Авторская адаптированная общеразвивающая программа кружка "Искатели"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Оксана Геннадьевна Шилкина

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Искатели» для детей 5-6 лет направлена на расширение содержания образовательной области «Познавательное развитие». Программа разработана на основе программы И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование», М.: Педагогическое общество России, 2003г., проблемных заданий, занимательных опытов, экспериментов для детей, предложенных О.В. Дыбиной (Дыбина О.В. Рахманова Н. П. Щетинина В.В «Неизведанное рядом», М.: Творческий Центр «Сфера», 2002г., программы Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_iskateli_2024-2025_adaptirovannaya_ovz_onr.docx89.56 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта

Ф.И.О. педагога

Шилкина Оксана Геннадьевна

Вид программы

авторская

Тип программы

Адаптированная общеразвивающая

Образовательная область

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Направленность деятельности

интеллектуально-развивающая

Способ освоения содержания образования

теоретический, практический

Уровень освоения содержания образования

ознакомительный

Уровень реализации программы

дошкольное образование

Форма реализации программы

групповая

Продолжительность реализации программы

1 учебный год

Содержание

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Информационная карта

Стр. 2

Пояснительная записка

Стр. 4-8

Цель и задачи программы

Стр. 8-9

Содержание программы

Стр. 9-18

Планируемые результаты

Стр. 18

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Календарный учебный график

Стр. 18-22

Условия реализации программы

Стр. 22-23

Формы аттестации

Стр. 23

Оценочные материалы

Стр. 23-24

Методические материалы

Стр. 24-26

Список литературы

Стр. 26-27

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

  1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Искатели» для детей 5-6 лет направлена на расширение содержания образовательной области «Познавательное развитие». Программа разработана на основе программы И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование», М.: Педагогическое общество России, 2003г., проблемных заданий, занимательных опытов, экспериментов для детей, предложенных О.В. Дыбиной (Дыбина О.В. Рахманова Н. П. Щетинина В.В «Неизведанное рядом», М.: Творческий Центр «Сфера», 2002г., программы Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005).

Нормативно-правовую основу для разработки программы дополнительного образования составляют:

- Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения;

- закон об образовании 2013 - федеральный закон от N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":

- федеральная образовательная программа (Приказ Министерства просвещения РФ №1014 от года);

- СанПиН – 20.

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа совместной образовательной деятельности кружка «Искатели».

Программа кружка «Искатели» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы.

Актуальность

Актуальность выбора программы определяется образовательными потребностями и интересами детей и членов их семей, а также условиями, созданными в группе. Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам общения, умозаключениям. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходства и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

Новизна программы

Отбор содержания программы имеет комплексную направленность: использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала.

Организация посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений старших дошкольников, занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности дошкольников и выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.

Адресат программы

Данная адаптированная программа предназначена для развития и воспитания детей 5-6 лет, в том числе детей ОВЗ. Программа разработана для реализации в условиях дополнительного образования детей ФФН и ОНР. Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нередко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нередко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Отличительная особенность данной дополнительной адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она является адаптированной к условиям образовательного процесса МБДОУ детского сада №12 «Белочка», и автор оставляет за собой право корректировать последовательность тем, занятий, дополнять их в зависимости от степени восприятия дошкольников, их индивидуальных возможностей.

Большое значение имеет вариативность содержания Программы, дифференцированный подход к обучению в зависимости от уровня развития дошкольников, их психологических особенностей. Программа предоставляет возможность выбора при выполнении практических заданий и построения индивидуальной образовательной траектории в соответствии с возрастом, полом, индивидуальными особенностями и способностями обучающегося.

Программа предоставляет возможность детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения, способствует подготовке дошкольников 5-6 летнего возраста к обучению в школе, развитию индивидуальных возможностей и способностей детей с учётом их индивидуальных возможностей, в том числе детей с ОВЗ, потребностей и интересов.

Адаптированная программа дополнительного образования «Искатели» является авторской программой познавательной направленности, созданной на основе методических пособий.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искатели» имеет научно-познавательную исследовательскую направленность.

Новизна данной программы опирается на углубленное использование ИКТ технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, работоспособность, нравственно-волевых качеств и потребность ребенка, в том числе и детей с ФФН и ОНР, в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности.

Особенности возрастной группы детей, которой адресована программа:

В старшем дошкольном возрасте проведение экспериментов становится нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Дети начинают решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:

  1. дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
  2. дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Количество обучающихся: 10 человек из них 1 ребёнок - ОНР

Объем и срок освоения программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 36.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность.

Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Структура занимательной деятельности:

-мотивация,

-подготовительная беседа,

-практическое (экспериментальное) задание,

-анализ деятельности.

Виды занятий: теоретические и практические занятия

Режим занятий: предлагаемая программа рассчитана на 1 учебный год. обучения и соответствует одному занятию в неделю (всего 36 занятий). Длительность занятия с детьми 5-6 лет – 25-30 мин.

Цель и задачи программы

Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи программы:

Обучающие:

- расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развивающие:

-развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Воспитательные:

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;

-содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

-создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

- принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры.

Парциальная программа основана на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах.

Содержание программы

  1. Учебный план

Р

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Вещество. Камни

1.

Знакомство с камнями. Какие бывают камни?

1

0,5

0,5

Беседа, опрос.

2.

Живые камни

1

0,5

0,5

Беседа, опрос

3.

Замерзшая вода двигает камни

1

1

0

Беседа, практическая работа

4.

Знакомство со свойствами почвы:( глинистая, песчаная, чернозём )

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа, квест-игра

Раздел 2. Вещество. Вода и её свойства

5.

Вода в природе и в быту

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа

6.

Вода помощница

1

0,5

0,5

Беседа, квест-игра

7.

Вода источник жизни

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа

8.

Вода - растворитель

1

1

0

Беседа

Раздел 3. Человек

9.

Наши руки

1

0

1

практическая работа

10.

Что можно почувствовать кожей

1

1

0

Беседа

11.

Наши помощники

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа, подвижная игра

12

Как мы чувствуем запахи

1

Беседа, практическая работа

13

Вкусовые рефлексы

1

Беседа, практическая работа

Раздел 4. Магнетизм

14.

Магнит-фокусник

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа

15.

Стальной барьер

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, практическая работа

16

Волшебная монета

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа

17.

Как работает термометр

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, практическая работа

Раздел 5-6. Вещество. «Песок и глина». «Воздух и его свойства»

18

Песок и глина

1

0

1

Практическая работа

19

Сравнение свойств песка и глины

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа

20.

Животные и песок

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа

21.

Знакомство со свойствами воздуха

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа

22

Где теплее? Упрямый воздух. Что быстрее? Подводная лодка

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа

23.

Воздух занимает место

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа

24.

Неизвестное рядом

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, практическая работа

Раздел 7. « Солнце, Земля и её место в солнечной системе»

25.

Солнце, Земля и другие планеты

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, практическая работа

26.

Этот загадочный космос

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, практическая работа

27.

Почему солнце можно видеть до того. Как оно поднимается над горизонтом

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, практическая работа

28.

Звезды светят и днём

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа

Раздел 8. В мире электричества

29.

Как увидеть и услышать электричество. Чудо-причёска. Волшебные шары. Вертушка

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа

30.

Электроприборы

1

1

0

Беседа, опрос

31

Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров

1

1

0

Беседа, опрос

32.

Установление способности растения к поиску света

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа

Раздел 9. Свет и цвет

33.

Откуда радуга берётся?

1

0,5

0,5

Беседа, опрос, практическая работа

34.

Волшебный круг

1

0,5

0,5

практическая работа

35.

Свет вокруг нас

1

0,5

0,5

практическая работа

Раздел 9. Заключительный

36.

Итоговое мероприятие « Цвета солнечных лучей»

1

0

1

Игры, викторины

ИТОГО

36

19

17

Раздел 1: «Вещество: Камни»

Тема 1: Знакомство с камнями. Какие бывают камни?

Теория: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

Форма контроля: беседа, опрос, практика, (Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений». Фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату)

Тема 2: «Живые камни»

Теория: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Форма контроля: беседа, опрос, практика (Мел, известняк, каменный уголь, разные ракушки. Рисунки папоротников, лупы, толстое стекло)

Тема 3: «Замерзшая вода двигает камни»

Теория: Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Форма контроля: беседа, практика. (Вода, пластилин, соломинка , морозильник)

Тема 4: «Знакомство со свойствами почвы имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозём)»

Теория:

Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав.

Практика: опыт «Свойства почвы»

Форма контроля: беседа, практическая работа (Три стеклянные банки, ёмкости с разными видами почвы, бутыль воды)

Тема 5: «Вода в природе и в быту»

Теория: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды

Практика: опыты (холодная, горячая, теплая вода на ощупь)

Форма контроля: беседа, практическая работа. (Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, шипучая таблетка, малиновый аромат, схемы)

Тема 6: «Вода помощница»

Теория: Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных.

