Технологическая карта занятия «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» в старшей группе «Изучаем вещества. Крахмал».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Заволокина Надежда Ильясовна

 

Занятие «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» в старшей группе составила и провела воспитатель Заволокина Н.И.

Данное занятие проводилось с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Изучаем вещества. Крахмал».  Оно направлено на познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Целью занятия стало создание условий для экспериментирования с целью формирования представлений о крахмале и его свойствах.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

- закрепить знания детей о пользе овощей и фруктов для организма человека;

- изучить свойства крахмала и познакомить детей с одним из способов обнаружения крахмала в овощах и фруктах;

- формировать умения делать выводы;

 - формировать основы безопасности с лабораторным оборудованием при проведении опытно-экспериментальной деятельности.

Развивающие:

- развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения;

- развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление.

Воспитательные:

 - воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым;

 - воспитывать умение работать в коллективе.

Все задачи реализуются через игровые ситуации, экспериментальную деятельность.

Разнообразие оборудования и материалов, используемых на занятии, позволило сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zavolokina_n.i_1.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия «открытия» нового знания в технологии «Ситуация»

в старшей группе «Изучаем вещества. Крахмал».

Составила: Заволокина Н.И.,

воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 135»

 Цель: создать условия для экспериментирования с целью формирования представлений о крахмале и его свойствах.

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

- закрепить знания детей о пользе овощей и фруктов для организма человека;

- изучить свойства крахмала и познакомить детей с одним из способов обнаружения крахмала в овощах и фруктах;

- формировать умения делать выводы;

 - формировать основы безопасности с лабораторным оборудованием при проведении опытно-экспериментальной деятельности.

Развивающие: 

- развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения;

- развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление.

Воспитательные:

 - воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым;

 - воспитывать умение работать в коллективе.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

 Материалы к занятию: схема (для показа) «Что содержат овощи и фрукты», презентация «Что такое крахмал» (работа за интерактивным столом), аудиозапись «Двигайся - замри», аудиозапись (голосовое сообщение от профессора), йод (для показа опыта), фартуки и шапочки на каждого ребенка, стаканы и тарелочки с крахмалом на каждого ребенка, ложечки на каждого ребенка, овощи и фрукты (картофель, морковь, яблоко, банан) для показа эксперимента, краски гуашь, салфетки.

Этапы совместной деятельности

Деятельность педагога, приёмы работы

Вид деятельности детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты (в результате воспитанники смогут…)

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга! Подойдите ко мне, встаньте в круг. Игра – приветствие «Дружба начинается с улыбки»

- Ребята, мне вчера пришло голосовое сообщение для нас. Давайте послушаем.

Голосовое сообщение от профессора: «здравствуйте, ребята!

Меня зовут Мария Ивановна, я – профессор, занимаюсь исследованием фруктов и овощей, и выясняю, в чем их польза для организма человека. Последние опыты были посвящены поиску неизвестного вещества, которое очень полезно для организма человека. Но выяснить, что же это за вещество и как его обнаружить в овощах и фруктах у меня не получается. Ребята, помогите мне справиться с этой задачей! Результаты своих исследований можете написать в письме. Адрес я напишу в сообщении. До свидания, ребята».

 - Ребята, хотите помочь профессору? Сможете?

- Тогда я приглашаю вас, ребята, в научную лабораторию. Давайте пройдем в 1 кабинет.

Игровая. Дети приветствуют друг друга

«Дружба начинается с улыбки»

Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

Коммуникативная

Дети ведут беседу с педагогом.

Установка на предстоящую деятельность.

Дети мотивированны на включение в деятельность.

Дети формулируют цель (детскую цель): «мы хотим помочь профессору».

Настрой детей эмоционально откликнуться на проблему.

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи:

1) актуализировать знания об овощах и фруктах, закреплять умение классифицировать овощи и фрукты;

2) создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания.

1 кабинет «Что мы знаем про фрукты и овощи»

- Что такое фрукты и овощи?

- Чем отличаются овощи от фруктов?

-Где растут фрукты? 

-Где растут овощи? 

- Для чего мы используем овощи и фрукты? Что можно приготовить из овощей и фруктов?

Игра по развитию речи: «Назови какое?»

(Педагог называет фрукт и спрашивает, например, какое варенье или какой салат…)

- Правильно, ребята! Овощи и фрукты нужны для того, чтобы мы их употребляли в пищу, готовить вкусную еду, укреплять здоровье человека витаминами.

Коммуникативная

Дети вспоминают изученное ранее, отвечают на вопросы. Игровая

Дети настраиваются на предстоящую деятельность.

Включаются в игровую ситуацию.

Актуализируют знания об овощах и фруктах

Актуализированы знания детей о том, чем полезны фрукты и овощи, где и как их можно использовать.

Поддержание игрового интереса и познавательной мотивации.

Создание условий для достижений каждого ребенка.

Тренировать мыслительные операции, анализ, речь

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

 1. формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам поговорить о том, что содержится в овощах и фруктах! Работа по схеме «Что содержат овощи и фрукты?»

  • Скажите, к каким источникам информации необходимо обратиться для того, чтобы справиться с этой проблемой?

- Верно, а когда вы подрастете, научитесь читать, сможете сами искать нужную информацию в книгах и энциклопедиях.

Какой источник нам поможет в этом случае?

- Хорошо, я помогу вам.

   Активизируют мыслительные процессы, фиксируют затруднение, выявляют причину затруднения. Отвечают на вопросы.

Дети формулируют причину затруднения: «не знаем».

 

Сформулировать причину затруднения.

