На поиски животного
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл original_-_kopiya.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме: «На поиски животного»

(подготовительная к школе группа)

Подготовила:

Головченко Е.Б.,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

г. Рубцовск, 2019 г.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Тема непосредственно образовательной деятельности: «На поиски животного».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Форма организации воспитанников: подгрупповая.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 20 минут.

Цель непосредственно образовательной деятельности: формирование у воспитанников познавательного интереса в процессе совместной исследовательской и практической деятельности.

Задачи непосредственно образовательной деятельности: 

Образовательные: создавать условия для выявления, уточнения и закрепления, имеющихся у воспитанников знаний о волке и собаке; расширять представления об отличительных особенностях  волка и собаки; формировать первичные представления об отличительной особенности волчьих и собачьих следов; расширять представления у воспитанников о значении воя волка; учить соблюдать последовательность действий во время практической деятельности; создавать условия для формирования у воспитанников умений использовать полученные знания в практической деятельности; способствовать умению делать элементарные выводы и умозаключения.

Развивающие: создавать условия для развития исследовательской активности; стимулировать речевую активность; развивать речевую культуру, умение грамматически правильно и связно передавать свои мысли; пополнять лексический запас воспитанников словами «фоторобот», «следопыт», «логово»; развивать память через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы, произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней; развивать практические навыки при выполнении действий по составлению фоторобота; закреплять умение работать в парах; развивать умение сотрудничать с другими воспитанниками.

Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, желание помочь волку; формировать интерес к животному миру.

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения непосредственно образовательной деятельности: магнитофон, аудиозапись «Вой волка»; презентация «Узнай логово»; ноутбук, проектор, экран, карточки «Правила следопыта», указка, рюкзак, лупы; книга «Юный следопыт»; маркеры; салфетки; игровое пособие «Геовизор»; телефон; следы животного.

Структура организации непосредственно образовательной деятельности:

  1. Водная часть – сюрпризный момент «Вой волка».
  2. Основная часть:
  1. Выявление знаний детей по теме.
  2. Сообщение нового материала, его первичное закрепление.
  3. Динамическая пауза «Отряд следопытов».
  4. Закрепление полученных знаний в практической деятельности.
  1. Заключительная часть непосредственно образовательной деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Вводная часть

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации.

Методы и приемы: игровой (игра-приветствие, сюрпризный момент), словесный (проблемно-поисковые вопросы, беседа).

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

Воспитанники включаются в непосредственно образовательную деятельность добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Воспитанники участвуют в беседе.

Дети рассуждают, выдвигают различные версии, педагог обращает внимание на культуру речевого общения - умение выслушать товарища до конца.

- Здравствуйте, ребята!

- Я очень рада вас видеть, и хочу с вами познакомиться, и, конечно же, подружиться. Предлагаю нам  построить пирамиду дружбы. Я назову своё имя, протяну свою ладонь, а вы назовёте  свое имя друг за другом и свои ладошки положите на  ладони друг друга. Меня зовут Оксана Юрьевна, а тебя?

- Вот какая у нас крепкая и высокая пирамида получилась!

- Ребята, что за звуки слышны?

- Вы когда-нибудь слышали такие звуки в группе?

- Как вы думаете, кто же это может быть?

- И я не могу понять, кто это, пойду, посмотрю, а вы оставайтесь в группе, ведь это может быть опасно.

- Ребята, за дверью никого нет, но посмотрите, что я нашла. Ребята, он ваш?

- Как интересно! Давайте посмотрим, что там внутри. Вот это сюрприз!

- Что это ребята?

- Для чего нужна лупа?

- Кому же принадлежат эти вещи?

- А кто же такие юные следопыты?

- Внимательный, наблюдательный, умный ребенок, который изучает тайны живой природы и совершает открытия.

- Ребята, предлагаю вам стать следопытами и отправиться на поиски того, кто это может быть.
Следопытов отряд
Дружно выстроился в ряд.
Посчитали: «три, четыре»
В ногу начали шагать.

Обо всем хотим мы знать

И открытия совершать

Мы исследование проведем

И животного найдем.

Игра – приветствие «Пирамида дружбы».

Смоделированная ситуация

«Вой волка».

Вносит рюкзак.

Открывают рюкзак и смотрят, что находится внутри.

 

Двигательная разминка

для снятия эмоционального напряжения «Отряд следопытов».

2. Основная часть.

2.1. Выявление знаний детей по теме.

 Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по проблеме, определение цели и задач деятельности; активизация мыслительных и речевых навыков воспитанников.

Методы и приемы: наглядный (просмотр книги «Юный следопыт», показ); словесный (беседа, рассказ); игровой (дидактическая игра «Составь фоторобот», игровая ситуация «Найди точку»).

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

Воспитанники проявляют познавательную активность.

Воспитанники отвечают на вопросы.

