Методическая разработка конспекта занятия в подготовительной группе по экспериментальной деятельности «Такие удивительные камни»
методическая разработка (подготовительная группа)

Максимова Екатерина Андреевна

Согласно ФГОС ДО в качестве основной линии работы я выделяю работу по формированию и развитию умений и навыков исследования у детей, используя в различных видах деятельности минералы. Так раскрывая все образовательные области, стараюсь помочь детям быть наблюдательными и самостоятельными в постановке проблемы, а также способам получения информации.

В данном материале представлена методическая разработка конспекта занятия в подготовительной группе по экспериментированию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта занятия в подготовительной группе по экспериментальной деятельности

«Такие удивительные камни»

(Настрой на эмоциональное развитие)

Воспитатель:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

Презентация PowerPoint с аудиозаписью «Фиксики» «Здравствуйте ребята я Нолик а я Симка! Рады вас видеть в лаборатории профессора Чурдакова. А вы знаете что такое лаборатория? А люди, которые работают в лаборатории?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты. Лаборанты.

Нолик: Да, это кабинет где проводят исследования и ставят опыты. Я Вам открою секрет в лаборатории есть волшебный сундук. Но открыть вы сможете. Только в том случаи если отгадаете мою загадку. 

(Оглядываем лабораторию, обращаем внимание на сундук )

Воспитатель: Ой, посмотрите вот же сундучок. И правда закрыт. Ну что отгадаем загадку. И посмотрим. Что там?

Дети: Да

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень

(дети выбирают понравившийся камень)

Воспитатель: (обращает внимание на пуфики) и Мальчишки и девчонки мне кажется, что, в лаборатории очень удобные пуфики, давайте сядем на них и рассмотрим наши камни.

Фрагмент м/ф «Фиксики/Камень»

Воспитатель: А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей булыжники, минералы, полезные ископаемые). А почему «полезные»? (Ответы детей).

А кто знает, как называют людей, которые ищут камни? (геологи) а кто изучают камни? (Ответы детей: Геммологи)

Симка: Ребята а хотите поэкспериментировать с Вашими камнями? (Ответы детей). Тогда скорее переодевайтесь в лаборантов и занимайте свои места за рабочим столом. Удачи.

(заставка на экране) 

Правила поведения в лабораториях.

Воспитатель: Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Вести себя тихо, никому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и ничего не бросать.

(дети направляются к столу , кладут свой камень на общую тарелку)

Воспитатель: Лаборанты, когда проводят опыты, свои наблюдения записывают в специальные журналы. Перед Вами лежат схемы, чтобы вы могли зарисовать свои наблюдения. А я буду на мольберт выставляет свою схему.

ОПЫТ №1. Цвет.

Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).

Обратите внимание у всех ли они одинакового цвета или разного? (Ответы детей).

Какой можно сделать вывод: камни отличаются друг от друга по цвету.

Давайте зафиксируем в журнале. (Обращение внимания на уровня сложности.)

ОПЫТ №2. Определение температуры.

Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Ответы детей: Холодный)

Дыхательная гимнастика. «Нагрей камень»

Давайте попробуем наш камень согреть.

(Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Затем снова прикладывают камни к щеке)

Что изменилось? (Камни стали теплыми) Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

Давайте зафиксируем в журнале. (Обращение внимания на уровня сложности.)

ОПЫТ №3. «Определение характера поверхности».

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики

Пальчиковая гимнастика «Веселые камешки»:

Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,

А шершавые какие! В руки камешки возьмем

и в руках мы их сожмем!

Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. (передаем друг другу)

Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Давайте зафиксируем в журнале. (Обращение внимания на уровня сложности.)

(на экране появляется Нолик)

Нолик: Эй ребята мне кажется Вы засиделись, в нашей лаборатории есть правила отдыха вставайте скорей и присоединяйтесь.

Физ. минутка: “Гора”

Стоит гора – старушка. (поднимают руки вверх)

До небес макушка. (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает. (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает. (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь. (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей убегают на свои места)

Воспитатель: Молодцы. Веселые здесь правила. 

(подходят к столу с водой)

ОПЫТ №4. Плавучесть.

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет).

Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет).

А почему камень утонул? (Ответы детей) Да,  вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый.  А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня – более ярким). Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? (Ответы детей). 

(Кладем камни на салфетку)

Вывод камни быстро сохнут меняют цвет и они тонут (Обращение внимания на уровня сложности.)

ОПЫТ № 5.  «Определение характер поверхности»

Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).

 Молодцы, вы очень внимательные дети.

Вывод камни быстро сохнут меняют цвет и они тонут. (Обращение внимания на уровня сложности.)

(МУЗЫКОТЕРАПИЯ)

Игра – экспериментирование: «Создаем музыкальные инструменты".

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. Давайте поиграем.

Вывод: когда камни соприкасаясь друг с другом издают звук.

Нолик : Чудесная музыка у вас получилась!

Ну что, юные лаборанты, что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего вас удивило?

А что вам особенно запомнилось?

Вы отличные геммологи!

(поощрение детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"

Знакомство  с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха».

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через опыты ...

Методическая разработка: конспект занятия "гигиена" подготовительная группа

конспект занятия. подготовительная группа. тема:гигиена. Эстафета переправа. тест: бег 20 метров. начало изучения кувырков...

Методическая разработка. Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в мир вежливости и доброты".

Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в мир вежливости и доброты"....

Конспект занятия в подготовительной группе по экспериментальной деятельности на тему «Вулкан»

Роль эксперементирования в развитии понавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста велика. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с н...