Конспект НОД "Открытие нового знания в технологии Ситуация" "Путешествие в прошлое телефона"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшая группа.

Цель: обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИЯ» 

«Путешествие в прошлое телефона» старший дошкольный возраст

Воспитатель МБДОУ «Детский сад ***» г.о.Самара

Бугаева Ирина Михайловна

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшая группа.

Цель: обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на занятии.

Задачи:

  • Обогащать представление детей о мире окружающих предметов.
  • Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона.
  • Закреплять правила пользования телефоном,  знание номеров телефонов служб экстренной помощи: пожарной, полиции, скорой помощи
  • Развивать  внимание, воображение, память через дидактические игры и упражнения
  • Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
  •   Активизировать речь детей.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия оценки и самооценки результатов деятельности.
  • Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Дидактические материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; картинки, на которых изображены телефоны с недостающими деталями; разрезные картинки с изображением разных моделей телефонов; карточки с номерами служб экстренной помощи; телефонные аппараты; карандаши; мягкие модули; картинки с изображением разных моделей телефонов ( от первого до современного); фланелеграф

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Введение в игровую ситуацию.

 -Ребята, сегодня утром, у нашей двери я нашла конверт.

- Вы хотите узнать, что в нем находится?

- Посмотрите, какие-то недорисованные картинки, а часть из разрезана. Что же это?

Звонит телефон. На ноутбуке запись телефонного разговора:"Здравствуйте, ребята! Это я ваш друг, телефон. У меня случилась беда! Вчера я решил посмотреть семейный фотоальбом и с удивлением обнаружил, что кто-то испортил все фото! Часть фото разрезаны, а другие стерты. Сам восстановить не могу- я совсем не помню своих родственников. Ребята, помогите мне!"

- Ребята, хотите помочь телефону?

- Как это сделать?

Сидят на стульчиках

 

-Да, хотим.

- Не знаем.

-Да, хотим.

-Ответы детей, педагог подводит к тому, что нужно отправится в прошлое и восстановить фото. А затем  выслать их обратно.

Актуализация знаний и умений

-Ребята, а вы знаете родственников телефона?

-Как вы думаете, где их можно увидеть?

-Нет, мы не знаем.

-Ответы детей, педагог подводит к тому, что родственники телефона остались в прошлом.

Затруднение в игровой ситуации.

-Почему вы не можете восстановить фотографии?

-Значит, что нам нужно узнать какие они?

-А где можно узнать, как они выглядят?

- Ребята, вы готовы отправится в прошлое, чтобы найти и увидеть там родственников телефона?

- Тогда нам нужно построить "машину времени", которая доставит нас в прошлое.  Но при строительстве нужно будет обязательно соблюдать условия, иначе "Машина времени" не будет работать. Итак, строить мы должны только вместе, при строительстве мы должны помогать друг другу, строить машину нужно в тишине. а строить мы будем из мягких модулей.

- Не знаем, как выглядят родственники телефона.

- Посмотреть в книге, в интернете, очутиться при помощи волшебства в прошлом попросить рассказать родителей, воспитателя.

- Да, готовы.

Дети берут мягкие модули и конструируют "машину времени". Закончив строительство, дети проходят через "Машину времени" и переносятся в прошлое.

Открытие нового знания

Воспитатель включает презентацию о прошлом телефона.

- Вот мы и оказались в прошлом.

Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, они не умели говорить, но им приходилось общаться друг с другом. Делали они это жестами и мимикой. Шло время, люди научились говорить, строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы передачи информации. Если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер, позже использовали звуки барабанов, сигнальных труб, колокола. Удобны ли были эти способы? Почему?

         Время шло. И вот был изобретен первый аппарат, он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. В одну трубку говорили, другую прикладывали к уху. Этот аппарат назвали «телефон». Что необычного для нас в этом телефоне?

