"В гостях у Маши и Миши" Итоговое занятие по окружающему миру для детей старшего возраста "Зверя по следам любого, угадать сумею я…"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
"В гостях у Маши и Миши" Итоговое занятие по окружающему миру для детей старшего возраста "Зверя по следам любого, угадать сумею я…"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад комбинированного вида №95”
«В гостях у Маши и Миши»
Итоговое занятие по окружающему миру
для детей старшего возраста
«Зверя по следам любого, угадать сумею я…»
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида 95»
Шибирова Светлана Анатольевна
Воронеж 2017 г.
Проблема.
Как познакомить детей старшего дошкольного возраста с неживой и живой природой?
Цель:
Повышать интерес к окружающему миру, экологическую грамотность, развивать познавательную инициативу.
Задачи:
- Расширять представления детей о мире неживой и живой природы через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, пользоваться речью-доказательством; способность устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Формировать представление о необходимости бережного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую (художественно-эстетическую и коммуникативную)
Деятельность: познавательно-исследовательская.
Участники:
- дети старшего возраста, группа №2,
- воспитатель,
- родители.
Актуальность темы:
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая есть не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества, сотворчества. Преодолев интеллектуальную пассивность детей, мы пришли к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, а именно в ориентировочно-исследовательскую (поисковую) деятельность, направленную на познание окружающего мира. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок все видит, слышит и делает сам. На этом и основывается выбор темы данного проекта.
Цель: научить детей выделять и называть отличительные признаки дерева и куста.
Задачи: продолжать учить детей пересказывать текст с использованием алгоритма; закрепить понятия: снег, какой? – белый, холодный, пушистый, серебристый, легкий, мягкий и т. д.; развивать координацию движений, умение ориентироваться; воспитывать бережное отношение к животныму миру, элементы правильного поведения в лесу.
Оборудование: телевизор, магнитофон, снежки, карточки – схемы.
Ход занятия.
Организационный момент.
В зимний лес я на прогулку
Приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Двигательные упражнения.
Ножки-ножки бежали по дорожке. / Бегут на носочках друг за другом./
Бежали лесочком, прыгали по кочкам. / Прыгают на двух ногах с продвижением
Прыг-скок, прыг - скок. - вперед/.
Оказались мы друзья с вами в сказочном лесу. И обязательно встретимся со сказочными героями Мишей и Машей.
1. Слайд. Что случилось у Маши и Миши.
Ой посмотрите у них, что- то случилось? Давайте им поможем.
Скажите, какое сейчас время года? (Дети отвечают: зима).
- А сколько времён года существует? Назовите их. (Дети: 4 – зима, весна, лето, осень).
Давайте вспомним зимние месяцы. Назовите их. (Декабрь, январь, февраль).
- Все знают любимые зимние забавы. Давайте мы с вами поиграем в одну из них. (Снежки).
- Я «слепила» снежок из «снега» и буду вам его бросать, а вы ловите и называете любые зимние забавы.
Звучит песенка «Кабы не было зимы». Играю с детьми в снежки.
- Расскажите ребята, а какая у нас зима? (Дети: зима снежная, холодная, морозная)
- Что бывает зимой? (Дети: падает снег, воет ветер, замерзает река)
-А, кто скажет какая зимой погода? (Дети: погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)
2 Слайд. Появляется зимний лес.
- Вы хотели бы отправиться в Зимний лес? Звучит музыка композитора Александра Бондарева «Зимняя ночь». Ребята, а какая прозвучала музыка? (Она зовет нас, ведет за собой.)
- Вот мы и в лесу. Посмотрите, в какой красивый лес мы попали (слайд с видом зимнего леса).
- Зимой лес выглядит сказочно. Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; покрыты снежными шубами; спят под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие, у елок иголки как ледяные пальчики.)
- Что мы можем сказать про снег? Снег какой? ( Белый, холодный, пушистый, блестит на солнце, мягкий, лёгкий, колючий, искристый, серебристый).
3. Слайд: Д/игра «Как вести себя в лесу?»
- Как себя ведут в лесу? (По картам под цифрами по порядку мы вспоминаем стихотворение): Д/игра: «Правила поведение в лесу».
(1) Если в лес пришел гулять, (2)свежим воздухом дышать
(3) Бегай, прыгай и играй, (4) только, чур, не забывай,
(5) Что в лесу нельзя шуметь, (6) даже очень громко петь.
(7) Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
(8) Ветки дуба не ломай, (9) елочек не обижай,
(10) Всем деревьям помогай.
Молодцы!
4. Слайд: Разбор слов: снег, зима, снежинка.
Расшифруем следующее препятствие на нашем пути. - Чтобы попасть в лес надо очень потрудиться, и разобрать слова. (Поставить ударение, разделить на слоги, назвать гласные, согласные звуки.)
Физкультминутка «Мы пришли в зимний лес…».
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка в шубе стоит,
Слева ёлка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал
От лисы он убежал.
А вон там волчище рыщет
Он себе добычу ищет!
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму он проспит!
Пролетают снегири.
Как красивы они!
В лесу тишина и покой.
5. Слайд: Маша и Миша следопыты.
А нас Маша и Миша приглашают помочь им разобраться в не простом деле.
- Попытаемся помочь показать и рассказать. Давайте посмотрим. Что у них случилось?
Ребята давайте вместе вспомним, кто такие следопыты. (Это те люди, кто умеет читать, расшифровывать следы. По следам устанавливают истину. По следам человека можно определить вес и рост. По следам машины, – груженая или порожняя. Каждый след - расскажет нам свой секрет.)
