Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа Художественно эстетической направленности «ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА» 2019 г.
рабочая программа

Могильченко Оксана Анатольевна

Песочное рисование – удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес, море и пр. Атмосфера чуда поддерживается соответствующим музыкальным сопровождением. Этот необычный вид искусства называется Sand-art, т.е.«искусство песка». Песок – эта та же краска, только работает по принципу «света и тени». Эта «краска» прекрасно передает все человеческие чувства, мысли и стремления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chudesa_iz_peska_novaya_2020.docx220.96 КБ

Предварительный просмотр:

         ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

                 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

            ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

                                             (ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Рассмотрена и утверждена                                                              Утверждена приказом

Методическим объединением                                                         ГКУ ЦССВ «Сколковский»

29.08.2018                                                                                          № 39-а от 21 марта 2018

                          Дополнительная адаптированная общеразвивающая

 программа

                               Художественно  эстетической направленности

                                          «ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА»

Срок реализации – 1год.

Возраст детей 8 - 18 лет

Дети с Тяжелыми множественными нарушениями

Базовый уровень

                                               

                                       

                                             Составитель программы:

                                                                    Педагог дополнительного образования

                                                             Могильченко Оксана Анатольевна

                                                             Москва, 2019-2020 г.

                                             

Содержание

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

      1.1. Введение…………………………………………………………………3

      1.2. Педагогическая целесообразность……………………………………..5

      1.3. Актуальность программы……………………………………………....5

      1.4. Направленность  программы…………………………………………...5

      1.5. Цель программы…………………………………………………………6

      1.6. Обучающие задачи программы…………………………………………6

      1.7. Развивающие задачи программы……………………………………… 7

      1.8. Воспитательные задачи программы……………………………………7

      1.9. Нормативно – правовые документы…………………………………...7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ     

       2.1.Принципы работы…………………………………………………….8

       2.2. Условия реализации программы……………………………………..9

       2.3. Ожидаемые результаты за 1 год обучения………………………….9

     

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

      3.1.Учебный план на 2019 – 2020г…………………………………..…....11

     3.2. Учебно-тематический план 1 год обучения…………………………12

     3.3. Тематическое   планирование по рисованию ..……………….....13-16

     3.4.  Содержание учебно – тематического плана …………………….17-19

     3.5. Календарно- тематический план работы на I квартал………………20

     3.6. Календарно -тематический план работы на IIквартал  …………….21      

     3.7.   Календарно- тематический план работы на IIIквартал  …………..22

     3.8. Календарно- тематический план работы на IIквартал  ……………..23

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..24

     4.1.  Диагностика специальных способностей ребенка…………………………24

     4.2.Занятия по календарно тематическому плану ……………………25-29

     4.3. Список детей …………………………………………………………..30

    Список литературы…………………………………………………………31

Процесс «игры в песок» высвобождает

заблокированную энергию и активизирует

возможности самоисцеления, заложены

 в человеческой психике.

                                                                                                                                             К.Г.Юнг

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 

1.1 Пояснительная записка.

Введение    

    Коррекционно-развивающая программа педагогической направленности песочной терапии, разработана и реализована в рамках Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» которая  предназначена  для постоянного, пятидневного, временного или дневного проживания детей с тяжелыми множественными нарушениями здоровья. Основным назначением, которого является оказание конкретной диагностической и коррекционно-развивающей помощи ребенку с проблемами в развитии, выявление перспектив его интеграции образовательную среду.

Для  привычной учебной, игровой и бытовой деятельности предполагается проведение комплексного психолого-педагогического обследования, выявление внутреннего потенциала, составление индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы и отслеживание результатов динамики развития ребенка.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей с тяжелыми множественными нарушениями здоровья.  У детей с тяжелыми множественными нарушениями здоровья выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля, агрессивное поведение и частую смену настроения. Эффективным методом в работе с этими детьми является песочная терапия. Она не имеет ограничений, противопоказаний и является безопасным методом снятия напряжения. Весьма полезна как для гиперактивных детей и  детей с необоснованной агрессией, так и для детей с чувством тревожности и страха.                                                                                                                                                                                                                                                                             

Песочное рисование – удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес, море и пр. Атмосфера чуда поддерживается соответствующим музыкальным сопровождением. Этот необычный вид искусства называется Sand-art, т.е.«искусство песка». Песок – эта та же краска, только работает по принципу «света и тени». Эта «краска» прекрасно передает все человеческие чувства, мысли и стремления.

В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.

Каковы же особенности такого вида творчества? Во-первых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать. Песочная анимация как нельзя кстати подойдет гиперактивным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратить лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша.

Заниматься песочной анимацией безумно интересно и увлекательно. Картины создаются из сыпучего материала - песка. На специальном столе с подсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и "переливается", открывая новые горизонты его возможностей. Картины плавно сменяют друг друга, сливаясь в единую линию повествования. Песочная анимация обязательно сопровождается музыкой!

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Игры в песочнице используются психологом в ходе индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые фильмы, что станет мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического восприятия. И как было сказано выше, учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.

Рабочая программа по рисованию песком составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

         

    1.2. Педагогическая целесообразность: содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание программы расширяет представления учащихся о способах и приемах изображения, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

   1.3. Актуальность: программа имеет практическую значимость. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ. Освоение техники рисования песком позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Проявить творческое воображение – значит, обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора. Рисование песком, как средство коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, изображения традиционными материалами, выразить в рисунке свои чувства и эмоции. Рисунок на песке дает возможность применять анимацию, изменяющийся за сюжетом рисунок.

