Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в рамках коллективного просмотра: «Знакомство с красной книгой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект
организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в рамках коллективного просмотра:
«Знакомство с красной книгой»
Цель: знакомство детей с Красной книгой и ее представителями.
Задачи:
- Закреплять знания детей о среде обитания животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу.
- Формировать представление у дошкольников о Красной книге как о документе;
- Формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир.
- Воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому на Земле.
- Разъяснить необходимость создания Красной книги.
Предварительная работа: проведение бесед о жизни животных, чтение художественной литературы о природе, разучивание стихотворений.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами.
Ритуал приветствия «Поделись добротой с друзьями»
Дети становятся в круг и говорят слова - приветствие, подавая друг другу руку и при этом улыбаясь. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг. Воспитатель отмечает, что все дети - единое целое. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони.
Воспитатель: У меня для вас сюрприз – загадка, отгадав ее вы узнаете, чем мы с вами будем заниматься, и про что разговаривать. хотите ее отгадать?
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (книга)
Слайд
Воспитатель: Ребята, книга то у меня не простая, у нее особенный цвет, как вы думаете, для чего нужна такая книга и почему был выбран именно этот цвет? (ответы)
Первая Красная книга появилась в 1963 году.
В 1978 году такая книга появилась и в нашей стране.
Слайд
Если мы заглянем в Красную книгу, то увидим, что страницы у Красной книги разноцветные. Как Вы думаете, почему страницы книги окрашены в разные цвета: черный, красный, желтый, белый, серый, зеленый?
Слайд
Страницы Красной книги окрашивают в различные цвета не просто так. По цвету страницы можно узнать, в каком сейчас состоянии находятся те или иные растения, птицы, л животные. На чёрных страницах показаны животные, которые уже полностью исчезли с лица Земли. На красных страницах изображены исчезающие экземпляры, которые редко встречаются в окружающем мире и очень нуждаются в охране. На жёлтых страницах занесены животные и растения, чья численность в наше время сокращается. Еще немного неразумной деятельности человека, направленной на данные живые объекты, и они попадут на красные странички. На белых страницах помещены существа, которые живут на ограниченной территории, но при этом их всегда было немного. На серых страницах занесены малоизученные виды, которые обитают в труднодоступных местах. На зелёных страницах представлены животные и растения, которые были спасены от исчезновения.
Слайд - (Рассматривание страниц Красной книги)
Воспитатель: Почему книгу назвали именно «Красная книга»?
Цвет переплета у этой книги – красный. Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.
Внимание! Не губите растения, не убивайте животных. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, не губите их, помогите им! Поэтому и решили назвать эту книгу Красной.
А как и кто может попасть в красную книгу? (ответы)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам познакомиться с некоторыми животными, которые занесены в Красную книгу, нашей области.
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес! Называют его … (Лес).
Слайд
Воспитатель: Отправляемся в лес!
Но не забывайте, что в пути нужно помогать друг другу, идти вместе, не шуметь и не сорить, бережно относиться к лесу, быть доброжелательными.
Мы отправляемся на природу, да еще и в такие места, где живут редкие животные и птицы, но прежде чем нам отправится дальше, давайте вспомним правила поведения в природе.
Посмотрите, как много карточек, найдите, пожалуйста, те карточки, которые нас познакомят с правилами поведения в лесу:
- Не вырывайте растения с корнем
- Не уничтожай несъедобные грибы
- Не ломайте ветки деревьев и кустарников
- Не разжигай костёр без взрослых
- Не оставляй мусор в лесу
- Не шумите в лесу
- Не ловите бабочек и стрекоз
Игра «Угадай животного по описанию» (Презентация)
- Он для всех хороший друг
в тундре, где Полярный круг.
Есть рога и тёплый мех,
что зимой так греет всех.
Возит нарты далеко,
с ним на Севере легко.
Ищет ягель целый день. Это..
Это северный олень, он занесён в красную книгу Тюменской области. Туловище у него удлиненное, ноги короткие. Есть рога, они гладкие, ветвистые. У оленя есть копыта средних пальцев они большие и плоские. Окраска меха бурая летом, более светлая к зиме.
Слайд
- Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной
Обыкновенный ёж тоже занесён в красную книгу. Это зверек с массивным телом, крупной заостряющейся вперед головой, короткими ногами и небольшим хвостом. Верхняя сторона тела покрыта твердыми короткими иглами, нижняя — редким и жестким волосяным покровом.
