"В гостях у Маши и Миши" Итоговое занятие по окружающему миру для детей старшего возраста "Зверя по следам любого, угадать сумею я…"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Шибирова Светлана Анатольевна

"В гостях у Маши и Миши" Итоговое занятие по окружающему миру для детей старшего возраста  "Зверя по следам любого, угадать сумею я…"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 “Детский сад комбинированного вида №95”

«В гостях у Маши и Миши»

Итоговое занятие по окружающему миру

для детей старшего возраста

 «Зверя по следам любого, угадать сумею я…»

C:\Users\User\Desktop\1003871763.jpg

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида 95»

Шибирова Светлана Анатольевна

Воронеж 2017 г.

Проблема. 

Как познакомить детей старшего дошкольного возраста с неживой и живой природой?

Цель:

 Повышать интерес к окружающему миру, экологическую грамотность, развивать познавательную инициативу.

Задачи:

  • Расширять представления детей о мире неживой и живой природы через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, пользоваться речью-доказательством; способность устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Формировать представление о необходимости бережного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую (художественно-эстетическую и коммуникативную)

Деятельность: познавательно-исследовательская.

Участники: 

  • дети старшего возраста, группа №2,
  • воспитатель,
  • родители.

Актуальность темы: 

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая есть не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества, сотворчества. Преодолев интеллектуальную пассивность детей, мы пришли к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, а именно в ориентировочно-исследовательскую (поисковую) деятельность, направленную на познание окружающего мира. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок все видит, слышит и делает сам. На этом и основывается выбор темы данного проекта.

Цель: научить детей выделять и называть отличительные признаки дерева и куста.  

Задачи: продолжать учить детей пересказывать текст с использованием алгоритма; закрепить понятия: снег, какой? – белый, холодный, пушистый, серебристый, легкий, мягкий и т. д.; развивать координацию движений, умение ориентироваться; воспитывать бережное отношение к животныму миру, элементы правильного поведения в лесу.

Оборудование: телевизор, магнитофон, снежки, карточки – схемы.

Ход занятия.

Организационный момент.

В зимний лес я на прогулку

Приглашаю вас пойти,

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Двигательные упражнения.

Ножки-ножки бежали по дорожке.           / Бегут на носочках друг за другом./

Бежали лесочком, прыгали по кочкам. / Прыгают на двух ногах с продвижением

 Прыг-скок, прыг - скок.                                    - вперед/.

Оказались мы друзья с вами в сказочном лесу. И обязательно встретимся со сказочными героями Мишей и Машей.

1. Слайд. Что случилось у Маши и Миши.

Ой посмотрите у них, что- то случилось? Давайте им поможем.

Скажите, какое сейчас время года? (Дети отвечают: зима).

- А сколько времён года существует?  Назовите их. (Дети: 4 – зима, весна, лето, осень).

Давайте вспомним зимние месяцы. Назовите их. (Декабрь, январь, февраль).

- Все знают любимые зимние забавы. Давайте мы с вами поиграем в одну из них. (Снежки).

- Я «слепила» снежок из «снега» и буду вам его бросать, а вы ловите и называете любые зимние забавы.  

Звучит песенка «Кабы не было зимы». Играю с детьми в снежки.

- Расскажите ребята, а какая у нас зима? (Дети: зима снежная, холодная, морозная)

- Что бывает зимой? (Дети: падает снег, воет ветер, замерзает река)

-А, кто скажет какая зимой погода? (Дети: погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

2 Слайд. Появляется зимний лес.

- Вы хотели бы отправиться в Зимний лес? Звучит музыка композитора Александра Бондарева «Зимняя ночь».  Ребята, а какая прозвучала музыка? (Она зовет нас, ведет за собой.)

- Вот мы и в лесу. Посмотрите, в какой красивый лес мы попали (слайд с видом зимнего леса).

- Зимой лес выглядит сказочно. Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; покрыты снежными шубами; спят под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие, у елок иголки как ледяные пальчики.) 

- Что мы можем сказать про снег? Снег какой? ( Белый, холодный, пушистый, блестит на солнце, мягкий, лёгкий, колючий, искристый, серебристый).

3. Слайд: Д/игра «Как вести себя в лесу?»

- Как себя ведут  в лесу?  (По картам под цифрами по порядку мы вспоминаем стихотворение): Д/игра: «Правила поведение в лесу».

(1) Если в лес пришел гулять, (2)свежим воздухом дышать

(3) Бегай, прыгай и играй, (4) только, чур, не забывай,

(5) Что в лесу нельзя шуметь, (6) даже очень громко петь.

(7) Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

(8) Ветки дуба не ломай, (9) елочек не обижай,

(10) Всем деревьям помогай.

Молодцы!

4. Слайд: Разбор слов: снег, зима, снежинка.

Расшифруем следующее препятствие на нашем пути. - Чтобы попасть в лес надо очень потрудиться, и разобрать  слова. (Поставить ударение, разделить на слоги, назвать  гласные, согласные звуки.)

Физкультминутка «Мы пришли в зимний лес…».

Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа берёзка в шубе стоит,

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал

От лисы он убежал.

А вон там волчище рыщет

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму он проспит!

Пролетают снегири.

Как красивы они!

В лесу тишина и покой.

5. Слайд: Маша и Миша следопыты.

А нас Маша и Миша приглашают помочь им разобраться в не простом деле.  

- Попытаемся помочь показать и рассказать. Давайте посмотрим. Что у них случилось?

 Ребята давайте вместе вспомним, кто такие следопыты. (Это те люди, кто умеет читать, расшифровывать следы. По следам устанавливают истину. По следам человека можно определить вес и рост. По следам машины, – груженая или порожняя. Каждый след - расскажет нам свой секрет.)