Поставить перед собой задачи для устранения затруднения

4. Открытие нового знания (способа действия)

Дидактические задачи:

1. сформировать умение путем экспериментирования находить ответы на поставленные вопросы; закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом спрошу у взрослого или проверю в учебнике».

- Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, я приглашаю вас во 2 кабинет (к интерактивному столу (показ презентации «Что такое крахмал»)

- Молодцы, ребята! Мы выяснили, что некоторые овощи и фрукты содержат крахмал. Но, как и любое другое вещество, он имеет свойства. Давайте с ними познакомимся! Что нам для этого поможет?

Для проведения опытов, я приглашаю вас в 3 кабинет нашей лаборатории.

- Ребята перед вами    стоят тарелочки с крахмалом. Давайте проведем несколько опытов, чтобы понять, какими свойствами он обладает.

Опыт № 1.

На что похож крахмал? Разотрите его между пальчиков, что чувствуете. По внешнему виду крахмал на что похож? Какого он цвета? Давайте понюхаем его, чем он пахнет?

Потрогайте его, он скрипучий. Он хрустит, как снег.

 Вывод: итак, мы выяснили, что крахмал – это сыпучий порошок белого цвета и не имеет запаха; при трении скрипит.

Опыт № 2.

Ребята, давайте проверим, растворяется ли крахмал в воде? Необходимо добавить ложку крахмала в стакан холодной воды. Что происходит?

- А теперь давайте посмотрим, что произойдет, если растворить крахмал в горячей воде (педагог показывает опыт детям)

Вывод: крахмал не растворяется в холодной воде, а в горячей набухает и образует клейстер.

Опыт № 3

Ребята, а вы хотите научиться определять, в каких овощах и фруктах содержится крахмал? (для проведения опыта взяли картофель, морковь, яблоко, банан). Педагог показывает опыт детям. На каждый фрукт и овощ капаем йод.

- Ребята, посмотрите, что происходит?  На картофеле и банане появились синие пятна!

Вывод: крахмал при взаимодействии с йодом окрашивается в синий цвет.

- Теперь вы знаете, что за полезное вещество содержится в некоторых овощах и фруктах и как его можно обнаружить?

- Вы молодцы! Вы справились с заданием и помогли профессору! Результаты наших исследований мы напишем в письме и отправим профессору!

  Коммуникативная

Дети ведут беседу с педагогом.

Рассматривание презентации «Что такое крахмал?»

Познавательно-исследовательская. Дети участвуют в опытно-экспериментальной деятельности

Дети участвуют в опытно-экспериментальной деятельности.

Дети наблюдают за экспериментом и делают вывод.

Коммуникативная

Дети участвуют в беседе.

Дети формулируют способ преодоления затруднения: «если чего-то не знаешь, можно спросить у того, кто знает».

Мы получим новые знания через проведение опытов.

Формирование умений у детей приходить друг другу на помощь во время работы.

5. Включение нового знания (способа действия)

   Дидактические задачи:

1) организовать отдых детей

Ребята, вы молодцы! Помогли профессору решить проблему, узнали много нового. А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Давайте с вами немного поиграем и отправимся дальше!

Закрепление полученных знаний

Дидактические задачи:

1. закрепление полученных знаний в ходе выполнения практических заданий.

- Ребята, а вы когда-нибудь готовили кисель? Давайте вместе попробуем его приготовить!

- Молодцы, ребята! Мы с вами выяснили, что на крахмале можно рисовать! Давайте попробуем порисовать на нем. 

Игровая.

Физминутка «Двигайся - замри» (игротанец)

Продуктивная

Дети участвуют в приготовлении киселя и рисовании на крахмале

Коммуникативная

Дети ведут беседу с педагогом.

Способствовать снятию напряжения у детей во время мыслительной деятельности.

6. Осмысление

Дидактические задачи:

1. восстановить в памяти детей то, что делали на протяжении занятия, создать ситуацию успеха.

- Ребята, скажите, что нового мы сегодня узнали сегодня?

- Скажите, где мы с вами были сегодня?

- Кому помогали?

 - Скажите. Какие трудности возникли у вас на занятии?

- Ребята, скажите, где может пригодится информация, которую вы сегодня узнали?

- Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы! А сейчас я предлагаю вам порисовать на крахмале самостоятельно. (дети переходят в другой вид деятельности)

Коммуникативная

Рефлексивная

Дети собираются в круг вместе с воспитателем, обсуждают то, что узнали на занятии, что у них получилось.

Дети формулируют условие, которое позволило достичь цели:

-мы провели несколько опытов, с помощью которых мы смогли помочь профессору.

Воспитывать умение выслушивать друг друга во время подведения итогов деятельности.

Формирование умения оценивать свою деятельность.

Восстановить в памяти детей то, что делали на занятии и создать ситуацию успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Открытие нового знания в технологии Ситуация" "Путешествие в прошлое телефона"

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Возрастная группа: старшая группа.Цель: обогащение представлений детей о мире окружающих предмет...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в средней группе. Тема: «Свойства льда»

. НОД направлена на ознакомление детей с процессом образования льда, качествами и свойствами льда. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими качествами и свойствами обладает лед, к...

Занятие НОД «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в подготовительной группе.Тема: 7 чудес света

Занятие непосредственно-образовательной деятельности "открытия" нового знания в технологии "ситуация"...

Методическая разроботка занятия "открытия" нового знания в технологии "Ситуация"

Занятие с детьми дошкольного возраста организуется на основе специфических для данной возрастной категории видов деятельности, таких как игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность, тв...

Технологическая карта занятия НОД по художественно-эстетической деятельности с детьми старшей группы «Цветы»

Образовательная(ые) область(и): художественно-эстетическое развитиеТема занятия:«Цветы»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: Цель педагогической деятельностиЦель образователь...