Технологическая карта по развитию речи в младшей группе "дым, дом"
план-конспект занятия

Назарова Айталина Владимировна

 

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

 

1. Образовательные задачи:

1.1  Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вкуса) .

1.2  Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.

1.3  Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

 

2. Развивающие задачи:

2.1 Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.

2.2 Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.

 

3. Воспитательные задачи:

3.1 Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.

3.2 Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment_otkrytoe.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода».

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

1. Образовательные задачи:

1.1  Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вкуса) .

1.2  Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.

1.3  Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

2. Развивающие задачи:

2.1 Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.

2.2 Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.

3. Воспитательные задачи:

3.1 Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.

3.2 Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды.

Демонстрационный материал: (для воспитателя) глобус, яблоко, стакан, мячик, блюдце, книжка, схемы “Свойства воды”, кувшин с водой, перчатка, воздушный шарик, масло апельсиновое, сахарная пудра, ложка, белый халат, шапочка из нетканого материала.

Раздаточный материал на каждого ребенка:  5 пронумерованных стаканов (1-с водой, 2- пустой, 3- с молоком, 4 и 5 – с водой, коктейльная трубочка, 2 пластиковые ложки, салфетка тканевая,  шапочки из нетканого материала.

Подготовительная работа: чтение художественной литературы “ Как люди речку обидели”, отгадывание загадок по теме, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: ЗДРАВСТВУЙТЕ!

2. Постановка образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Синего, голубого.

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Дети: Вода, реки, моря, океаны.

Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.

3. Непосредственно образовательная деятельность.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч и называть водоем, ваша задача сказать какая вода в водоеме.

Река – речная

Озеро – озерная

Море – морская

Океан – океаническая

Река в горах – горная

Болото – болотная

Родник – родниковая

Колодец – колодезная

Воспитатель: А вы знаете, что в море и океане вода соленая, пить ее нельзя. А какая вода в реке, озере, роднике?

Дети: пресная

Воспитатель: Правильно, пресная. Такую воду пить можно.

Воспитатель: А вы как думаете? Кому нужна вода?

Дети: Животным, растениям, человеку.

Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

Воспитатель: Молодцы. А для чего нужна вода животным?

Дети: Пить, купаться.

Воспитатель: А растениям нужна вода?

Дети: Да. Без воды они погибнут.

Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить со свойствами воды. А чтобы это узнать, давайте пройдем в нашу лабораторию. Для этого мы послушаем правила поведения в лаборатории.

• Внимательно слушать старшего научного сотрудника

• Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу

• Аккуратно пользоваться емкостью для воды

• Поддерживать порядок на своем рабочем месте

• После каждого опыта делать вывод

Без разрешения запрещается

• вставать с места.

• трогать оборудование и приборы.

• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание детей на то, что находится у них на столах.

4. Опыты:

Опыт № 1: Вода – жидкость.

Воспитатель: Перед вами стоят стаканчики.

Под № 1 – в нем вода, под №2 – пустой.

Давайте аккуратно перельем воду из стакана № 1 в стакан № 2

Что происходит? Вода льется? А почему это происходит? Какая вода?

Дети: Вода льется, потому что она жидкая.

Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана?

Дети: Нет.

Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Воспитатель вывешивает на доску схему № 1.

Опыт № 2: Вода не имеет формы.

Воспитатель: Ребята,  скажите вот о чём. Мяч, например, какой?

Дети: круглый.

Воспитатель: Книга какая?

Дети: Квадратная

Воспитатель: Блюдце какое?

Дети: Круглое.

Воспитатель: А вода, какой формы? Налью я воду из кувшина в стакан. Какую форму приняла вода?

Дети: Форму стакана.

Воспитатель: Сейчас я из кувшина перелью воду в воздушный шарик? Какую форму приняла вода?

Дети: Форму шарика.

Воспитатель: А сейчас я перелью воду из кувшина в резиновую перчатку, какую форму приняла вода?

Дети: Форму перчатки.

Воспитатель:  Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.

 Воспитатель: Итак, делаем вывод- вода не имеет формы.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 2.

Опыт № 3: Вода – прозрачная и бесцветная.

Воспитатель: У каждого из вас есть  ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой № 2, а другую в стакан с молоком №3. Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с водой?

Дети: Да.

Воспитатель: А в стакане с молоком?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.

Воспитатель: Делаем вывод - вода прозрачная.

Воспитатель: Теперь посмотрите на стаканчик с водой № 2 и молоком № 3.

Воспитатель: А у молока есть цвет? Какой?

Дети: Молоко белого цвета.

Воспитатель: Есть у воды цвет? Как вы думаете?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, Вода не имеет цвета, значит она какая?

Дети: Бесцветная, но она легко окрашиваемая.