- Не всякому тайны откроет природа,
Закрытая жизнь у лесного народа.
Но если следы ты «читать» научился,
То к тайнам лесным ты уже приобщился!
Большинство диких, лесных животных ведут скрытый образ жизни.
Поэтому наблюдать их в природе чрезвычайно трудно и удается очень редко.
С наступлением зимы парки, сады и леса покрываются белым снежным покровом.
Это лучшее время, чтобы разгадать тайны жизни зверей.
Сегодня мы с Машей познакомим вас со следами, оставленных дикими животными и птицами. Этих животных вы знаете.
Просмотр презентации «Следы животных».
6. Слайд: «Волк».
Отгадайте загадку.
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть.
На овцу готов напасть. Волк.
Волк – хищник. У него густая шерсть. Он может быстро бегать по снегу и ловить свою добычу: зайца, лису. Это очень опасный и сильный зверь и приносит большой вред людям.
7. Слайд: «Лиса».
Посмотрите-ка какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой. Лиса.
Шерсть: - оранжево – рыжая. Она хищница. Ноги у лисы сильные, а лапы маленькие их подошвы зимой покрыты шерстью, она может долго и быстро бегать за зайцем. Пушистый хвост при беге служит ей рулем.
8. Слайд: «Заяц».
Следы этого зверька
Перепутаны слегка.
Впереди – от задних лап,
Позади - передние.
Первые большие,
Маленькие – последние.
Цепочкой друг за другом
Может двигаться по кругу.
По лесу бежит прыжками.
Догадались уже сами? Заяц.
Зайцу зимой голодно. Он ест ветки, кору деревьев. Живут они под кустами, елочкой. У него много врагов: волк, лиса. От холода зайчик прячется в яме или под елью. Лапы у зайца широкие и пушистые. По сугробам бежит как на лыжах. Да и шубку меняет серую на белую. Ведь в белой шубе зайчика не сразу заметит лиса.
9. Слайд: «Белка».
По веткам скачет, да не птица.
Рыжая да не лисица. Белка.
Белочке зимой не холодно. У неё теплая рыжевато – серенькая шубка с белым мехом на брюшке. У белки пушистый хвост. Зимой белка днем все свое время проводит в поисках пищи. На снегу можно очень часто видеть следы белки.
10. Слайд: «Медведь».
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. Медведь.
Медведь – бурый хищник. Это большой и сильный зверь. Шерсть у него густая, теплая. На зиму медведь забирается в берлогу – яму выкопанную где – ни будь, под корнями деревьев и спит до тепла. Если его потревожить, то он выходит из берлоги злой и голодный, в это время он очень опасен.
11. Слайд: «Ёж».
Он в лесу без сумки ходит.
Яблоки, грибы находит.
На спине иголки. Кто это у ёлки? Ёжик.
ЁЖ – Шатун не спит зимой. Спят ежи в норах. Остальные все ежи спят зимой, корма им не нужно. Но у них есть враги – это куницы, они могут выкопать ежа, которые находятся в спячке и съесть.
12. Слайд: «Лось».
Лось - самый большой зверь, живущий в наших лесах. Он больше коровы и выше лошади. Ноги большие и длинные, копыта широкие, но легко передвигается по снегу. Своими копытами он может убить волка. Волк – основной враг лося. Лось питается корой, ветками.
13. Слайд: «Кабан».
У него, клыки торчком,
Землю роет пятачком,
Грязевых, любитель ванн,
Не чистюля, не гурман –
Любит желуди……. Кабан
14. Слайд: Мышка.
Зверь живет почти везде:
В огороде и в избе,
В поле и лесу густом,
Под березкой, под кустом.
Зверь живет обычно в норке,
Может грызть и сыр и корки.
Если в поле обитает,
Тогда зернышки грызет.
Длиннохвостая малышка
Этот зверь зовется… Мышкой.
15. Слайд: Спасибо за внимание друзья!
Итог. О чем мы сегодня говорили? Когда вы вечером пойдете домой, посмотрите, чьи следы вы увидите около вашего дома?
Молодцы ребята путь наш был не легок. Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, мне понравилось, как вы сегодня играли, как отвечали на поставленные вопросы, не шумели в лесу, не тревожили лесных жителей. До новых встреч – мы еще вернемся сюда и побродим по зимнему лесу и познакомимся с другими обитателями леса!
Маша с Мишей Вам принесли сказочные новогодние подарки. Угощайтесь. ( На снежинках лежат «раффаелло».
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.
1. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.2. Дать знания о пользе витаминов, объяснить, как они влияют на организм человека...
Познай себя. Занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.
Формировать представления о своем физическом «я»- строении и функции человеческого тела. Направление «Социально-личностное»Образовательная область «Социализация»:занятие, игровая деятельност...
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "О правах - играя!"
Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления....
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему: Какой бывает вода?"
Занятие построено с упором на эксперементирование. С помощью опытно-эксперементальной деятельности дети сами увидят и выделят различные свойства воды, а так же самостоятельно сделают выводы....
Открытое занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему "Ставропольский край"
Данный материал позволяет дошкольникам закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае, углубить и сформировать представление о крае, как о части большой страны России, развить логиче...
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего возраста «Зима, зимние забавы».
На данном занятии уточняем представления детей о зиме, зимних играх и забавах....
Презентация к занятию по окружающему миру для детей старшей группы "Как звери готовятся к зиме"
Презентация к занятию по окружающему миру для детей старшей группы "Как звери готовятся к зиме"...