В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Нет ни одного отрицательного фактора, который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на стекле.

    1.4. Направленность: художественная.

В настоящее время абсолютной ценностью  личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую.  «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо,  чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил  с аппетитом возникшие потребности   в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов).  Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Рисование песком объединяет в себе природный материал и творчество художника.

 1.5. Цель программы - формирование художественной культуры детей с тяжелыми множественными нарушениями здоровья, как неотъемлемой части культуры духовной, психологическая стабилизация и гармонизация личности ребенка.

Отбор материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью. 

 1.6. Обучающие задачи программы:

  • изучение свойств художественных средств рисунка на песке;
  • усвоение различных   приемов выразительности в рисунке песком;
  •  обучение основам композиции и изобразительной грамотности;
  • через методы проблемного обучения, а именно: проблемный метод, частично – поисковый метод и исследовательский метод, научить учащихся алгоритму построения изображения и ведения всей работы в целом;
  •          овладение основами засыпания и прорисовывания пальцами и предметами;
  •         умение грамотно строить композицию с выделением композиционного    

               центра.

1.7. Задачи программы:

Развивающие задачи программы:

•         развитие творческих способностей на основе знаний, умений и навыков детей;

•         развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики;

•         развитие образно – логического мышления, художественного вкуса;

•        улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

•        развитие художественного вкуса;

•        развитие колористического видения;

•        развитие коммуникативных навыков;

•        развитие инициативности, любознательности, активности.

      тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая

       стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь  

       (логопедия)

 Воспитательные задачи программы:

•         воспитание креативности;

•        формирование уважения к труду;

•        выработка усидчивости, терпения, самостоятельности;

•         воспитание бережного отношения к культурным ценностям;

•         воспитание способности к самореализации и саморазвитию;

•         воспитание бережного отношения к инструментам, приспособлениям, материалам.

1.8. Новизна данной программы заключается в использовании терапии рисование песком как способа психологической работы с детьми. Программа является эмоционально – развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к реализуемой  программе (для специальных  коррекционных) образовательных учреждений.

Планирование по программе адаптируется под индивидуальные возможности детей с тяжелыми множественными нарушениями здоровья. В силу специфики интеллектуального  развития  детей, программа может быть не реализована в её первичном объёме, а основной материал программы может быть даже перенесен на следующий учебный год.

1.9. Нормативно правовое обеспечение введение ФГОС ТМНР

Адаптированная базовая общеобразовательная и общеразвивающая программа социально- педагогической направленности для детей с тяжелыми множественными нарушениями здоровья от 8-18 лет воспитывающихся в ГКУ ЦССВ «Сколковский» разработана в соответствии с:

  • Федеральный закон от 11.06.2001№"О дополнительном образовании";        
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15» Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрированного в министерстве юстиции РФ №35850 от 3 февраля 2015 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
  • ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».
  • ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»;
  • Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
  • Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы;
  • Конвенцией о правах ребенка ООН;
  • «Федеральным законом об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года N 273- ФЗ);
  • СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

  Отбор материала в рамках реализации данной программы обусловлен   его актуальностью, воспитательной направленностью и педагогической   целесообразностью. 

II  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ  ПРОГРАММЫ

  2.1.Принцыпы работы

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение года. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

Данная программа имеет художественную направленность и рассчитана на 1 год начального образования. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа для детей в возрасте от 8 -18 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их индивидуальные физические способности, подготовленность, существующие навыки и умения. Навыки в изображении с помощью песка развиваются по мере усложнения заданий программы.

Для более эффективного решения поставленных задач в каждое занятие включены разные виды деятельности: двигательные упражнения, песочное рисование и обсуждение результатов.

  2.2. Условия реализации программы.

1-й год обучения: 120 часов, форма обучения: групповая, индивидуально-групповая.

                                               Формы проведения занятий.

•        индивидуально-групповая;

•        групповая;

•        мастер-классы;

•        беседа с игровыми элементами;

•        коллективное творческое дело (КТД);

•        игра-путешествие;

•        выставка творческих работ;

•        викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.

                                               

                             Формы подведения итогов.

•        участие в городских, региональных выставках;

•        наблюдение за выполнением поставленных задач в работах;

•        беседа, защита учениками выполненной работы.

2.3. Ожидаемые результаты за 1 год обучения  

  • распределять песок по световому столу;
  • пользоваться иллюстративным материалом;
  • применять стилизацию;
  • заполнять песком контуры рисунка;
  • пользоваться различными предметами для проведения разных типов линий;
  • изображать предмет пальцами, создавать фон для изображения;
  • фантазировать на заданную тему;
  • применять вспомогательные предметы в декоре рисунка;
  • добиваться законченности работы;
  • объяснять результаты своей работы;
  • работать в коллективе;
  • пользоваться художественными техниками и средствами;
  • бережно относиться к инструментам, приспособлениям, материалам.
  • порядок выполнения песочной анимации;
  • основные и составные цвета;
  • теплые и холодные оттенки цвета;
  • основные свойства кварцевого песка, цветного песка;
  • основные средства композиции. А именно: линия, пятно, контрасты цвета, размера, формы, и др;
  • способы рисунка обычным и цветным песком.

 Перечень основных средств обучения

1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:

  • световые столы.

2. Материалы и инструменты:

  • просеянный песок;
  • песок цветной;
  • цветные камни;
  • кисточки.

3. Инструкция по технике безопасности.

4. Специальная  литература.

C:\Documents and Settings\PC-1\Рабочий стол\рисование песком\фото песок\65129341_1074496609427975_6885169068995772416_n.jpg

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1.Учебный план на 2019 – 2020гг.

