода не имеет вкуса и запаха, но приобретает вкус и запах веществ, которые растворяют в ней.

         (Опыт № 4 , из которого мы узнаем, как очищают воду.)

Педагог : Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужно очищать, фильтровать воду? (Ответы, предположения детей.) Вы правы, для того, чтобы быть здоровыми можно употреблять только очищенную воду. Мы  с вами можем попробовать фильтровать воду? (Ответы детей.)

Педагог :  Как же мы будем фильтровать воду? Что нам понадобиться?  (Ответы, предположения детей.) Подскажите мне, пожалуйста, как мы будем фильтровать воду?

Капелька-капелька : Ребята, у меня есть алгоритм фильтрации воды, он вам поможет .

(Педагог и дети фильтруют воду, пользуясь алгоритмом.)

Педагог : Сначала мы поставим в чистый стакан воронку. А что  потом? (Ответы, предположения детей.) Поместим в воронку фильтр и медленно и  аккуратно начнем наливать грязную воду из стакана. Ребята, что вы видите? (Ответы детей.). Вода выливается через фильтр и становится чище. Как изменился фильтр?( Стал грязным.) Ребята, а можно ли пить такую воду людям? (Ответы, предположения детей.)  Вы совершенно правы : конечно, нет, на опасна для здоровья  человека.

Капелька-капелька : Ребята, какой мы можем сделать вывод ? (Ответы детей) . Правильно, нужно очищать воду при помощи фильтра.

Педагог : Ребята,  вы помните, о чем нас попросила Капелька-капелька? (Ответы детей.) Она просила нас зарисовать опыты с водой и отправить письмо на водоочистительную станцию. Попробуем это сделать ? (Ответы, предположения детей).

(Педагог предлагает  ребятам  присесть за столы и зарисовать опыты с водой. Затем  предлагает каждому ребенку рассказать , какой опыт он зарисовал, рисунки запечатываются в конверт.)

ΙΙΙ. Заключительная часть

Капелька-капелька : Спасибо большое, ребята, надеюсь , ваше письмо поможет ученым сделать воду на нашей планете чище.

Педагог : Капелька-капелька, спасибо, что ты пришла сегодня к нам в гости. Ты помогла нам с ребятами узнать много интересного о воде.

Ребята,  расскажите, пожалуйста , что интересного мы сегодня с вами узнали? Какими же свойствами обладает вода? (Ответы детей).

Капелька-капелька: Спасибо, ребята, я сегодня отправлю наше письмо на водоочистительную станцию и надеюсь, мы   помогли ученым, и они  изобретут способы очистки рек не только у нас, но и в других реках по всей Земле. Мне было очень интересно вместе с вами, но нам пора прощаться, до свидания!

Педагог и дети прощаются с Капелькой –капелькой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?»

В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети устанавливают путем экспериментирования процесс улавливания звука животными, зависимости размера ушей и жизнедеятельности животных....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Свойства воды»

Интеграция  образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Цель: Совершенствовать представления детей о разнооб...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Молоко и молочные продукты»

Формирование у детей понимания ценности для организма молочных продуктов и желания употреблять их в пищу через исследовательскую деятельность....

Изготовление бумаги в домашних условиях КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Количество детей:13 человекВозраст детей: 5-7 летВиды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.Интегрирование образовательных областей: &laqu...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Вода - растворитель»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....

Конспект познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Электричество и электроприборы»

Конспект познавательно – исследовательской деятельности с детьми  подготовительной группы по теме: «Электричество и электроприборы»...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Польза молочных продуктов»

ЦЕЛЬ: Формирование у детей понимания ценности для организма молочных продуктов и желания употреблять их в пищу через исследовательскую деятельность.Задачи:- Расширить представления детей о молоке и мо...