Практика: - игра «Экспериментаторы»

Форма контроля: беседа. (Вода, баночки, молоко; иллюстрации «Морское дно» и «Река»)

Тема 7: «Вода источник жизни»

Теория: Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.

Практика: опыт «3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной»

Форма контроля: беседа, практическая работа

Тема 8:Вода - растворитель»

Теория: Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке. Закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами

Форма контроля: беседа, практическая работа. (Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло)

Раздел 3 «Человек»

Тема 9 «Наши руки»

Практика: Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание).

Форма контроля: беседа , Дидактическая игра «Поговорим без слов»

Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы»

Тема10: «Что можно почувствовать кожей?»

Теория: Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах.

Форма контроля: беседа, практическая работа . (Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой.)

Тема 11: «Наши помощники»

Теория: Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков.

Практика: опыт «Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками (леса, реки, птиц)

Форма контроля: беседа, практическая работа, дидактическая игра

Тема 12: Как мы чувствуем запахи?»

Теория: Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животным

Практика: Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы)

Форма контроля: беседа, практическая работа

Тема 13: «Вкусовые рефлексы»

Теория: Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.

Практика: Схемы ухода за языком человека, картинка с изображением языка человека. кусочки овощей и фруктов, черного и белого хлеба, шоколадной конфеты на шпажках

Форма контроля: беседа, опрос, практическая работа

Раздел 4 «Магнетизм»

Тема14 Магнит –фокусник»

Теория: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Практика: Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки.

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

Форма контроля: беседа, практическая работа

Тема 15: «Стальной барьер»

Теория: Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами (алюминий и сталь).

Практика: Четыре металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель.

Форма контроля: беседа, опрос, практическая работа

Тема 16: «Волшебная монета»

Теория: Познакомить детей с таким свойством металла, как теплопроводность

Практика: Шесть медных монет

Форма контроля: практическая работа

Тема 17: «Как работает термометр»

Теория: Посмотреть, как работает термометр

Практика: Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Форма контроля: беседа, практическая работа

Раздел 5. Вещество. «Песок и глина»

Тема 18: «Песок и глина»

Теория: Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе

Практика: Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.

Форма контроля: беседа, практическая работа

Тема 19: «Сравнение свойств песка и глины»

Теория: Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.
Практика: Форма контроля: беседа, практическая работа

Тема 20: «Животные и песок»

Теория: Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать
Практика: Макет солнца, Земли, две воронки, прозрачная емкость, песок и глина, ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы.
Форма контроля: беседа, практическая работа

Раздел #1042;ещество «Воздухи его свойства»

Тема 21: «Знакомство со свойствами воздуха »

Теория: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность
Практика: Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.
Форма контроля:
беседа, практическая работа

Тема 22: «Где теплее? Упрямый воздух. Что быстрее? Подводная лодка»

Теория: Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду Обнаружить, что воздух сжимается .Обнаружить атмосферное давление
Практика: Два термометра, посуда с горячей водой ,изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой ,пипетки, шприц, подкрашенная вода, два листа бумаги
Форма контроля: беседа, опрос, практическая работа

Тема 23: «Воздух занимает место»

Теория: Показать, что воздух занимает место

Практика: Двухлитровая миска, пробка (натуральная), прозрачный стакан.

Форма контроля: беседа, опрос, практическая работа

Тема 24: Неизвестное рядом»

Теория: Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при

Практика: Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка

Форма контроля: беседа, опрос, практическая работа

Раздел 7. Солнце, Земля и её место в Солнечной системе»

Тема 25: «Солнце, Земля и другие планеты»

Теория: Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Практика: Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы

Форма контроля: беседа, опрос,

Тема 26: « Этот загадочный космос»

Теория: Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость

Практика: Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей.

Форма контроля: беседа, опрос

Тема 27: « Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимается над горизонтом»

Теория: Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом.

Практика: Чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

Форма контроля: беседа, опрос, практическая работа

Тема 28: «Звезды светят постоянно»

Теория: Показать, что звезды светят постоянно.

Практика: Дырокол, лист картона 10х15, белый конверт, фонарик.

Форма контроля: беседа, опрос, практическая работа

Раздел 8. «В мире электричества»

Тема 29: «Как увидеть и услышать электричество. Чудо-причёска. Волшебные шары. Вертушка.»

Теория: Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством

Практика: Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.,

Форма контроля: беседа, опрос, практическая работа

Тема 30. «Электроприборы»

Теория: Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность

Практика: Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы

Форма контроля: беседа, практическая работа

Тема 31: «Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров»

Теория: Выяснить, почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

Практика: Два маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках.

