Конспект занятия по формированию целостной картины мира Тема «Путешествие по временам года»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Бельская Анна Васильевна

Автор разработчик: Бельская Анна Васильевна,

воспитатель ГБДОУ д/с № 75 Приморского района Санкт – Петербурга

Возрастная адресованность: 5-6 лет, старшая группа детского сада.

Длительность занятия: 25 минут.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о временах года и их характерных признаках;

Задачи:

  1. ОО «Социально - коммуникативное развитие»: развивать умение детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать бережное отношение к природе.
  2. ОО «Познавательное развитие»: совершенствовать знания о последовательности времен года, названиях месяцев и их очередности. Развивать представления детей о характерных признаках, особенностях времен года.  Расширять знания о сезонных изменениях в жизнедеятельности человека; расширять знания о жизни птиц, животных и растений наших лесов.
  3. ОО «Речевое развитие»: активизировать и  расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Развивать умение отгадывать загадки.

   4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: продолжать развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, интерес к природе; умение наблюдать и оценивать прекрасное в окружающей действительности; развивать эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства; способствовать освоению эстетических оценок, суждений; формировать духовно-нравственные качества, в процессе ознакомления с родной природой;

5. ОО «Физическое развитие»: развивать двигательную активность детей.

Применяемые технологии: здоровьесберегающая технология,  игровая технология.

Предварительная работа: чтение сказки С. Маршака «12 месяцев», загадки о временах года, рассматривание альбомов «Времена года», «Зимующие и перелетные птицы», рассматривание репродукций картин, дидактические игры «Полезные продукты», «Овощи и фрукты».

Материалы: картинки с изображением времен  года, мнемотаблица «времена года», карточки к дидактическим играм, 2 круга (синий и красный), карточки с изображением зимующих и перелетных птиц, карточки «4 лишний».

Демонстрационный материал: картинки с изображением времен года, мнемотаблица,  муляжи овощей и фруктов, 2 корзинки.

Раздаточный материал: разрезные картинки (первоцветы), карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.

Примерный ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в необыкновенное путешествие по временам года. Но для начала давайте поприветствуем гостей и друг друга.

Приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем вам скажем «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется!

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, для того чтобы нам перемещаться по временам года, нам нужно досчитать до 5, хлопнуть, топнуть и моргнуть. Готовы?

Ответы детей:

Воспитатель: А вот и первое перемещение. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы скажите, в царство какого времени года мы попали.

«Я раскрываю почки в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня». (Весна.)

Ответы детей:

Показ картины «Весна».

Воспитатель: Мы попали в царство весны. Назовите, пожалуйста, весенние месяцы.

Ответы детей:  (Март, апрель, май).

Воспитатель: посмотрите, пожалуйста, на мнемотаблицу и назовите признаки весны.

Ответы детей:

Воспитатель:  Молодцы, спасибо! Уже скоро зазеленеет первая трава и расцветут первые цветы, какие? 

Ответы детей:

Воспитатель: а как можно назвать эти цветы одним словом?

Ответы детей: (первоцветы).

Воспитатель: Ребята, предлагаю пройти к столам. На столах лежат конверты, хотите узнать, что в конвертах?

Ответы детей:

Воспитатель:  Открывайте конверты и внимательно рассмотрите содержимое. Это части  целого изображения. Постарайтесь собрать правильно картинку.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, что же изображено на картинках?

Ответы детей: (подснежники, крокусы, мать – и – мачеха, прострел, медуница, ветреница).

Воспитатель: Молодцы! Вы справились!

Воспитатель: А нам пора перемещаться дальше (считаем, моргнули…)

 Воспитатель: Ну вот мы и прибыли!

Воспитатель: Отгадайте следующую загадку и узнаете в царство, какого времени года вы попали.

«Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда не взглянешь

Все кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы»

Какое это время года?

Ответы детей:  (Лето.) 

Показ картины «Лето».

Воспитатель: Как называются летние месяцы?

Ответы детей:  (Июнь, июль, август).

Воспитатель:  Расскажите признаки летнего времени года по мнемотаблице.

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, у меня есть вот такой шар. Опишите его.

Ответы детей: (круглый, желтый, маленький).

Воспитатель: А на что похож этот шар?

Ответы детей:

Воспитатель: на летнее яркое солнце! Ребята, давайте поиграем в интересную игру.

 «Кто больше?» (или «Подбери слово»).

Цель: развивать умение согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

Оборудование: пластмассовый шар.

Ход игры:  Дети стоят в кругу. Воспитатель называет слово, дети передают друг другу шар и заканчивают фразу. 