Программа дополнительного образования ГКУ ЦССВ «Сколковский»

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа

Художественно  эстетической направленности    «Чудеса из песка»

Группы

Неделя

1

2

7

8

Количество часов в неделю

Рисование песком

1.

1

Всего в неделю

2

часа

Рисование предметами на песке

1

Рисование песком

2.

1

Всего в неделю

2 часа

Рисование предметами на песке

1

2

часа

Рисование песком

3.

1

Рисование предметами на песке

1

2 часа

Рисование песком

4.

1

2

часа

Рисование предметами на песке

1

Рисование песком

5.

1

2 часа

Рисование предметами на песке

1

2

часа

Форма проведения  занятий

Количество часов в неделю

Количество часов в месяц

Количество часов в год

Кружок.

•        индивидуально-групповая;

•        групповая;

•        мастер-классы;

•        беседа с игровыми элементами;

•        коллективное творческое дело

•        игра-путешествие;

•        выставка творческих работ;

•        викторины, соревнования,

конкурсы, состязания и др.

2

10

120

  3.2. Учебно-тематический план 1 год обучения

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Формы  аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.  

Техника безопасности.

9

5

4

Первичная диагностика

2

История мультипликации и песочной анимации. Особенности песочной анимации.

7

2

5

3

Статичная картинка. Техника насыпание, выбрасывание, щепотка

12

2

10

4

Динамическая картинка. Техника рисунок пальцем, рисунок всей ладонью

12

2

10

5

Создание образов. Животные, растения, люди, планеты. Космос, подводный мир, сказочный город и тд.

13

2

11

Тематическая игра

6

Цикл и последовательность. Прорисовка деталей, поэтапное рисование.

11

2

9

7

Перемещение и трансформация. Переходы из одного кадра в другой различными способами: круг, засыпка, трансформация предмета.

10

2

8

Открытое

занятие

8

Сюжетная линия, правила кинематографии: интрига, кульминация, развязка.

12

2

10

9

Видеосъёмка и монтаж фильма.

12

2

10

10

Звуковое оформление фильма.

9

2

7

Итоговая диагностика

11

Приём перфоманс в песочной анимации.

7

2

5

12

Техника видеопоказа.

4

1

3

Публичное выступление

13

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого:

120

27

93

3.3. Тематическое   планирование по рисованию на специальном столе песком

Тема занятия

Часы

 30

Рисование под музыку

(Осень- 30 занятий)

1.

Введение в предмет

Беседа

35 мин

Сентябрь «Грустный дождик» музыкальный календарь

3 занятия

2.

Знакомство с песком «Здравствуй песок!»

35 мин

А.Вивальди  «Времена года»

5 занятий

3.

Учимся насыпать фон для рисунка

40мин

П.И Чайковский (Детский альбом)

2 занятия

4.

Рисование «Разнообразные нити»

40 мин

Di dado desert sandess (музыка)

4 занятий

5.

Упражнение «Дорожка»»

35 мин

Сентябрь «Грустный дождик» музыкальный календарь

3 занятия

6.

Упражнение «Радуга»

40 мин

«Времена года» (Июль.Песнь косаря)

5 занятий

7.

Рисование декоративное «Разноцветные узоры»

40 мин

П.И. Чайковский «Детский альбом» (Утренняя молитва, русская песня)

4 занятия

8.

Упражнение «Путешествие в подводный мир»

40 мин

Вивальди «Времена года»

(Осень -1 часть)

5 занятий

9.

Веселые человечки

40 мин

Вивальди «Времена года» (Лето -3 часть)

4 занятий

10.

Упражнение «Рисуем погоду»

35мин

А.Калиников «Грустная песня»

4 занятия

11.

Упражнение «Листья»

40 мин

Знаки зодиака календарь «Октябрь»

5 занятий

12.

Рисуем осень

40 мин

Игорь Крутой «Мой друг»

2 занятия

13.

Упражнения по теме « Я горжусь» 

40 мин

Вивальди «Времена года» (Лето -3 часть)

4 занятий

Вивальди «Времена года» (Лето -3 часть)

 Тема занятия

Часы

30

Рисование под музыку

(Зима- 30 занятий)

1.

«Снежинки»

35 мин

А.Вивальди «Времена года» (Зима)

3 занятия

2.

«Снежные горы»

35 мин

H. Рерих «Гималаи»,И,Левитан «Цепь гор»

5 занятий

3.

«Елочка нарядная»

40мин

Didadodesertsandess (музыка)

2 занятия

4.

«Зимнее деревце»

40 мин

Игорь Крутой «Нежность»

4 занятий

5.

«Зимний лес»

35 мин

А.Рыбников  «Тот самый Мюнхгаузен»

3 занятия

6.

 «Зимние забавы»

40 мин

Sadness fnd Sorrow

5 занятий

7.

«Зимняя метель»

40 мин

А.Вивальди «Времена года» (Зима)

4 занятия

8.

Учимся писать на песке

40 мин

Autumn Classical

Фредрик Шопен

5 занятий

9.

«Морозный узор»

40 мин

Sadness fnd Sorrow

4 занятий

10

Открытка поздравительная «День защитника отечества»

35мин

А.Вивальди «Времена года» (Зима)

4 занятия

11.

«По замыслу»

40 мин

Э.Морриконе «Одинокий пастух»

5 занятий

12.

«Пришла Весна, бегут ручьи»

40 мин

А.Вивальди «Времена года» (Весна)

2 занятия

13.

Упражнение « Исцеляющие силы песка»

40 мин

Тема занятия

Часы

 30

Рисование под музыку

( Весна- 30 занятий)

1.

