Конспект по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением по теме: “В мире пластмассы”
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: знакомство детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
Задачи:
Образовательная:
-формировать умение выявлять свойства пластмассы;
Развивающая:
-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования через игры-эксперименты;
-развивать любознательность;
Воспитательная:
-воспитывать бережное отношение к предметам.
Предварительная работа: Д/И “Что из чего?”, “Сортируем мусор”, “Чудесный мешочек”, обучающее видео “Производство пластмассы”, игры-эксперименты “Тонет - не тонет”, “Притягивается - не притягивается”..
Средства реализации: телевизор, аудиозаписи “Звонок фиксика”, земкость с водой, пластиковые стаканчики, палочки, предметы из пластмассы (пирамидки, леечка, конструктор, крышки от бутылок, пуговицы, игрушечная посудка-тарелки, ложки, мозаика, кубики), мяч, Д/и “Сортируем мусор”.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Сюрпризный момент:
Звук звонка по видео связи.
Воспитатель: Ребята, нас вызывают по видео связи! Посмотрим, кто нам звонит?
Ответ детей: Да!
На экране изображение Мультгероя из м/ф “Фиксики” - Нолика.
Нолик: Прием, ребята! Мне нужна ваша помощь! Очень хочу отгадать загадку которую загадала мне Симка, думал, думал, у самого не получается догадаться. Помогите пожалуйста!
Воспитатель: Ребята, поможем Нолику отгадать загадку ?
Ответ детей: да!
Воспитатель:
Такая разноцветная,
С виду я приметная.
Легкая и тонкая,
А на звук не звонкая.
Из меня предметов масса,
А зовусь я …. (Пластмасса)
Ответ детей: Пластмасса!
Нолик: Какое интересное слово, а что такое пластмасса, какая она, ребята, расскажите, пожалуйста!
Воспитатель: Ну что ребята, давайте мы с вами познакомимся с пластмассой поближе и потом расскажем все о ней Нолику!
Как вы думаете что же такое пластмасса?
Ответы детей.
Воспитатель:
Пластмасса – это материал, которого нет в природе. Ученые сумели создать такой материал, такую массу, которая может быть мягкой и принимать любую форму, а застывая, может быть твердой. В настоящее время пластмассу используют во многих отраслях. Пластмасса очень удобный материал для использования. Она очень легка, мягка, удобна и не разбивается. Эту послушную массу и назвали пластмассой.
Ребята, присядем на стульчики, посмотрим что такое лежит у нас на столе.
Стол с пластмассовыми предметами накрыт платком. Дети садятся в полукругом на стулья. Платок снимается.
Воспитатель: Дети, перед вами стол с различными предметами. Скажите, пожалуйста, что это за предметы? Назовите их.
Ответ: Кубики, мозаика, конструктор, леечка, крышки, пуговицы.
Воспитатель: А из чего сделаны эти предметы?
Ответ: Из пластмассы.
Воспитатель: Правильно. А раз они сделаны из пластмассы, то значит они какие?
Ответ: Пластмассовые.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите эти предметы и определите, что в них общего? Чем они отличаются?
Ответ: Все предметы – пластмассовые. Они имеют разную форму, круглую, прямоугольную, треугольную, овальную. Они разного цвета.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Вывод: предметы из пластмассы бывают разного цвета.
А теперь возьмите в руки предметы потрогайте их и скажите, какая пластмасса на ощупь?
Ответ: Гладкая, шершавая.
Вывод: пластмасса бывает гладкая и шершавая.
Воспитатель: А если сжать предмет в руке, но не очень сильно?
Ответ детей: Мягкий.
Вывод: Пластмасса - это мягкий материал.
Воспитатель: Ребята, а попробуйте постучать по предметам палочкой. Что вы выясните для себя?
Ответ детей: Слышен глухой звук.
Вывод: у пластмассовых предметов глухой звук.
Воспитатель: Я положила небольшой предмет в пластмассовый стаканчик и давайте попробуйте определить, что там находится.
Ответ детей: Мы ничего не видим.
Воспитатель: Раз ничего не видно, то что можно сказать о пластмассовом стаканчике?
Ответ детей:Что он непрозрачный.
Вывод: пластмасса, из которой сделан стаканчик, непрозрачная.
На пол падает стакан.
Воспитатель: Ой, стакан упал. Дети, посмотрите с нашим стаканчиком ничего не случилось? Не разбился? Так значит он еще какой?
Ответ детей:Он небьющийся.
Вывод: пластмасса - небьющийся материал.
Воспитатель: Вот сколько свойств у пластмассы, но это еще не все. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Мы вместе поиграем в мячик: (соединяют пальцы рук кольцом)
Я отбиваю, а он скачет. (отбивают воображаемый мяч)
Его мы бросим в потолок, (подбрасывают «мяч» вверх)
А сами сделаем прыжок. (руки на поясе, три прыжка)
Мы мяч ногою поддадим, (удар ногойпо «мячу»)
И, как летит он, поглядим. (руку козырьком, глядят)
И вновь берем мы мячик в руки, (соединяют пальцы рук кольцом)
С мячом не знают дети скуки! (хлопаютв ладоши)
Воспитатель: Отлично, отдохнули! А теперь посмотрите вокруг себя и скажите, какие пластмассовые предметы находятся в группе?
