Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет. Доходы и расходы»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Методическая разработка конспекта НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейный бюджет. Доходы и расходы". Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_byudzhet_-_kopiya.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 Петроградского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Семейный бюджет. Доходы и расходы»
Автор: Кутузова Е.Ю.,
Воспитатель
Санкт-Петербург
2023
Конспект НОД «Семейный бюджет»
Тема: «Семейный бюджет. Доходы и расходы»
Возраст учащийся: старший дошкольный возраст
Цель: Формирование основ финансовой грамотности; знакомство с семейным бюджетом.
Задачи:
Образовательные: дать представление о составляющих компонентах семейного бюджета («пенсия», «стипендия», «заработная плата»); познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет»; расширять активный словарь детей, знакомя с экономическими терминами; формировать умения выражать свои мысли и анализировать их.
Развивающие: развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности; логическое мышление, память, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере деятельности; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; развивать умение детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, умение договариваться друг с другом; воспитывать бережливость, трудолюбие; воспитывать умение учиться экономно и рационально тратить деньги, быть бережливыми.
Планируемые результаты: занятие будет способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста основ планирования семейного бюджета, бережливости, самостоятельности, умению контролировать сои расходы (потребности).
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха – цокотуха», И. Сеньчукова «Сказка про Кошелек», А. Романов «Чудеса в кошельке», В. Даль «Пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь», Л. Богомирова «Жила была денежка»; просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»; рассматривание денег; сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».
Материал/оборудование/инструментарий: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал для игр.
Средства, методы, формы: словесный - беседа, диалог, объяснение; наглядный - просмотр слайдов; практический – дидактические игры.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Организационный момент
Стоя в кругу. Приветствие
Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно.
Здравствуй друг, здравствуй друг, здравствуй очень дружный круг!
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, мне на телефон пришло сообщение. Давайте прочитаем его. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина и мне 7 лет. Я очень хочу себе телефон и самокат. Но мои родители говорят, что нужно выбрать что – то одно: телефон или самокат. Сейчас они, к сожалению, не могут мне все купить, потому что тогда наш семейный доход превысит расход. А я не понимаю – что это такое? Ребята, может вы поможете мне разобраться?»
Воспитатель: Ребята, Полина услышала, как ее родители (мама и папа) обсуждали «Семейный бюджет». Это было новое для нее слово, и она просит нас с вами помочь ей разобраться, что же это значит.
Воспитатель: Ребята, мы поможем Полине? (Ответы детей)
Воспитатель: А как мы с вами можем помочь Полине? (Ответы детей)
Дети садятся
- Основная часть
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку.
Говорят, это тыл, это крепость.
Это то, что дороже сокровищ.
Это те, кто всегда в твоем сердце,
Это те, без кого ты не сможешь. (Семья)
Воспитатель: Обратите внимание, кто изображен на экране? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте сейчас мы с вами немного поразмышляем. У каждого из вас есть семья. Кто в семье есть? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит, в семье есть мама, папа, бабушка, дедушка и конечно, дети. Большая у них семья? (Ответы детей)
Воспитатель: Каждый из нас живет в квартире, мы пользуется вещами, бытовыми приборами, готовим пищу. Но для того, чтобы все это иметь, необходимо иметь деньги.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь большой кошелек, он - семейный, туда семья будет складывать деньги.
А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, тогда расскажите, как в вашей семье появляются деньги. (Ответы детей)
Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату – это доход (доход – это деньги, полученные за работу), любой труд должен оплачиваться.
Воспитатель: Если мама не работает и сидит с маленьким ребенком, то государство выплачивает пособие по уходу за ребенком.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете бабушка с дедушкой имеют деньги, если она не работают? (Ответы детей). Бабушка и дедушка раньше тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Эта выплата называется «Пенсия».
Воспитатель: А у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся в училище или университете, им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.
Воспитатель: Ребята, теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. А если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, пособие, то получается семейный бюджет. Запомните это, ребята!
Воспитатель: Ребята, а что родители потом делают с деньгами? (Ответы детей)
Воспитатель: Расход – это деньги, потраченные на оплату услуг и на покупку вещей, на развлечения, на лечение, на питание, на детский сад.
Воспитатель: Семейный бюджет делится на доходы и расходы, сейчас я вам расскажу подробней. (Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы»).
