Конспект ООД «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Занятие по финансовой грамотности в подготовительной группе "Семейный бюджет. Доходы и расходы"

Конспект занятия по финансовой грамотности является одним из вариантов рассмотрения темы "Семейный бюджет". Материал направлен на расширение знаний дошкольников основных понятий,  составляющих семейный бюджет, развитие мыслительных процессов и формирование коммуникативно экономической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dengi.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.

Подготовила и провела воспитатель «МБДОУ «Детский сад №218» Казарцева М.А.

Цель: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей; развитие экономического мышления, интереса к материально-предметному окружению.

Задачи: образовательные - формировать у навык различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; познакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией.

развивающие - развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи; активизировать детей к деловой активности.

воспитательные - воспитывать чувство мер в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности; воспитывать уважение к труду взрослых.

Словарная работа: доходы, расходы, деньги, монеты, финансы, экономика, бережливость, бюджет.

Ход Занятия

Вступление (воспитатель). 2024 год в России признан президентом В. В. Путиным Годом семьи. Мы много говорили о семье, о родных людях. Знакомились с такими понятиями как род, родственники. Вы рассказывали свои смешные, невероятные истории о родителях, бабушках и дедушках, братьях и сестрах. Мы выяснили какой деятельностью занимались ваши предки, даже на каких музыкальных инструментах играли наши бабушки и дедушки, даже детей называли в честь кого то из членов семьи. Много говорили о семейных традициях и ценностях и пришли к выводу, что Семья Это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту и будут радоваться твоим успехам больше всего на свете.

Но мы свами не затрагивали тему «Деньги», «Семейный бюджет» из чего он состоит. Сегодня мы сами разберемся, что же такое семейный бюджет на примере одной замечательной семьи Ивановых. В нашей семье есть папа и мама.

Мама (ребенок): Я, мама, я работаю поваром, а за выполненную работу я получила зарплату, а за дополнительный заказ, я готовила торты и пирожное, я получила дополнительный доход.

Воспитатель: Ребята, первый взнос в семейный бюджет и зарплата и дополнительный доход.

Папа: Я, папа, я работаю полицейским, вот моя зарплата и премия

Бабушка: Я, бабушка, и я получила пенсию за педагогический стаж.

Воспитатель: Замечательно ребята, вот еще один доход в наш семейный бюджет.

Дедушка: Я получил пенсию, а за издательство новой книги я получил гонорар.

Дочка: Я учусь в педагогическом колледже, а за хорошую учебу я получила стипендию.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой большой доход получился в нашем семейном бюджете. Большой, потому что все члены семьи работают и их труд оплачивается. Им платят зарплату.

Что же такое доход ? (ответы детей)

Воспитатель: Семейный бюджет это не только доходы, как и в любой семье в нашей семье предстоят расходы. Куда же мы потратим наши деньги давайте решать всей семьей.

Мама: В первую очередь нужно купить продукты питания.

Воспитатель: Это очень важные расходы, ведь без продуктов питания не обходится ни одна семья.

Папа: Нужно заплатить за коммунальные услуги (свет газ интернет отопление детский сад).

Бабушка: Необходимо дедушке купить новые очки и лекарство.

Дочка: А мне нужны деньги на проезд на новую куртку и сапожки

Ребенок: А я хочу себе творческий набор для рисования.

Воспитатель: Как много получилось расходов

Что такое расход? (ответы детей)

Возникли обязательные и незапланированные расходы.

Обязательные расходы Это? (ответы детей)

Незапланированные расходы Это? (ответы детей)

В семейном бюджете еще остались деньги т.е наш доход выше чем расход. Давайте решим куда же мы потратим наши деньги?.

Дочка: На путешествие.

Мама На новый дом, на новую машину.

Воспитатель: Я, думаю, на все наши желания, пока доходов не хватит и что же нам делать? (ответы детей) (Копить)

Воспитатель: Мы можем накопить. Как мы можем помочь родителям экономить деньги и накопить? (ответы детей)

Как мы будем копить? (ответы детей)

У кого есть дома копилка? (ответы детей) если нет, то можно с родителями своими руками изготовить. Когда я была маленькая, у меня тоже была своя копилка. Позже я узнала, что можно деньги не просто копить в копилке, но и приумножать Для этого деньги можно отнести в банк. Для вас там создадут специальный депозитный счет, на котором будут находиться ваши деньги. Депозит - это банковский вклад т. е сумма денег переданная вами банку, с целью получения дохода в виде процентов, и тогда доходы наши еще больше вырастут все наши желания сбудутся.