«Весна пришла»

Поздравительная открытка «Цветы»

35 мин

С. Прокофьев «Детская музыка» (Дождь и радуга)

Sadness fnd Sorrow

3 занятия

2.

«Ветка с первыми листьями»

«Дождь и радуга»

35 мин

В.А. Моцарт «Времена года» (Весна)

С.Прокофьев «Детская музыка» (Дождь и радуга)

5 занятий

3.

«Первые подснежники»

Звездное небо. «День космонавтики»

40мин

Игорь Крутой «Нежность»

П.И. Чайковский «Детский альбом» (Итальянская песенка, Вальс)

2 занятия

4.

«Перелетные птицы»

«Улыбка весны»

40 мин

Р. Шуман «Май, милый май»

П.И. Чайковский «Детский альбом»

4 занятий

5.

Салют. « День победы»

Весенние цветы «Одуванчики»

35 мин

Р. Шуман «Май, милый май»

3 занятия

6.

Красивый пейзаж. Тема «Весна»

«Бабочки»

40 мин

Бетховен «Лунная соната»

П.И. Чайковский «Аджио из балета Щелкунчик»

5 занятий

7.

«Цветная поляна»

«Весна пришла»

40 мин

Бетховен «мелодия слез»

С. Прокофьев «Детская музыка» (Дождь и радуга)

4 занятия

8.

Поздравительная открытка «Цветы»

«Ветка с первыми листьями»

40 мин

SadnessfndSorrow

В.А. Моцарт «Времена года» (Весна)

5 занятий

9.

«Дождь и радуга»

«Первые подснежники»

40 мин

С.Прокофьев «Детская музыка» (Дождь и радуга)

Игорь Крутой «Нежность»

4 занятий

10.

Звездное небо. «День космонавтики»

«Перелетные птицы»

35мин

П.И. Чайковский «Детский альбом» (Итальянская песенка, Вальс)

4 занятия

11.

«Улыбка весны»

Салют. « День победы»

40 мин

П.И. Чайковский «Детский альбом»

5 занятий

12.

Весенние цветы «Одуванчики»

Красивый пейзаж. Тема «Весна»

40 мин

Р. Шуман «Май, милый май»

Бетховен «Лунная соната»

2 занятия

13.

«Бабочки»

40 мин

П.И. Чайковский «Аджио из балета Щелкунчик»

4 занятий

Тема занятия

Часы

 30

Рисование под музыку

(Лето - 30 занятий)

1.

«Вот и лето пришло»

Упражнение «Исцеляющие силы песка»

35 мин

Моцарт «Мызыка Ангелов»

Бетховен «Музыка ангелов»

3 занятия

2.

«Цветы луговые»

«Радуга – радуга»

35 мин

Ванесса Мэй «Скрипка»

Вивальди  «Времена года» (Лето)

5 занятий

3.

Сюжетная картина «Нарядные бабочки»

«Березка»

40мин

Моцарт «Музыка Ангелов»

Бетховен «К Элизе»

2 занятия

4.

«Цветы к празднику День знаний»

«Вот и лето пришло»

40 мин

«Учат в школе»

Моцарт «Мызыка Ангелов»

4 занятий

5.

Упражнение «Исцеляющие силы песка»

«Цветы луговые»

35 мин

Бетховен «Музыка ангелов»

Ванесса Мэй «Скрипка»

3 занятия

6.

«Радуга – радуга»

Сюжетная картина «Нарядные бабочки»

40 мин

Вивальди  «Времена года» (Лето)

Моцарт «Музыка Ангелов»

5 занятий

7.

«Березка»

40 мин

Бетховен «К Элизе»

4 занятия

8.

Упражнение «Цветок»

40 мин

Моцарт «Мызыка Ангелов»

5 занятий

9.

Упражнение « Круг».

40 мин

Ванесса Мэй «Скрипка»

Вивальди  «Времена года» (Лето)

4 занятий

10.

Игра «Дотянись до звезд»

35мин

Моцарт «Музыка Ангелов»

Бетховен «К Элизе»

4 занятия

11.

Упражнение «Узоры на песке».

40 мин

«Учат в школе»

Моцарт «Мызыка Ангелов»

5 занятий

12.

Упражнение «Яичница-глазунья».

40 мин

Бетховен «Музыка ангелов»

Ванесса Мэй «Скрипка»

2 занятия

13.

Итоговая выставка рисунков

Вивальди  «Времена года» (Лето)

Моцарт «Музыка Ангелов»

3.4. Содержание учебно – тематического плана

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Вводное занятие

Тема 1.1. Техника безопасности в занимательной форме.

Теория: Правила поведения в студии песочной анимации

Тема 1.2. Песочные фантазии

Теория: Психологическая установка на занятие, введение детей в мир песка и творчества с радостью и улыбкой.

Практика: Заинтриговать ребёнка, ввести его в мир песочных чудес посредством игры, музыкального сопровождения. Арт-терапия и пальчиковые игры. Работа с мелкими игрушками в песке «Найди клад», «Нарисуй игрушке дом».

Раздел 2. История мультипликации и песочной анимации. Особенности песочной анимации.

Тема 2.1. От простого к сложному.

Теория: Развитие мелкой моторики, показ видеороликов готовых работ, рассказ об истории возникновении мультипликации и одного из ее жанров «песочная анимация»

Практика: Простейшие движения пальцами и руками на световом столе.

Тема 2.2. «Вход» через фантазию в мир песочного творчества.

Теория: Понятие о техниках и способах рисования.

