Волшебница вода
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Методический паспорт проекта
Название и тип проекта | «Волшебница вода» - проект по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста |
Разработчик проекта | Шлехт Надежда Алексеевна |
Участники проекта | Воспитатели, дети 2-4 лет |
Сроки реализации проекта | 15.12.2023-09.02.2024 |
Цель проекта | Обогатить познавательную сферу детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством игр-экспериментов с различными материалами |
Задачи проекта | - познакомить детей с обобщенными способами исследования разных предметов и объектов окружающей жизни; - развивать основы сенсорного восприятия и предметные действия; - способствовать развитию самостоятельности, познавательного интереса и познавательной активности. |
Этапы проведения проекта | I этап. Подготовительный (15.12.2023- 29.12.2023) Цель: Создание условий для реализации познавательно-исследовательского проекта. II этап. Практический (10.01.2024-01.02.2024) Цель: Познакомить детей с различными предметами и объектами, их свойствами и применением в практической жизни. III этап. Заключительный (02.02.2024-09.02.2024) Цель: Обобщение итогов и представление продуктов проекта. |
Планируемые результаты проекта | Для детей: - сформированы предметные действия; - имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов и явлений; - в соответствии с возрастом умеет использовать при обследовании предметов все виды восприятия и называет свойства предметов: цвет, форму, величину; - в соответствии с возрастом сформирована мелкая моторика. - развиты основы сенсорного восприятия; - проявляет познавательную активность, интерес к новым предметам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними. Для педагога: - развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе проведения опытов, при обследовании предметов и объектов; - создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта; - разработаны игровые проблемные ситуации, сенсорные игры, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей; - организовано эффективное взаимодействие с родителями по познавательно-исследовательскому развитию детей. Для родителей: - приобретён педагогический опыт активного участия в познавательном развитии своего ребенка; - сформирован интерес к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми. |
Продукты проекта | Оформление фотовыставки «Волшебница вода». |
Актуальность
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.
Чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.
Познавательно–исследовательская деятельность – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Исследовательская деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.
Одна из задач педагога в этом направлении - обеспечить комплексный подход к организации образовательного процесса, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к исследованиям, открытиям.
Благодаря экспериментам и опытам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.
Очень ярко проявляется детская инициатива, и развиваются творческие качества личности.
При реализации проекта воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.
Познавательно-исследовательский проект «Маленькие исследователи» будет основой для создания целостного образовательного процесса по познавательному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Методы и средства реализации проекта
Методы | Средства |
Словесные методы: Объяснение, беседа, пояснения, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ. | - фольклор (песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, скороговорки, загадки и др.); - поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, маленькие рассказы). |
Наглядные методы: Иллюстрирование, демонстрация, показ. | Наблюдаемые объекты, предметы, явления. Применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, репродукций, карточек. Демонстрация опытов, мультфильмов, слайдов, диафильмов. Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др. |
Методы, вызывающие эмоциональную активность: Воображаемая ситуация, сюрпризные моменты, поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество. | Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек); включение игровых и сказочных персонажей; использование игр-«секретиков» как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему. |
Поэтапное планирование деятельности
Первый этап (15.12.2023- 29.12.2023)
- изучение методической литературы, сбор материала.
- составление плана работы с детьми.
- пополнение и обновление развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме проекта.
Второй этап (10.01.2024-01.02.2024)
- составление опытов, игр и разработка игровых исследовательских ситуаций для детей.
- проведение серии игр и игровых исследовательских ситуаций с детьми.
Третий этап (02.02.2024-09.02.2024)
- организация фотовыставки «Маленькие исследователи».
- аналитический отчет по реализации проекта.
Перспективно-тематическое планирование II этапа
№ | Опыты | Задачи познавательно-исследовательской деятельности | Оборудование |
1 | Вода не имеет вкуса и запаха | Познакомить с основными свойствами воды (бесцветная, прозрачная, без запаха, вкуса) | Емкости разного размера, стаканчики, мерные ложки, лейки, вода, мыло, краски, формочки для льда, пульверизатор, картинки по теме, куклы, камешки, соль, сахар, сок апельсина |
2 | Жидкая водичка | Показать, что вода жидкая, может разливаться | |
3 | Чудесные превращения воды | Дать представления о различных состояниях воды (жидкость и лед), их возможных взаимных переходах | |
4 | Разноцветные капельки | Показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью пипетки или кисточки подкрашивать воду для получения разных цветов. | |
5 | Льем или брызгаем | Показать детям, что вода может литься или разбрызгиваться | |
6 | Как вытолкнуть воду? | Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы |
Опыт №1 а «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА»
Оборудование: 2 стаканчика с водой, соль, сахар, ложечки.