Воспитатель: Сейчас я вам покажу фокус.

Секрет фокуса: Для проведения фокуса необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей). В банки заранее наливается вода. Фокусник показывает всем, что вода обыкновенная, затем говорит слова: 

Воспитатель: Я бутылку подниму и немножко потрясу. Теперь платочек поднимаем, какого цвета вода? Называем. (красная). Ребята, я вижу, что вам тоже хочет попробовать изменить цвет воды.

Воспитатель: Итак, какой мы сделаем вывод?

Воспитатель:  Делаем вывод- прозрачная и бесцветная, но она может растворять краску и изменять цвет.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 3.

Опыт № 4: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик и понюхайте водичку. Есть запах у воды?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно. Чистая вода не имеет запаха. А если добавить в воду “волшебные капли” (Воспитатель добавляет детям в стаканчики по несколько капель масла апельсина.) Появился запах?

Дети: Да. Пахнет апельсином.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы сделаем? Есть ли запах у чистой воды?

Дети: Нет. Вода не имеет запаха.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 4.

Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся. Встаньте около своих стульчиков.

Физкультминутка:

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два.

Звери из ручья попили,

Влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора!

Опыт № 5: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Давай те возьмем трубочку и попробуем воду из стакана № 5.Есть у воды вкус?

Дети: Нет.

Воспитатель: А если мы в воду добавим сахар? Что произойдет? (Воспитатель добавляет детям в воду сахар) Давайте попробуем.

Дети: Вода стала сладкая.

Воспитатель: А если мы в воду добавим соль? А сок лимона?

Дети: Вода будет соленой, кислой.

Воспитатель: Делаем с вами вывод: Чистая вода не имеет вкуса.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 5.

Воспитатель: Обратите внимание на наш последний стакан (с песком). Какая вода в нем?

Воспитатель: Хотели бы вы ее попробовать на вкус?

Дети: Нет, ее нельзя пить. Можно заболеть. Это очень опасно!

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от песка.

Воспитатель: Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.

1 способ:

Воспитатель: Сначала мы воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.

Ребята, что у вас получилось?

Дети: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.

Воспитатель: А вода стала чистой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значить марля пропускает мелкий мусор и грязь.

2 способ:

Воспитатель: А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас плотная ткань. Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. Посмотрите на фильтры. Они стали грязными?

Дети: Да.

Воспитатель: Правильно здесь и песчинки, и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная.

3 способ:

Воспитатель: А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище?

Дети: Да. Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.

4 способ:

Воспитатель: Теперь ребята положим в нашу воронку все материалы, которыми мы пользовались по очереди слоями. И начнём фильтровать воду, что стало с ней?

Дети: Она стала ещё чище.

Делаем вывод- воду можно очистить с помощью фильтра. Воспитатель вывешивает на доску схему № 6.

4.Заключительная часть. Подведение итогов НОД.

Воспитатель: 

Ребята, фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?

Дети:

Вода это жидкость;

Вода не имеет собственной формы;

Вода – прозрачная и бесцветная;

Вода не имеет запаха;

Вода не имеет вкуса;

Воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: Спасибо вам большое, ребята, за интересное занятие. Мне очень приятно, что вы так много знаете о воде и об ее свойствах. Вам понравилось быть юными экологами?

Воспитатель: И для закрепления нашей пройденной темы предлагаю поиграть. Сейчас я буду называть разные слова. Если вы услышите слово, которое имеет отношение к воде, вы хлопните в ладоши.

Дерево, снег, игрушка, дождь, камень, ручей, машина, болото, град, море, водопад, ветер, пар, мяч, снежинка, бумага, лед, роса, одеяло, стол, кормушка, туча, очки, айсберг, телефон, река.

Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта раздела "Развитие речи"

В работе представлена технологическая карта раздела "Развитие речи" по программе "Развитие речи и общения детей дошкольного возраста" Л. В. Ворошниной. В крате раскрыты цели, возрастные особенности ре...

Технологическая карта по развитию речи «Путешествие за кладом»

Показать педагогам возможности использования ИКТ на занятиях по развитию речи...

технологическая карта по развитию речи во 2 младшей группе

Технологическая карта организации НОД во 2 младшей группе «Путешествие на поезде в зимний лес»....

Технологическая карта по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Дети играют в кубики"

НОД  по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Дети играют в кубики".Образовательная область: Социально -коммуникативное развитие.Цель: Рассказ по картине «Дети игра...

Технологическая карта по развитию речи в младшей группе "Рассматривание сюжетных картины «Дети играют». Дидактическое упражнение на звукопроизношение дидактическая игра «Что изменилось»"

Цель: Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение з...