Практика: Пробуем все виды техник, оцениваем что проще, что сложнее.

Раздел 3. Статичная картинка. Техника насыпание, выбрасывание, щепотка.Тема 3.1 Статика в рисунке, картина песком.

Теория: Образно-словесная подача сюжетов для возможных вариантов статических картин

Практика: Рисуем пейзаж, натюрморт, портрет.

Тема 3.2 Отработка техник.

Теория: Подробное объяснение особенностей каждой техники.

Практика: Техника насыпание из ладони сверху, насыпание рассеиванием, выбрасывание сверху, снизу, дугой, щепотка линией, щепотка галочкой.

Раздел 4. Динамическая картинка. Техника рисунок пальцем, рисунок всей ладонью.

Тема 4.1 Базовые элементы динамичной картины

Теория: Изучение основ динамики в рисовании песком на световом столе.  

Практика: Образная подача рисунков на световом столе.

Тема 4.2 Техники создания динамичной картины.

Теория: Поэтапное объяснение создание образов женского, мужского, детского лица, полет птиц и тд.

Практика: Рисуем пальцем портреты, рисуем ладонью цветы, крылья и тд.

Раздел 5. Создание образов. Животные, растения, люди, планеты. Космос, подводный мир, сказочный город и тд.

Тема 5.1 Основные образы в песочной анимации

Теория: Художественное богатство образов для создание великолепных сюжетов из песка.

Практика: Поэтапное рисование животных, людей. Рисуем космос, который плавно переходит в подводный мир, а затем в сказочный город. Тематическая игра «Несуществующее животное»

Раздел 6.  Цикл и последовательность. Прорисовка деталей, поэтапное рисование.

Тема 6.1 Отработка последовательных действий.

Теория: Как правильно выстроить этапы работы. Техника безопасности. Практика: Рисуем картины по алгоритму действий: сначала ствол, затем ветки, потом листья итд.

Раздел 7. Перемещение и трансформация. Переходы из одного кадра в другой различными способами: круг, засыпка, трансформация предмета.

Тема 7.1 В мире сказок.

Теория: Передача образов. Как правильно сменить образ.

Практика: Создание образов, освоение плавных переходов. Трансформация объектов. (из луны в солнце, из планеты в рыбу, из цветка в фонарь и тд)

Раздел 8. Сюжетная линия, правила кинематографии: интрига, кульминация, развязка.

Тема 8.1. Разработка сюжета.

Теория: Как правильно создать сюжет, правила композиции.

Практика: Выбор основного сюжета (сказка, быль, кино), выбор количества кадров и проработка переходов.

Раздел 9. Видеосъёмка и монтаж фильма.

Тема 9.1 «Камер! Мотор!»

Теория: Съёмка на камеру всего сюжета целиком.

Практика: Съемка и прорисовка одновременно, исправление ошибок, замена неудачных образов и переходов. Монтаж исходного материала в готовый фильм.

Раздел 10. Звуковое оформление фильма

Тема 10.1 Музыка – первооснова в художественно-творческом развитии ребёнка.

Теория: Как музыка влияет на людей.

Практика: Обучение основным элементам музыкального языка и музыкальной речи (мелодия, сопровождение, музыкальная форма). Музыка и видео.  

Тема 10.2 Основы музыкального восприятия.

Теория: Основные способы выбора музыкального произведения.

Практика: Приобщение к миру музыки (музыкальное настроение, характер, жанровые черты). Выбор музыкального фона для своего фильма.

Раздел 11. Приём перфоманс в песочной анимации.

Тема 11.1 Itsshowtime!

Теория: Как устроить настоящее шоу?

Практика: Развить навыки зрелищного выступления, артистичной игры, танца во время показа песочного шоу.

Раздел 12. Техника видеопоказа.

Закрепление пройденного материала

Практика: Обучение репетиционной работе, доведение танцевального материала до итогового показа, формирование волевых качеств личности.

  • (по всем основным темам)  
  • многократный повтор» (выработка динамического стереотипа);
  • «публичное выступление»;
  • психологический настрой на публичный показ;
  • дифференциация, индивидуализация результатов

Итоговые показы (открытые уроки, показательные  выступления) Подведение итогов. Оценка по динамической шкале «начальный этап – промежуточный – окончательный результат».  Оценка результатов творческой деятельности

Раздел 13. Итоговое занятие.  

Игра-путешествие «Урок про песок

C:\Documents and Settings\PC-1\Рабочий стол\рисование песком\фото песок\28058405_775485855995720_312825101520546821_n (1).jpg

                            Календарно- тематический план работы на I квартал по дополнительной программе образования «Чудеса из песка»

Сентябрь

Суббота

Суббота

Суббота

Суббота

1. Занятие

9.00 - 9.40

2.Занятие

16.10 - 16.50

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема:Введение в предмет

Беседа

Цель:Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема:Знакомство с песком  «Здравствуй песок!»

