Конспект Совместной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением социальным и природным миром. Тема: «В гости к хозяйке луга»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Пшегорлинская Ольга Антоновна

Обогатить и закрепить знания детей о насекомых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_hozyayke_luga.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Совместной деятельности

Образовательная область: Познавательное  развитие. Ознакомление с предметным окружением социальным и природным миром.

Тема: «В гости к хозяйке луга»

Группа дошкольного возраста (с 4-ти до 5-ти лет)

Современные образовательные технологии:

  • - здоровьесберегающие технологии,
  • - технологии проблемного обучения
  • - информационно-коммуникативные технологии

Воспитатель: Пшегорлинская Ольга Антоновна

1 квалификационная категория

Цель: обогатить и закрепить знания детей о насекомых.

Образовательные задачи: расширять представления детей о разнообразии насекомых (паук, божья коровка, стрекоза, муравей, пчела, кузнечик, бабочка, о их строении, питании.)

Развивающие задачи: развивать мыслительную активность, внимание, любознательность, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру.

Воспитательные задачи: воспитывать потребность в общение с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию:

ноутбук

цветы для украшения луга

картинки с изображением насекомых

мяч

бумажные божьи коровки по количеству детей.

Ход занятия

Стульчики стоят полукругом. На ковре цветы, под ними спрятаны насекомые: муравей, божья коровка, бабочка, кузнечик, пчела.

Воспитатель заводит детей на "луг".

Воспитатель: Ребята, осмотритесь вокруг, как вы думаете, куда я вас привела?

Дети отвечают свои варианты.

Воспитатель: А точнее узнать, что это за место вам поможет ответ на эту загадку.

Частенько, при любой погоде

Люблю гулять я на природе.

Беру с собою свой сачок:

Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок.

Красивых столько там цветов!

Туда пойти всегда готов.

Его не тронул деда плуг.

Там был, и есть, и будет …

Ответ: Луг

Воспитатель: Совершенно верно, ребята! Я вас привела в гости к Хозяйке Луга. Тут нет деревьев, только много трав и цветов.

Что-то я не вижу Хозяйку луга ещё. Давайте присядем на стульчики и подождём её.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: А пока мы ждём Хозяйку Луга, я предлагаю вам рассмотреть цветы на лугу. Они такие все разные и красивые. Какого они цвета?

Дети перечисляют цвета.

Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам на электронную почту пришло письмо. Сейчас мы его прочитаем. Это нам пишет хозяйка луга. (Слайд 1,2)

Здравствуйте, мои друзья!

К вам обращаюсь с просьбой я.

На лугу у нас беда.

Исчезли насекомые неведомо куда.

Вы найти их помогите,

Любовь к природе проявите.

С уважением Хозяйка Луга.

Воспитатель: Ребята, а ведь действительно, на лугу нет насекомых. Цветы есть, а никто над ними не порхает и не жужжит. Вы заметили это?

Ну что, поможем найти насекомых?

Дети отвечают, что помогут.

Воспитатель: Ребята, каких насекомых вы знаете?

Дети перечисляют.

Воспитатель: Молодцы! Много насекомых вы знаете. А теперь давайте рассмотрим некоторых насекомых. (Слайд 3-9)

Посмотрите, у всех насекомых есть голова, брюшко, хоботок, усики и по 6 лапок, а у паука даже 8 лапок. А у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?

Дети отвечают

Воспитатель: Чтобы летать с одного места на другое. Правильно! А скажите, пожалуйста, что нужно насекомым для жизни? Чем они питаются?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно! Им нужен воздух, солнце для жизни, вода, трава и цветы для питания. И каждое насекомое выполняет свою важную роль в природе. Как вы думаете, что же они делают?

Дети отвечают.

Воспитатель: А чтобы нам найти насекомых, нужно выполнить следующие задания. Они узнают, что мы ими интересуемся, хотим их оберегать, и обязательно появятся на лугу.

  • Вот вам первое задание.

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком.

Дети: Пчела.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что пчёлы – наши лучшие друзья. Пчелы – единственные насекомые, дающие человеку вкусный, полезный мед. С давних пор пчела служит символом трудолюбия. Они хорошо ориентируются в пространстве,  летают по полям и лугам, но всегда возвращаются в свой домик, который называется улей. (Слайд 10)

  • Вот вам второе  задание.

Шевелились у цветка,

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Правильно, бабочка! Рассматриваем изображение бабочки. ( Слайд 11)

Воспитатель: Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветочком? У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок.

  • Вот вам третье задание.

Поиграем в игру, которая называется "Кто спрятался под листом".

На экране 4 насекомых, давайте назовём их и запомним, как они располагаются по порядку. А теперь я спрячу под листик одно насекомое и поменяю их местами, а вы мне скажете какое насекомое под листом и кто поменялся местами. (Слайд 12,13,14)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с этими заданиями. Давайте подумаем, под какими цветами на нашем лугу могут быть бабочка и пчела.

Имя ребёнка, ты как думаешь, пчела под какой цветок могла спрятаться?

Правильно под жёлтым, иди и посмотри под жёлтым цветком

Имя ребёнка, а ты как думаешь, бабочку под каким цветком можем найти?

Правильно под самым красочным. Сходи и  посмотри там бабочку.

Дети находят насекомых и сажают их на цветы.

Воспитатель: Отлично, ребята! У нас всё получается.

  • Вот вам четвертое задание.

Целый день в траве скакал,

Скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки

Наш зелёненький …

Дети: Кузнечик.

Воспитатель: Правильно, отгадали!