Слайд
3. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы
Заяц-русак тоже занесён в Красную книгу нашей области. Он относится к крупным зайцам. Внешне русак отличается от беляка более длинными ушами, длинным хвостом чёрного или чёрно-бурого цвета сверху. Глаза у него красновато-коричневые. Задние лапы длиннее, чем у беляка, но они короче и уже. (сравнить картинки зайцев).
Слайд
4.Есть на речках лесорубы,
В серебристо - бурых шубах,
Из деревьев, веток, глины,
Строят прочные плотины.
Длина тела бобра достигает 1 м, а весит он 30 кг. Бобр обладает красивым мехом, который состоит из грубых волос. Мех от светло- коричневого до почти черного. Глаза у бобра небольшие; уши широкие и короткие. Бобры предпочитают селиться по берегам медленно текущих речек, прудов и озёр. (измерение лентой)
Слайд
Воспитатель: А следующего животного вы сможете отгадать найдя конверт желтого цвета, на белом цвете (Большой тушканчик)
Слайд
Следующего животного вы найдете, если пойдете в правый угол, где мы готовим кашу - Маше. (Корсак)
Слайд
Этого милого зверька вы найдете на стуле, который стоит по счету 5 от окна (Хомячок джунгарский)
Слайд
И последнего животного из Красной книге, вам отдадут наши гости (Норка).
Ну вот, мы с вами и познакомились, с животными – млекопитающими, которые занесены в нашу красную книгу.
Слайд
Воспитатель: Давайте обсудим причины исчезновения редких животных.
Дети: (обсуждение исчезновения редких животных)
Воспитатель: Причины исчезновения животных:
- Загрязнение окружающей среды: например, загрязнение воды, почвы, воздуха бытовыми отходами.
- Деятельность людей: имеется в виду строительство, разрушение местообитания живых существ в результате хозяйственной деятельности. Также не забываем и про пожары.
- Во все времена люди убивали животных. Если раньше целью была добыча пропитания, то в наше время человек убивает животных ради интереса.
Слайд
Воспитатель: Скажите пожалуйста, что нужно сделать, чтобы животные не исчезали?
Дети: (ответы)
Слайд
Замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. В Тюменской области создано много заповедников. Один из них - Государственный заказник «Тюменский». На территории заказника выделены три государственных памятника природы регионального значения:
- Урочище «Орлы» - комплекс из темнохвойных пород.
- «Липняк Шайтанский» - Государственный памятник находится на северном берегу оз. Шайтанское, который входит в озёрно-болотную систему Тарманских озёр.
- «Озерно-болотный комплекс Ишимбай» - Располагается в восточной части заказника, севернее н.п. Новопокровка, на площади 100 га
Воспитатель: Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.
Нам понадобится изображения животных, информация о них. Ножницы, клей, карандаши и фломастеры. Я предлагаю вам разделиться на группы.
Рефлексия:
- Что нового и интересного узнали? Что понравилось?
- О каких животных, занесенных в Красную книгу Тюменской области, вы узнали?
- Почему Красная книга так называется.
Воспитатель: Чтобы уберечь исчезающие виды растений, запомните главные правила:
- не убивать животных;
- не забирать диких животных к себе домой;
- не срывать растения из Красной книги;
- не разорять гнёзда;
- не ловить насекомых;
- не топтать и не пинать грибы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasnaya_kniga.docx | 402.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Красная книга
Тюменской
области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений, знакомство с экономическими понятиями)
Формирование элементарных математических представлений, знакомство с экономическими понятиями....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Знакомство с улицей»
Представленный материал поможет в ознакомлении детей с правилами дорожного движения; научит различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов свето...
Организованная образовательная деятельность по «Познавательному развитию» в средней группе ДОУ «Знакомство со сказочными персонажами фиолетового леса»
Ознакомление с развивающими играми Воскобовича6 «Волшебный квадрат(двухцветный), «Прозрачный квадрат»....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с миром коллекций»
Познавательное развитие дошкольников через ознакомление с коллекционированием....
Конспект организованной – образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна- красна»
организованной – образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство детей с бытом семейских».
Конспект НОД "Знакомство детей с бытом семейских" знакомит детей с одним из народов Забайкалья - семейскими. На занятии дети узнают каким было убранство избы, какую утварь исполь...