Воспитатель: Лето (какое?) - …. жаркое, солнечное, радужное, теплое, урожайное…

Воспитатель: Дождь (какой?) -…теплый, редкий, грибной…

Воспитатель: Небо (какое?) – синее, голубое, теплое, ясное, безоблачное…

Воспитатель: Цветы (что делают?) – желтеют, краснеют, цветут, благоухают…

Воспитатель: Бабочки (что делают?) – летают, пархают, сидят, кружат…

Воспитатель: молодцы! Ребята, давайте задержимся в этом времени года еще ненадолго, сделаем веселую разминку!

Физкультминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы             (потягивания — руки в стороны)

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.       (потягивания — руки вверх)

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,             (дети машут руками ,изображая веет

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,        (наклоны)

Опускают лепесточки.

А потом опять встают.   (принять положение правильной осанки).

 

Воспитатель: Отдохнули и снова в путь! (считаем, моргнули).

Воспитатель: Ну, вот мы и прибыли! Отгадайте следующую загадку и узнаете в царство, какого времени года вы попали.

«Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...»

Ответы детей:

Показ картины «Осень».

Воспитатель: Конечно, это осень! Назовите, пожалуйста, осенние месяцы?

Ответы детей:  (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Давайте расскажем по мнемотаблице о  признаках осени.

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе вы видите карточки. Кто на них изображен?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно. Ваша задача расположить птиц на доске по видам. На доске вы видите 2 круга. Каких они цветов?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску, что вы там видите?

Ответы детей:

Воспитатель: С чем у нас ассоциируется красный цвет? А синий?

Ответы детей:

Воспитатель: А каких видов у нас бывают птицы?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно.

Дидактическая игра: Зимующие - перелетные птицы»

Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные птицы, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

Ход игры: на столе лежат карточки с изображением птиц: грач, скворец, стриж, ласточка, аист, соловей, дрозд, ворона, воробей, голубь, кукушка, синица, дятел, сова, снегирь.

Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Воспитатель: Ребята, назовите птиц в красном кругу, назовите птиц в синем кругу. Молодцы! Вы справились с заданием.

Воспитатель: А нам пора дальше в путь. Готовы? (Считаем, моргнули).

Воспитатель: По загадке вы узнаете, и скажите, какое время года у нас сейчас.

«Дел у меня не мало -

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня…» 

Ответы детей:

Показ картины «Зима».

Воспитатель: Конечно, это зима. Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. 

Ответы детей: (Декабрь, январь, февраль).

Воспитатель:  Какие признаки зимы вы знаете?

Работа с мнемотаблицей.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, пройдите, пожалуйста, к столам. На столах лежат карточки. Рассмотрите их внимательно и скажите, какая картинка лишняя и почему?

Дидактическая игра: «Найди лишний предмет».

Цель: совершенствовать умение детей самостоятельно определять принцип классификации предметов и на его основе находить предмет, не соответствующий этому принципу.

Воспитатель: Молодцы! Зима - замечательное время года, однако, нам пора возвращаться Ребята вы все справились с заданиями, но нельзя же нам порядок нарушать нужно нам в весну возвращаться. (Считаем, моргнули).

Воспитатель:  Мы вернули время на место, и год идет своим чередом!

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, интересное получилось у нас путешествие? Повторите пожалуйста какое сейчас время года? А месяц?

Ответы детей:

А какое время года ваше самое любимое? Почему?

Какое задание для вас показалось самое легкое? А самое трудное?

Спасибо вам за занятие!

Предполагаемый результат: совершенствование знаний детей о сезонных изменениях в природе, в растительном  и животном мире. Закрепление знаний детей о последовательности времен года, названиях месяцев. Расширение знаний о жизни животных, птиц, о сезонных изменениях в жизни людей.

Дальнейшая работа: продолжать расширять и совершенствовать знания детей о сезонных изменениях в природе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие: ФЭМП и формирование целостной картины мира. Тема « Путешествие по временам года»

Интегрированное занятие: ФЭМП и формирование целостной картины мира. Тема « Путешествие по временам года»...

Конспект занятия познание. Формирование целостной картины мира. Тема: «транспорт»

закреплять представление о частях машины.-развивать восприятие величины машин.-подбирать машины  по цвету и величине-  находить третий лишний предмет- упражнять в умении классифицировать тра...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. Тема: « ЗИМА», «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА.Тема:  « ЗИМА», «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира. Тема "Морские обитатели"

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира Тема: «Домашние животные и их детеныши»

Конспект занятия по формированию целостной картины мира Тема: «Домашние животные и их детеныши»...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира. Тема "ПДД"

Материал содержит конспект проведения занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме "ПДД"...