Воспитатель: Давайте рассмотрим кузнечика. (Слайд 15)  Какого он цвета? Он зеленого цвета, словно травинка, и поэтому его не сразу заметишь в траве. Кузнечик может далеко прыгать, потому что у него есть очень сильные две задние ноги. Показать задние ноги кузнечика. У некоторых кузнечиков есть крылья, а у других вообще нет крыльев. Посмотрите внимательно, у этого кузнечика есть крылья?

Ответы детей.

Воспитатель: 

  • Вот вам пятое задание.

я предлагаю нам начать спасать кузнечика. Встаём со стульчиков и повторяем за мной движения.

Физминутка (Слайд 16)

Я гуляю по дорожке, (шаги на месте)

А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)

Наклонюсь, возьму в ладошки: (наклониться «взять кузнечика»)

Здесь скакать ему не надо! (погрозить пальчиком)

Пусть сидит он лучше в травке, (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)

Там с ним будет все в порядке! (наклониться «отпустить кузнечика»)

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Имя ребёнка, под каким цветком с кузнечиком будет всё в порядке? Правильно под зелёным цветком. Пойди и найди кузнечика, посади его на цветок.

  • Вот вам шестое задание

Тащит он соломинку,

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней,

Наш трудяга…

Дети: Муравей.

Воспитатель: Молодцы, отгадали! (Слайд 17)

«Муравей черного цвета. У него нет крыльев. Муравей очень быстро ползает. Муравьи живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают – строят свой домик из маленьких веточек и хвоинок».

А вы знаете, как называется домик муравьев? (Ответы детей.) Домик муравьев называется «муравейник».

Показать на картинке муравья и муравейник. (Слайд 18,19)

Воспитатель: А вот я  знаю игру, которая поможет нам найти муравья. Давайте в нее поиграем. Я вам буду бросать мяч и говорить, что делает одно насекомое, а вы мне будете возвращать мяч и договаривать, что делает другое насекомое.

Игра с мячом «Летает, прыгает, ползает».

Муравей ползает, а бабочка::. (летает)

Бабочка летает, а кузнечик::. (прыгает)

Кузнечик прыгает, а стрекоза::. (летает)

Стрекоза летает, а паук::. (ползает)

Паук ползает, а пчела::. (летает)

Пчела летает, а гусеница::. (ползает)

Гусеница ползает, а кузнечик::. (прыгает)

Кузнечик прыгает, а божья коровка::. (летает)

Божья коровка летает, а муравей:::. (ползает)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Давайте подумаем, под чем может прятаться муравей?

Ответивший ребёнок, забирает из под брёвнышка муравья.

Воспитатель: Молодцы! Вот и муравья мы нашли.

Воспитатель:

  • Вот вам седьмое задание

Красненькие крылышки, черные горошки.

Кто гуляет по моей ладошке?

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Вот она взлетает ловко. Это ….

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Правильно, божья коровка! Рассматривание иллюстрации божьей коровкой с закрытыми крыльями и развёрнутыми. (Слайд 20,21)

Воспитатель: Какого цвета божья коровка? Божья коровка красного цвета, с черными точками. У божьей коровки есть крылья? Да, у божьей коровки есть крылья. Одни – жесткие, красного цвета, а другие – мягкие, прозрачные. Мягкие крылышки находятся под твердыми красными крылышками. Говорят, что, если божья коровка сядет на ладонь, это принесет удачу».

И чтобы нам с вами всегда сопутствовала удача, я вам посажу на ладошки этих божьих коровок.

Мы расскажем закличку и сдуем божью коровку.

Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки.

Всем по одной,

А тебе ни одной!

Дети дуют на насекомых, и они «разлетаются по поляне».

Воспитатель: Здорово как получилось! Ребят, как вы думаете, под цветком какого цвета могли прятаться божьи коровки?

Дети: под красными.

Воспитатель: Девочки, идите и посмотрите правильно ли мы угадали?

4 девочки смотрят под красные цветы и находят там божьих коровок, сажают их на цветы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему насекомые прятались под цветками такого же цвета, как и они? Правильно, они не хотели, чтобы их нашли, они же маленькие и каждый может их обидеть, но мы с вами доказали, что им нечего бояться и они теперь будет спокойно жить на этом лугу. Сейчас весна, с каждым днем становится все теплее. И скоро на полях, лугах, в лесах появятся насекомые, давайте вспомним, каких мы нашли насекомых? Какие части тела есть у них?

Дети перечисляют.

Воспитатель: Пусть насекомые летают, ползают, собирают нектар. Встретив в природе насекомых, берегите их, не мешайте им делать свои важные дела.

Ребята к нам пришло еще одно письмо. Оно опять от Хозяйки луга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к занятию по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром, миром природы "Звезды"

Задачи: познакомить детей с профессией людей, занимающихся изучением космического пространства,  со звездами, связанными с ними народными приметами и загадками, сообщить ребятам названия некоторы...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром природы. Тема: В гости к хозяйке луга.

Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о ...

Конспект ОД по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром. Тема: «Русская матрешка». (Открытое мероприятие. см. ВИДЕО)

Цель: Сформировать у детей представление о народной игрушке – матрешке, как символе нашей страны, традиционном русском сувенире....

Электронный ресурс "Ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы возраст 4-5 лет "

Электронный ресурс "Ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы возраст 4-5 лет "...

Электронный ресурс "Ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы возраст 4-5 лет "

Электронный ресурс "Ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы возраст 4-5 лет "  поможет проводить образовательную деятельность с использованием видео и ауд...