Конспект занятия в подготовительной группе по экспериментальной деятельности на тему «Вулкан»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Роль эксперементирования в развитии понавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста велика. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytoe_zanyatie_nod_eksper_vulkan.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад №8

       Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия в

подготовительной группе по экспериментальной деятельности

на тему «Вулкан»

       Подготовила воспитатель

   подготовительной группы

№ 4 «Одуванчики»

Малявко Н. В.

Санкт-Петербург

2023

Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.

 Задачи:

        1.Формировать представления детей о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе, сформировать знания о районах распространения вулканов в России и в мире. Познакомить детей с такой профессией — вулканолог, значением его труда. Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

        2. Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

        3. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

        Оборудование:  географическая карта,  поднос, макет вулкана, сода, уксус или лимонная кислота,  стакан,  средство для мытья посуды, чайная ложка,  пипетки, ноутбук.

 Предварительная работа:

  1. Чтение детских энциклопедий
  2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
  3. Беседы о видах вулканов.
  4.  Изготовление макета вулкана.

Логика образовательной деятельности:

№ П\П

Деятельность воспитателя

Деятельность обучающихся

Ожидаемые результаты

1. Организа ционный момент

Дети в группе сидят на своих местах за партами.

Воспитатель: Ребята,  здравствуйте, к нам сегодня прилетела гостья с  Канарских островах, и она хочет вам рассказать об одной особенности которая есть на ее острове …

Но для этого вы должны помочь нашей гостье разгадать загадку:

 

Я плююсь огнём и лавой, 
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня?  (Вулкан)

Дети отвечают на вопрос воспитателя

Налаженный контакт между детьми, подготовка к сотрудничеству.

Дети отгадывают загадку

2

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали мою загадку. Вы хотите узнать, что же  такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

 Тогда послушайте интересную легенду «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Отвечают на вопросы.

Активизация представлений о вулканах, их видах, активизация мыслительных процессов.

3

Воспитатель: Как вы думайте, что такое вулкан?

Дети: Гора, с отверстием на вершине, через которое изливается лава, поднимается дым, и летят камни.

Воспитатель: Правильно, это огнедышащая гора. На что похожа гора?
Дети: На конус, на треугольник, на пирамиду.

Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь я вам предлагаю посмотреть на внешнее и  внутреннее строение вулкана. (показ слайда).

 На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть - это жерло вулкана, жерло похоже на трубу, уходящую глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это магма, вырвавшаяся наружу из недров земли. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава стечёт далеко от вулкана, она застывает.  Сейчас я Вам рассказала про злой  вулкан, но там где я путешествовала, были и добрые вулканы. У отдельных канарских вулканов были особенности: их лава продвигалась медленно, часто люди успевали убежать.  Чуть позже я Вам расскажу еще одну легенду  про добрый и злой вулканы.

 

Отвечают на вопросы

Дети мотивированы на продуктивное взаимодействие.

4

  Воспитатель: Ребята, подскажите, пожалуйста, а как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?

Дети: Вулканологи (показ слайда)

Воспитатель: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?

Дети: Вулканологи изучают вулканы, как они устроены, почему они извергаются.
Воспитатель: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И  жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это нужная профессия?
Дети: Да, потому что они предупреждают людей об опасности.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какими профессиональными качествами должен обладать вулканолог?

Дети: Вулканолог  должен быть умным и смелым, потому что без смелости он не сможет изучать вулканы.  
Воспитатель: Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их оповещение и эвакуация.  

Но ведь раньше вулканологов не было, и об опасности рассказать людям было некому. И поэтому, ребята, послушайте,  пожалуйста,  еще одну легенду.

 

Ответы детей

Дети взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы

5

 «Давным - давно существовал на свете очень красивый город Помпеи. И располагался он как раз возле одного вулкана под названием Везувий. Вулкан был спящим,  и люди, жившие в Помпеи, даже не знали, что живут возле очень опасной горы.  И в один прекрасный летний день, 24 августа в 79 г  нашей эры, Везувий начал извергаться. Извергался он почти сутки, извергался очень сильно, пепел, камни и лава — все стало двигаться на город.  Тридцать тысяч жителей Помпеи и  тысячи жителей других соседних городов были застигнуты врасплох внезапным извержением Везувия. Тысячи людей погибли в первые часы извержения вулкана. Еще тысячи погибли в последующие несколько дней. Так цветущий город Помпеи превратился в  город смерти».

