Знатоки природы итоговое занятие по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Конспект итогового занятия по окружающему миру на тему «Знатоки природы».

Форма проведения «Викторина»

Цель: Закрепить знания детей о природе, создавая условия для формирования коммуникативных речевых функций.

Задачи:

Формировать устойчивый интерес к природе;

Систематизировать и уточнять знания детей о природе (перелетных и зимующих птицах, диких и домашних животных, деревьях, лекарственных растениях, рыбах, насекомых);

закрепить навыки экологически безопасного поведения в природе.

Закрепить умение классифицировать предметы по определенному признаку, выделять лишний предмет;

упражнять в умении выразительно рассказывать стихотворение, отрабатывать дикцию (четко и внятно произносить слова с естественной интонацией);

Закреплять умение употреблять слова в уменьшительно-­ласкательной форме;

Упражнять детей в умении объяснять значение фразеологизмов.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;

Упражнять в согласовании слов в предложении.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое мышление, слуховое восприятие;

Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость;

развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными ответами;

• развивать двигательную активность, общую

моторику, умение сочетать речь с движением.

Воспитательные:

Воспитывать желание принимать участие в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, умение прийти на помощь, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным.);

воспитывать чувство уверенности, способствовать

приобретению детьми опыта публичного выступления;

Поддерживать атмосферу положительных эмоций.

Дети делятся на две команды и участвуют в конкурсах.В конце занятия подводятся итоги викторины. Награждение команд.

 

Методы и приемы:

наглядный метод (демонстрация наглядного материала),

словесный метод (беседа, вопросы, художественное слово, уточнение, обобщение, поощрение);

игровые приемы (д/игра «Звери, птицы, рыбы, насекомые», интерактивная игра «Что лишнее?»).

  • практический метод: выступление детей, динамическая пауза «Станем мы деревьями», музыкально-ритмическая

игра «Зверобика»;

 

 

Ход: Звучит аудиозапись «Звуки природы».2мин

Воспитатель: Закройте глаза и послушайте музыку. О чем вам рассказала музыка, что вы в ней услышали? (Звуки природы).  А что такое природа? Природа полна тайн и загадок, но за прошедший учебный год она нам приоткрыла свои тайны, вы многое узнали интересного об окружающем нас мире.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года -

Это всё вокруг…… ПРИРОДА!

 

 

Я приглашаю Вас на игру-викторину  «Знатоки природы». 2мин

Воспитатель:        Мы готовились заранее.

        И начнём соревнование.

        Две команды есть у нас.

        Они просто суперкласс!

Представление команд.

1команда Название: «Экологический патруль»
Девиз: У нас у всех одна планета –
Другой такой на свете нету!
Не погубите Землю, люди!
У нас другой Земли не будет!

2 команда    Название команды « Зеленые Спасатели»
Земля – наш единственный дом,
Давайте не мусорить в нем!

Пусть каждый это поймет,
Если себе не враг:
Земля и без нас проживет,
А мы без нее – никак!
 

Ведущий: Представляю жюри нашей викторины...

Конкурс «Разминка». Командам нужно дать как можно больше правильных ответов на мои вопросы. Каждая команда отвечает быстро, хором.

Вопросы для команды «Зеленые спасатели» 1 минута

Кто такие экологи?

1-Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

2-Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

3-Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это (Насекомые.)

4-Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)

5-У какого дерева белый ствол? (У березы.)

6-Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

7-Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)

8-Сколько ног у жука? (Шесть.)

9-Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

10-Кто носит свой дом на спине? (Улитка, черепаха.)

-11У каких зверей есть иголки? (у ежа, дикобраза.)

12-Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)

13-Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)

14-Сколько ног у паука? (Восемь.)

15. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

16. Что делает еж зимой? (спит)

17. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

18. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

19. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

20. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)

21. Что такое зеленый покров земли? (трава)

22. Кувшинка растет в лесу? (нет)

23. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)

24Камень относится к живой природе? (нет)

25. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)

 

Вопросы для команды «Экологический патруль». 1 минута

24.Что такое экология??

1-На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

2-Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)

3 Назовите речных рыб- Карась, щука, сом, окунь

4Добрый родственник волка, которого называют «другом человека»? (Собака)

5Кто такие млекопитающие? (Животные, которые кормят детенышей молоком)

6У какого зверя рыжая шубка? (У белки летом, лисы.)