Ход опыта:
Ребята, предлагаю вам попробовать воду на вкус. Какая она на вкус: сладкая, солёная, горькая или безвкусная? (ответы детей).
- Положите сахар в воду и размешайте. Попробуйте, какой теперь вкус у воды? (сладкая).
- Положите в воду поваренная соль. Попробуйте, какой вода стала на вкус? (солёной)
- Какая вода была на вкус до того, как в неё положили сахар? Был ли у неё вкус? (нет)
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. Но вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт №1 б «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА»
Оборудование: 2 стаканчика с водой, сок лимона или апельсина.
Ход опыта:
Ребята, мы узнали, что вода может изменить цвет, вкус. Как вы думаете, может ли она изменять свой запах? (ответы).
- Предлагаю вам понюхать воду… Пахнет ли вода чем-нибудь? (нет)
- Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей).
- Давайте добавим капельку волшебного вещества в стакан с водой… Изменила ли вода свой запах? (ответы детей).
- Верно, оказывается, вода может принимать запах того вещества, которое в неё добавили.
Вывод: вода не имеет запаха, но может принимать запах того вещества, которое в нее добавили.
Опыт №2 «ЖИДКАЯ ВОДИЧКА»
Оборудование: 2 стаканчика, вода
Ход опыта:
Воспитатель: Ребята, перед вами стоят стаканчики – один пустой, другой - с водой. Попробуем перелить воду из одного стакана в другой.
(Дети переливают воду из одного стакана в другой).
- Что делает вода? (льется, течет, переливается).
- Почему? (вода жидкая).
Поскольку вода жидкая, может течь - ее называют жидкостью. Еще вода умеет шуметь, журчать. Послушайте, пожалуйста. (слушание «Шум воды»)
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Опыт №3 «ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ»
Оборудование: формочки для льда
Ход опыта:
Воспитатель: Ребята, вода бывает не только в жидком состоянии, но и в твердом. Давайте подтвердим... Мы с вами кипяченую воду разлили в разные формы и поставили в морозилку. Посмотрите, что произошло с водой? (вода замерзла и превратилась в воду)
- Значит, лед - это застывшая вода. Что мы можем сказать про лед, какой он? (твердый, холодный, гладкий, прозрачный, скользкий)
- Возьмите по кусочку льда в ладошку... Что происходит со льдом? (лед тает) Во что лед превращается? (в воду)
Теперь польем на кусочки льда горячей водой. Что мы видим? (лед тает и превращается в воду)
- Почему лед превращается в воду? (лед превращается в воду в тепле)
Вывод: вода на холоде замерзает и превращается в лед, а лед в тепле тает и превращается в воду.
Опыт №4 «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЕЛЬКИ»
Оборудование: акварель, стаканчики с водой, стакан для споласкивания кисти, салфетки, листы бумаги для каждого ребенка.
Ход опыта:
Ребята, наша веселая кисточка захотела поиграть с вами и привела с собой разноцветные веселые краски. Они очень соскучились по воде и хотят в ней искупаться. Дети берут кисточки и постепенно окрашивают каждый стаканчик с водой в определенный цвет, затем рисуют капельку.
Вывод: вода имеет способность окрашиваться в любой цвет.
- Какая вода? (вода прозрачная).
- Что случится, если перемешать воду с краской? Вода прозрачная, но, если в нее добавить краски, вода окрасится. Вода окрасится быстрее, если ее перемешать.
Опыт № 5 «ЛЬЕМ ИЛИ БРЫЗГАЕМ»
Оборудование: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка, поддон.
Ход опыта:
Предложить детям поиграть полить цветок с леечки.
- Что происходит с водой, когда лейка наклоняется? (вода льется)
- Откуда льется вода? (из носика лейки)
Показать детям устройство для разбрызгивания – пульверизатор (детям сказать, что это специальная брызгалка). Можно брызгать на цветы, чтобы их освежить. Предложить подставить ладошки и побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми) Почему? (Водой побрызгали).
Вывод: Что может происходить с водой? Может литься, а может разбрызгиваться.
Опыт № 6 «КАК ВЫТОЛКНУТЬ ВОДУ»
Оборудование: стаканы с водой на каждого ребенка, камешки.
Ход опыта:
Перед детьми поставить задачу: достать предмет из емкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники.
Предложить детям класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».
Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...
Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"
Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...