квест по экологии-фенологии "Лукошко невероятностей"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дворникова Наталья Николаевна

квест-игра по экологии(Фенологии) для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экология-фенология35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Конспект

Квест -игры по познавательному развитию детей подготовительной группы

(экология-фенология)

«Лукошко невероятностей»

                                                                       

                                                                       Составил и провел:

                                                                       Воспитатель Дворникова Н.Н

Санкт-Петербург

 2024

        Конспект

Квест -игры по познавательному развитию детей подготовительной группы

(экология-фенология)

Образовательная деятельность осуществляется по Рабочей программе воспитателей Дворниковой Н.Н, Храменковой В.Д. на основе Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 16 Петродворцового района Санкт-Петербурга с учётом ФГОС ДО и ФОП ДО.

        Старший дошкольный возраст является очень важным в формировании представлений у детей о простейших взаимосвязях в природе. Знакомстве с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в жизни людей и животных.

Тема игры-квеста выбрана согласно учебно-тематическому плану по лексическим темам: «Безопасное поведение», «Зима» и фенологические наблюдения в течении года.

 Интеграция познавательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Образовательные технологии: Квест-технология, технология корзина, игровые технологии, здоровьесберегающие технология, личностно – ориентированная, ИКТ (игра-презентация).

Методы и приёмы: беседа, рассматривание картинок и иллюстраций, показ, игра, проблемная ситуация, использование моделей.

Планируемые результаты: Дети называют времена года, определяют их основные признаки, пользуясь наглядным материалом; объясняют закономерности изменений в природе, выстраивают логическую цепочку в игре «Как появляется елка»

Цель: закрепление фенологических представлений у детей о закономерностях развития сезонных явлений в природе.

Задачи:

       Образовательные:

  • закреплять у детей представления об изменениях природы и правилах поведения в зимний период;
  • закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование представлений о невероятных природных явлениях.
  • Развивающие:
  • учить замечать изменения, происходящие в природе, поддерживая естественный интерес ребенка к ней;
  •  расширение, уточнение и актуализация словаря словах: дюжина, сдюжить;
  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать   новые знания.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональное отношение к природе, эмпатию и сопереживание к животным, желание помогать.                           
  • Воспитывать умение работать в группах;   

 Оборудование: лукошко, шишки, игры: «Фото Лешего», «Собери рюкзак», «Отгадай следы», «Можно-нельзя», «Назови опасности зимнего леса», «Как появилась елочка», «Времена года»

Демонстрационный материал: фото, видео, презентация, иллюстрации природы, животных, знаки, рюкзак, лукошко.

Предварительная работа: Ежедневное наблюдение за изменениями в природе. Знакомство с дикими животными на предыдущих занятиях по теме "Животные леса", правила безопасного поведения в природе,

Рекомендации по использованию данного конспекта в других ОУ: Конспект игры-квеста разработан с учётом возрастных особенностей и поставленных задач и в полной мере может использоваться в других образовательных учреждениях. Конспект рекомендую использовать в зимний период.

Ход  игры.

  1. Пролог.

Ведущий: встанем рядом полукругом

Скажем здравствуйте друг-другу!

Ведущий: я гуляла со своей собакой.

Видео «Собака на прогулке».

И случилось, что моя Рокси убежала. Я ее искала, так и не нашла. Но мне на телефон позвонили по видеосвязи.

Видео с Лешим.

Текст видеозаписи. Здравствуйте, это я Леший. Нашлась ваша собака в лесу. Помогу ей добраться до дома, но вам нужно выполнить задания из моего лукошка и собрать 12 еловых шишек. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать по шишке.

Ребята, вы поможете мне вернуть собаку. Выслушиваем ответы детей.

Дети вместе с воспитателем разбираются, что такое лукошко.

Ведущий: ребята, что такое лукошко?

Дети объясняют, как они это понимают.

Ведущий: Лукошко – это ручная корзинка из лубка или прутьев.

