На поиски животного
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по теме: «На поиски животного»
(подготовительная к школе группа)
Подготовила: Головченко Е.Б., педагог дополнительного образования первой квалификационной категории |
г. Рубцовск, 2019 г.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Тема непосредственно образовательной деятельности: «На поиски животного».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Форма организации воспитанников: подгрупповая.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 20 минут.
Цель непосредственно образовательной деятельности: формирование у воспитанников познавательного интереса в процессе совместной исследовательской и практической деятельности.
Задачи непосредственно образовательной деятельности:
Образовательные: создавать условия для выявления, уточнения и закрепления, имеющихся у воспитанников знаний о волке и собаке; расширять представления об отличительных особенностях волка и собаки; формировать первичные представления об отличительной особенности волчьих и собачьих следов; расширять представления у воспитанников о значении воя волка; учить соблюдать последовательность действий во время практической деятельности; создавать условия для формирования у воспитанников умений использовать полученные знания в практической деятельности; способствовать умению делать элементарные выводы и умозаключения.
Развивающие: создавать условия для развития исследовательской активности; стимулировать речевую активность; развивать речевую культуру, умение грамматически правильно и связно передавать свои мысли; пополнять лексический запас воспитанников словами «фоторобот», «следопыт», «логово»; развивать память через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы, произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней; развивать практические навыки при выполнении действий по составлению фоторобота; закреплять умение работать в парах; развивать умение сотрудничать с другими воспитанниками.
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, желание помочь волку; формировать интерес к животному миру.
Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения непосредственно образовательной деятельности: магнитофон, аудиозапись «Вой волка»; презентация «Узнай логово»; ноутбук, проектор, экран, карточки «Правила следопыта», указка, рюкзак, лупы; книга «Юный следопыт»; маркеры; салфетки; игровое пособие «Геовизор»; телефон; следы животного.
Структура организации непосредственно образовательной деятельности:
- Водная часть – сюрпризный момент «Вой волка».
- Основная часть:
- Выявление знаний детей по теме.
- Сообщение нового материала, его первичное закрепление.
- Динамическая пауза «Отряд следопытов».
- Закрепление полученных знаний в практической деятельности.
- Заключительная часть непосредственно образовательной деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Цель: Создание положительного эмоционального настроя, создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации. Методы и приемы: игровой (игра-приветствие, сюрпризный момент), словесный (проблемно-поисковые вопросы, беседа). | ||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Примечание |
Воспитанники включаются в непосредственно образовательную деятельность добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми. Воспитанники участвуют в беседе. Дети рассуждают, выдвигают различные версии, педагог обращает внимание на культуру речевого общения - умение выслушать товарища до конца. | - Здравствуйте, ребята! - Я очень рада вас видеть, и хочу с вами познакомиться, и, конечно же, подружиться. Предлагаю нам построить пирамиду дружбы. Я назову своё имя, протяну свою ладонь, а вы назовёте свое имя друг за другом и свои ладошки положите на ладони друг друга. Меня зовут Оксана Юрьевна, а тебя? - Вот какая у нас крепкая и высокая пирамида получилась! - Ребята, что за звуки слышны? - Вы когда-нибудь слышали такие звуки в группе? - Как вы думаете, кто же это может быть? - И я не могу понять, кто это, пойду, посмотрю, а вы оставайтесь в группе, ведь это может быть опасно. - Ребята, за дверью никого нет, но посмотрите, что я нашла. Ребята, он ваш? - Как интересно! Давайте посмотрим, что там внутри. Вот это сюрприз! - Что это ребята? - Для чего нужна лупа? - Кому же принадлежат эти вещи? - А кто же такие юные следопыты? - Внимательный, наблюдательный, умный ребенок, который изучает тайны живой природы и совершает открытия. - Ребята, предлагаю вам стать следопытами и отправиться на поиски того, кто это может быть. Обо всем хотим мы знать И открытия совершать Мы исследование проведем И животного найдем. | Игра – приветствие «Пирамида дружбы». Смоделированная ситуация «Вой волка». Вносит рюкзак. Открывают рюкзак и смотрят, что находится внутри.
Двигательная разминка для снятия эмоционального напряжения «Отряд следопытов». |
2. Основная часть. 2.1. Выявление знаний детей по теме. Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по проблеме, определение цели и задач деятельности; активизация мыслительных и речевых навыков воспитанников. Методы и приемы: наглядный (просмотр книги «Юный следопыт», показ); словесный (беседа, рассказ); игровой (дидактическая игра «Составь фоторобот», игровая ситуация «Найди точку»). | ||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Примечание |
Воспитанники проявляют познавательную активность. Воспитанники отвечают на вопросы. Воспитанники знакомятся с игровым пособием «Геовизор». Воспитанники индивидуально выполняют задание. Дети подключаются к процессу деятельности, действуют в соответствии со словесной инструкцией воспитателя, составляют фоторобот на геовизорах. Воспитанники свободно выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения. Воспитанники проводят сравнение волка и собаки. Индивидуально отвечают на вопросы воспитателя. Воспитанники самостоятельно делают вывод. | - Чтобы быть настоящим юным следопытом, необходимо соблюдать правила. 1. Не знаешь – спроси, знаешь – не молчи. 2. Изучай, наблюдай. 3. Помогай всем, кто нуждается в твоей помощи. - Юные следопыты, перед нами задача найти животное, которое издавало вой. - Ребята, сотрудники детского сада видели животного, описали его, и мы сейчас вместе попробуем составить фоторобот этого животного. - А вы знаете, что такое фоторобот? - Фоторобот – это портрет, который составляется по деталям. Сейчас по моей инструкции мы составим портрет на планшете. Посмотрите, у вас на столах лежат планшеты с цветными точками. Каким цветом эти точки? - Рядом с каждой точкой есть цифра. Найдите на планшете фиолетовую точку 4. - А сейчас, найдите и покажите красную точку 2. (дети показывают) - Молодцы, вы очень внимательные, можно приступать к составлению фоторобота. Сейчас я последовательно буду называть точку с цифрой, а вы прямыми линиями будете соединять их друг с другом. Ребята, возьмите маркеры. - Ставим маркер на фиолетовую точку 4 и проводим прямую линию до фиолетовой точки 2. (показ воспитателя) - От фиолетовой точки 2 проводим линию до белой точки 2; дальше от белой точки 2 ведем прямую линию до красной точки 2; от этой точки красной 2 проводим прямую линию до красной точки 4; от красной точки 4 до оранжевой 4; от оранжевой 4 проводим линию до желтой точки 2; от желтой точки 2 до зеленой точки 4; от зеленой точки 4 до голубой точки 2; от голубой точки 2 до синей точки 4; от синей точки 4 проводим прямую линию до фиолетовой точки 4. - Ребята, наш фоторобот готов, на какого животного похож портрет? - 1 правило юного следопыта гласит «Не знаешь – спроси, знаешь – не молчи». - Можем ли мы сейчас утвердительно сказать, что это за животное? - Давайте обратимся к нашей книге «Юный следопыт» - Ребята, что общего между этими животными? - Давайте теперь найдем, чем отличаются эти животные, переверните страницу. - Какая форма ушей у волка? - А у собаки? - А от чего это зависит? - Какая по форме морда у волка? - А у собак? - Морда у собаки бывает узкой или широкой, длинной, короткой. Форма зависит от породы собаки. В чем еще отличие, переверните страницу. Какой можно сделать вывод? | Показ правил юного следопыта. Смоделированная ситуация «Телефонный звонок». Игровая ситуация «Найди точку» Организуется игра «Составь фоторобот» по словесной инструкции воспитателя. Показ книги «Юный следопыт». |
2.2 Сообщение нового материала, его первичное закрепление. Цель: вовлечение в исследовательскую и практическую деятельность; уточнение и расширение имеющихся представлений; активизация мыслительных и речевых навыков детей. Методы и приемы: наглядный (показ); словесный (вопросы-ответы, беседа). | ||
Воспитанники, отвечая на вопросы педагога, сравнивают следы волка и собаки. | - Что ж я предлагаю продолжить наше исследование, так как утвердительно еще пока ответить, что же это было за животное, не можем. Обратимся ко 2 правилу юного следопыта – «Изучай, наблюдай» - Ребята, а ведь животное оставляет следы. Давайте сравним следы волка и собаки. Переверните страницу. - Посмотрите на иллюстрацию следов волка и собаки, что общего между ними? - А какая отличительная особенность между этими следами? -Ребята, давайте возьмем лупы и отправимся на поиски следов. | |
Цель: профилактика психоэмоционального напряжения, вызывание чувства удовлетворения от выполнения физкультурных упражнений. Методы и приемы: практический (динамическая пауза). | ||
Воспитанники встают около столов, идут за педагогом, выполняют имитационные движения в соответствии с текстом. | Следопытов отряд Ты шагай, ты шагай, Вправо, влево посмотри И скорей следы найди. | Динамическая пауза «Отряд следопытов». |