7-Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)

8-Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

9-Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

10-Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

-11 У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

12- Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)Кто в лесу плетет паутину? (Паук)

13-Почему божьи коровки, в отличие от большинства насекомых имеют яркую окраску. (Они ядовиты)

14-Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

15-Чем питается бабочка? (Нектаром.)

16-Как одним словом называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)

17-Какая птица днем спит, ночью летает, птиц и грызунов в лесу пугает? (Сова)

18.Для чего ежи носят на иголках яблоки и грибы? (Обрабатывает свои иголки)

19.У каких деревьев осенью листья красные? (рябина, клен)

20. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

21. Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит)

22. Как называется самая маленькая птица? (колибри)

.23 Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)

24-Сколько ног у паука? (Восемь.)

 

Ведущий: Пока жюри подводит итоги разминки, прошу ответить на              вопрос: скажите, а надо ли беречь и охранять природу? (да, надо)

Ведущий: Давайте все вместе вспомним правила поведения в природе. Ребята знают об этом стихотворения.

Ребенок 1:

Если в лес пришёл гулять, Тигран       2минуты

Свежим воздухом дышать

 Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай ...

Ребёнок 2:

Что в лесу нельзя шуметь,  Миша

Даже очень громко петь:

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ребенок 3:

Ветки дуба не ломай, Ваня

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Ребёнок 4:

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать!:

Бабочки пускай летают,  Даниил

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ребёнок 5:

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин - дуб и лось.     Рома

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Ребёнок 6:

Охранять мы вместе будем  Артем

Этот сказочный народ:

Зайцы, лисы,

Волки, птицы,

Ели, клёны и дубы.

Эти дивные поляны нам природою даны.

Ребёнок 7:

Дерево, трава, цветок и птица  Маша

 Не всегда умеют защищаться,

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

 

8 ребенок Мы любим природу в любое время года.  Лолита

            Мы слышим речек медленную речь...

           Всё это называется природой,

        Давайте же всегда её беречь!

 

 

Ведущий: Спасибо, дети. Теперь проверим, как команды знают «Правила поведения в природе». Командам нужно будет дать правильный ответ, как вести себя в определенной ситуации и показать соответствующий экологический знак.

2. Конкурс «Как вести себя в природе».

1-я ситуация (для команды «Экологический патруль») задают команда Спасатели

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.  5 мин

              -Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

               -А в нем яичко.

               -Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

 -Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Ведущий. Правильно ли девочки поступили?

Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2-я  ситуация (для команды «Спасатели») задают Экологический патруль

Две сестренки гуляли по лесу.

-Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

-Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

-Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок, и пошли домой.

Ведущий. Правильно ли поступили девочки?

Дети. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

3-я ситуация (для команды «Экологический патруль»)

Мальчик шел по лесной тропинке и увидел красивое стройное деревце. Дерево очень понравилось мальчику, и он решил нацарапать на коре дерева острым ножиком свое имя.

Ведущий. Правильно ли поступил мальчик?

Дети. Кора служит дереву защитой, поэтому повредив кору, дерево может засохнуть и погибнуть.

4-я ситуация (для команды «Спасатели»)

После дождя дети пошли гулять по лесу.

-Посмотри, сколько грибов!

-А вот это мухомор, он ядовит! Сейчас я его как пну!

И мальчики растоптали мухомор.

Ведущий: Правильно ли поступили ребята?

Дети: У каждого растения и животного своя роль в природе. Да, мухомор ядовит, но уничтожать его нельзя им лечатся некоторые животные, например, медведи, олени и лоси.

Ведущий: Молодцы, обе команды дали правильные ответы и показали экологические знаки.

Ведущий. Пока жюри оценивают ответы команд, предлагаю отгадать загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым.     2мин

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево)

- Молодцы, правильно отгадали загадку. Дети, давайте представим, что мы с вами стали деревьями.

Проводится разминка  «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги - это корни,

Их расставим шире,

(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)

Чтоб держали дерево,

(Ставят один кулак на другой.)

Падать не давали,

Из глубин подземных
Воду доставали.

(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)

Наше тело - прочный ствол.

(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)

Он чуть-чуть качается

(Покачиваются из стороны в сторону.)

И своей верхушкой

(Складывают ладони шалашиком.)

В небо упирается

(Поднимают соединенные руки над головой.)

Наши руки – ветви

(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)

Крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно,

(Качают головой.)

Если ветры дуют.

(Качают поднятыми руками.)