Форма контроля: беседа, опрос,

Тема 32: «Установление способности растения к поиску света»

Теория: Установить, как растение ищет свет.

Практика: Домашнее растение.

Форма контроля: беседа, опрос

Раздел 9. «Свет и цвет»

Тема 33: «Откуда радуга берется?»

Теория: Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Практика: Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма

Форма контроля: практическая работа, беседа,опрос

Тема 34: «Волшебный круг»

Теория: Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы

Практика: Цветовой волчок или юла.

Форма контроля: беседа, опрос,

Тема 35: «Свет вокруг нас»

Теория: Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.

Практика: Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.

Форма контроля: беседа, опрос, практическая работа

Раздел 9. Заключительный

Тема 36: Итоговое мероприятие

Закрепить знания, полученные в ходе обучения.

Практика: игра-соревнование «Из каких цветов состоит солнечный луч» (Противень, плоское карманное зеркальце, лист белой бумаги.

Форма контроля: игры, викторины.

Планируемые результаты:

К шести годам:

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;

обладает элементарными представлениями о явлениях окружающего мира, из области живой природы, естествознания и т.п.

проявляет стойкий интерес к проведению опытно-экспериментальной деятельности, сформированы приѐмы и навыки проведения простейших исследовательских работ: умение вести наблюдение за объектом, сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты, устанавливать причинно- следственные зависимости, делать самостоятельные выводы;

способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Календарный учебный график

игры

Месяц

Число

Время

Проведения

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Сентябрь

теория,

практика

1

Вещество. Камни

групповая

беседа, опрос

2.

теория,

практика

1

Живые камни

групповая

беседа, опрос

3.

теория

1

Замерзшая вода двигает камни

групповая

беседа

4.

Теория,

практика

1

Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозем)

групповая

беседа, практическая работа

5.

Октябрь

теория, практика

1

«Вода в природе и в быту»

групповая

беседа, практическая работа

6.

теория, практика

1

Вода помощница

групповая

беседа, практическая работа

7.

теория, практика

1

Вода источник жизни

групповая

беседа, практическая работа

8.

теория

1

Вода - растворитель

групповая

Беседа, практическая работа

9.

Ноябрь

практика

1

Наши руки

групповая

практическая работа

10.

теория

1

Что можно почувствовать кожей?

групповая

беседа

11.

теория, практика

1

Наши помощники « Слушай во все уши»

групповая

беседа, практическая работа, подвижная игра

12.

теория, практика

1

Как мы чувствуем запахи?

групповая

беседа, практическая работа

13.

теория практика

1

Вкусовые рефлексы

групповая

беседа, опрос, практическая работа

14.

Декабрь

теория, практика

1

Магнит -фокусник

групповая

беседа, практическая работа

15

теория, практика

1

Стальной барьер

групповая

беседа, опрос, практическая работа

16.

теория, практика

1

Волшебная монета

групповая

практическая работа

17.

теория, практика

1

Как работает термометр

групповая

беседа, практическая работа

18.

Январь - Февраль

практика

1

Песок и глина

групповая

беседа, практическая работа

19.

теория, практика

1

Сравнение свойств песка и глины

групповая

беседа, практическая работа

теория, практика

1

Животные и песок

групповая

беседа, практическая работа

21.

теория, практика

1

Знакомство со свойствами воздуха

групповая

беседа, практическая работа

22.

теория, практика

1

Где теплее? Упрямый воздух. Подводная лодка. Что быстрее?

групповая

беседа, опрос, практическая работа

23.

теория, практика

1

Воздух занимает место

групповая

беседа, опрос, практическая работа

24.

теория, практика

1

Неизвестное рядом

групповая

беседа, опрос, практическая работа

25.

Март

теория, практика

1

Солнце, Земля и другие планеты

групповая

беседа, опрос, практическая работа

26.

теория, практика

1

Этот загадочный космос

групповая

беседа, опрос, практическая работа

27.

теория, практика

1

Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимается над горизонтом

групповая

теория, практика

28.

теория, практика

1

Звезды светят постоянно

групповая

беседа, опрос

29.

Апрель

теория,

практика

1

Как увидеть и услышать электричество « Чудо-прическа» «Волшебные шары»,

«Вертушка»

групповая

беседа, опрос

30.

теория

1

Электроприборы

групповая

беседа, , практическая работа

31.

теория

1

Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров

групповая

беседа, опрос, практическая работа

32.

теория, практика

1

Установление способности растения к поиску света

групповая

практическая работа

33.

Май

теория, практика

1

Откуда берется радуга?

групповая

практическая работа

34.

