ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал (музыкально-ритмическое занятие, старшая группа) по теме

 


Тема: «ПРИОБЩЕНИЕ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

  • Актуальность проблемы.

 

В связи с модернизацией дошкольного образования и введения предшкольного обучения повышаются требования к содержанию музыкально-эстетического воспитания с целью духовно-нравственного развития детей,         их      приобщения             к    ценностям  мировой    культуры. В современных условиях перестройки разнообразных сфер жизнедеятельности нашего общества повышение общей культуры является главной проблемой развития прогресса, чрезвычайно  актуальным становится процесс гуманизации образования. Сегодня многие люди проживают свой век в духовной нищете, и мир культуры связывается с чем-то «украшающим» (как украшение или роскошь) жизнь человека. Уровень    массовой   культуры     в       нашей        стране

за последние годы упал так низко, что если не остановить этот процесс, то культуре народа грозит разрушение. Может быть, поэтому    мы       все чаще сталкиваемся  в нашей     жизни    с   понятием «бездуховность», под которым понимается эмоциональная нищета, жестокость,  отсутствие   милосердия,  исторической памяти, творческой инициативы. Поэтому сейчас      необходимо      приобщение детей к миру музыки, которое оказывает воздействие на формирование          ценностного      отношения    

к       искусству     и      окружающей     действительности, способствует личностному развитию. Через музыку ребенок познает различные направления ценностных ориентаций,  у него формируется начало сознания. Музыка обладает широким спектром воспитательного воздействия на детскую личность. Несет в себе не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. В педагогике давно известно, какие огромные возможности для   воспитания    души  и   тела  заложены   в   синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов    художественной      деятельности.

По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который   открыт и    проверен      опытом        веков; 

он    может    быть выражен в двух положениях: гимнастика      для     тела  

и музыка для души… Ввиду      этого      воспитание   в        музыке         надо считать  самым главным:  благодаря  ему  Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею,  наполняют  ее красотой и делают человека  прекрасно   мыслящим…. Он  будет      упиваться ее    красотой

и   восхищаться    прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

          Музыкально–ритмическая деятельность помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, развитие чувства  ритма,   формирование  красивой  осанки, учит  владеть своим телом и развивать творческие способности, что является важной предпосылкой обогащения эстетической культуры детей.

         Музыкальное     движение      можно      считать     ведущим      видом деятельности в дошкольном детстве. Это определяется             заключенными    в нем возможностями разностороннего развития ребенка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще. Музыкальное движение приносит ребенку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее  адекватным  возрасту  способом  становления   музыкальности.

Анализ изученной литературы показывает, что тема нашего исследования подчеркивается недостаточной разработанностью данных проблем. Проблема в широком смысле этого слова – сложный теоретический и практический вопрос,  требующий  всестороннего  изучения  и расширения.

В своей работе мы раскрываем ряд вопросов, посвященных проблеме формирования эстетической культуры в процессе музыкально–ритмической деятельности, так как, к сожалению, в    течение   ряда     лет

в методической литературе не уделялось должного внимания этой    теме.

 

  • Теоретическая база опыта.

 

Проблема формирования эстетической культуры личности разрабатывалась    в    трудах    философов:   Платона,    А.    Баумгартена,

Г.В.Ф. Гегеля,     И. Канта,     А.   Шопенгауэра;    педагогов: М.А.  Верба,

В.Н. Липского,    Б.М   . Неменского, В.А.    Сластенина;         психологов:

Л.С. Выготского, Б.М. Теплова,   Д.Б. Эльконина;    музыкантов     педагогов:   О.А.    Апраксина,     Н.А. Ветлугина,      Н.Л.     Гродзенской,

Д.Б. Кабалевского.

Эстетическая   культура    личности    во   многом   зависит от  форм

и методов, способствующих     целенаправленному       развитию    отношения   человека к окружающему миру  и   искусству.  Особое  место

 в            этой     области    занимают работы     выдающихся       педагогов      

А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.

Восприятие музыкального произведения  всегда являются отражением определенного логического      процесса,      организованного

в звуковом материале, что развивает чувство формы, способность эстетического осмысления музыкальных произведений, внутренней связи элементов целого. Слушая музыку, ребенок сопоставляет, анализирует звуковой материал. Пытаясь понять язык музыки, ребенок учиться думать.

Музыка, как и другие виды искусства, развивает не только                              «специфическую», но «всеобщую, универсальную способность человека,…которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере деятельности и познания…» (Э.В.Ильенков,1984).