Ведущий: Молодцы, прошу команды занять свои места. Не забывайте, дети, о правильной осанке.

Ведущая: Следующий конкурс

3.«Выбирай-ка»-игра «Четвертый лишний. Деревья.» (интерактивная игра)  3мин

Каждой команде предлагаю определить лишнее изображение. Нужно назвать номер с лишним изображением, и объяснить, почему вы так считаете (каждая команда по очереди называет лишний предмет). Команды, внимание на экран!

Ведущий. Вижу, что участники обеих команд знают и любят родную природу, знают, как себя вести, чтобы ей не навредить. А если мы что-то любим, то называем ласково.

2мин 4.Следующий конкурс «Ласковые словечки». По очереди каждой команде буду называть слово, а вы должны будете хором назвать это слово ласково.

Команда «Экологический патруль»: ручей, дождь, солнце, цветок, дерево, облако, проталина, лужа.

Команда «Спасатели»: почка, гнездо, трава, птица, лиса, капля, паук, ветер.

 

  1. мин   Задание для обеих команд ,Какое сейчас время года?  кто больше назовет ласковых названий весны

Ласковые названия весны

 

Ведущий: Жюри подводит итоги этого конкурса, а мы переходим к следующему испытанию.

5.Конкурс "Лесные Айболиты".(Презентация) В лесу очень много 2минполезных растений. Вам нужно отгадать загадки о лекарственных растениях и сказать, чем они полезны. Внимание на экран!

5. Он красивой розе брат,

Витамином «С» богат,

Если ты не виноват,

Все равно имей в виду,

Может уколоть в саду.

(шиповник)

(богат витамином С, лечит простуду)

8Посмотри, какой цветок!

Как вплести его в венок?

В шапке беленькой стоит,

А подуешь - улетит? (одуванчик).

(отвар корня одуванчика улучшает аппетит, лечит желудок)

3. Какое лекарственное растение определяют даже слепые?

2Зелёный Огонь

Рукою не тронь.

Рукою не тронь!

Обжигает ладонь (крапива)

(крапива останавливает кровотечение, укрепляет волосы)

6. Вот цветочек на поляне,

Серединка солнцем взглянет,

Сам же в беленькой рубашке.

Хороши в траве

(ромашки

(ромашка аптечная помогает от простуды и кашля, лечит горло)

3Тонкий стебель у дорожки.

На конце его — серёжки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он — как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.  (подорожник)

(лист подорожника помогает при ссадинах и ранах, сок лечит желудок.)

1.Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

(помогает снижать температуру, давление, используют при простуде)

4Назван он ласково именем мальчика, 
4Дружит с ромашкою и с одуванчиком 
Строен и крепок его стебелёк, 
В поле растёт этот синий цветок. 
Как же прозвали его

                                                (василёк)

 (помогает улучшить пищеварение, широко применяется в косметологии)

7.Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах..

(мяты)

(используют как успокоительное средство)

 6. Конкурс «Объяснялки»- конкурс капитанов. Надо объяснить выражения.

-«Волка ноги кормят» (Волк не стережет добычу, как, например, кошки, а догоняет 2минеё, чтобы прокормиться, надо искать, добывать себе пищу, не сидеть на месте)

-«За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь» (Не стоит браться сразу за несколько дел, а то будет мало толку. Сделай сначала одно дело, а потом берись за другое.)

-«Медведь на ухо наступил» (Нет музыкального слуха, не умеет петь)

-«Делать из мухи слона» (сильно преувеличивать)

Ведущая: Молодцы, и с этим заданием справились!

7. Следующий конкурс кто где живет(лес, водоем, луг)1 мин

 Для следующего конкурса с каждой команды  нужно по 3 человека. Участникам необходимо распределить животных, птиц, насекомых, рыб по месту обитания.

На картинке с изображением Леса необходимо разместить всех животных кто живет в лесу где имеется схема Луга разместить обитателей луга с изображением водоема жителей водоема и вокруг него.

Ведущая: Пока участники команд выполняют задание, предлагаю всем поиграть в игру «Фразеологический зверинец». Угадайте, кто в нем живет:

 

-Грязный, как…свинья.

-Хитрая, как…лиса.

-Трусливый, как…заяц.

-Изворотлив, как…уж.

-Упрямый, как…осёл.

Колючий, как…ёж.

-Голодный, как…волк.

-Здоровый, как…бык

-Неуклюжий, как…медведь.