Цель:Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема:Учимся насыпать фон для рисунка

Цель:стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

1-2 занятие (40  -45 мин)

Тема: Рисование  «Разнообразные нити» Упражнение «Дорожка»

Цель:стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

Суббота

Суббота

Суббота

Суббота

Октябрь

1. Занятие

9.00 - 9.40

2.Занятие

16.10 - 16.50

  1. занятие( по 40 -45 мин)

Тема: Упражнение «Путешествие в подводный мир»

Цель: Овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: Упражнение «Веселые человечки»

Цель:Овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: Упражнение «Рисуем погоду»

Цель:Овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: Осень Упражнение «Листья»

Цель:Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

Суббота

Суббота

Суббота

Суббота

Суббота

Ноябрь

1. Занятие

9.00 - 9.40

2.Занятие

16.10 - 16.50

1-2 занятие(по 40  -45 мин)

Тема: Осень «Осенний лес»

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: Дикие животные в лесу

Цель: стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: Рисуем пейзаж

Цель: стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: Рисуем человека

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие (40  -45 мин)

Тема: Рисование  «Пишем буквы»

Цель: стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

                      Календарно- тематический план работы на IIквартал  по дополнительной программе образования «Чудеса из песка»

Декабрь

Суббота  

Суббота

Суббота

Суббота

1. Занятие

9.00 - 9.40

2.Занятие

16.10 - 16.50

1-2 занятие ( по 40  -45 мин)

Тема: «Забияка»

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие ( по 40  -45 мин)

Тема: «Кораблики»

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: Зимний лес

Цель: стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

1-2 занятие (40  -45 мин)

Тема: Рисование «Зимняя метель» Упражнение «Дорожка»

Цель: стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

Суббота

Суббота

Суббота

Суббота

Суббота

Январь

1. Занятие

9.00 - 9.40

2.Занятие

16.10 - 16.50

  1. занятие ( по 40 -45 мин)

Тема:«Морозные узоры»

Цель: Овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: Упражнение «Пишем на песке »

Цель:Овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема:Упражнение «Портрет»

Цель:Овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема:  Осень Упражнение «Дома»

Цель:Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие ( по 40  -45 мин)

Тема: «Кораблики»

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

Суббота

Суббота

Суббота

  Суббота

Февраль

1. Занятие

9.00 - 9.40

2.Занятие

16.10 - 16.50

1-2 занятие(по 40  -45 мин)

Тема: Зимняя пора

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: Новогодняя открытка

Цель: стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: «Транспорт»

Цель: стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема:«Натюрморт»

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

           Календарно- тематический план работы на IIIквартал  по дополнительной программе образования «Чудеса из песка»

Март

Суббота  

Суббота

Суббота

Суббота

1. Занятие

9.00 - 9.40

2.Занятие

16.10 - 16.50

1-2 занятие ( по 40  -45 мин)

Тема:Весна пришла

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие ( по 40  -45 мин)

Тема:«Верба на ветке»

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема:Весенний пейзаж»

Цель:стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

1-2 занятие (40  -45 мин)

Тема: Рисование  «Сакура»

Цель: стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

Суббота

  Суббота

Суббота

Суббота

Суббота

Апрель

1. Занятие

9.00 - 9.40

2.Занятие

16.10 - 16.50

  1. занятие ( по 40 -45 мин)

Тема:«Поляна с подснежниками»

Цель: Овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: Упражнение «Рисуем маму»

Цель:Овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

1-2 занятие ( по 40  -45 мин)

Тема:Упражнение «Корабль»

Цель:Овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема:«Звездное небо»

Цель:Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие ( по 40  -45 мин)

Тема:Упражнение «Корабль»

Цель:Овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

Суббота

Суббота

Суббота 19.

  Суббота

Май

1. Занятие

9.00 - 9.40

2.Занятие

16.10 - 16.50

1-2 занятие (по 40  -45 мин)

Тема: «Перелетные птицы»

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: «Улыбка весны»

Цель: стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

1-2 занятие ( по 40  -45 мин)

Тема: «Бабочки»

Цель: стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

1-2 занятие ( по 40  -45 мин)

Тема: «Насекомые»

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

                   Календарно- тематический план работы на IVквартал  по дополнительной программе образования «Чудеса из песка»

Июнь

Суббота  

Суббота

Суббота

Суббота

1. Занятие

9.00 - 9.40

2.Занятие

16.10 - 16.50

1-2 занятие ( по 40  -45 мин)

Тема:Летняя пора

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие ( по 40  -45 мин)

Тема:«Бабочка»

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема:»Цветы»

Цель:стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

1-2 занятие (40  -45 мин)

Тема: Рисование  «Деревья»

Цель: стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

Суббота

  Суббота

Суббота

Суббота

Июль

1. Занятие

9.00 - 9.40

2.Занятие

  1. - 16.50

1-2 занятие ( по 40 -45 мин)

Тема:«Поляна с цветами»

Цель: Овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: «Рисуем человека

Цель:Овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

1-2 занятие ( по 40  -45 мин)

Тема:Упражнение «Город»

Цель:Овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема:Сюжетная картина «Нарядные бабочки »

Цель:Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

Суббота

Суббота

Суббота

  Суббота

  Суббота

Август

1. Занятие

9.00 - 9.40

2.Занятие

16.10 - 16.50

1-2 занятие (по 40  -45 мин)

Тема: «Дельфины»

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: «Животные»

Цель: стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: «Море»

Цель: стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: «Горы»

Цель: Освоение техники рисования песком, воспитание аккуратности, бережливости, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.

1-2 занятие( по 40  -45 мин)

Тема: «Рисуем человека

Цель:Овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.

IV.  ПРИЛОЖЕНИЕ

4.1. Диагностика специальных способностей ребенка

Диагностика специальных способностей ребенка

Творческое объединение «песочная анимация»

на 20__-20__учебный год

Дата проведения ______________________________________________________

Форма проведения ____________________________________________________

Художественные и творческие  данные

  1. Концентрация внимания на объяснениях и действиях педагога.
  2. Движения рук, способы держать песок и взаимодействовать с ним.
  3. Художественные способности:
  1. Знание пропорция
  2. Соответствие образов натуральным
  3. Движение пальцем
  4. Насыпание
  5. Увлеченность
  6. Артистичность и эмоциональность
  1. Выполнение простых рисунков и фигур
  2. Коммуникативность

№ п/п

Фамилия, имя

Номер критерия диагностики

1

2

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

4

5

Условные обозначения: +      высокий уровень

 + -   средний уровень  

-      низкий уровень

Подпись _________________

4.2. Занятия по календарно тематическому плану

Занятие 1.