Совершенствование  музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения связано, прежде всего, с поиском путей наиболее      полной          реализации        эстетической,     познавательной

и воспитательной роли музыки в развитии человека.

Органическое       единство      музыки    и    движения    необходимо

и естественно. Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки.    Восприятие     и   понимание  музыки  заключается

в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

 «Бесконечно богатая информация, заключенная в музыке, считывается не рассудком, а динамическим состоянием тела – соинтонированием, пантомимическим движением», - писал известный музыковед, профессор В.В. Медушевский. Поэтому движение должно участвовать как важнейший и обязательный компонент в музыкальном воспитании.

          Музыкально-ритмическое           чувство                   характеризуется,

как способность активно переживать музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

           По Б.М. Теплову: «Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу: в основе его лежит восприятие  выразительности музыки. Поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может пробудиться, ни развиться. Музыкально-ритмическое чувство может развиться в процессе музыкальной деятельности.

           В   старшем   возрасте   музыкально-ритмическое  чувство проявляется  в том, что слушание музыки весьма непосредственно сопровождается теми или другими     двигательными    реакциями,   более

или менее точно передающими ритм музыки.     Элементарная музыка – это   не   музыка  сама по   себе:   она    связана    с    движением,    танцем

и словом», - писал Карл Орф.

Назначение своей системы Эмиль Жак Далькроз, швейцарский музыкант    и   педагог    сформулировал так:   цель     ритмики – подвести

ее последователей к тому, чтобы  они  могли  сказать  к  концу  своих  занятий – не  столько – «я   знаю»,  сколько – «я  ощущаю», и,  прежде всего,  создавать   у    них    непреодолимое    желание     выражать    себя,

что можно сделать после   развития     их  эмоциональных    способностей 

и  их  творческого  воображения. Об этом прекрасно написал ученик Далькроза С. Волконский: «Ритмика воспитывает не повседневные способности, которые управляют взаимодействием    духа    и    тела,      которые    помогают    нам    проявлять во внешность то, что внутри нас»

К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Дети подвижны, они яркие и эмоциональные, воспринимают музыку через движение, она пробуждает у них светлые и радостные чувства. Ребёнок      получает    огромное   удовлетворение  от  свободных

и лёгких движений, от сочетаний музыки и пластики тела, у него повышается жизненный тонус.

Вот   как   об     этом писала        основоположник советской ритмики   Н.Г. Александрова:    «Откуда   берётся   это   чувство  красоты,

не оставляющее ребёнка       во    время  его  занятий  по  ритмике.  Очевидно, от   музыки, от внутреннего чувства гармонии, возбуждаемого этим уроком, кто знает, быть может, занятия ритмикой: полные бодрости и радости, чувства гармонии излучаемого  музыкой,   наложат   отпечаток

на развитие личности этих детей и возродят в них чувства гармонического согласия со всеми функциями их отношений».

 

  • Технологическая схема опыта.

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного самовыражения, развивают музыкальный опыт и начало творчества.  Приобретение  первичных  умений  вокального исполнительства, а также ритмико-двигательных навыков, умения правильно и художественно точно двигаться приносит ребятам истинную радость. При этом у ребят раздвигаются рамки художественного видения мира, а простые и привычные действия преображаются в танцевальные, дирижерские, становятся имитацией поведения нужного художественного образа, который воплощается в том или ином виде музыкальной деятельности. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, приобретают требуемую        поведенческую        окраску   и тем самым трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы. Так в условиях интересной, увлекательной деятельности – ритмики – совершается музыкально-эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.

         «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие, - отмечал Д.Б. Кабалевский, - учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушаться и вдуматься в нее» [12,c. 32].

         Важно научить каждого ребенка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения.

         Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – все это может отражаться и в движении.

         Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает      не    только    разнообразными   двигательными    навыками

и умениями, но  также   и   опытом    творческого    осмысления    музыки,

ее      эмоционально-телесного         выражения.      Именно    этот      опыт   и  умения  помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных   студиях     и    т.д.

В своей работе мы опирались на   программу    «Ритмическая      мозаика»

как своеобразный «донотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое «видение» музыкального произведения в   пластической    импровизации.

В начале нами был разработан перспективный план.

