Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
2.Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидимый, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.
3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
4. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
6. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности
«Удивительные свойства воздуха».
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
2.Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидимый, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.
3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
4. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
6. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, салфетки, веера, мыльные пузыри, кораблики, тазики с водой, колечки с лентами, апельсин, белые халаты.
Все по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Давайте поздороваемся
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Присаживаемся на стулья. Начнем наше занятие с загадки.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем (воздух)
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе. А как вы думаете, что такое воздух?
Дети: Воздухом мы дышим.
Воспитатель: Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим.
1 Слайд (земля, атмосфера вокруг земли)
Воспитатель: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух- это удивительная оболочка вокруг Земли, которая называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос – воздух, сфера – шар. Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям. Без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.
2 Слайд (водолаз, космонавт)
Воспитатель: Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в специальных баллонах. Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Чтобы это увидеть и доказать, мы превратимся в ученых- исследователей и отправимся в лабораторию. Я буду руководителем научной группы, а вы, моими помощниками. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и эксперименты. В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Как вы думаете, какие?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, не мешать друг другу, работать аккуратно, громко не разговаривать. В лаборатории все должно быть чисто и стерильно. Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтобы исследовать воздух.
Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем!
Опыт 1 «Поймать воздух».
Воспитатель: Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух невидимый, прозрачный.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Я научу вас ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.
Воспитатель: А вы видите воздух?
Дети: Нет (воздух невидимый).
Воспитатель: А вы видите свою руку?
Дети: Да
Воспитатель: Значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный.
Воспитатель: Правильно. Пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, почему?
Дети: нет воздуха, весь вышел.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2 «Воздух внутри нас».
Воспитатель: Как вы думаете, воздух есть внутри нас?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Возьмите трубочки, поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри.
Воспитатель: Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети: Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Правильно. Вывод: Человек не может жить без воздуха. Опыт 3 «Игра с пузырями»
Воспитатель: У меня есть мыльные пузыри. Я знаю, что вы очень любите играть с мыльными пузырями.
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей
1, 2, 3, 4, 5 ни за что их не поймать.
Дети подходят к столу и берут мыльные пузыри, игра с мыльными пузырями.
Воспитатель: В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.
Воспитатель: Ребята, а как воздух попадает к нам? Чем мы вдыхаем?
Дети: Через нос
Воспитатель: Давайте покажем, как мы дышим.
Дыхательная гимнастика. Вдох через нос, выдох через рот.
Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух?
Дети: Нет.
Опыт 4 с бумажной салфеткой.
Воспитатель: Возьмите салфетки, сделайте вдох и выдох. А с салфеткой видно?
Дети: Видно, салфетка шевелится.
Воспитатель: При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в движение. Какой сделаем вывод?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Правильно. Вывод: Воздух может двигать предметы. Ветер – движение воздуха.
Опыт 5 с веером.
Воспитатель: Давайте устроим ветер с помощью веера. Возьмите веера, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете?
Дети: Ощущаем ветерок.
Воспитатель: Какой сделаем вывод?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Сделаем вывод: мы воздух не видим, но ощущаем.
Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем, я предлагаю послушать музыку и поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
Проводится физкультминутка «Ветерок»
Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и замолкает.
Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок. Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред.
Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и
объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.
(Слайды)
1. Парусник в море
Дети: Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.
2. Шторм
Дети: Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.
3. Одуванчик
Дети: ветер хороший, потому что он разносит семена растением.
4. Лесной пожар
Дети: Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.
5. Ветряная мельница
Дети: Ветер хороший, потому что он поворачивает крылья мельницы, она мелет муку.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте установим, имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Ответы и предположения детей.
Опыт 7 с контейнером с апельсином.
Воспитатель: Вдохните воздух. Вы ощущаете запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: А теперь закройте глаза (воспитатель подносит к детям разрезанный апельсин)
Воспитатель: Чем пахнет?
Дети: Апельсинами.
Воспитатель: Так воздух имеет запах или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: А чем пахнет в пекарне?
Дети: Хлебом.
Воспитатель: А в аптеке?
Дети: Лекарствами.
Воспитатель: Сделаем вывод: воздух запаха не имеет, но имеет свойство переносить запахи.
Воспитатель: Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Давайте подведем итог. Какого цвета воздух?
Дети: Воздух бесцветный.
Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какой вкус у воздуха?
Дети: Воздух безвкусный.
Воспитатель: Вдохните носом воздух. Какой у него запах?
Дети: Воздух без запаха.
Воспитатель: Какой вывод мы делаем?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Правильно. Сделаем вывод: чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса. Молодцы ребята. Вы сегодня отлично поработали. Какие опыты понравились больше?
Ответы детей.
Воспитатель: На сегодня наши исследования закончены, но мы никогда не должны забывать, что здоровье человека зависит от того, чем он дышит, каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Почему?
Дети: В лесу воздух чище. В лесу много деревьев.
Воспитатель: Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.
Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки. А сейчас юные исследователи, давайте подумаем, мы можем позаботиться о чистоте воздуха?
Дети: Да, можем позаботиться. Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Воспитатель: Нужно беречь нашу планету Земля. Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный исследователь».
Вручение медалей.
Воспитатель: Земля - наш общий дом. Мы должны жить в мире и согласии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность» (экспериментирование с водой и воздухом)
Конспект НОД в старшей группе " Опытно-эксперементальная деятельность"...
Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги»
Научить определять свойства и качество бумаги с помощью разнообразных опытов...
Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка?»
Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха....
Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности "Свойства камней "
Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....
Методическая разработка конспекта занятия в подготовительной группе по экспериментальной деятельности «Такие удивительные камни»
Согласно ФГОС ДО в качестве основной линии работы я выделяю работу по формированию и развитию умений и навыков исследования у детей, используя в различных видах деятельности минералы. Так раскрывая вс...