теория, практика

1

Волшебный круг

групповая

беседа, опрос, практическая работа

35.

теория, практика

1

Свет вокруг нас

групповая

беседа, опрос, практическая работа

36.

практика

1

Цвета солнечных лучей

групповая

Игры, викторины

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в групповой комнате группы №12 МБДОУ детский сад №12 «Белочка».

Перечень оборудования учебного помещения: уголок экспериментирования, включающий приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, разнообразные магниты.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка».

Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой. Мини-песочница.

Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Перечень технических средств обучения: ноутбук.

Информационное обеспечение:

- презентации;

- иллюстративный, наглядный материал;

- детская литература.

Кадровое обеспечение:

Занятия по реализации Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Искатели» проводит воспитатель ДОУ.

Формы аттестации

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме: опроса и практической работы.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: фото- и видеоотчеты практических работ.

Оценочные материалы

Виды контроля и мониторинг:

Мониторинг по выявлению знаний, умений, навыков и творческих

способностей проводится два раза в год (в начале и конце учебного года).

Основные методы мониторинга – педагогическое наблюдение, беседы с

детьми, опросы, анализ материалов практической деятельности, практическое задание.

Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно-экспериментальной деятельности у детей

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с качествами, свойствами, назначениями

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца

Формулирует в речи, достигнут результат или нет. Замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные и причинные связи. Делает выводы

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения.

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым

Самостоятельно готовит материал для эксперимента, исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого

Низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности, осознания их качеств и свойств

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует

Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации, осуществляется в наблюдениях во время занятий. Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия.

Методические материалы

Структура организации образовательного процесса

Формы и методы проведения совместной деятельности:

Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Структура занимательной деятельности:

-мотивация,

-подготовительная беседа,

-практическое (экспериментальное) задание,

-анализ деятельности.

На занимательной деятельности предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в предметно-пространственной среде группы), фронтальная (беседа), подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента). В зависимости от поставленных задач используются различные методы и приемы обучения.

Методы стимуляции и мотивации вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность; метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»

Игровые методы:

- экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений, и закономерностей;

Практические:

- действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

Наглядные:

- схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.

Примерный план совместной деятельности

Основная часть - практическая

Цель: создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Основные задачи:

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.

- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Заключительная часть рефлексия, самостоятельность

Основная часть - практическая

Цель: создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Основные задачи:

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.

- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Заключительная часть рефлексия, самостоятельность

Список литературы

Автор

составитель

Наименование издания

Издательство

Баранова, Э.А.

Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников

[учеб.-метод. пособие] / Э.А. Баранова. –СПб.:Речь,#1089;.

Савенков, А.И.

Учимся задавать вопросы

//Дошкольное воспитание. 2006. №1

Савенков, А.И.

Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании

//Дошкольное воспитание. - № 1 – 2 , 2006

Савенков, А.И.

Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании

//Дошкольное воспитание. - № 12, 2005

Савенков, А.И.

Учебное исследование в детском саду

//Дошкольное воспитание - 2006. - № 2. - С.8

Короткова, Н.А.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников

//Ребенок в детском саду. #8470;3. С.4-12

Короткова, Н.А.

Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста

М.: ЛИНКА – ПРЕСС, - 2007. – 208 с.

Куликовской И.Э., Совгир Н.Н.

«Детское экспериментирование»

Москва: Педагогическое общество России, 2003. — 80 с.

Рахманова Н.П., Дыбина О.В.

Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

ТЦ «Сфера» Москва 2002

Рыжова Н.А.

Наш дом-природа

М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996,

с. 56, илл. (Сер. «Наш дом — природа»)

Епанчинцева О.Ю.

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

СПб. «Детстсво-Пресс», 2010

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста

СПб. «Детстсво-Пресс», 2010

Мартынова Е.А., Сучкова И.М.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет

«Учитель», Волгоград, 2012

сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ОСВОЕНИЮ АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Индивидуальный маршрут развития обучающегося разработан в целях осуществления индивидуального психолого-педагогического сопровождения освоения обучающимися адаптированной общеразвивающей программы...

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа Художественно эстетической направленности «ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА» 2019 г.

Песочное рисование – удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Весёлый английский» «Fun English»

Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста отличаются особой...

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог ЮГРЫ»

Программа кружка «Юный эколог Югры» рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на вс...

Методические разработки (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УСПЕШНЫЙ МАСТЕР

Методические разработки (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УСПЕШНЫЙ МАСТЕР...

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа «На пороге школы»

Цель программы успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.Краткое содержание:...