  Слово «телефон» означает: «теле» - далеко, «фон» - звук. При помощи этого аппарата звук можно было услышать далеко. Позднее виды телефонов менялись и люди изобрели телефоны с диском для набора номера, палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами, и крутили диск. Это было не очень удобно: уставал палец, диск вращался медленно. Поэтому диск заменили кнопками. У многих такие телефоны есть и сейчас, но таким аппаратом можно было пользоваться, находясь в помещении, с собой его взять нельзя. Почему?

      Ученые снова стали думать, как телефон сделать более  удобным. И вот изобрели мобильный телефон. Почему люди во всем мире пользуются им?

      Мобильный – означает переносной, его можно брать с собой и общаться, где бы человек ни находился.

 Педагог предлагает детям рассмотреть различные телефонные аппараты: телефон с диском, кнопочный телефон, телефон с автоответчиком ( если вас нет дома, человек, который вам звонил, может оставить сообщение для вас) .

Ребята, у каждого телефона есть свой номер. Это помогает нам позвонить именно тому человеку,                            которому нужно. А есть номера телефона , которые мы обязательно должны знать. Это номера очень важных  служб. Каких?

       Педагог предлагает детям поиграть в игру «Правильный номер» (детям раздаются карточки с номерами 01, 02, 03; на экране появляется картинка , отображающая чрезвычайную ситуацию: пожар, травма, авария на дороге и т. д., а дети поднимают карточку с соответствующим номером).

-Ребята, теперь вы можете помочь телефону восстановить испорченные фото?

-Почему?

- Где мы это будем делать?

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Пожарной службы – 01; полиция – 02; скорая помощь – 03.

-Да

-Знаем, как выглядят родственники  телефона.

-В нашей группе за столами. Нам надо вернуться в группу.

Дети проходят через "машину времени"и возвращаются  в группу.

Включение нового знания в систему знаний

Мы с вами побывали в прошлом, увидели всех родственников телефона, а теперь нам нужно помочь восстановить испорченные фото.

Игра "Общее фото"

На мольберт (фланелеграф) вывешиваются фотографии разных моделей телефона (от самого первого до современного). Задача детей - расположить  фотографии в правильной последовательности.

-Ребята, какие вы молодцы! Первое фото готово - семейная фотография.

Игра "Дорисуй чего не хватает", игра "собери фото"

Воспитатель контролирует выполнение заданий.

- Как думаете, получилось у нас восстановить испорченные фотографии?

-Как мы это можем проверить?

Анализ "фото"

-Для чего мы дорисовывали и собирали фотографии?

-Так давайте отправим наше письмо!

Дети проходят за столы.

Дети располагают фото в правильной последовательности.

Дети делятся на 2 подгруппы. Первая подгруппа  - дорисовывает на стертых фото недостающие детали, вторая подгруппа- собирает разрезанные фото. На каждого ребенка по одной карточке

-Получилось.

-Сравнить полученные фотографии с общей (семейной) фотографией

-Чтобы отправить их телефону в письме.

Все вместе оформляют письмо.

Осмысление

-Ребята, где мы сегодня были?

-Для чего мы туда отправились? 

- Всегда ли были телефоны? Как общались люди, когда не было телефонов? как выглядел первый телефон?

 -Вы сегодня были дружные и смогли помочь телефону,  ему обязательно понравятся фотографии, которые у вас получились.

-В прошлом.

- Для того чтобы посмотреть как выглядели родственники телефона.

- Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в средней группе. Тема: «Свойства льда»

. НОД направлена на ознакомление детей с процессом образования льда, качествами и свойствами льда. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими качествами и свойствами обладает лед, к...

Занятие НОД «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в подготовительной группе.Тема: 7 чудес света

Занятие непосредственно-образовательной деятельности "открытия" нового знания в технологии "ситуация"...

Методическая разроботка занятия "открытия" нового знания в технологии "Ситуация"

Занятие с детьми дошкольного возраста организуется на основе специфических для данной возрастной категории видов деятельности, таких как игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность, тв...

Технологическая карта занятия «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» в старшей группе «Изучаем вещества. Крахмал».

Занятие «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» в старшей группе составила и провела воспитатель Заволокина Н.И.Данное занятие проводилось с групп...