Конспект занятия по формированию целостной картины мира Тема «Путешествие по временам года»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Автор разработчик: Бельская Анна Васильевна,
воспитатель ГБДОУ д/с № 75 Приморского района Санкт – Петербурга
Возрастная адресованность: 5-6 лет, старшая группа детского сада.
Длительность занятия: 25 минут.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о временах года и их характерных признаках;
Задачи:
- ОО «Социально - коммуникативное развитие»: развивать умение детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать бережное отношение к природе.
- ОО «Познавательное развитие»: совершенствовать знания о последовательности времен года, названиях месяцев и их очередности. Развивать представления детей о характерных признаках, особенностях времен года. Расширять знания о сезонных изменениях в жизнедеятельности человека; расширять знания о жизни птиц, животных и растений наших лесов.
- ОО «Речевое развитие»: активизировать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Развивать умение отгадывать загадки.
4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: продолжать развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, интерес к природе; умение наблюдать и оценивать прекрасное в окружающей действительности; развивать эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства; способствовать освоению эстетических оценок, суждений; формировать духовно-нравственные качества, в процессе ознакомления с родной природой;
5. ОО «Физическое развитие»: развивать двигательную активность детей.
Применяемые технологии: здоровьесберегающая технология, игровая технология.
Предварительная работа: чтение сказки С. Маршака «12 месяцев», загадки о временах года, рассматривание альбомов «Времена года», «Зимующие и перелетные птицы», рассматривание репродукций картин, дидактические игры «Полезные продукты», «Овощи и фрукты».
Материалы: картинки с изображением времен года, мнемотаблица «времена года», карточки к дидактическим играм, 2 круга (синий и красный), карточки с изображением зимующих и перелетных птиц, карточки «4 лишний».
Демонстрационный материал: картинки с изображением времен года, мнемотаблица, муляжи овощей и фруктов, 2 корзинки.
Раздаточный материал: разрезные картинки (первоцветы), карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.
Примерный ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в необыкновенное путешествие по временам года. Но для начала давайте поприветствуем гостей и друг друга.
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем вам скажем «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется!
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, для того чтобы нам перемещаться по временам года, нам нужно досчитать до 5, хлопнуть, топнуть и моргнуть. Готовы?
Ответы детей:
Воспитатель: А вот и первое перемещение. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы скажите, в царство какого времени года мы попали.
«Я раскрываю почки в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня». (Весна.)
Ответы детей:
Показ картины «Весна».
Воспитатель: Мы попали в царство весны. Назовите, пожалуйста, весенние месяцы.
Ответы детей: (Март, апрель, май).
Воспитатель: посмотрите, пожалуйста, на мнемотаблицу и назовите признаки весны.
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, спасибо! Уже скоро зазеленеет первая трава и расцветут первые цветы, какие?
Ответы детей:
Воспитатель: а как можно назвать эти цветы одним словом?
Ответы детей: (первоцветы).
Воспитатель: Ребята, предлагаю пройти к столам. На столах лежат конверты, хотите узнать, что в конвертах?
Ответы детей:
Воспитатель: Открывайте конверты и внимательно рассмотрите содержимое. Это части целого изображения. Постарайтесь собрать правильно картинку.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, что же изображено на картинках?
Ответы детей: (подснежники, крокусы, мать – и – мачеха, прострел, медуница, ветреница).
Воспитатель: Молодцы! Вы справились!
Воспитатель: А нам пора перемещаться дальше (считаем, моргнули…)
Воспитатель: Ну вот мы и прибыли!
Воспитатель: Отгадайте следующую загадку и узнаете в царство, какого времени года вы попали.
«Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы»
Какое это время года?
Ответы детей: (Лето.)
Показ картины «Лето».
Воспитатель: Как называются летние месяцы?
Ответы детей: (Июнь, июль, август).
Воспитатель: Расскажите признаки летнего времени года по мнемотаблице.
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, у меня есть вот такой шар. Опишите его.
Ответы детей: (круглый, желтый, маленький).
Воспитатель: А на что похож этот шар?
Ответы детей:
Воспитатель: на летнее яркое солнце! Ребята, давайте поиграем в интересную игру.
«Кто больше?» (или «Подбери слово»).
Цель: развивать умение согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
Оборудование: пластмассовый шар.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель называет слово, дети передают друг другу шар и заканчивают фразу.
