Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет. Доходы и расходы»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Кутузова Екатерина Юрьевна

Методическая разработка конспекта НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейный бюджет. Доходы и расходы". Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_byudzhet_-_kopiya.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 Петроградского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

«Семейный бюджет. Доходы и расходы»

Автор: Кутузова Е.Ю.,

Воспитатель

Санкт-Петербург

2023

Конспект НОД «Семейный бюджет»

Тема: «Семейный бюджет. Доходы и расходы»

Возраст учащийся: старший дошкольный возраст

Цель: Формирование основ финансовой грамотности; знакомство с семейным бюджетом.

Задачи:

Образовательные: дать представление о составляющих компонентах семейного бюджета («пенсия», «стипендия», «заработная плата»); познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет»; расширять активный словарь детей, знакомя с экономическими терминами; формировать умения выражать свои мысли и анализировать их.

Развивающие: развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности; логическое мышление, память, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере деятельности; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; развивать умение детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, умение договариваться друг с другом; воспитывать бережливость, трудолюбие; воспитывать умение учиться экономно и рационально тратить деньги, быть бережливыми.

Планируемые результаты: занятие будет способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста основ планирования семейного бюджета, бережливости, самостоятельности, умению контролировать сои расходы (потребности).

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха – цокотуха», И. Сеньчукова «Сказка про Кошелек», А. Романов «Чудеса в кошельке», В. Даль «Пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь», Л. Богомирова «Жила была денежка»; просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»; рассматривание денег; сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».

Материал/оборудование/инструментарий: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал для игр.

Средства, методы, формы: словесный - беседа, диалог, объяснение; наглядный - просмотр слайдов; практический – дидактические игры.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Организационный момент

Стоя в кругу. Приветствие

Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно.

Здравствуй друг, здравствуй друг, здравствуй очень дружный круг!

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, мне на телефон пришло сообщение. Давайте прочитаем его. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина и мне 7 лет. Я очень хочу себе телефон и самокат. Но мои родители говорят, что нужно выбрать что – то одно: телефон или самокат. Сейчас они, к сожалению, не могут мне все купить, потому что тогда наш семейный доход превысит расход. А я не понимаю – что это такое? Ребята, может вы поможете мне разобраться?»

Воспитатель: Ребята, Полина услышала, как ее родители (мама и папа) обсуждали «Семейный бюджет». Это было новое для нее слово, и она просит нас с вами помочь ей разобраться, что же это значит.

Воспитатель: Ребята, мы поможем Полине? (Ответы детей)

Воспитатель: А как мы с вами можем помочь Полине? (Ответы детей)

Дети садятся

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку.

Говорят, это тыл, это крепость.

Это то, что дороже сокровищ.

Это те, кто всегда в твоем сердце,

Это те, без кого ты не сможешь. (Семья)

Воспитатель: Обратите внимание, кто изображен на экране? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте сейчас мы с вами немного поразмышляем. У каждого из вас есть семья. Кто в семье есть? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, в семье есть мама, папа, бабушка, дедушка и конечно, дети. Большая у них семья? (Ответы детей)

Воспитатель: Каждый из нас живет в квартире, мы пользуется вещами, бытовыми приборами, готовим пищу. Но для того, чтобы все это иметь, необходимо иметь деньги.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь большой кошелек, он - семейный, туда семья будет складывать деньги.

А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно, тогда расскажите, как в вашей семье появляются деньги. (Ответы детей)

Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату – это доход (доход – это деньги, полученные за работу), любой труд должен оплачиваться.

Воспитатель: Если мама не работает и сидит с маленьким ребенком, то государство выплачивает пособие по уходу за ребенком.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете бабушка с дедушкой имеют деньги, если она не работают? (Ответы детей). Бабушка и дедушка раньше тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Эта выплата называется «Пенсия».

Воспитатель: А у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся в училище или университете, им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

Воспитатель: Ребята, теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. А если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, пособие, то получается семейный бюджет. Запомните это, ребята!

Воспитатель: Ребята, а что родители потом делают с деньгами? (Ответы детей)

Воспитатель: Расход – это деньги, потраченные на оплату услуг и на покупку вещей, на развлечения, на лечение, на питание, на детский сад. 

Воспитатель: Семейный бюджет делится на доходы и расходы, сейчас я вам расскажу подробней. (Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы»).