Воспитанники знакомятся с игровым пособием  «Геовизор».

Воспитанники индивидуально выполняют задание.

Дети подключаются к процессу деятельности, действуют в соответствии со  словесной инструкцией воспитателя, составляют фоторобот на геовизорах.

Воспитанники свободно выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения.

Воспитанники проводят сравнение волка и собаки. Индивидуально отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитанники самостоятельно делают вывод. 

- Чтобы быть настоящим юным следопытом, необходимо соблюдать правила.

1. Не знаешь – спроси, знаешь – не молчи.

2. Изучай, наблюдай.

3. Помогай всем, кто нуждается в твоей помощи.

- Юные следопыты, перед нами задача найти животное, которое издавало вой.

- Ребята, сотрудники детского сада видели животного, описали его, и мы сейчас вместе попробуем  составить фоторобот этого животного.

- А вы знаете, что такое фоторобот?

- Фоторобот – это портрет, который составляется по деталям. Сейчас по моей инструкции мы составим портрет на планшете. Посмотрите, у вас на столах лежат планшеты с цветными точками. Каким цветом эти точки?

- Рядом с каждой точкой есть цифра. Найдите на планшете фиолетовую точку 4.

- А сейчас, найдите и покажите красную точку 2.

(дети показывают)

- Молодцы, вы очень внимательные, можно приступать к составлению фоторобота. Сейчас я последовательно буду называть

точку с цифрой, а вы прямыми линиями будете соединять их друг с другом. Ребята, возьмите маркеры.

- Ставим маркер на фиолетовую точку 4 и проводим прямую линию до фиолетовой точки 2.

(показ воспитателя)

- От фиолетовой точки 2 проводим линию до белой точки 2; дальше от белой точки 2 ведем прямую линию до красной точки 2; от этой точки красной 2 проводим прямую линию до красной точки 4; от красной точки 4 до оранжевой 4; от оранжевой 4 проводим линию до желтой точки 2; от желтой точки 2 до зеленой точки 4; от зеленой точки 4 до голубой точки 2; от голубой точки 2 до синей точки 4; от синей точки 4 проводим прямую линию до фиолетовой точки 4.

- Ребята, наш фоторобот готов, на какого животного похож портрет?

- 1 правило юного следопыта гласит «Не знаешь – спроси, знаешь – не молчи».

- Можем ли мы сейчас утвердительно сказать, что это за животное? 

- Давайте обратимся к нашей книге «Юный следопыт»

- Ребята, что общего между этими животными?

- Давайте теперь найдем, чем отличаются эти животные, переверните страницу.

- Какая форма ушей у волка?

- А у собаки?

- А от чего это зависит?

- Какая по форме морда у волка?

- А у собак?

- Морда у собаки  бывает узкой или широкой, длинной, короткой. Форма  зависит от породы собаки. В чем еще отличие, переверните страницу.

Какой можно сделать вывод?

Показ правил  юного следопыта.

Смоделированная ситуация «Телефонный звонок».

Игровая ситуация «Найди точку»

Организуется игра «Составь фоторобот» по словесной инструкции воспитателя.

Показ книги «Юный следопыт».

2.2 Сообщение нового материала, его первичное закрепление.

 Цель: вовлечение в исследовательскую и практическую деятельность; уточнение и расширение имеющихся представлений; активизация мыслительных и речевых навыков детей.

Методы и приемы: наглядный (показ); словесный  (вопросы-ответы, беседа).

Воспитанники, отвечая на вопросы педагога, сравнивают следы волка и собаки.

- Что ж я предлагаю продолжить наше исследование, так как утвердительно еще пока ответить, что же это было за животное, не можем. Обратимся ко  2 правилу юного следопыта – «Изучай, наблюдай»  

 - Ребята, а ведь животное оставляет следы. Давайте сравним следы волка и собаки. Переверните страницу.

- Посмотрите на иллюстрацию следов волка и собаки, что общего между ними?

- А какая отличительная особенность между этими следами?

-Ребята, давайте возьмем лупы и отправимся на поиски следов.

  1. Динамическая пауза «Отряд следопытов».

Цель: профилактика психоэмоционального напряжения, вызывание чувства удовлетворения от выполнения физкультурных упражнений.

Методы и приемы: практический (динамическая пауза).

Воспитанники встают около столов, идут за педагогом,  выполняют имитационные движения в соответствии с текстом.

Следопытов отряд
Дружно выстроился в ряд.
Посчитали: «три, четыре»
В ногу начали шагать.

Ты шагай, ты шагай,
Ноги выше поднимай!

Вправо, влево посмотри

И скорей следы найди.

Динамическая пауза «Отряд следопытов».

  1. Закрепление полученных знаний в практической деятельности.

Цель: вовлечение в исследовательскую и практическую деятельность; уточнение и расширение имеющихся представлений; активизация мыслительных и речевых навыков детей; словесное поощрение воспитанников.        