1.Знакомство с песком  «Здравствуй песок!»

Психолог предлагает ребёнку различными способами дотрагиваться до песка.

Положи ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, а затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий)

Давай с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!»

Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Давай его погладим между ладонями.

Возьми в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпусти. Еще раз возьми его в кулачки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала. Здравствуй, песок!

А теперь будем вместе рисовать. Психолог знакомит ребёнка с различными способами засыпки светового стола и способами песочного рисования: по песку, на песке.

2.Упражнение: «Нити»

Ребёнок набирает песок в кулачки, поднимает руки над столом и, раскачивая вправо влево, слегка расслабляя кулачок, постепенно засыпает стол песком. Психолог демонстрирует выполнение упражнения.

3.Упражнение «Дорожка»

Провести пальцами по песку волнистую линию. Затем двумя руками нарисовать различные дорожки.

4.Упражнение «Радуга»

Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг-радугу, а потом добавить солнце.

Обсуждение эмоционального состояния ребёнка. Трудности при рисовании на песке. Что больше понравилось ребёнку? Что запомнилось?

Занятие 2.

1.Упражнение « Круг».

Ребёнок одним пальцем оставляет отпечаток на песке, делает капельку, затем с помощью большого пальца выталкивает песок из середины круговым движением. Поставив ладонь на ребро, продолжает всей кистью выполнять круговые движения, постепенно увеличивая диаметр круга.

2.Упражнение « Волна»

Песок собирается в нижнем углу стола, кисть ставиться на ребро и одним движением, на взмахе «пускается волна». В зависимости от амплитуды движения, изменяется площадь покрытия песком. Ребёнку предлагается проделать его сначала правой рукой, затем левой.

3.Упражнение «Путешествие в подводный мир»

Психолог предлагает ребёнку под музыкальное сопровождение самостоятельно изобразить на песке «Подводный мир». Ребёнок самостоятельно рисует подводный мир.

После - обсуждение готовой работы. Какие чувства испытывал при рисовании? Какие чувства испытываешь сейчас, когда нарисовал? Гордишься своей работой?

Занятие 3.

1.Упражнение «Следы» (Приложение №1)

Ребёнку предлагается внимательно присмотреться к своим рукам. Подумать какие отпечатки ими можно оставить .Психолог показывает какие «следы» можно оставить пальцами, щепотками, кулаками, всей кистью. Затем ребёнку предлагается оставить свой след « ладошками» и пофантазировать на тему « Кто может получиться из этих следов или что? (Приложение № 1)

2.Упражнение «Игра»

Психолог с закрытыми глазами рисует у себя на столе какую-нибудь закорючку и задает вопрос:

-А на что похоже?

Двумя. Тремя движениями он пытается дорисовать ее до узнаваемого образа. Тоже предлагается проделать ребёнку.

3.Упражнение «Шарик» 

Крейри Э.).Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение ситуации и рисование ситуации на песке.

Занятие 4.

1.Упражнение «Цветок»

Психолог: «Давай сделаем глубокий вдох через нос (вдыхаем аромат цветка), а затем продолжительный выдох через рот (сдуть одуванчик). Повторить 3-4 раза.

Занятие 4.

2.Упражнения на тему «Я волнуюсь»

 (см. методический источник « Я волнуюсь» - Крейри Э.). Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение ситуации и рисование ситуации на песке.

3. Упражнение   «Апельсин»

Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребёнка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнёт выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.).

«Разожмите кулачок, откатите апельсин, ручка тёплая…, мягкая…, отдыхает…» Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура повторяется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).

Занятие 5.

1.Упражнение « Вырезание»

Ребёнок ставит ладонь на ребро и мизинец, как лопаткой по контуру обводит изображение, «вырезает» его, убирает лишний песок.

2. Упражнение «Рисуем погоду»

Ребенку предлагают нарисовать свое настроение, отобразив его с помощью погоды.

3.Упражнения на тему «Я сержусь» 

( см. методический источник « Я сержусь» - Крейри Э. ). Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение ситуации и рисование ситуации на песке.

4. Игра «Дотянись до звезд»

Эта игра представляет собой прекрасную комбинацию воображения и физического действия. Она дает детям возможность расслабиться и набраться оптимизма. Они могут здесь не просто потянуться физически, но и укрепить свою уверенность в том, что они способны достигать цели.

Инструкция: Встаньте по удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Психолог ребёнку говорит: представь, что наш живот- это воздушный шар. Давай сделаем вдох носом - воздушный шарик надувается. Выдох- шарик сдулся».

4.Упражнения по теме « Я горжусь»

 (см. методический источник « Я горжусь»

Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать... (15 секунд)

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную корзинку. Когда у всех детей "звезды будут лежать в корзинках", можно продолжить дальше.

Занятие 6.

1.Упражнения на тему «Я расстраиваюсь» (см. методический источник « Я расстраиваюсь» - Крейри Э.). Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение ситуации и рисование ситуации на песке.

 2. Упражнение   «Апельсин» (см. занятие 4).