 

Программа приобщении к эстетической культуре детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности

 

месяц

Музыкальный материал

 

 

Образовательные задачи

 

Воспитательные задачи

сентябрь

 1. «Марш» муз. Г. Свиридова

Развитие координации движения рук и ног в процессе ходьбы, развитие ритмического слуха, ловкости и точности движений

 

Вызвать интерес бодрой музыкой, получать удовольствие от энергичной музыки и движений

сентябрь

2. «Упражнения с осенними листьями»муз М.Леграна

Развитие музыкальности, способности к импровизации, следить за пластикой рук и осанкой

Слушать красивую музыку, двигаться легко и пластично, получая удовольствие

сентябрь

3.«Разноцветная игра» муз.Б.Савельева

 

 

Развитие музыкального слуха, быстроты реакции, памяти, выразительности движений

Вызвать интерес веселой, легкой песней, развивать чувство эмоциональности

октябрь

«Три поросенка» муз Н. Ефремова

Развитие координации, выразительности движений, внимания, умения быстро переключаться от одного движения к другому, способности к импровизации

 

Повышать настроение веселым танцем, любить и помогать окружающим

октябрь

2.Полька «Кремена» муз.А.Арскос

 

Развитие чувства ритма, быстроты реакции, умения быстро перестраиваться в пространстве, легкость движений

 

Воспитывать отзывчивость, помогать партнеру, получать удовольствие от танца

ноябрь

1. «Танец Троллей» муз. Э. Грига

 

Развитие музыкальности, выразительности движений, фантазии и воображения, способности к импровизации

 

Побуждать детей воспринимать музыку, вызвать эмоциональный отклик, находить соответствующие образы

ноябрь

2. «Шалунишки» Финская песня

 

Развития чувства ритма, ловкости и точности движений, быстроты реакции, внимания и памяти

Создавать добрую игровую атмосферу, поддерживать партнера

декабрь

1. « Птичка польку танцевала» муз. А. Рыбникова

 

Развитие чувства ритма, координации движений, выразительности, быстроты реакции, характер движений кукольный, шуточный

Поднять настроение, воспитывать дружбу, дарить добро

 декабрь

2. «Кукляндия» муз. П. Овсянникова

 

Развитие выразительности движений, творческого воображения, способности к импровизации, а также быстроты реакции, координации движений

 

Получать удовольствие от радостной музыки, вызвать желание танцевать как любимые игрушки

 январь

1. «Танец с шарфами»

 

Развитие музыкальности, плавности, мягкости движений рук, гибкости и пластичности всего тела, умения работать с предметом (шарфом)

 

Целенаправленно воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте музыки, вызвать возвышенное трепетное отношение к музыке

февраль

1. « Кот Леопольд» муз. Б. Савельева

Развитие выразительности движений, творческого воображения, чувства ритма, координации движений, памяти, внимания

Воспитывать дружбу, взаимопомощь, дарить добро, настраивать на чуткость и понимание

 

февраль

2. « Волшебный цветок» муз. Б. Савельева

Развитие музыкального слуха, творческого воображения, умения согласовывать движения с музыкой, а также мягкости, пластичности рук, самостоятельно перестраиваться в пространстве

 

Постигать красоту природы, музыки, получать удовольствие от танца

март

1. «Голуби»

Развитие музыкальности, мягкости и плавности движений, умение строиться и перестраиваться

 

Развивать чувство прекрасного, бережное отношение к близким, проявлять чуткость и

отзывчивость

март

2. «Танцуйте сидя»

Развитие координации движений, чувства ритма, произвольного внимания, способности к импровизации

 

Воспитывать жизнерадостность, получать удовольствие от танца

 

апрель

1. «Дети и природа» муз. О. Юдахиной

Развитие музыкальности, творческого воображения, выразительной пластики, способности к импровизации

 

Развивать чуткость и отзывчивость, воспитывать бережное отношение к природе, дарить добро и красоту

 

апрель

2. « Вальс» И. Штраус

Развитие музыкальности, гибкости, пластичности, грациозности

 

Вызывать возвышенное трепетное отношение к музыке, воспитывать чувство прекрасного, помогать и поддерживать партнера

 

май

1. Танец «Моряков» муз. О. Газманова

Развитие чувства ритма, координации, точности, выразительности исполнения движений, двигательной памяти и произвольного внимания, быстроты реакции, обогащения двигательного опыта

 

Заряжаться бодрой музыкой, получать эмоциональное удовлетворение от исполнения, поддерживать друг друга

 

май

2. « Птичий двор» песня  «Ки-ко-ко»

Развитие чувства ритма, координации движений, воображения, способности к импровизации

 

Создавать веселое настроение, жизнерадостность, вызвать интерес к танцу веселой песней

 

     

Система работы состоит из трех этапов:

         На 1-м этапе  (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических                композиций)           мы          опираемся     

на    способность     детей    к    подражанию,    которая   ярко    выражена

в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и  постепенно     начинает     использовать

их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях). Совместное исполнение движений способствуют созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально   концентрирует     внимание.     На   таких  групповых занятиях, на детей оказывается как бы гипнотическое воздействие,  сила   которого   зависит

от музыки  и  от того, насколько выразителен, артистичен показ педагога.