Бабушка: Я готова отнести свою пенсию в банк и положить под проценты

Ой, я потеряла свою карточку, на которой все мои деньги, а вместе с ней и пин - код, для того чтобы получить доступ к моему счету необходимо ввести правильный пароль, который состоит из четырех цифр, но пароль можно получить только у сотрудников банка.

Дедушка: Не переживай, нам нужно будет отправиться в банк и твоя проблема будет решена.

Воспитатель: Отправляемся в банк? (ответы детей)

По тропинке иди и под ноги смотри,

На носках иди и осанку держи,

И на пятках иди сбербанк будет впереди

Через дорогу переходи и к сбербанку подходи.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, рада приветствовать вас в нашем банке какой у вас вопрос?

Дедушка: Нам нужно помочь нашей бабушке. Она потеряла карточку вместе с ПИН - кодом. А на карточке лежит вся ее пенсия.

Воспитатель: Проходите в первый зал.

Касса №1 Сотрудник банка: Здравствуйте, какой у вас вопрос?

Бабушка: мне нужно получить карточку

Сотрудник банка Ваш паспорт (да, это вы)

Прочитайте договор и где галочка распишитесь.

Сотрудник банка: Сейчас я активирую вашу карту. Карта не активируется, возможно технические неполадки. Вам нужно пройти через 4 зала, в каждом зале правильно выполнить все задания, за каждое правильно выполненное задание вы получите монету с цифрой от ПИН - кода.

Проходят в зал №1

Сотрудник банка№1: В этом зале хранятся деньги. Деньги бывают разные. Какие вы знаете деньги? (ответы детей)

Давайте начнем с монет. Возьмите каждый по несколько монет. Посмотрите на них. Какие монеты? (Ответы детей)

Что делают монеты? (ответы детей)

Какие монеты вы знаете? (ответы детей) Положите монеты.

Возьмите бумажные деньги и посмотрите на них Бумажные деньги называются купюры

Какая купюра? (ответы детей)

Что делает купюра? (ответы детей)

Какие вы знаете купюры? (ответы детей)

Воспитатель делает вывод Бумажные деньги это монеты Металлические деньги это купюры. Какие деньги появились первыми? (Ответы детей)

Как называются иностранные деньги? (ответы детей)

Можно ли в чужой стране платить деньгами своей страны? Где их обменивают? (ответы детей).

Сотрудник банка№1: Здесь что - то не так. Посмотрите какие монеты здесь лишние (старинные) Почему? (Ответы детей).

Отделите старые монеты от новых

Какого цвета старые монеты? (ответы детей)

Какого цвета новые? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы справились с этим заданием и за это вы получаете свою первую монету с цифрой от ПИН - кода (цифра 2) Прикрепите на доску.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете? Что лучше? Монета или купюра? Я вам предлагаю отправится в следующий зал финансовую лабораторию и провести исследование. Как настоящие исследователи, результаты эксперимента будем фиксировать на доске.

Сотрудник банка№2: Для этого эксперимента мы взяли настоящие монеты и ненастоящие купюры.

Возьмите по одной монете и купюре. Зажмите в одном кулаке монету в другом купюру. Что произошло с монетой? (ответы детей)

Что произошло с купюрой? (ответы детей)

Попробуйте порвать Купюра рвется? (ответы детей)

Сотрудник банка№2: Кто догадался? Почему мы взяли ненастоящие купюры? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а можно самим делать деньги или рисовать? (ответы детей)

Воспитатель: Тот, кто сам печатает или рисует денежные знаки называется фальшивомонетчиком

Воспитатель: Чем отличаются настоящие деньги от фальшивых? (Ответы детей)

Сотрудник банка№2: Сделаем вывод, что лучше монета или купюра?

Почему лучше монета? (ответы детей)

Почему лучше купюра? (ответы детей)

Воспитатель: Монета выиграла. Прикрепите смайлик на доску.

Переходим к следующему эксперименту

Сотрудник банка №3: Вам нужно будет опустить в одну чашку с водой монету, а в другую купюру. Опускаем.

Что произошло с монетой? (ответы детей)

Что произошло с купюрой? (ответы детей)

Что произойдет с купюрой если она намокнет? (ответы детей)

Воспитатель: В этом эксперименте опять монета выиграла. Прикрепите смайлик на доску.

Воспитатель: Ребята, как нам узнать, что легче монета или купюра для этого нам понадобится что? (Ответы детей) Весы

Сотрудник банка №4:

Вам нужно положить на одну чашу весов монету, на другую чашу весов купюру. Что легче? Почему? (ответы детей)

Вывод Купюра легче, а значит ее удобно хранить в кошельке. В этом эксперименте выигрывает купюра. Прикрепите смайлик к купюре.

Следующий эксперимент

Сотрудник банка №5:

Вам нужно будет положить в один кошелек монеты в другой купюры

Переверните кошельки и потрясите Сделаем вывод, что удобно хранить в кошельке? (ответы детей)

Что произошло с монетами? (ответы детей)

Вывод: В кошельке удобно хранить купюры. В этом эксперименте выигрывает купюра. Прикрепите смайлик к купюре.

Воспитатель: Сколько смайликов у монеты? Сколько смайликов у купюры?

(ответы детей)

Что мы можем сказать о количестве смайликов? (ответы детей)

Воспитатель: Если их поровну, что это значит? Что по одним свойствам выигрывает купюра, по другим свойствам монета.

Вывод: Нам нужны и монеты и купюры.

Молодцы ребята справились с этим заданием и получайте следующую монету с цифрой от ПИН - кода (8)

Выходим из зала

Давайте немного отдохнем:

Мы бежали по дорожке

Вдруг порвались босоножки

Что же делать? как нам быть?

Где же обувь нам купить?

Будем обувь покупать

Станем денежки считать

Один два три четыре вот и обувь мы купили.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю самим изготовить монеты. Для изготовления монет нам понадобится фольга и пуговицы. Нужно завернуть пуговицы в фольгу. Приступаем. какие у вас монеты получились (ответы детей)

Какой формы монеты получились? По размеру? (ответы детей)

Ребята, вы говорили где хранятся деньги (в копилке сейфе) В нашем банке есть специальный сейф для хранения денег который закрывается на ключ. Я вам предлагаю взять монеты и положить в сейф, ключ я заберу с собой.

Вы справились с этим заданием и получите монету с цифрой от ПИН - кода (7)

Проходим в другой зал

Воспитатель: В этом зале мы поговорим об экономии и бережливости. Вспомните, какие вы знаете поговорки об экономии.

«Деньги счет любят», «Сегодня густо а завтра пусто», «Тот без нужды живет, кто деньги бережет», «Из копеек рубли вырастают», «Скупой платит дважды».

Молодцы. Мы будем помнить пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколения. Так они и до нас дошли. Из них мы узнали, что наши предки умели быть экономными. Этому и нам нужно будет поучиться.

Отгадайте загадки

Маленькая круглая из кармана в карман скачет (монета)

Как не берегутся а растрясутся (деньги)

На товаре быть должна обязательно? (цена)

За сметану хлеб и сыр в кассе чек пробьет ? (кассир)

Мебель хлеб и огурцы продают нам? (продавцы)

И врачу и акробату выдают за труд? (зарплату)

Молодцы, Получайте последнюю цифру от ПИН - кода (9)

Воспитатель: Подойдите к мольберту. Посмотрите все цифры мы собрали? где мы можем проверить карточку? (ответы детей) В банкомате.

Подходим к банкомату. Ребенок называет нам цифры по порядку слева на право, другой ребенок набирает.

Для начало, что нужно сделать? Вставить карту. Набрать пин - код.

Ребята, спасибо, что помогли бабушке найти карту и восстановить пин - код Вы сделали доброе дело.

Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Что нового вы сегодня узнали? Были ли у вас затруднения? (ответы детей)

Воспитатель: А, мне больше всего понравилось, что вы дружно работали, как вы старались правильно выполнить все задания, чтобы получить монеты с цифрой от ПИН - кода. Я желаю, чтобы вы оставались такими умными и добрыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.

Конспект по развитию речи «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.Тема: <<Семейный бюджет. Доходы и расходы. >> Образовательная область:...

Конспект ООД «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.

Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп....

ООД по финансовой грамотности «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи» в старшей группе

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязательный и необязательный)....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет. Доходы и расходы»

Методическая разработка конспекта НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейный бюджет. Доходы и расходы". Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп....

Конспект совместной деятельности в старшей группе на тему: «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи»

Создание условий для формирования первичных экономических понятий.Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязат...

Конспект ООД "Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи"

Конспект ООД "Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи"...

Занятие по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет. Доходы и расходы.»

Занятие по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Семейный бюджет. Доходы и расходы.»Цель: расширять знания дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:образовательные...