Конспект непосредственно – образовательной деятельности «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в старшей группе. Тема: «В лес за грибами».
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 33»
Подготовил воспитатель: Сатанина Л.А.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
«открытия» нового знания в технологии «ситуация» в старшей группе.
Тема: «В лес за грибами».
Цель:
уточнить представления об особенностях внешнего вида и местах произрастания грибов (боровик (белый гриб), подберёзовик, подосиновик, маслята, опята, лисички, мухомор, бледная поганка);
учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;
закреплять знание строения грибов и правил их сбора.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
1.Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
–Кто из вас был в лесу?
–Что можно делать в лесу?
–А вы хотите сейчас очутиться в лесу?
–Закройте глазки...
Звучит запись «Голоса леса».
Воспитатель ставит несколько макетов деревьев. Дети открывают глаза.
–Вот и лес! Здравствуй лес, осенний лес, полный сказок и чудес.
Ой, я слышу, чей-то плач? Посмотрите, на пенёчке сидит старичок- Лесовичок.
–Почему ты плачешь?
–Меня заколдовала злая Баба Яга, за то, что я добрый, забочусь о лесе, о его обитателях: животных, насекомых, деревьях, грибах, цветах, ягодах.
Наступила грибная пора, мне нужно запасти грибочки на зиму, а я совершенно забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя!
–Хотите помочь Лесовичку вспомнить всё о грибах и заготовить на зиму съедобные грибы?
–Сможете?
2.Актуализация знаний
Дидактические задачи:
Актуализировать знания детей о правилах сбора грибов, строении гриба.
Дети подходят к столу с карточками, на которых изображены картинки правильного и не правильного сбора грибов.
Воспитатель рассказывает, что сбор грибов называют «тихой охотой».
Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – нужно уважать хозяев леса: растительный и животный лесной народ.
Далее предлагает выбрать карточки, на которых изображено, как правильно собирать грибы.
Нужные карточки прикрепляются на мольберт (фланелеграф и т.п.) и воспитатель, дополнительно, даёт объяснение к каждой, если ребёнок затрудняется в формулировке.
Пример объяснения:
1.Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
2.Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;
3.Не собирать грибы у проезжей части (дороги);
4.Не срывать старые и очень маленькие грибы.
5.Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.
Мы повторили правила сбора грибов и можем вместе с Лесовичком войти в лес.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками в воздухе перед собой.)
Мы идем грибы искать (Начинают загибать по одному пальчику от мизинца.)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел
Потому и потолстел.
Воспитатель приглашает детей подойти к своим столам и сложить грибочки для старичка- Лесовичка.
На столах, для каждого ребёнка, лежат 2 ножки и 2 шляпки. Например: ножки:
белый гриб, подосиновик и шляпки от них.
Грибочки у детей разные, попадаются и несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка.
–Какие красивые грибочки у вас получились. А из каких частей состоит гриб?
3.Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1)создать мотивационную ситуацию для различия съедобных и несъедобных (ядовитых) грибов;
2)формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
–Вы помните, что старичок- Лесовичок
хочет насушить грибочков на зиму? А все ли из этих грибочков он может засушить? (Нет, только съедобные грибы.)
– Значит, какие грибочки мы ему отдадим для сушки?
Выслушиваются все ответы детей, среди которых могут быть противоречивые версии.
–Смогли мы договориться и выбрать только съедобные грибы? (Нет.)
–Почему не смогли? (Потому чтоне знаем точно, какие грибы
–съедобные, а какие –несъедобные.)
4.«Открытие» нового знания
Дидактические задачи:
1)учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
–Как это можно узнать? (Спросить у того, кто знает, прочитать в книге...)
–Ребята, вы помните, что мы попали не в обычный, а сказочный лес!
Грибы в нём растут на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. А вырастают они не после дождя, а после правильно отгаданных загадок, которые написаны в этой волшебной книге, которая называется «Лесная грамота». Эта книга поможет нам не только узнать много нового о грибах, но и наполнить лес грибами для старичка - Лесовичка. Воспитатель загадывает загадки. Заколдованный старичок- Лесовичок даёт неправильные ответы. Дети называют грибы по описанию, а воспитатель проговаривает, где растёт этот гриб, как он выглядит, съедобный он или нет.
Грибы после отгадки ставятся на пол среди макетов деревьев (можно предложить отгадавшим загадку детям, поставить грибок).
В процессе отгадывания загадок воспитатель хвалит детей.
1.Лучший гриб для сушки:
Шляпа на макушке
Цветом буроватая,
А снизу – беловатая...
Ростом он – весьма велик,
Гриб мясистый –...(Боровик, белый гриб)
Белый гриб растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог. Шляпка - мясистая, упругая. Низ шляпки, как губка губчатый, у молодого гриба белого цвета, у зрелого- желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. на изломе белый, так он ничем не пахнет, но если засушить, пахнет орехами.
2.Полюбуйтесь-ка друзья!
Под березой вырос я.
И всегда лишь под березой
Сможете найти меня. (Подберёзовик)
Подберёзовик - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
3.В красной шляпке, словно гном,
Я под осиной выбрал дом. (Подосиновик)
Подосиновик с красной шляпой, ножка высокая. Подберёзовик и подосиновик похожи. Серьёзное отличие в том, что подосиновик на изломе синеет, а подберёзовик нет.