         Показ должен быть «опережающим». Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию. Другими  словами,  необходимо  время  для  отражения зрительных сигналов, и    тогда   мышечные   ощущения  точно   совпадут

со звучанием музыки. Если такого  опережения      пока  не    происходит,

то        движения        детей          все      время     чуть-чуть      запаздывают

по    отношению к музыке, что затрудняет  формирование   музыкально-ритмических   навыков. Показ   должен   быть в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все  движения    автоматически. В   процесс   подражания у детей    легче    формируются    разнообразные    двигательные    навыки и умения.  Благодаря    «вовлекающему     показу»     дети      справляются  с   такими упражнениям, которые они не могли бы  выполнить  самостоятельно   или    выполняют       при     фрагментарном    показе со словесными объяснениями. В процессе совместного исполнения важно дать     детям     почувствовать      свои      возможности  и  закрепить  их в  сознании.

При    последующих   повторениях    движения   уточняются,    запоминаются и автоматизируются.   Конечно, у   детей   это   происходит

по-разному – у кого-то  быстрее    и    легче,  а      у   кого-то     медленнее,

с каким-то   своеобразием.    Мы    старались     не      делать     замечаний,

не фиксировали внимание детей на том, что у них что-то не    получается,

и тогда постепенно сложные    элементы    упражнений,    повторяющиеся

в различных композициях будут освоены.

         2-й этап  обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения,  композиции     в   целом    и    отдельные     движения.

Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется произвольное     внимание    и    воля.    Происходит     это    постепенно,    как бы незаметно для детей. Мы время от времени прекращали    показ    в    процессе    совместного  исполнения

и предлагали детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Постепенно дети исполняли всю композицию самостоятельно от начала до конца (можно подсказывать некоторыми жестами). На этом этапе использовали следующие приемы:

  • показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога – по очереди или по желанию);
  • показ упражнений условными жестами, мимикой;
  • словесные указания;
  • «провокации»,   то      есть      специальные       ошибки        педагога  

при  показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы     они   заметили и исправили ошибку.

Не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти. Наша задача – накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно двигаться, и этот этап работы мы рассматриваем как интенсивный тренинг. Но некоторые композиции выучили с детьми с целью выступления на утренниках, развлечениях (к ним относятся: «Волшебный цветок», «Кот Леопольд», «Полька Кремена», «Птичий двор», «Дети и природа», «Танец моряков», «Танец Богатырей», «Птичка польку танцевала»). В этом случае ведется    более    тщательная     работа

над качеством исполнения, так как у детей важно воспитывать   чувство   красоты,  культуры  движения, стремление все делать

с полной отдачей сил. Таким образом, параллельно присутствуют два уровня в работе над композициями: «тренинг»,   исполнение    по   показу

и подведение детей к самостоятельности, выразительности исполнения движений с целью воспитания и развития личности ребенка.

3-й этапобучения – подведение к творческой интерпретации музыкального          произведения,                 развитие              способности  

к  самовыражению в   движении   под  музыку, формирование умения самостоятельно   подбирать    и   комбинировать     знакомые     движения

и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее   важна     в   данной    программе,    так     как         именно    

в    развитии     творчества,     способности к импровизации  концентрируется основная идея – владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая     свобода.     Происходит    это    тоже    постепенно.     Так, в некоторых композициях сразу заложена «вопросно-ответная»    форма    исполнения,

 где предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент - проигрыш, припев и т.д. Например, в композиции «Танцуйте сидя» дети на проигрыш сами придумывают общеразвивающие упражнения, на проигрыш «Три поросенка» - пляску поросят. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют переключаемость внимания   и   развитие   произвольности   движений,  а   с    другой –  готовят к импровизации на целостные музыкальные произведения.

