Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в рамках коллективного просмотра: «Знакомство с красной книгой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Матова Марина Евгеньевна

Конспект

организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в рамках коллективного просмотра:

«Знакомство с красной книгой»

Цель: знакомство детей с Красной книгой и ее представителями.
          Задачи:

 - Закреплять знания детей о среде обитания животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу.

- Формировать представление у дошкольников о Красной книге как о документе;
- Формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир.
- Воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому на Земле.
- Разъяснить необходимость создания Красной книги.

Предварительная работа: проведение бесед о жизни животных, чтение художественной литературы о природе, разучивание стихотворений.

Ход занятия:

     Воспитатель: Здравствуйте, ребята.  Я очень рада видеть вас. У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами.

Ритуал приветствия «Поделись добротой с друзьями»

 Дети становятся в круг и говорят слова - приветствие, подавая друг другу руку и при этом улыбаясь. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг. Воспитатель отмечает, что все дети - единое целое. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони.

     Воспитатель: У меня для вас сюрприз – загадка, отгадав ее вы узнаете, чем мы с вами будем заниматься, и про что разговаривать. хотите ее отгадать?

    

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться. (книга)

Слайд

Воспитатель: Ребята, книга то у меня не простая, у нее особенный цвет, как вы думаете, для чего нужна такая книга и почему был выбран именно этот цвет?  (ответы)

Первая Красная книга появилась в 1963 году.

В 1978 году такая книга появилась и в нашей стране.

Слайд

Если мы заглянем в Красную книгу, то увидим, что страницы у Красной книги разноцветные. Как Вы думаете, почему страницы книги окрашены в разные цвета: черный, красный, желтый, белый, серый, зеленый?

Слайд

Страницы Красной книги окрашивают в различные цвета не просто так. По цвету страницы можно узнать, в каком сейчас состоянии находятся те или иные растения, птицы, л животные. На чёрных страницах показаны животные, которые уже полностью исчезли с лица Земли. На красных страницах изображены исчезающие экземпляры, которые редко встречаются в окружающем мире и очень нуждаются в охране. На жёлтых страницах занесены животные и растения, чья численность в наше время сокращается. Еще немного неразумной деятельности человека, направленной на данные живые объекты, и они попадут на красные странички. На белых страницах помещены существа, которые живут на ограниченной территории, но при этом их всегда было немного. На серых страницах занесены малоизученные виды, которые обитают в труднодоступных местах. На зелёных страницах представлены животные и растения, которые были спасены от исчезновения. 

Слайд -  (Рассматривание страниц Красной книги)

Воспитатель: Почему книгу назвали именно «Красная книга»?

Цвет переплета у этой книги – красный. Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.

Внимание! Не губите растения, не убивайте животных. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, не губите их, помогите им! Поэтому и решили назвать эту книгу Красной. 

А как и кто может попасть в красную книгу? (ответы)

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам познакомиться с некоторыми животными, которые занесены в Красную книгу, нашей области.

Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес! Называют его … (Лес).

Слайд

Воспитатель: Отправляемся в лес!

Но не забывайте, что в пути нужно помогать друг другу, идти вместе, не шуметь и не сорить, бережно относиться к лесу, быть доброжелательными.

       Мы отправляемся на природу, да еще и в такие места, где живут редкие животные и птицы, но прежде чем  нам отправится  дальше,  давайте вспомним  правила поведения в природе.  

      Посмотрите,  как много карточек, найдите, пожалуйста, те карточки, которые нас познакомят с правилами поведения в лесу:

  • Не вырывайте растения с корнем
  • Не уничтожай несъедобные грибы
  • Не ломайте ветки  деревьев и кустарников
  • Не разжигай костёр без взрослых
  • Не оставляй мусор в лесу
  • Не шумите в лесу
  • Не ловите бабочек и стрекоз

Игра «Угадай  животного по описанию» (Презентация)

  1.  Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день. Это..

Это северный олень, он занесён в красную книгу Тюменской области. Туловище у него удлиненное, ноги короткие. Есть рога, они гладкие, ветвистые. У оленя есть  копыта средних пальцев  они большие и плоские. Окраска меха бурая летом, более светлая к зиме. 

Слайд

  1. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной

Обыкновенный ёж тоже занесён в красную книгу. Это зверек с массивным телом, крупной заостряющейся вперед головой, короткими ногами и небольшим хвостом. Верхняя сторона тела покрыта твердыми короткими иглами, нижняя — редким и жестким волосяным покровом.

Слайд

3. Это что за зверь лесной

              Встал, как столбик, под сосной?

            И стоит среди травы -

           Уши больше головы

Заяц-русак тоже занесён в Красную книгу нашей области. Он относится к крупным зайцам. Внешне русак отличается от беляка более длинными ушами, длинным хвостом чёрного или чёрно-бурого цвета сверху. Глаза у него  красновато-коричневые. Задние лапы длиннее, чем у беляка, но они короче и уже. (сравнить картинки зайцев).

Слайд

4.Есть на речках лесорубы,

В серебристо - бурых шубах,

Из деревьев, веток, глины,

Строят прочные плотины.

Длина тела бобра достигает 1 м, а весит он 30 кг. Бобр обладает красивым мехом, который состоит из грубых волос. Мех от светло- коричневого до почти черного. Глаза у бобра небольшие; уши широкие и короткие. Бобры предпочитают селиться по берегам медленно текущих речек, прудов и озёр.   (измерение лентой)

Слайд

Воспитатель: А следующего животного вы сможете отгадать найдя конверт желтого цвета, на белом цвете (Большой тушканчик)

         Слайд

Следующего животного вы найдете, если пойдете в правый угол, где мы готовим кашу - Маше. (Корсак)

Слайд

Этого милого зверька вы найдете на стуле, который стоит по счету 5 от окна (Хомячок джунгарский)

Слайд

И последнего животного из Красной книге, вам отдадут наши гости (Норка).

Ну вот, мы с вами и познакомились, с животными – млекопитающими, которые занесены в нашу красную книгу.

Слайд

Воспитатель: Давайте обсудим причины исчезновения редких животных.

Дети: (обсуждение исчезновения редких животных)

Воспитатель: Причины исчезновения животных:

  • Загрязнение окружающей среды: например, загрязнение воды, почвы, воздуха бытовыми отходами.
  • Деятельность людей: имеется в виду строительство, разрушение местообитания живых существ в результате хозяйственной деятельности. Также не забываем и про пожары.
  • Во все времена люди убивали животных. Если раньше целью была добыча пропитания, то в наше время человек убивает животных ради интереса.

Слайд

Воспитатель: Скажите пожалуйста, что нужно сделать, чтобы животные не исчезали?

Дети: (ответы)

Слайд

Замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.  В Тюменской области  создано много заповедников. Один из них -  Государственный заказник «Тюменский».  На территории заказника выделены три государственных памятника природы регионального значения:

- Урочище «Орлы» - комплекс из темнохвойных пород.  

- «Липняк Шайтанский»  - Государственный памятник находится на северном берегу оз. Шайтанское, который входит в озёрно-болотную систему Тарманских озёр.

- «Озерно-болотный комплекс  Ишимбай» - Располагается в восточной части заказника, севернее н.п. Новопокровка, на площади 100 га

     Воспитатель: Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

Нам понадобится изображения животных,  информация о них. Ножницы, клей, карандаши и фломастеры. Я предлагаю вам разделиться на группы.

Рефлексия:

- Что нового и интересного узнали? Что понравилось?  

- О каких  животных, занесенных в Красную книгу Тюменской области, вы узнали?    

- Почему Красная книга  так называется.

Воспитатель: Чтобы уберечь исчезающие виды растений, запомните главные правила:

  • не убивать животных;
  • не забирать диких животных к себе домой;
  • не срывать растения из Красной книги;
  • не разорять гнёзда;
  • не ловить насекомых;
  • не топтать и не пинать грибы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnaya_kniga.docx402.67 КБ

Предварительный просмотр:

Красная книга

Тюменской

областиC:\Users\Пользователь\Desktop\фото для книги\slide-15.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\фото для книги\1647554908_4-kartinkin-net-p-kartinki-severnogo-olenya-4.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\фото для книги\Erinaceus-europaeus--2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Знакомство с улицей»

Представленный материал поможет в ознакомлении детей с правилами дорожного движения; научит различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов свето...

Организованная образовательная деятельность по «Познавательному развитию» в средней группе ДОУ «Знакомство со сказочными персонажами фиолетового леса»

Ознакомление с развивающими  играми Воскобовича6 «Волшебный квадрат(двухцветный), «Прозрачный квадрат»....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»

Цель:  познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...

Конспект организованной – образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна- красна»

организованной – образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство детей с бытом семейских».

Конспект НОД "Знакомство детей с бытом семейских"  знакомит детей с  одним из народов Забайкалья - семейскими. На занятии дети узнают каким было убранство избы, какую утварь исполь...