Приемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к ценностям культуры
статья по окружающему миру (старшая группа)

Алексеева Галина Васильевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Невского района

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к ценностям культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Воспитатель ГБДОУ №92

Алексеева Г. В.

 

Старший дошкольный возраст - важнейший период в становлении детской личности. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим.

В дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всём его многообразии. Наиболее актуальным представляется вопрос о "взращивании" ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте т.к изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Приобщение ребёнка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям одна из важных и трудных задач, решаемых педагогами. В ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.

Работу по приобщению старших дошкольников в своей группе начинаю с создания развивающей среды. Подбираю произведения социально-нравственного содержания, наборы иллюстрации, сюжетные картинки, дидактический  материал. Пополняю центр театрализованной деятельности различными видами театра: кукольным, теневым, пальчиковым, на фланелеграфе и др. Для знакомства и изучения культуры русского народа  пополняю среду народными костюмами, макетом избы, предметами быта. Провожу с детьми беседы о России, изучаем символы страны,изучаем традиции и быт русского народа, знакомимся с народами России.

Важное место занимает чтение с детьми произведений художественной литературы с социально-нравственной направленностью.

  • Дети дают оценку нравственным поступкам героев произведений.
  • Происходит знакомство  детей с различными эмоциями: радость, восхищение, гнев, удивление.
  • У детей формируется нравственный опыт.

С детьми разучиваем разные народные песни, хороводы и игры ("Плетень", "Во поле берёзка стояла", "Жили у бабуси два веселых гуся" и др).

Народные игры способствуют воспитанию у детей сознательной дисциплины, воли, настойчивости, преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игра формирует высокую нравственность. Мудрые пословицы, загадки, хороводные игры, потешки, былины, поучительные сказки помогают детям лучше понять и принять ценности родной культуры.

В приобщении дошкольников к социокультурным ценностям важную роль играет личность педагога, его эмоциональная культура. Выступая посредником между ребёнком и миром культуры педагог обеспечивает возможность почувствовать красоту, величие, смысл явлений, поступков, событий, создаёт благоприятную социокультурную среду для выражения отношения к различным сторонам жизни.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к ценностям культуры

Старший дошкольный возраст - важнейший период в становлении детской личности. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим.

В дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всём его многообразии. Наиболее актуальным представляется вопрос о "вращивании" ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте т.к изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Приобщение ребёнка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям одна из важных и трудных задач, решаемых педагогами. В ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.

Работу по приобщению старших дошкольников в своей группе начинаю с создания развивающей среды. Подбираю произведения социально-нравственного содержания, наборы иллюстрации, сюжетные картинки, дидактический  материал. Пополняю центр театрализованной деятельности различными видами театра: кукольным, теневым, пальчиковым, на фланелеграфе и др. Для знакомства и изучения культуры русского народа  пополняю среду народными костюмами, макетом избы, предметами быта. Провожу с детьми беседы о России, изучаем символы страны,изучаем традиции и быт русского народа, знакомимся с народами России.

Важное место занимает чтение с детьми произведений художественной литературы с социально-нравственной направленностью.

  • Дети дают оценку нравственным поступкам героев произведений.
  • Происходит знакомство  детей с различными эмоциями: радость, восхищение, гнев, удивление.
  • У детей формируется нравственный опыт.

С детьми разучиваем разные народные песни, хороводы и игры ("Плетень", "Во поле берёзка стояла", "Жили у бабуси два веселых гуся" и др).

Народные игры способствуют воспитанию у детей сознательной дисциплины, воли, настойчивости, преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игра формирует высокую нравственность. Мудрые пословицы, загадки, хороводные игры, потешки, былины, поучительные сказки помогают детям лучше понять и принять ценности родной культуры.

В приобщении дошкольников к социокультурным ценностям важную роль играет личность педагога, его эмоциональная культура. Выступая посредником между ребёнком и миром культуры педагог обеспечивает возможность почувствовать красоту, величие, смысл явлений, поступков, событий, создаёт благоприятную социокультурную среду для выражения отношения к различным сторонам жизни.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «ПРИОБЩЕНИЕ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Актуальность проблемы. В связи с модернизацией дош...

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с историей и культурой своего народа. Главное сегодня – как можно раньше пробудить в растущем человеке л...

Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа

Статья о народной кукле , как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре посредством организации кружка "Юные баскетболисты"

Формирование стремления к здоровому образу жизни через обучение игре баскетбол....

Проект Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту путем формирования представления об Олимпийском движении «Мы-будущие олимпийцы!»

Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и сво...

СТАТЬЯ "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".

В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, на привычки и поведения. Поэтому наиб...