Затем с детьми перешли   к    несложным     творческим    заданиям,

к которым относится инсценирование песен. Например, в песне «Два барана» муз. Козлова дети по тексту  исполняли     движения    по    ролям

в образе двух Баранов – Белого и Черного. Для подобных заданий подбирались песни с  ярким,    динамичным     сюжетом,    побуждающим

 к движению, например, «Кошки-Мышки», « Все мы делим пополам». Процесс   импровизации,    обыгрывания      песен     более     длительный,

чем просто разучивание. Так, вначале детям предполагалось прослушивание песни, проговаривание    текст  затем – игровые     пробы,

в которых дети пытались выразить в движении содержание песни.   Мы   наблюдали  за   проявлениями      детей,    поддерживали     их,   помогали

в подборе образных движений и оформления целостной композиции. Также       дети     исполняли     более    сложные    задания – пластические

на классическую музыку. На этом этапе работы использовали следующие методические приемы:

  • Слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов;
  • Подбор стихов, сказок и других произведений;
  • Пластические импровизации детей 
  • Показ вариантов педагогом, детям предполагалось   выбрать наиболее удачный.

При разучивании движений мы не ставили задачу абсолютного точного и синхронного исполнения.  Дети  двигаются, кто,  как может, главное, чтобы  с    удовольствием.   По  мере    повторения    композиции

в разных ситуациях постепенно осваиваются отдельные элементы различных видов  движений, опираясь на них можно ставить танцы индивидуально или с группой детей.

     В процессе освоения нового материала наиболее актуальными являются следующие задачи:

а) заинтересовывание новой композицией;

б) максимальная концентрация внимания детей;

в) активизация детей с учетом индивидуальных особенностей.

Чтобы вызвать у детей интерес к новому материалу можно использовать   загадки,    сюрпризы,    обращение   к   любимым   персонажам и героям мультфильмов и т.д.

     Так для разучивания музыкально-ритмической композиции «Три поросенка» детям предлагалась загадка

                                 Нужен дом для трех друзей,

                                 Чтобы было им теплей.

                                 Быстро принялись за дело,

                                 Строим дружно и умело.

                                 Раз-два-три – и все готово,

                                 Приходите в дом наш новый!

Далее   спрашивали      у     детей,  кто    их     приглашает     к    себе

на новоселье, и затем предложили вместе с Поросятами исполнить веселую пляску. Движения исполнялись по показу. В процессе подражания дети внимательно следят   за   движениями    взрослого. Темп

и ритм движений, их последовательность,    а    также   характер   исполнения   подчинены    показу и   звучанию  музыки. В   этот    момент

у детей тренируется скорость переключения движений, формируются умения и навыки, развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая). Полисенсорная основа (вижу, слышу, чувствую) способствует более эффективному и прочному усвоению материала и гармоничному развитию ребенка.

      Данная         система          занятий           может         использоваться   

не    только на музыкальных занятиях, но и на физкультурных занятиях, на      утренней       зарядке,      на     вечерах    досуга,          на       занятиях      

по    развитию       речи, по изобразительной деятельности, на прогулках. Репертуар дает возможность педагогу  использовать    данный    материал

не только как средство  развития музыкальны и  двигательных            способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов – внимания, воли, памяти, творческого воображения и фантазии, а также как средство расслабления, переключения внимания, или повышения психофизического тонуса.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Воспитание у детей дошкольного возраста основ социальной культуры в процессе игровой деятельности по ФГОС"

Социально-коммуникативное развитие является основным направлением развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО отмечает, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,...

«Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» (Опыт работы)

 Почему я считаю проблему развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста актуальной в наши дни?     Данная проблема приобретает все большее значение в настоя...

СТАТЬЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Нашему обществу нужны люди, способные подходить к решению различных задач творчески. Поэтому актуальным вопросом является возможность развития творческой личности, а именно личности ребенка. Этот расс...

Проект «Веселый каблучок» по развитию чувства ритма у детей 3-4 лет в процессе музыкально-ритмической деятельности/

Развитие музыкально-ритмического воспитания детей младшего возраста. На основе использования музыкальной ритмопластики на занятиях кружка....

«Эстетическе развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности»

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.  При правильном подходе Ритм и Гармония поселятся в душе ребенка, н...

Презентация на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности"

Презентация о развитии музыкальных способностей дошкольников в результате музыкально-ритмической деятельности...

Доклад "Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности"

laquo;Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности»  «Музыка - самое мощное оружие,                  ...