Методы и приемы: наглядный (показ); словесный (беседа); практический (практическая деятельность), игровой (д/и «Найди логово»).

Воспитанники находят следы, отвечают на вопросы, выполняют практическое задание самостоятельно или с незначительной помощью педагога.

Воспитанники отвечают на вопросы, делают вывод.

Воспитанники проходят за воспитателем на стулья.

- Посмотрите, как здесь много следов. Определите, чьи они.

- Как вы определили?

- Ребята, какой вывод мы можем с вами сделать, чей вой мы с вами слышали?

-  Знаете, волчий вой всегда имеет определенный смысл. Он может означать угрозу, тоску, отчаяние, печаль, предупреждать об опасности и даже звать на помощь.

Волчий вой может быть одиночным или групповым. Ребята, а мы с вами слышали одного волка или несколько?

- А как вы думаете, подавая голос одинокий волк, о чем хотел нам сообщить?

- Ребята, я с вами согласна, помните 3 правило юного следопыта – «Помогай всем, кто нуждается в твоей помощи».

- Мы не можем оставить волка в беде, ему надо помочь найти дорогу домой.

Следопытов отряд
Дружно выстроился в ряд.
Посчитали: «три, четыре»

В ногу начали шагать.

Дом для волка мы найдем

А потом играть начнем.

- Ребята, а как называется место, где живут волки?

- Специального дома у волков нет. Они могут жить в расщелине скалы или зарослях кустарника. Но когда у них появляются волчата, они устраивают себе жилище – логово. Место выбирают для него глухое, отдаленное. Логово всегда окружено плотной растительностью, высокой травой или кустарниками, создающими естественную маскировку объекта. Могут быть глубокие трещины в скалах, оврагах,  волки могут вырыть логово в корнях больших деревьев.

- Посмотрите на экран и найдите среди жилищ животных - логово?

- Давайте проверим.

На полу разложены следы волка.

В случае затруднения воспитатель  задает наводящие вопросы.

Показ правила юного следопыта.

Двигательная разминка «Юные следопыты»

Дидактическая игра «Найди логово».

  1. Заключительная часть непосредственно образовательной деятельности.

Цель: обобщение результатов непосредственно образовательной деятельности, выявление причины успехов и неудач, создание ситуации успеха для каждого воспитанника.

Методы и приемы: словесный (беседа, косвенная оценка деятельности воспитанников).

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

Воспитанники обсуждают работу, прогнозируют результат, оценивают действия свои и других.

- Юные следопыты, мы с вами сделали доброе дело - помогли найти дом для волка.

- Ребята, а что вам особенно запомнилось?  

- Какие открытия мы сегодня вместе совершили?

- Помогла нам в этом книга «Юный следопыт», которая ответила на все наши вопросы и, конечно же, наша крепкая дружба.

- Ребята, вы самые умные, внимательные, находчивые и я хочу сделать вам небольшой подарок - подарить книгу «Юный следопыт». Надеюсь, что эта книга поможет вам, друзья узнать еще больше и полюбить удивительное животное  – волка.

Педагог выводит воспитанников из непосредственно образовательной деятельности  в свободную самостоятельную деятельность воспитанников, предлагая рассмотреть книгу «Юный следопыт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:" Домашние животные. В поисках потерянных зверей."

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме: "Домашние животные. В поисках потерянных зверей."...

Конспект "В поисках закалдованных животных"

Занятие построенно с использованием пособия " блоки Дьенеша" и напрвленно на обучение детей умению читать модели к блокам Дьенеша, декодировать информацию, выбирать нужный блок по 4-м свойствам (форма...

Логопедический досуг Тема: В ПОИСКАХ КЛАДА. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Логопедический досугТема: В ПОИСКАХ КЛАДА. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕЦЕЛИ: расширять и активизировать словарь по данной теме; закреплять названия частей тела животных, их семей, жилищ, среды обитания; совершенств...

Логопедический досуг Тема: В ПОИСКАХ КЛАДА. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

ЦЕЛИ: расширять и активизировать словарь по данной теме; закреплять названия частей тела животных, их семей, жилищ, среды обитания; совершенствовать грамматический строй речи; закреплять умение о...

Методическая разработка; Конспект совместной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения старшей группы. Тема: «Игра-квест: «В поисках животных»»

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: Всестороннее развитие детей по различным направлениям, познавательному, социально-коммуникативному,           Программное содержание:Образовательны...

«В поисках заколдованных животных»

Программа«От рождения до школы»ВозрастОт 3 до 4 летОсновная образовательная областьПознавательное развитие  Интегрированные образовательные областиПознавательное развитие, речево...

НОД по формированию целостности картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в зоопарк в поисках пропавших животных».

Цель: Познакомить детей с животными жарких стран, обогащать и активизировать словарь в названии этих животных....