-Ползет, как…черепаха.

Объявляется музыкальная пауза. Пока жюри проверяют правильность выполнения задания, все дети приглашаются на музыкально-ритмическую игру «Зверобика».

Ведущая: Следующий конкурс для команд. Вам нужно выбрать игрока, которому вы доверите выполнить задание.

8. Конкурс  «Исправь ошибку». Я читаю предложение, а вы исправляете ошибки.

Задание для команды «Экологический патруль»

  1. Часы украли сороку со стола
  2. Гнездо таскало веточки для воробья. 2мин
  3. Рыба ловила Чайку в море..

Задание для команды «Спасатели»

  1. Капуста отложила яйца на гусенице.
  2. Грибы собирали детей в корзину.
  3. Малина  в лесу нашла сладкого медведя..

Ведущая: Это был последний конкурс. Пока жюри подводит итоги викторины, предлагаю проверить кто у нас самый внимательный и сообразительный.

«Логические задачи».

У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, морская свинка Глаша и дочка Любаша. Сколько детей у мамы? (1 ребенок).

Что едят крокодилы на Северном полюсе? (крокодилы там не живут).

Кто громче мычит: свинья или корова? (свинья не умеет мычать)

Какого цвета волосы у петуха? (у петуха нет волос, есть перья).

Сколько у змеи ног? (их нет)

В какое время года опадают листья у ели? (у ели иголки, они не опадают)

Итог викторины:

Ведущая: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Скажите, трудными они были для вас?

Что для вас было особенно интересным?

Слово предоставляется жюри… Подведение итогов.

Давайте будем помнить, что наша планета – это общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то травинка, букашка или зверь. Будьте добры друг другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

Дорогие дети, вы показали хорошие знания в викторине «Знатоки природы». Сегодня мы принимаем вас в юные экологи, а это защитники природы, дети, которые любят природу, охраняют ее, берегут и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе.

Вот и наступил торжественный момент. Дорогие дети, сегодня мы принимаем в ряды юных экологов. И вручаем вам удостоверения.

Дети, сегодня мы принимаем торжественное клятву юного эколога «Служить природе и оберегать ее родные просторы».

Слушайте все:

Я, юный эколог города Юрга, обращаюсь к тебе, планета Земля!

- Куда бы я не заехал, где бы не поселился, всюду буду защищать и исследовать природу. «Клянусь!»

(Все: «Клянусь!»)

- Никогда не пройду мимо сломанного дерева, слабого, брошенного животного, не оказав ему помощь. «Клянусь!»

(Все: «Клянусь!»)

- Никогда не разорю гнездо, муравейники, или нору, не убью лягушку, не раздавлю ящерицу. «Клянусь!»

(Все: «Клянусь!»)

- Я, обещаю тебе, планета, охранять, оберегать, приумножать все, что создано природой. «Клянусь!»

(Все: «Клянусь!»)

Вам понравилась наша экологическая викторина?

Награждение команд медалями.

Ребята, вы многому научились, много знаете, умеете, и готовы идти в подготовительную группу.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по окружающему миру "Путешествие по стране"

Конспект итогового занятия по окружающему миру для подготовительной группы. В этом конспекте охвачен весь материал пройденный за год. Это занятие можно использовать как диагностический материал в конц...

Конспект итогового занятия по окружающему миру в средней группе "По дороге в старшую группу"

Задания,которые содержит данный конспект,помогают показать как можно шире знания детей по окружающему миру и элементарному математическому формированию....

"В гостях у Маши и Миши" Итоговое занятие по окружающему миру для детей старшего возраста "Зверя по следам любого, угадать сумею я…"

quot;В гостях у Маши и Миши" Итоговое занятие по окружающему миру для детей старшего возраста  "Зверя по следам любого, угадать сумею я…"...

Итоговое занятие по окружающему миру в старшей группе

Цель:Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Закрепление итоговых знаний и умений детей об окружающем мире.Программное содержание:1. Развитие и расширен...

Итоговое занятие по окружающему миру в старшей группе

Итоговое занятие по окружающему миру в старшей группе....

Итоговое занятие по окружающему миру (старшая группа) "Чудесная радуга"

Итоговое занятие по окружающему миру (старшая группа) "Чудесная радуга"...

Конспект итогового занятия по окружающему миру "В гости к бабушке Красной Шапочки"

Конспект итогового занятия по окружающему миру "В гости к бабушке Красной Шапочки"...