- Не всякому тайны откроет природа,

Закрытая жизнь у лесного народа.

Но если следы ты «читать» научился,

То к тайнам лесным ты уже приобщился!

Большинство диких, лесных животных ведут скрытый образ жизни.

Поэтому наблюдать их в природе чрезвычайно трудно и удается очень редко.

С наступлением зимы парки, сады и леса покрываются белым снежным покровом.

Это лучшее время, чтобы разгадать тайны жизни зверей.

Сегодня мы с Машей познакомим вас со следами, оставленных дикими животными и птицами. Этих животных вы знаете.

Просмотр презентации «Следы животных».

6. Слайд: «Волк».

Отгадайте загадку.

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

 Он бежит, оскалив пасть.

На овцу готов напасть. Волк.

 Волк – хищник. У него густая шерсть. Он может быстро бегать по снегу и ловить свою добычу: зайца, лису. Это очень опасный и сильный зверь и приносит большой вред людям.

7. Слайд: «Лиса».

Посмотрите-ка какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой. Лиса.

Шерсть: - оранжево – рыжая. Она хищница. Ноги у лисы сильные, а лапы маленькие  их подошвы зимой покрыты шерстью, она может долго и быстро бегать за зайцем. Пушистый хвост при беге служит ей рулем.

8. Слайд: «Заяц».

Следы этого зверька

Перепутаны слегка.

Впереди – от задних лап,

Позади - передние.

Первые большие,

Маленькие – последние.

Цепочкой друг за другом

Может двигаться по кругу.

По лесу бежит прыжками.

Догадались уже сами? Заяц.

Зайцу зимой голодно. Он ест ветки, кору деревьев. Живут они под кустами, елочкой. У него много врагов: волк, лиса. От холода зайчик прячется в яме или под елью. Лапы у зайца широкие и пушистые. По сугробам бежит как на лыжах. Да и шубку меняет серую на белую. Ведь в белой шубе зайчика не сразу заметит лиса.

9. Слайд: «Белка».

По веткам скачет, да не птица.

Рыжая да не лисица. Белка.

Белочке зимой не холодно. У неё теплая рыжевато – серенькая шубка с белым мехом на брюшке. У белки пушистый хвост. Зимой белка днем все свое время проводит в поисках пищи. На снегу можно очень часто видеть следы белки.

10. Слайд: «Медведь».

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. Медведь.

Медведь – бурый хищник. Это большой и  сильный зверь. Шерсть у него густая, теплая. На зиму медведь забирается в берлогу – яму выкопанную где – ни будь, под корнями деревьев и спит до тепла. Если его потревожить, то он выходит из берлоги злой и голодный, в это время он очень опасен.

11. Слайд: «Ёж».

Он в лесу без сумки ходит.

Яблоки, грибы находит.

На спине иголки. Кто это у ёлки? Ёжик.

ЁЖ – Шатун не спит зимой. Спят ежи в норах. Остальные все ежи спят зимой, корма им не нужно. Но у них есть враги – это куницы, они могут выкопать ежа, которые находятся в спячке и съесть.

12. Слайд: «Лось».

Лось - самый большой зверь, живущий в наших лесах. Он больше коровы и выше лошади. Ноги большие и длинные, копыта широкие, но легко передвигается по снегу. Своими копытами он может убить волка. Волк – основной враг лося. Лось питается корой, ветками.

13. Слайд: «Кабан».

У него, клыки торчком,

Землю роет пятачком,

Грязевых, любитель ванн,

Не чистюля, не гурман –

Любит желуди……. Кабан

14. Слайд: Мышка.

Зверь живет почти везде:

В огороде и в избе,

В поле и лесу густом,

Под березкой, под кустом.

Зверь живет обычно в норке,

Может грызть и сыр и корки.

Если в поле обитает,

Тогда зернышки грызет.

Длиннохвостая малышка

Этот зверь зовется… Мышкой.

15. Слайд: Спасибо за внимание друзья! 

Итог. О чем мы сегодня говорили? Когда вы вечером пойдете домой, посмотрите, чьи следы вы увидите около вашего дома?

Молодцы ребята путь наш был не легок. Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, мне понравилось, как вы сегодня играли, как отвечали на поставленные вопросы, не шумели в лесу, не тревожили лесных жителей. До новых встреч – мы еще вернемся сюда и побродим по зимнему лесу и познакомимся с другими обитателями леса!

Маша с Мишей Вам принесли сказочные новогодние подарки. Угощайтесь. ( На снежинках лежат «раффаелло».

Спасибо!C:\Users\User\Desktop\ам.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.

1. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.2. Дать знания о пользе витаминов, объяснить, как они влияют на организм человека...

Познай себя. Занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.

Формировать представления о своем физическом «я»- строении и функции человеческого тела. Направление «Социально-личностное»Образовательная область «Социализация»:занятие, игровая деятельност...

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "О правах - играя!"

Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления....

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему: Какой бывает вода?"

Занятие построено с упором на эксперементирование. С помощью опытно-эксперементальной деятельности дети сами  увидят и выделят различные свойства воды, а так же самостоятельно сделают выводы....

Открытое занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему "Ставропольский край"

Данный материал позволяет дошкольникам закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае, углубить и сформировать представление о крае, как о части большой страны России, развить логиче...

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего возраста «Зима, зимние забавы».

На данном занятии уточняем представления детей о зиме, зимних играх и забавах....

Презентация к занятию по окружающему миру для детей старшей группы "Как звери готовятся к зиме"

Презентация к занятию по окружающему миру  для детей старшей группы "Как звери готовятся к зиме"...