Воспитатель: Лето (какое?) - …. жаркое, солнечное, радужное, теплое, урожайное…
Воспитатель: Дождь (какой?) -…теплый, редкий, грибной…
Воспитатель: Небо (какое?) – синее, голубое, теплое, ясное, безоблачное…
Воспитатель: Цветы (что делают?) – желтеют, краснеют, цветут, благоухают…
Воспитатель: Бабочки (что делают?) – летают, пархают, сидят, кружат…
Воспитатель: молодцы! Ребята, давайте задержимся в этом времени года еще ненадолго, сделаем веселую разминку!
Физкультминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы (потягивания — руки в стороны)
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы. (потягивания — руки вверх)
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда, (дети машут руками ,изображая веет
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, (наклоны)
Опускают лепесточки.
А потом опять встают. (принять положение правильной осанки).
Воспитатель: Отдохнули и снова в путь! (считаем, моргнули).
Воспитатель: Ну, вот мы и прибыли! Отгадайте следующую загадку и узнаете в царство, какого времени года вы попали.
«Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...»
Ответы детей:
Показ картины «Осень».
Воспитатель: Конечно, это осень! Назовите, пожалуйста, осенние месяцы?
Ответы детей: (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: Давайте расскажем по мнемотаблице о признаках осени.
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе вы видите карточки. Кто на них изображен?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно. Ваша задача расположить птиц на доске по видам. На доске вы видите 2 круга. Каких они цветов?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску, что вы там видите?
Ответы детей:
Воспитатель: С чем у нас ассоциируется красный цвет? А синий?
Ответы детей:
Воспитатель: А каких видов у нас бывают птицы?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно.
Дидактическая игра: Зимующие - перелетные птицы»
Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные птицы, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.
Ход игры: на столе лежат карточки с изображением птиц: грач, скворец, стриж, ласточка, аист, соловей, дрозд, ворона, воробей, голубь, кукушка, синица, дятел, сова, снегирь.
Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.
Воспитатель: Ребята, назовите птиц в красном кругу, назовите птиц в синем кругу. Молодцы! Вы справились с заданием.
Воспитатель: А нам пора дальше в путь. Готовы? (Считаем, моргнули).
Воспитатель: По загадке вы узнаете, и скажите, какое время года у нас сейчас.
«Дел у меня не мало -
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня…»
Ответы детей:
Показ картины «Зима».
Воспитатель: Конечно, это зима. Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.
Ответы детей: (Декабрь, январь, февраль).
Воспитатель: Какие признаки зимы вы знаете?
Работа с мнемотаблицей.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, пройдите, пожалуйста, к столам. На столах лежат карточки. Рассмотрите их внимательно и скажите, какая картинка лишняя и почему?
Дидактическая игра: «Найди лишний предмет».
Цель: совершенствовать умение детей самостоятельно определять принцип классификации предметов и на его основе находить предмет, не соответствующий этому принципу.
Воспитатель: Молодцы! Зима - замечательное время года, однако, нам пора возвращаться Ребята вы все справились с заданиями, но нельзя же нам порядок нарушать нужно нам в весну возвращаться. (Считаем, моргнули).
Воспитатель: Мы вернули время на место, и год идет своим чередом!
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, интересное получилось у нас путешествие? Повторите пожалуйста какое сейчас время года? А месяц?
Ответы детей:
А какое время года ваше самое любимое? Почему?
Какое задание для вас показалось самое легкое? А самое трудное?
Спасибо вам за занятие!
Предполагаемый результат: совершенствование знаний детей о сезонных изменениях в природе, в растительном и животном мире. Закрепление знаний детей о последовательности времен года, названиях месяцев. Расширение знаний о жизни животных, птиц, о сезонных изменениях в жизни людей.
Дальнейшая работа: продолжать расширять и совершенствовать знания детей о сезонных изменениях в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие: ФЭМП и формирование целостной картины мира. Тема « Путешествие по временам года»
Интегрированное занятие: ФЭМП и формирование целостной картины мира. Тема « Путешествие по временам года»...
Конспект занятия познание. Формирование целостной картины мира. Тема: «транспорт»
закреплять представление о частях машины.-развивать восприятие величины машин.-подбирать машины по цвету и величине- находить третий лишний предмет- упражнять в умении классифицировать тра...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. Тема: « ЗИМА», «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА.Тема: « ЗИМА», «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира. Тема "Морские обитатели"
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира....
Конспект занятия по формированию целостной картины мира Тема: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект занятия по формированию целостной картины мира Тема: «Домашние животные и их детеныши»...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира. Тема "ПДД"
Материал содержит конспект проведения занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме "ПДД"...