Детско - взрослый познавательный проект
проект по окружающему миру

Мурылев Юрий Сергеевич

Познавательный проект о своей малой родине "Моя Родина - Ямал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko_vzroslyy_proekt.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Детско- взрослый  познавательный проект

«Моя Родина - Ямал»

Автор: Бондарев Артемий

Руководитель : Мурылев Юрий Сергеевич

Я живу в городе Новый Уренгой на полуострове Ямал. Узнал от взрослых, что Ямал - загадочная земля на Севере России - кладезь природных, исторических и культурных ценностей. И захотелось узнать, какими ценностями обладает Ямал.

Слово «Ямал» переводится с ненецкого как «край земли». Название говорит само за себя: более половины территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) находится за Северным полярным кругом.

Соседи Ямала. ЯНАО граничит на северо-западе с Ненецким автономным округом, на западе – с республикой Коми, на юге – с Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой, на востоке – с Красноярским краем. Отдельного внимания заслуживает столица региона – Салехард. Это единственный на планете крупный населенный пункт, расположенный на полярном круге.

Природные ценности. Ямал – это сердце Арктики. Здесь, в суровом климате Крайнего Севера – с полярным сиянием и вечной мерзлотой – живут гостеприимные и трудолюбивые люди, влюбленные в свой край. На огромной территории, где тайга сменяется тундрой и несут свои воды реки и озера, сконцентрировано огромное количество энергетических ресурсов: нефти и газа. На Ямале добывается более 90% всего природного газа страны (более 20% мировой добычи) и более 14% российской нефти и газоконденсата. В регионе открыто более 130 нефтяных и газовых месторождений.

Природа Ямала. Хрупкая и уникальна экосистема на Ямале нуждается в особой защите от промышленного влияния. Поэтому в регионе создано более десятка охраняемых природных территорий: Гыданский национальный парк, Верхне-Тазовский заповедник, Полярно-Уральский природный парк и др.

Вывод: Ямал – край земли, который богат природными ресурсами. На Ямале добывается газ и нефть, а для того, чтобы сохранить уникальную природу Ямала создаются заповедники.

Знакомство с коренными жителями. Коренные народы Ямала – ненцы, ханты, селькупы и др. – на протяжении более трех тысяч лет сохраняют свои традиции и живут в гармонии с северной природой. Ненцы – народ кочующий по тундре, традиционное их жилище - чум, в центре чума находится очаг - металлическая печь. Пространство справа и слева от очага служит жилой частью чума. На пол укладываются доски, и все застилают шкурой оленя. Для ненцев чум - это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир!

Традиционные занятия ненцев – охота на пушного зверя, дикого оленя, рыболовство, оленеводство.

Ненцы-оленеводы кочуют по тундре со стадом и живут в чуме. Оленеводы-кочевники практически непрерывно находятся в пути. Зимой они кочуют на юг, в лесотундру, летом – на север, к морю. Летом олени питаются травами, грибами, некоторыми видами кустарников, зимой – ягелем.

На это и ориентируется оленевод, выбирая место для стоянки: главное, чтобы было хорошо его стаду.

Ненцы не покупают одежду в магазине, а шьют ее сами. Традиционную одежду шьют из оленьих шкур. Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок занимаются женщины. Одежды богато украшают меховой аппликацией, плетут украшения из бисера, вышивают подшейным волосом оленя.

Наиболее распространенные игрушки мальчиков - миниатюрный аркан и лук со стрелами, фигурки оленей. Девочки играют в куклы, состоящие из клюва утки или гуся и туловища из сукна. Они самостоятельно шьют куклам одежду и украшают ее, осваивая необходимые женские навыки.

Коренные народы Ямала верят в духов. Так, создателем всего живого на земле у ненцев считается Нум, обитавший на небе, хозяйкой земли – Яминю. Злое начало олицетворяла Нга – владыка подземного мира. Были и духи – хозяева лесов, гор, рек, охоты, ремесел. 

Вывод: Ямал – родина коренных народов: ненцев, ханты, манси, селькупов. Это душевные, гостеприимные, трудолюбивые, скромные люди. Оленеводы, охотники, рыбаки, они трепетно и бережно относятся к природе, к суровой, северной, но самой дорогой родине. Они сохранили свои традиции, обычаи, самобытную, уникальную культуру, которая нашла свое выражение в орнаментах на одежде, в построении основного жилища – чума, в декоративно-прикладном творчестве, в исполнении народных песен и танцев.

Так в рамках проекта я узнала много нового о Ямале, его природе, богатствах, о коренных жителях и их основных занятиях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Зачем кошке хвост?»

Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста....

Детско – взрослый познавательно-исследовательский проект С детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница Соль» по методу Савинкова

Проблемная ситуация:Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем откуда она появилась? Приносит она пользу или вред?Однажды утром дети старшей группы, съев утром кашу, обратились к воспитателю с ...

Детско–взрослый образовательный проект «Домашние обитатели» (развитие познавательных и речевых способностей детей)

Детско–взрослый образовательный проект«Домашние обитатели»(развитие познавательных и речевых способностей детей)...

Детско- взрослый познавательный проект "Правила ЗОЖ"

В презентации отражена идея проекта и этапы ее реализации...

Детско - взрослый познавательный проект "Поддержите птиц зимой"

Материал предназначен для педагогов работающих с младшим дошкольным возрастом....

Детско–взрослый образовательный проект «Домашние обитатели» (развитие познавательных и речевых способностей детей)

Создать условия для развития познавательных и речевых способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Домашние обитатели».Формировать представление дете...