3. Упражнение «Черепаха»

Упражнение делается лёжа, лучше на боку или животе. Попросите ребёнка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на жёлтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка  (реки, озера или моря – по желанию ребёнка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая её и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки, ноги, как бы втягивая их под панцирь, 5 – 10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и её шея, ручки, ножки стали тёплыми и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5 – 10 сек.)

4.Упражнение «Узоры на песке». (Приложение №3)

Психолог: «Я надеюсь, что ты хорошо рисуешь. Я предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками, локтями. Давай нарисуем красивые узоры на песке, а потом придумаем про них историю. Посмотри, какие узоры можно нарисовать. Психолог рисует простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки и др.)

Занятие 7.

1.Упражнения на тему «Я злюсь»

(см. методический источник «Я злюсь » - Крейри Э.). Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение ситуации и рисование ситуации на песке.

 2. Упражнение   «Апельсин»

Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребёнка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнёт выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.).

«Разожмите кулачок, откатите апельсин, ручка тёплая…, мягкая…, отдыхает…» Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура повторяется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).

3. Упражнение «Воздушный шар»

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представь, что ты — большой воздушный шар, наполненный воздухом. (Постой в такой позе 1 —2 минуты, напрягая все мышцы тела.) Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния.

Занятие 8.

1.Упражнения на тему «Я боюсь»

( см. методический источник «Я боюсь» - Крейри Э. ). Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение ситуации и рисование ситуации на песке.

2.Упражнение « Исцеляющие силы песка»

Ребёнку предлагается на выбор несколько музыкальных произведений (звуки природы или классические произведения разных темпов - быстрый и медленный). Ребёнок сам выбирает ему понравившуюся музыку. И самостоятельно на песочном столе рисует то, что хочется ему. Обсуждение песочной картины вместе с ребёнком.

3.Упражнение «Покажем. Как мы выросли». Обсуждение результатов методом незаконченных предложений: «Я научился…». «Я знаю…», «Когда мне трудно, я могу…».

C:\Documents and Settings\PC-1\Мои документы\Downloads\7AC2FBE8-755E-42EA-9083-2324C0F98AAF.jpeg

СОГЛАСОВАНО                                                                      УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Зам.директора по СВР                                                   Директор  ГКУ ЦССВ «Сколковский»                                                                                  

        __________________С.В.Ведехина                               ______________А.С. Комаров                                                                                  

«___» ______________201   г.                                         «___» _____________201   г.                                                              

Кружок по изобразительной деятельности рисование песком на световом столе

«Чудеса из песка»

Руководитель кружка

Педагог - дополнительного образования О.А.Могильченко

Список детей

Группа

                                       Ф.И.О.

1 группа

1.

Чеков Ильгар

2.

Абдулаев Махаран

3.

Коротков Алексей

4.

Ревякин Степан

2  группа

5.

Кирьянова Вера

6.

Романова Александра

4 «Б» группа

7.

Кирсанов Александр

8.

Каримов Руслан

9.

Петряков Максим

7 группа

10.

Дворецкий Олег

11.

Соловьев Николай

12.

Горшков Никита

13.

Цурков Алексей

6 «Б» группа

14.

Зотов Иван

8 группа

15.

Федорова Мария

16.

Дубоносова Виктория

Список литературы

  1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга. –С-Пб., 1993.
  2. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс.- М.: ВАКО, 2008.-212с.-  ( в помощь школьному учителю).
  3. Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/ – О.А. Белоусова.Журнал«Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.;
  4. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная

игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д.Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;

  1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс.- М.: ВАКО, 2011.-144с.- ( в помощь школьному учителю).    
  2. Голубева О. Л. «Основы композиции», М., «Сварог и К», 2008.
  3. Гордон Л. «Рисунок», М., «ЭКСМО», 2002.
  4. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная

игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д.Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;

  1. Неменский Б.М. Методическое пособие 1-4 класс. Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,2005.-188с.
  2. Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение .2007.
  3. Паксёнов Г.И. «Живопись. Форма, цвет, изображение», М., «Академия», 2008.
  4. Яхонтова Е.С. Мировая художественная культура. Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП., «Знание», 2007.
  5. Журнал «НоМИ (Новый мир искусства.)»
  6. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Программа для школ с углублённым изучением предметов художественно- эстетического цикла (1-4 кл) ред. Шпикалова Т. Я. – М.,1997.
  7. Советы мастеров. Сборник статей. М., 1978.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. http://www.sandpictures.ru

2. http://www.jlady.r

3. http://www.u-sovenka.ru

4. http://www.vita-studia.com

5. http://www.mc-art.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагога дополнительного образования по направлению «Общеразвивающей направленности Кроха» для детей первой младшей группы 2-3 года на 2018-2019 учебный год.

Развитие  детского творчества является  актуальной проблемой, так как творчество – это  деятельность  человека, преобразующая природный и  социальный мир в соответствии ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программ «Чудеса на песке»

Программа для детей от 3 лет. Занятия проводятся на световых столах....

Программа дополнительного образования детей с использованием ИКТ «Чудеса на песке».

В этой программе расскрыты современные методики работы над психоэмоциональным состоянием детей в ДОУ....

Адаптированная программа дополнительного образования Техническое направление

Техническое моделирование и конструирование«Самоделкин»  для группы старшего и подготовительного возрастаУровень реализации программы – обучаемые 5 – 7 Срок реа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»

Программа кружка по песочной анимации "Чудеса на песке", расчитана на три года обучения - 4-7 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной нравственности "Чудеса на песке".

Пояснительная записка       Дополнительная общеразвивающая программа по песочной анимации «Чудеса на песке» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте о...

Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса на песке" 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная программа "Чудеса на песке" 6-7 лет...