Ответ детей: Машинки, куклы, пирамидка, посуда, утюги, кегли и. т. д.
Воспитатель: Пусть каждый из вас найдет и выберет себе пластмассовый предмет.
Дети находят предметы, берут в руки.
Воспитатель: Теперь можно дальше проводить наши исследования. с помощью чего можно еще изучить свойства пластмассы?
Ответ детей: Вода, утонет или нет.
Воспитатель: Верно, я приготовила вам тазик с водой, давайте к нему подойдём, проверим, а тонет ли пластмасса в воде?
Дети кладут найденные ими предметы в воду и наблюдают тонет-не тонет их предмет.
Ответ детей: не тонет
Воспитатель: Правильно, она не тонет, то значит она какая? Лёгкая или тяжёлая?
Дети: Легкая.
Вывод: пластмасса не тонет, она легкая.
Воспитатель: С помощью воды можно исследовать еще одно свойство пластмассы: зачерпнём водичку стаканчиком и посмотрим проходит ли через пластмасу вода.
Дети берут стаканчики,набирают в него воды и смотрит проходит ли вода.
Ответ детей: Вода держится в стакане.
Воспитатель: Да, ребята, вода не проходит.
Вывод: Пластмасса водонепроницаема.
Воспитатель: Ребята, скажите, какие предметы из пластмассы используют в домашнем хозяйстве ваши родители?
Ответ детей: Вешалки, пуговицы, тазики, прищепки, хлебница.
Воспитатель: Вот такой удивительный материал пластмасса, пластик - используется почти во всех сферах жизни человека, легкий, пластичный, водонепроницаемый, прочный.
Но важно узнать еще об одном свойстве пластмассы, послушайте стихотворение:
Стихотворение о полиэтилене.
Железо, дерево, стекло...
Сейчас повсюду рулит пластик
Скорее, полиэтилен,
Добрался он сейчас до власти.
Лишь только ветер, и вокруг
Пакеты пО небу летают,
Они летят, куда хотят,
И на деревьях оседают.
Бутылки - вовсе не стекло
Пластмасса. Это ведь не бьётся
И может долго прослужить
Любой водицы ведь напьется.
Но не разложится она,
На свалке будет век валяться.
А те, кто рядом с ней живут,
В итоге будут задыхаться.
Железо, дерево, стекло ...
О натуральности забудем.
Но я сказать хочу одно:
"Не мусорьте. Ведь мы же люди!”
Ребята какое свойство пластмассы из стихотворения вы узнали?
Ответ детей: Пластмасса долго разлагается.
Воспитатель: Что важно делать с пластмассой чтобы она не приносила вреда окружающей природе?
Ответ детей: Перерабатывать, сортировать мусор.
Воспитатель: У вас на столах карточки с изображением предметов - мусора, переверните их, и давайте потренируемся сортировать мусор, определите в какой контейнер мы положим металл, пластик, бумагу, пищевые отходы.
Д/И “Сортируем мусор” Дети раскладывают карточки в соответствующие коробочки.
Рефлексия
Звонок от Нолика: Прием ребята! Как ваши успехи?
Воспитатель: Мы с ребятами провели ряд опытов-исследований, понаблюдали и определили свойства пластмассы. А вот какие мы сейчас еще раз вспомним и проговорим. У меня в руке мяч: я сейчас его передаю одному из вас и он называет один из свойств и затем передает другому, он говорит следующее свойство и так передается мяч другим. (гладкая, мягкая, не прозрачная, не бьющая,при стуке друг об друга издаёт глухой звук, водонепроницаемая, легкая,не тонет, не разлагается)
Нолик: Спасибо, друзья! Какие вы умные! Пойду расскажу все Симке.
Воспитатель: вам понравилось сегодняшнее занятие? А что именно вам понравилось? (ответы детей). Ребята, вы сегодня все молодцы. Все старались и активно участвовали в исследованиях свойств пластмассы. Наше занятие с вами закончено. Можете еще поиграть в игру по сортировке мусора или поробовать провести опыт “Тонет - не тонет” с другими предметами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением/социальным и природным миром . Тема: «Дежурство в уголке природы»
Знакомство детей с4-х до 5-ти лет с особенностями дежурства в уголке природы....
Конспект занятия НОД Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением/социальным миром в группе дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет. «23 февраля-день рождения Российской армии»
Дать детям представления об армии, о родах войск, о том, что 23 февраля - день рождения Российской армии....
Конспект Совместной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением социальным и природным миром. Тема: «В гости к хозяйке луга»
Обогатить и закрепить знания детей о насекомых...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением)». Тема: «Дымковская игрушка»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением)». Тема: «Дымковская игрушка»...
Презентация: Познавательное развитие: Ознакомление с предметным окружением и социальным миром Тема: "Моё тело"
Познавательное развитие...
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением и социальным миром) в группе раннего возраста «Кто в домике живет?».
Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, приучать находить и показывать игрушки по названию....
Методическая разработка занятия по образовательной области «Познавательное развитие»: Ознакомление с предметным окружением / развитие познавательно- исследовательской деятельности по теме: «Жили –были овощи»
Использование современных образовательных технологий:Здоровье сберегающая технология: (динамическая пауза (игра с движением); пальчиковая гимнастика; релаксация); использование работоспособности детей...