Волшебница вода
проект по окружающему миру

Шлехт Надежда Алексеевна

Проект работы с детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методический паспорт проекта

Название и тип проекта

«Волшебница вода» - проект по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста

Разработчик проекта

Шлехт Надежда Алексеевна

Участники проекта

Воспитатели, дети 2-4 лет

Сроки реализации проекта

15.12.2023-09.02.2024

Цель проекта

Обогатить познавательную сферу детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством игр-экспериментов с различными материалами

Задачи проекта

- познакомить детей с обобщенными способами исследования разных предметов и объектов окружающей жизни;

- развивать основы сенсорного восприятия и предметные действия;

- способствовать развитию самостоятельности, познавательного интереса и познавательной активности.

Этапы проведения проекта

I этап.  Подготовительный  (15.12.2023- 29.12.2023)

Цель: Создание условий для реализации познавательно-исследовательского проекта.

II этап. Практический  (10.01.2024-01.02.2024)

Цель: Познакомить детей с различными предметами и объектами, их свойствами и применением в практической жизни.

III этап. Заключительный  (02.02.2024-09.02.2024)

Цель: Обобщение итогов и представление продуктов проекта.

Планируемые результаты проекта

Для детей:

- сформированы предметные действия;

- имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов и явлений;

- в соответствии с возрастом умеет использовать при обследовании предметов все виды восприятия и называет свойства предметов: цвет, форму, величину;

- в соответствии с возрастом сформирована мелкая моторика.

- развиты основы сенсорного восприятия;

- проявляет познавательную активность, интерес к новым предметам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними.

Для педагога:

- развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе проведения опытов, при обследовании предметов и объектов;

- создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта;

- разработаны игровые проблемные ситуации, сенсорные игры, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей;

- организовано эффективное взаимодействие с родителями по познавательно-исследовательскому развитию детей.

Для родителей:

- приобретён педагогический опыт активного участия в познавательном развитии своего ребенка;

- сформирован интерес к совместной   познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

Продукты проекта

Оформление фотовыставки «Волшебница вода».

Актуальность

     В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

     Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

     Чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.

     Познавательно–исследовательская деятельность – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Исследовательская деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.

     Одна из задач педагога в этом направлении - обеспечить комплексный подход к организации образовательного процесса, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к исследованиям, открытиям.

     Благодаря экспериментам и опытам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.

     Очень ярко проявляется детская инициатива, и развиваются творческие качества личности.

     При реализации проекта воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.

Познавательно-исследовательский проект «Маленькие исследователи» будет основой для создания целостного образовательного процесса по познавательному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Методы и средства реализации проекта

Методы

Средства

Словесные методы:

Объяснение, беседа, пояснения, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ.

- фольклор (песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, скороговорки, загадки и др.);

- поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, маленькие рассказы).

Наглядные методы:

Иллюстрирование, демонстрация, показ.

Наблюдаемые объекты, предметы, явления.

Применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, репродукций, карточек.

Демонстрация опытов, мультфильмов, слайдов, диафильмов.

Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др.

Методы, вызывающие эмоциональную активность:

Воображаемая ситуация, сюрпризные моменты, поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.

Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек); включение игровых и сказочных персонажей; использование игр-«секретиков» как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему.

        

Поэтапное планирование деятельности

Первый этап (15.12.2023- 29.12.2023)

- изучение методической литературы, сбор материала.

- составление плана работы с детьми.

- пополнение и обновление развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме проекта.

 Второй этап (10.01.2024-01.02.2024)

- составление опытов, игр и разработка игровых исследовательских ситуаций для детей.

- проведение серии игр и игровых исследовательских ситуаций с детьми.

Третий этап (02.02.2024-09.02.2024)

- организация фотовыставки «Маленькие исследователи».

- аналитический отчет по реализации проекта.

Перспективно-тематическое планирование II этапа

Опыты

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

Оборудование

1

Вода не имеет вкуса и запаха

Познакомить с основными свойствами воды (бесцветная, прозрачная, без запаха, вкуса)

Емкости разного размера, стаканчики, мерные ложки, лейки, вода,  мыло,    краски, формочки для льда,  пульверизатор, картинки по теме, куклы, камешки, соль, сахар, сок апельсина

2

Жидкая водичка

Показать, что вода жидкая, может разливаться

3

Чудесные превращения воды

Дать представления о различных состояниях воды (жидкость и лед), их возможных взаимных переходах

4

Разноцветные капельки

Показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью пипетки или кисточки подкрашивать воду для получения разных цветов.