Цель: вовлечение в исследовательскую и практическую деятельность; уточнение и расширение имеющихся представлений; активизация мыслительных и речевых навыков детей; словесное поощрение воспитанников. Методы и приемы: наглядный (показ); словесный (беседа); практический (практическая деятельность), игровой (д/и «Найди логово»). | ||
Воспитанники находят следы, отвечают на вопросы, выполняют практическое задание самостоятельно или с незначительной помощью педагога. Воспитанники отвечают на вопросы, делают вывод. Воспитанники проходят за воспитателем на стулья. | - Посмотрите, как здесь много следов. Определите, чьи они. - Как вы определили? - Ребята, какой вывод мы можем с вами сделать, чей вой мы с вами слышали? - Знаете, волчий вой всегда имеет определенный смысл. Он может означать угрозу, тоску, отчаяние, печаль, предупреждать об опасности и даже звать на помощь. Волчий вой может быть одиночным или групповым. Ребята, а мы с вами слышали одного волка или несколько? - А как вы думаете, подавая голос одинокий волк, о чем хотел нам сообщить? - Ребята, я с вами согласна, помните 3 правило юного следопыта – «Помогай всем, кто нуждается в твоей помощи». - Мы не можем оставить волка в беде, ему надо помочь найти дорогу домой. Следопытов отряд В ногу начали шагать. Дом для волка мы найдем А потом играть начнем. - Ребята, а как называется место, где живут волки? - Специального дома у волков нет. Они могут жить в расщелине скалы или зарослях кустарника. Но когда у них появляются волчата, они устраивают себе жилище – логово. Место выбирают для него глухое, отдаленное. Логово всегда окружено плотной растительностью, высокой травой или кустарниками, создающими естественную маскировку объекта. Могут быть глубокие трещины в скалах, оврагах, волки могут вырыть логово в корнях больших деревьев. - Посмотрите на экран и найдите среди жилищ животных - логово? - Давайте проверим. | На полу разложены следы волка. В случае затруднения воспитатель задает наводящие вопросы. Показ правила юного следопыта. Двигательная разминка «Юные следопыты» Дидактическая игра «Найди логово». |
Цель: обобщение результатов непосредственно образовательной деятельности, выявление причины успехов и неудач, создание ситуации успеха для каждого воспитанника. Методы и приемы: словесный (беседа, косвенная оценка деятельности воспитанников). | ||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Примечание |
Воспитанники обсуждают работу, прогнозируют результат, оценивают действия свои и других. | - Юные следопыты, мы с вами сделали доброе дело - помогли найти дом для волка. - Ребята, а что вам особенно запомнилось? - Какие открытия мы сегодня вместе совершили? - Помогла нам в этом книга «Юный следопыт», которая ответила на все наши вопросы и, конечно же, наша крепкая дружба. - Ребята, вы самые умные, внимательные, находчивые и я хочу сделать вам небольшой подарок - подарить книгу «Юный следопыт». Надеюсь, что эта книга поможет вам, друзья узнать еще больше и полюбить удивительное животное – волка. | Педагог выводит воспитанников из непосредственно образовательной деятельности в свободную самостоятельную деятельность воспитанников, предлагая рассмотреть книгу «Юный следопыт». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:" Домашние животные. В поисках потерянных зверей."
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме: "Домашние животные. В поисках потерянных зверей."...
Конспект "В поисках закалдованных животных"
Занятие построенно с использованием пособия " блоки Дьенеша" и напрвленно на обучение детей умению читать модели к блокам Дьенеша, декодировать информацию, выбирать нужный блок по 4-м свойствам (форма...
Логопедический досуг Тема: В ПОИСКАХ КЛАДА. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Логопедический досугТема: В ПОИСКАХ КЛАДА. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕЦЕЛИ: расширять и активизировать словарь по данной теме; закреплять названия частей тела животных, их семей, жилищ, среды обитания; совершенств...
Логопедический досуг Тема: В ПОИСКАХ КЛАДА. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
ЦЕЛИ: расширять и активизировать словарь по данной теме; закреплять названия частей тела животных, их семей, жилищ, среды обитания; совершенствовать грамматический строй речи; закреплять умение о...
Методическая разработка; Конспект совместной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения старшей группы. Тема: «Игра-квест: «В поисках животных»»
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: Всестороннее развитие детей по различным направлениям, познавательному, социально-коммуникативному, Программное содержание:Образовательны...
«В поисках заколдованных животных»
Программа«От рождения до школы»ВозрастОт 3 до 4 летОсновная образовательная областьПознавательное развитие Интегрированные образовательные областиПознавательное развитие, речево...
НОД по формированию целостности картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в зоопарк в поисках пропавших животных».
Цель: Познакомить детей с животными жарких стран, обогащать и активизировать словарь в названии этих животных....