Дети с ведущим ищут корзину.

Находят ее и читают. Лукошко невероятностей.

Невероятность — это необыкновенность, неправдоподобность.

Ведущий: предлагаю рассмотреть, что за задания лежат в этом необыкновенном лукошке и читает первое задание.

2.Экспозиция.

Задание 1.  «Возьмите с собой предметы, которые пригодятся в лесу»

 Вам предстоит отправиться в лес. Найдите в лукошке мой волшебный компас, положите его руку, закройте глаза и скажите волшебные слова: «Компас помоги оказаться в лесу на верном пути»

Волшебный звук.

Перед вами две тропинки. Вам нужно разделиться на две равные группы и пойти по разным тропинкам, чтобы быстрее найти следы собаки.

Ведущий: ребята, кто пойдет по тропинке слева, а кто по тропинке справа?

Дети делятся на две группы.

Леший пишет: «Мое любимое занятие наблюдать за изменениями в природы в моем лесу. Я их фотографирую и складываю в альбом. Они рассыпались на тропинках. Помогите, пожалуйста, разложить их в правильном порядке.»

Дети раскладывают их последовательно на столе.

Ведущий: какое сейчас время года показано на фото?

Дети: зима.

Ведущий: давайте вспомним, что говорят о зиме, какая она.

 Не пугай, зима, весна все равно… придёт.

Зимой солнце светит, да не… греет

 Готовь сани летом, а телегу –… зимой.

Зиме и лету союзу …нету.

Сложите в рюкзак только необходимые в это время года предметы и объясните для чего берете предмет.

Давайте выберем из лукошка те вещи, которые пригодятся зимой в лесу.

Пригодится зимой

 Пригодится летом

компас

мяч

 термос

леска

Фонарь

панама

валенки

Телефон

Варежки

Может вы еще добавите какие-нибудь предметы?

После выполнения задания дети находят шишки на дне лукошка шишки.

Задание 2. «Можно-нельзя»

Ребята, мы отправляемся в лес не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! А вы знаете, как надо себя вести в лесу?

  Прежде чем, совершить эту удивительную прогулку, нам необходимо вспомнить, как надо себя вести в лесу.

Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя».

Каждый из вас выбирает любой знак. Я вам буду задавать вопрос, а вы дружно будете отвечать  и вывешивать его. Слева на мольберт разрешающие, справа-запрещающие.

1.Ломать и рубить деревья и ветки? (Нельзя)

2.Ходить по тропинкам? (Можно)

3.охотится на животных? (Нельзя)

4.убирать в лесу мусор? (можно)

5.Разжигать костер в лесу? (Нельзя)

6.Развешивать кормушки для птиц? (можно)

Даже если вы знаете правила поведения в зимнем лесу, могут ли вас подстерегать опасности? Назовите, три опасности зимнего леса.(Метель, мороз, дикие животные, снежные ямы,заблудиться)

После выполнения задания дети находят шишки под последним знаком (знак опасность) и складывают в лукошко.

Ведущий: ребята, следов собаки я не вижу, зато вижу какие-то другие следы.

Задание 3. Следы на снегу.

животные

птицы

Медведь

утка

Волк

синичка

Заяц

ворона

Какое животное не должны увидеть зимой в лесу? Какую птицу не должны увидеть зимой в лесу? Почему?

 Дети находят шишки около занавески.

Выход Лешего. (под музыку)

Леший: -Этот лес я сторожу,
              За порядком здесь слежу.

Ведущий: - Здравствуй, Леший!

Леший: -Здравствуйте, детишки! Зачем в лес пожаловали?

Ведущий: - Мы, Леший, в лес пришли помочь собаке вернуться домой. Мы выполняем задания и собираем 12 шишек

Леший: — значит это ваша собака? Знаю я, как вам помочь. Для начала делайте как я.

Физ. минутка «Леший»

Дает шишку каждой команде.

Задание 4. «Как появляются елки в лесу.» 