И в наше время  на месте города  Помпеи  остались одни развалины (показ слайда). И  один художник, которого зовут Карл Брюллов,  посвятил этому страшному событию одну из своих картин, которая так и называется   «Последний день Помпеи» (показ слайда).

Воспитатель: Вулкан Везувий оказался беспощадным, а я слышала легенду о  вулкане Тейде, который был остановлен молитвами священника, и жители села успели спастись от горящей лавы. Случилось это благодаря его медлительности. Лава извергалась настолько медленно, что до села уже дошла остывшей.

Воспитатель: А приносят ли пользу вулканы? Если да, то какую?

Дети: Да! Там плодородная почва; пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

Воспитатель: Молодцы! А вулкан Тейде является для местных жителей источников дохода, из его застывшей лавы они делают очень красивые украшения. Вот так вулкан становится не только разрушителем, но и помощником! Посмотрите, какие красивые изделия делают из застывшей лавы вулкана Тейде ( слайд демонстрация изделий из вулканической лавы).

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю посмотреть небольшой видеоролик — извержение вулкана (просмотр  фильма о вулканах сопровождается пояснениями педагога: извержение вулкана начинается с появления дыма, затем происходит взрыв).

Воспитатель: Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Интересно? Хотите самостоятельно проделать опыт - извержение вулкана? Но для начала немного разомнемся, ведь работа предстоит нелегкая.

Дети слушают

Дети слушают с интересом рассказ воспитателя

6. Физкультминутка «Вулканы»

Стихотворение

Вулканы начали "играть"

Из жерла лаву извергать

(Движение :  Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх,

потянуться, сделать несколько встряхиваний

 расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

(движение : Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием

и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза.)

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

(движение : Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ)

Последний раз огнём дыхнул –

И на десятки лет уснул.

( Движение : Дышат как драконы «извергающие огонь»

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)

Дети повторяют описываемые движения

Снятие физического напряжение

8.

А сейчас давайте пойдем делать эксперимент. В лаборатории у нас всё готово для проведения опыта. И для начала вспомним, как нужно вести себя при проведении опытов и экспериментов:

Внимательно  слушать и ничего не трогать пока вас об этом не попросят.

Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.

Делаем  опыт. На столе, на подносе стоит макет вулкана из глины, обложенный  камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале воспитатель  объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает, опираясь на картинку - схему, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, воспитатель еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.

Последовательность проведения эксперимента.

1 -  всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

2 -  налить полстакана воды.

3 - добавить в воду  чайную ложку гуаши красного и желтого цвета цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

4 -  в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

5 — воспитатель  добавляет в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем  ребята осторожно вливают полученную смесь в жерло вулкана (сода) .

6 — наблюдаем извержение

Выполняют задание

Дети успешно справляются с заданием

9.Подведение итога

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и у вас всё получилось, замечательно! Вам понравилось?

 

Ответы детей

Дети выполнили все задания, почувствовали удовлетворение от своих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе Опытно-экспериментальная деятельность на тему: "Вода. Свойства воды"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка — детский сад №383»Приволжского района города Казани...

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности на тему: «Учимся показывать фокусы»

Программное содержание:1.Образовательные:Образовательная область «Познавательное развитие»- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятель...

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха».

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через опыты ...

Методическая разработка конспекта занятия в подготовительной группе по экспериментальной деятельности «Такие удивительные камни»

Согласно ФГОС ДО в качестве основной линии работы я выделяю работу по формированию и развитию умений и навыков исследования у детей, используя в различных видах деятельности минералы. Так раскрывая вс...

Конспект занятия в средней группе по экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Чудесная мука»

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское    экспериментирование.Образовательные задачи:1.Обучающие: Познакомить детей с понятием «сыпучая»: закрепить п...