4.На пеньке сидят братишки
Все в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
Опята - грибы светло- коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями». Где любят расти опята? Верно, на пеньках, особенно на берёзовых, сухих пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.
5.Ходят в рыженьких беретах
Очень дружные сестрички
Золотистые ... (лисички)
Лисички -желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая. Растут семьями-кругами.
6.Шляпа темная с полями,
Мох под ножкой кружевами.
Самый главный гриб лесной
Как на троне под сосной!
Шоколадно – бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип
Воротник ажурный тонок
Гриб такой зовут ...(Маслёнок)
Маслята, уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята - сосновые детки. Это значит, что расти они любят под какими деревьями? Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему?
Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.
7.Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш -бледная.. . (Поганка)
Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Его нельзя даже брать в руки. Это очень опасно. На них может остаться яд. Шляпка в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно- зелёного или серо - зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху.
8. Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор Несъедобный...(Мухомор)
- Это самый известный ядовитый гриб. А почему его так называют?
-Потому что его мухи боятся, а если на него сядут, то падают замертво. - Но есть животные, которые им лечатся от болезней.
- Правильно, это лоси. Они глотают гриб целиком.
Мухомор красив на вид,
Только очень ядовит.
Он растет как украшенье,
Не для праздничных столов.
Для лосей он угощенье,
Съел один - и стал здоров.
Для людей же этот гриб,
Очень, очень ядовит.
– Так какие грибы мы отдадим старичку - Лесовичку для сушки? (Дети называют съедобные грибы)
–Какие не отдадим? Почему? (Мухомор, бледную поганку, т.к. они ядовитые.)
Молодцы ребята! И наш Лесовичок вспомнил многое о грибах!
Давайте добавим ещё два правила сбора грибов.
Воспитатель добавляет на мольберт (фланелеграф) 2 карточки.
1.Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;
2.Не собирать незнакомые грибы.
5.Включение нового знания в систему знаний.
Часть1
Дидактические задачи:
организовать активный отдых детей, развивать воображение.
Ну а сейчас, давайте зайдём в наш сказочный лес.
Игра малой подвижности «Мы идем в осенний лес».
Мы идем в осенний лес. Дети идут высоко поднимая колени
А в лесу полно чудес! Останавливаются в лесу
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями
Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята Показывают рукой на маслята
На пеньке –опята. Показывают рукой на опята
Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком в сторону мухомора.
Украшай осенний бор.
В процессе игры дети подходят к макетам деревьев и грибам, расставленным между ними. (съедобные грибы по 2 -3 грибочка на каждого ребёнка).
Часть 2
Дидактические задачи:
1) закреплять представление о том, какие грибы можно собирать и
употреблять в пищу, а какие нет.
2) закреплять умение сравнивать и различать грибы по внешним
признакам.
3) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы».
Дидактическая игра
«Съедобный грибок принеси в кузовок».
Воспитатель предлагает детям в нашем сказочном лесу собрать для Лесовичка грибы. Осторожно их сорвать и положить в корзинку, проговаривая их названия.
-Будьте внимательны, не трогайте ядовитые грибы!
Звучит музыка «Голос леса», дети расходятся по лесу, ищут грибы.
-Давайте посмотрим, все ли собрали только съедобные грибы?
-А почему вы эти грибочки не положили в лукошко?
-Молодцы!
Часть 3
Дидактические задачи:
формировать умение образовывать прилагательные от глаголов.
-Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу?
-Правильно. Их нужно приготовить. Напомним старичку-Лесовичку как?
Упражнение «Какие грибы».
-Если грибы сварить, то они будут варёные,
- а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,
- если засолить, они будут солёные,
-если замариновать, они будут маринованные,
-засушить- сушённые.
-Умники!
Теперь Лесовичок приготовит себе множество вкусных грибных блюд!
6.Осмысление.
Дидактические задачи:
восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
-Кому вы сегодня помогли?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь старичку- Лесовичку вспомнить, как называются разные грибы, как они выглядят, где растут и запасти на зиму много вкусных, съедобных грибочков, потому что узнали, какие грибы съедобные, а какие несъедобные (ядовитые).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с использованием механического конструктора в старшей группе. Тема: "Мебель для кафе"
Тема: "Мебель для кафе"Цель: Продолжать формировать умение работать с деталями механического конструктора....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в старшей группе. Тема: «В лес за грибами».
Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов) ...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в средней группе. Тема: «Свойства льда»
. НОД направлена на ознакомление детей с процессом образования льда, качествами и свойствами льда. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими качествами и свойствами обладает лед, к...
Занятие НОД «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в подготовительной группе.Тема: 7 чудес света
Занятие непосредственно-образовательной деятельности "открытия" нового знания в технологии "ситуация"...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе. Тема: «Государыня соль»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие. Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и пр...
Конспект непосредственно образовательной деятельности : Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе. Тема : « В гости к бабушке Арине».
Цели : закреплять знания детей младшего дошкольного возраста о домашних животных, о среде их обитания. Задачи :• закреплять умения узнават...
Технологическая карта занятия «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» в старшей группе «Изучаем вещества. Крахмал».
Занятие «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» в старшей группе составила и провела воспитатель Заволокина Н.И.Данное занятие проводилось с групп...