Воспитатель: Ребята, все деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются… (доходом). А вот то что мы тратим на определенные нужды, называется… (расход).
Воспитатель: Засиделись мы ребята с вами. Давайте станем в круг и сыграем в игру.
- Словесная игра «Доход – расход».
Цель игры: Показать детям, что бывают доходы и расходы, составляющие семейный бюджет, причем расходов чаще больше, чем доходов.
Воспитатель: Я буду называть действие, а вы должны будете определить доход это или расход. Если доход – хлопайте, а если это расход – топайте.
1. Родители получили зарплату ...(доход)
2. Бабушка заболела …(расход).
3. Выиграли в лотерею …(доход).
4. Сестра потеряла кошелёк… (расход).
5. Купили новую игрушку…(расход).
6. Заплатили за воду… (расход).
7. Папа получил премию…(доход).
8. Отправились в путешествие …(расход)
9. Продали часть урожая помидор…(доход)
10. Нашли 100 рублей… (доход)
11. Порвалась куртка …(расход)
12. Заплатили за воду …(расход)
13. Купили арбуз …(расход)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились! Теперь вы точно знаете, где в семье доходы, а где расходы. (Дети садятся на места)
- Практическое задание «Подсчитайте семейный бюджет» (раздаточный материал монеты)
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой – пенсию 2 рубля. Сестра – стипендию 1 рубль. Выложите нужное число. (Дети выполняют вычисление и получают число 10)
- Пальчиковая гимнастика «Покупки»
Раз, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, дом в котором мы живём. (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим поесть и попить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышко кошелька! (спрятать большой палец в кулак)
Нужно важное купить, чтобы экономным быть! (хлопнуть в ладоши перед собой)
Воспитатель: В семейном бюджете есть необходимые расходы, на которые нужно тратить деньги в первую очередь, а есть расходы необязательные, на которых можно и сэкономить и не тратить деньги.
- Дидактическая игра «Семейный бюджет»
Цель: Формирование знаний детей о расходах семьи.
Задачи: познакомить детей с многообразием потребностей человека; научить определять разницу между «хочу» и «надо»; развивать у детей кругозор и познавательный интерес; воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.
- Физкультминутка
Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)
Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)
Стали думать, как нам быть? (повороты головой)
Как же клад нам разделить? (руки в стороны)
Чтоб хватило всем друзьям, (круговые движения руками)
делим ровно пополам. (руки вместе вперед)
- Дидактическая игра «Что можно купить и что нельзя купить за деньги?»
Воспитатель: На столах и на слайдах карточки с заданиями, дети отбирают карточки с символами что можно, а что нельзя купить за деньги. При этом ребята объясняют свой выбор.
Воспитатель: Молодцы, вы все справились с заданием. А теперь давайте, подумаем, какой совет мы можем дать Полине? Сейчас я включу телефон, и мы отправим Полине наше сообщение.
- Заключительная часть
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.
Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?
Что такое семейный бюджет? (это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени).
Что такое доход семьи? (Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи) (Доходы семьи – это поступления денежных средств, в семью из разных источников)
Ребята, как вы думаете, что такое расходы? (Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги).
- Рефлексия:
Зажмите руку в кулак и…
кому было интересно – разогните мизинец
кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
кто хорошо работал – средний
кто помогал работе в группе – указательный
кому урок понравился – большой.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте, что ваши родители не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что их потратить, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь на своих родителей, когда они говорят, что сейчас нет денег. Это не значит, что их нет в кошельке, просто они нужны для других целей. Я надеюсь, когда вы вырастите, вы тоже станете хорошими хозяевами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейные обычаи на Руси"
Программное содержание:Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пер...
Деловая игра по финансовой грамотности с обучающимися старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»
Формирование финансовой грамотности у обучающихся старшего дошкольного возраста....
Деловая игра по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»
Формирование финансовой грамотности у обучающихся старшего дошкольного возраста....
Проект "Мы маленькие финансисты" Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»
Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»Цель:- расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет;-познакомить с...
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста "Семейный бюджет и расходы семьи"
Дети познакомятся с такими понятиями как семейный бюджет, его основными источниками (зарплата, пенсия, стипендия), с понятием "расход" (обязательный и необязательный). Смогут понять как разу...
Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи» Воспитатели МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской обл.» Бушмакина Е.Н.; Юдина А.Г.
Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратков...
"Семейный бюджет" - конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста.
quot;Семейный бюджет" - конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста....