СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по теме
В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с историей и культурой своего народа. Главное сегодня – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_semeynykh_traditsiyakh.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Доклад для педагогического совета МБДОУ № 258
воспитателя Чвановой Л.Г.
В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с историей и культурой своего народа. Главное сегодня – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
К сожалению, в современном обществе вокруг нас царит хаос, с голубых экранов льется агрессия, пошлость, разврат… С болью мы смотрим на то, как проявляются безнравственность, бездуховность, утрачиваются такие качества личности человека, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. У них равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далеким для понимания сегодняшними детьми. В этой ситуации главное для нас – чтобы ребенок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
В «Конвенции о правах ребенка» подчеркивается, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения… Стремление человека к высшим идеалам – истине, добру, красоте – зависит от мира ценностей, предложенных ему в детстве родителями, педагогами, обществом.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с историей и культурой своего народа.
Согласно основным положениям национальной доктрины образования в Российской Федерации, система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Особенно важным для нас является воспитание духовно-нравственных основ личности детей дошкольного возраста на основе традиций отечественной культуры. В работе с детьми старшего дошкольного возраста широко используется детский фольклор, в том числе произведения поэзии пестования – колыбельные, песни, потешки, пестушки, прибаутки и др.
В ходе работы можно широко использовать достижения музейной педагогики и обязательно переходить к опоре на современный положительный семейный опыт, на современные реалии домашнего быта. Для знакомства со старинными семейными обычаями лучше всего в группе развернуть учебную комплексную игру. Тогда единый развивающий игровой сюжет объединит разные виды деятельности.
М.Ю. Новицкая, Е.В.Мартинкова предлагают комплексное освоение семейной культуры. Задания построены так, чтобы дети одновременно тренировали мелкую мускулатуру руки, готовясь к освоению письма в начальной школе; чтобы они учились видеть красоту утилитарных предметов старинного народного быта и через собственную художественную деятельность постигали основы пластики, цвета, композиции, сюжетов и мотивов в украшении предметов домашнего обихода; чтобы за повседневной жизнью семьи и ее праздниками учились видеть главные национальные ценности, присущие любому народу России. Это трудолюбие, взаимная помощь, доброта и нежность отношений в семье, устойчивость семейного быта как основа исторической устойчивости народа.
Формы игрового освоения семейной культуры могут быть самыми разными. Во-первых, это изобразительно-прикладная деятельность. Необходимо своими руками построить кукольный дом, затем его обустроить, потом изготовить разных кукол – членов большой патриархальной семьи. Тут будут «бабушки» и «дедушки», «мама» и «папа» и, самое главное, много-много «детей». Кукол следует делать по традиционным народным технологиям своего края, отразить местные черты в костюме, учитывая его возрастные особенности. Тут первую помощь могут оказать материалы местного краеведческого музея.
Другая форма освоения семейной культуры – это сама игра с куклами в построенном кукольном доме. Вначале нужно организовать игровую драматизацию обрядов родильно - крестильного цикла. Затем для игры, воспроизводящей процесс воспитания детей в старинной семье, можно использовать многочисленные публикации по детскому фольклору. М.Ю. Новицкая предлагает примерное тематическое планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста. В процессе занятий дети знакомятся с интерьером старинного русского дома, утварью, ее функциональным назначением; составом семьи, преемственностью поколений; старинными орудиями труда. Часть занятий посвящена знакомству с колыбельными песнями, пестушками, прибаутками, потешками, играми и др. Большое внимание уделяется семейному воспитанию и труду. Кроме этого, важное значение приобретает и знакомство с семейными праздниками, как традиционным способом укрепления отношений в семье, передачи нравственных ценностей от старших к младшим.
К концу подготовительной ступени дети должны знать две-три загадки на темы программы, уметь сочинить свою загадку о старинных или современных предметах домашнего обихода. Дети учатся доброжелательно соблюдать игровые правила, необходимые для проведения игр разного типа ( хороводных, спортивных, формально-сюжетных, игр со свободным развитием сюжета).
В своей работе М. Ю. Новицкая предлагает материалы для комплексного освоения старинных семейных обрядов и обычаев: о рождении, крестинах, именах и т.д.
Маханев М. Д. подчеркивает, что для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.), так как дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому "бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
Детям необходимо почувствовать тесную взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям". Эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы приобщения к народной культуре не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и культуре своего народа, воспитывает любовь к Родине.
В некоторых детских садах самыми запоминающимися праздниками являются праздники, посвященные Международному дню семьи (15 мая). Они не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей. Много интересного узнают воспитатели о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное, родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников праздника: детей, родителей, воспитателей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей.
Такие праздники готовятся в детском саду не один день. Это плодотворная работа всего коллектива. Продумывается организация праздника, и оформление зала, разрабатывается сценарий, и т.д.
Характерной особенностью работы по освоению культурного наследия и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. [10, с. 56]
Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.
Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
На протяжении всего годичного праздничного круга воспитатели знакомят детей с русским народным костюмом, а также с народным костюмом людей других национальностей, населяющих нашу страну. На посиделках и праздниках дети совместно со взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапрадедушкой). Со старшими дошкольниками классифицируют народный костюм по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомят с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Педагоги помогают детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации.
Педагоги, родители, работники учреждений культуры знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта.
Взрослые знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.
Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.
Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания о жилище предков: об архитектуре древнего и современного города,(села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут , внуки, правнуки.
Педагоги, родители расширяют круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.
От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.
Основные формы приобщения детей к культурному наследию:
- предпраздничные посиделки;
- посещение краеведческих музеев;
- оформление в детском саду мини-музея и выставки художника;
- познавательные беседы; творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
- экскурсии, целевые прогулки по улицам города (поселка).
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что проблема восстановления утраченных связей современного человека с историей и культурой своего народа должна еще изучаться и решаться на уровне детского сада, семьи и всего общества.
Литература
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре средствами театрализованных постановок
В докладе говорится, как можно с помощью театрализованных постановок раскрыть эмоциональный мир ребёнка и приобщить его к народной культуре....
Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."
Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...
Способ приобщения детей старшего дошкольного возраста к ценностям народной культуры.
Доклад для педагогического совета....
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство
Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...
Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».
проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....
Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре
Принцип культуросообразности предусматривает построение и корректировку универсального художественно-эстетического содержания с учётом региональных культурных традиций. Реализация этого принципа в худ...
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.
Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чу...