Леший: Вы знаете откуда в лесу появляются елки? Даю вам подсказку. (Выдает карточки: Большая ель с шишками. Ель цветет. Шишки созревшие. Семена проросли. Выросла маленькая елочка.) Если их разложить в правильном порядке, то вы узнаете, как появляются елки.

Дети раскладывают картинки по порядку.

Леший:В какое время года цветет ель?

В какое время года созревают шишки?

В какое время года прорастают семена ели?

Вот для чего лесу нужны шишки, чтобы посадить елочки. Вот вам от меня за старания в подарок лесные орехи. Они называются дикий фундук или лещина.

Леший проверяет и дает детям еще шишки.

Ведущий: Леший, спасибо тебе за помощь наши дети лес любят и будут вести себя хорошо!

Леший тихонько убегает, пока дети считают шишки.

Ведущий: ребята а сколько мы шишек уже собрали? Считают шишки. (Должно быть 10).

Ведущий: почему 12 шишек?

Ответы детей.

Я, кажется, поняла, 12 — это дюжина. Леший уже давно живет в лесу. И меры у него старинные. Дюжиной в старину люди называли 12 одинаковых предметов. Поэтому он запросил именно 12 шишек.

 Ведущий: где же нам взять еще две шишки?

Воспитатель из зала предлагает две шишки, если ребята поиграют с ней в игру.

Задание 5. Игра-презентация «Явления природы.»

Разложите по порядку картинки времен года.

Ведущий: что вы видите на экране?

Какое время года сейчас?

Какое время года было до зимы?

Какое время года будет после зимы?

Какое будет после весны?

1.Снегопад. Как называется это явление природы? В какое время года можно увидеть?

2.Гроза. Как называется это явление природы? В какое время года можно увидеть?

3.Золотая осень и перелет птиц. Как называется это явление природы? В какое время года можно увидеть?

4. капель. Как называется это явление природы? В какое время года можно увидеть?

Какие явления природы можно увидеть в любое время года?

Какие невероятные явления природы вы можете назвать?

Как называется это явление природы? (радуга) чем эта радуга удивляет?

Как называется это явление природы? (рыбный дождь) как вы думаете бывает такое?

Появляется собака на экране.

Ведущий: Ребята, вы молодцы! Вы справились. Знаете как в старину говорили: «Сдюжили» (глагол "сдюжить", означающий "быть в силах что-либо сделать, справиться с задачей, проблемой").

Возвращение в сад. «1.2.3 волшебный компас в детский сад обратно нас верни»

Вручение ведущим медалей.

3.Рефлексия (оценочная).

Ведущий: -Давайте вспомним за что мы получали сегодня шишки?

-какое задание понравилось больше всего?

-какое задание было сложным? Почему?

Ответы детей.

Ведущий: Вам понравилась наша игра?

Можно сказать, что она похожа на сказку.

Чем похожа была на сказку? Хочу вам предложить нарисовать иллюстрацию к нашей сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевая игра "Невероятные приключения на необитаемом острове"

Конспект сюжетно – ролевой игры «Невероятные приключения на необитаемом острове». Проблемная ситуация. Во время игры с воздушными шарами дети находят записку со странным письмом. Они расшифровывают за...

Квест-игра путешествие "Невероятные приключения на необитаемом острове"

Цели: развитие любознательности и познавательной мотивации. Создавать условия для развития познавательных способностей детей. Формировать способность  устанавливать причинно-следственные связи....

КВЕСТ «ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ».

Семейный квест "Очевидное-невероятное" для родителей и детей старшего дошкольного возраста....

Конспект квеста:«Невероятные приключения на необитаемом острове»

laquo;Невероятные приключения на необитаемом острове»...

Квест "Очевидное-невероятное"

Квест с участием родителей для детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Невероятное космическое путешествие (квест-игра)

Этот квест расчитан на 4 группы, которые начинают и заканчивают мероприятие одновремменно. По станциям передвигаются дети с воспитателем. На каждой станции время пребывания 10 минут....