5

Льем или брызгаем

Показать детям, что вода может литься или разбрызгиваться

6

Как вытолкнуть воду?

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы

Опыт №1 а «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА»

Оборудование: 2 стаканчика с водой, соль, сахар, ложечки.

Ход опыта: 

Ребята, предлагаю вам попробовать воду на вкус. Какая она на вкус: сладкая, солёная, горькая или безвкусная? (ответы детей).

- Положите сахар в воду и размешайте. Попробуйте, какой теперь вкус у воды? (сладкая).

- Положите в воду поваренная соль. Попробуйте, какой вода стала на вкус? (солёной)

- Какая вода была на вкус до того, как в неё положили сахар? Был ли у неё вкус? (нет)

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. Но вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт №1 б «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА»

Оборудование: 2 стаканчика с водой, сок лимона или апельсина.

Ход опыта: 

Ребята, мы узнали, что вода может изменить цвет, вкус. Как вы думаете, может ли она изменять свой запах? (ответы).

- Предлагаю вам понюхать воду… Пахнет ли вода чем-нибудь? (нет)

- Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей).

- Давайте добавим капельку волшебного вещества в стакан с водой… Изменила ли вода свой запах? (ответы детей).

- Верно, оказывается, вода может принимать запах того вещества, которое в неё добавили.

Вывод: вода не имеет запаха, но может принимать запах того вещества, которое в нее добавили.

 

Опыт №2 «ЖИДКАЯ ВОДИЧКА»

Оборудование: 2 стаканчика, вода

Ход опыта:

Воспитатель: Ребята, перед вами стоят стаканчики – один пустой, другой - с водой. Попробуем перелить воду из одного стакана в другой.

(Дети переливают воду из одного стакана в другой).

         - Что делает вода? (льется, течет, переливается).

- Почему? (вода жидкая).

Поскольку вода жидкая, может течь - ее называют жидкостью. Еще вода умеет шуметь, журчать. Послушайте, пожалуйста. (слушание «Шум воды»)

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Опыт №3  «ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ»

Оборудование: формочки для льда

Ход опыта:

Воспитатель: Ребята, вода бывает не только в жидком состоянии, но и в твердом. Давайте подтвердим... Мы с вами кипяченую воду разлили в разные формы и поставили в морозилку. Посмотрите, что произошло с водой? (вода замерзла и превратилась в воду)

- Значит, лед - это застывшая вода. Что мы можем сказать про лед, какой он? (твердый, холодный, гладкий, прозрачный, скользкий)

- Возьмите по кусочку льда в ладошку... Что происходит со льдом? (лед тает) Во что лед превращается? (в воду)

Теперь польем на кусочки льда горячей водой. Что мы видим? (лед тает и превращается в воду)

- Почему лед превращается в воду? (лед превращается в воду в тепле)

Вывод: вода на холоде замерзает и превращается в лед, а лед в тепле тает и превращается в воду.

Опыт №4  «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЕЛЬКИ»

Оборудование: акварель, стаканчики с водой, стакан для споласкивания кисти, салфетки, листы бумаги для каждого ребенка.                                                                      

Ход опыта:

Ребята, наша веселая кисточка захотела поиграть с вами и привела с собой разноцветные веселые краски. Они очень соскучились по воде и хотят в ней искупаться. Дети берут кисточки и постепенно окрашивают каждый стаканчик с водой в определенный цвет, затем рисуют капельку.                                                          

Вывод: вода имеет способность окрашиваться в любой цвет.

- Какая вода? (вода прозрачная).

- Что случится, если перемешать воду с краской? Вода прозрачная, но, если в нее добавить краски, вода окрасится. Вода окрасится быстрее, если ее перемешать.

Опыт № 5 «ЛЬЕМ ИЛИ БРЫЗГАЕМ»

Оборудование: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка, поддон.        

Ход опыта: 

Предложить детям поиграть полить цветок с леечки.

- Что происходит с водой, когда лейка наклоняется? (вода льется)

- Откуда льется вода? (из носика лейки)

Показать детям устройство для разбрызгивания – пульверизатор (детям сказать, что это специальная брызгалка). Можно брызгать на цветы, чтобы их освежить. Предложить подставить ладошки и побрызгать на них. Ладошки стали какими?  (Мокрыми) Почему? (Водой побрызгали).

Вывод: Что может происходить с водой? Может литься, а может разбрызгиваться.

Опыт № 6 «КАК ВЫТОЛКНУТЬ ВОДУ»

Оборудование: стаканы с водой на каждого ребенка, камешки.

Ход опыта: 

Перед детьми поставить задачу: достать предмет из емкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники.

Предложить детям класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...