Воспитатель: Ребята, все деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются… (доходом). А вот то что мы тратим на определенные нужды, называется… (расход).

Воспитатель: Засиделись мы ребята с вами. Давайте станем в круг и сыграем в игру.

  1. Словесная игра «Доход – расход».

Цель игры: Показать детям, что бывают доходы и расходы, составляющие семейный бюджет, причем расходов чаще больше, чем доходов.

Воспитатель: Я буду называть действие, а вы должны будете определить доход это или расход. Если доход – хлопайте, а если это расход – топайте.

1. Родители получили зарплату ...(доход)

2. Бабушка заболела …(расход).

3. Выиграли в лотерею …(доход).

4. Сестра потеряла кошелёк… (расход).

5. Купили новую игрушку…(расход).

6. Заплатили за воду… (расход).

7. Папа получил премию…(доход).

8. Отправились в путешествие …(расход)

9. Продали часть урожая помидор…(доход)

10. Нашли 100 рублей… (доход)

11. Порвалась куртка …(расход)

12. Заплатили за воду …(расход)

13. Купили арбуз …(расход)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились! Теперь вы точно знаете, где в семье доходы, а где расходы. (Дети садятся на места)

  1. Практическое задание «Подсчитайте семейный бюджет» (раздаточный материал монеты)

Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой – пенсию 2 рубля. Сестра – стипендию 1 рубль. Выложите нужное число. (Дети выполняют вычисление и получают число 10)

  1. Пальчиковая гимнастика «Покупки»

Раз, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, дом в котором мы живём. (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим поесть и попить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышко кошелька! (спрятать большой палец в кулак)

Нужно важное купить, чтобы экономным быть! (хлопнуть в ладоши перед собой)

Воспитатель: В семейном бюджете есть необходимые расходы, на которые нужно тратить деньги в первую очередь, а есть расходы необязательные, на которых можно и сэкономить и не тратить деньги.

  1. Дидактическая игра «Семейный бюджет»

Цель:         Формирование знаний детей о расходах семьи.

Задачи:         познакомить детей с многообразием потребностей человека; научить определять разницу между «хочу» и «надо»; развивать у детей кругозор и познавательный интерес; воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

  1. Физкультминутка

Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям, (круговые движения руками)

делим ровно пополам. (руки вместе вперед)

  1. Дидактическая игра «Что можно купить и что нельзя купить за деньги?»

Воспитатель: На столах и на слайдах карточки с заданиями, дети отбирают карточки с символами что можно, а что нельзя купить за деньги. При этом ребята объясняют свой выбор.

Воспитатель: Молодцы, вы все справились с заданием. А теперь давайте, подумаем, какой совет мы можем дать Полине? Сейчас я включу телефон, и мы отправим Полине наше сообщение.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?

Что такое семейный бюджет?  (это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени).

Что такое доход семьи? (Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи) (Доходы семьи – это поступления денежных средств, в семью из разных источников)

Ребята, как вы думаете, что такое расходы? (Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги).

  1. Рефлексия:

Зажмите руку в кулак и…
кому было интересно – разогните мизинец
кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
кто хорошо работал – средний
кто помогал работе в группе – указательный
кому урок понравился – большой.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте, что ваши родители не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что их потратить, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь на своих родителей, когда они говорят, что сейчас нет денег. Это не значит, что их нет в кошельке, просто они нужны для других целей. Я надеюсь, когда вы вырастите, вы тоже станете хорошими хозяевами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейные обычаи на Руси"

Программное содержание:Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пер...

Деловая игра по финансовой грамотности с обучающимися старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»

Формирование финансовой грамотности у обучающихся старшего дошкольного возраста....

Деловая игра по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»

Формирование финансовой грамотности у обучающихся старшего дошкольного возраста....

Проект "Мы маленькие финансисты" Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»

Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»Цель:- расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет;-познакомить с...

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста "Семейный бюджет и расходы семьи"

Дети познакомятся с такими понятиями как семейный бюджет, его основными источниками (зарплата, пенсия, стипендия), с понятием "расход" (обязательный и необязательный). Смогут понять как разу...

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи» Воспитатели МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской обл.» Бушмакина Е.Н.; Юдина А.Г.

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратков...

"Семейный бюджет" - конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста.

quot;Семейный бюджет" -  конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста....