Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Электричество вокруг нас»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Занимательные эксперименты со статическим электричеством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_elektrichestvo_vokrug_nas.docx | 80.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
Конспект образовательной деятельности
в старшей группе.
Тема: «Электричество вокруг нас»
Составила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Швеина О.Н.
Камчатский край, с. Мильково, 2024 год
Интеграция образовательных областей: познание.
Цель: формирование у детей познавательной активности, любознательности через опыты со статическим электричеством.
Задачи:
- образовательные:
1) расширить знания детей об окружающем мире;
2) уточнить и расширить представления детей о том, где «живёт» опасное электричество и как оно помогает человеку;
3) закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;
4) познакомить детей с причинами возникновения и проявления статического электричества и возможностью снятия его с предметов;
- развивающие:
1) развивать стремление к познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
2) способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;
3) вызвать интерес к опытам, открытиям;
- воспитательные:
1) воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
2) воспитывать умение работать в коллективе.
Объекты исследования: бытовые приборы и предметы.
Предмет исследования: статическое электричество.
Предварительная работа: беседа о пользе электричества в быту, разгадывание загадок об электроприборах, просмотр серии мультфильмов «Фиксики».
Материалы и оборудование: электронные часы, голосовое сообщение профессора Электрикуса, видеофильм «Фиксисоветы. Осторожно! Электричество», воздушные шары, пластмассовые расчёски, бумага, алюминиевая банка, тазик с водой, бумажный кораблик, овсяные хлопья.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
В.: - Здравствуйте, ребята!
Д.: - Здравствуйте!
В.: - Мы каждый день произносим слово «здравствуйте». От какого другого слова оно происходит? Что оно означает?
Д.: - Слово «здравствуйте» происходит от слова «здоровье». Оно означает «будьте здоровы».
В.: - Правильно, ребята. Не забывайте здороваться при встрече и желать друг другу здоровья.
2. Сюрпризный момент.
В.: - Ребята, отгадайте загадку. Если отгадаете, узнаете, о чём будем говорить на занятии.
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжётся в доме свет.
(Электричество).
В.: - Правильно, сегодня мы будем говорить про электричество.
II. Основная часть.
1. Проблемная ситуация.
В.: - Работы у нас много, поэтому нужно следить за временем. Но что такое? Часы, кажется, стоят. Почему?
(Дети могут высказать предположения: «Села батарейка», «Нет батарейки»).
В.: - Сейчас я заменю батарейку. Но делать это нужно правильно: на одном конце батарейки нарисован плюс, на другом - минус. Поэтому нужно поставить плюс к плюсу, а минус к минусу. Послушайте, начали ли работать часы?
Д.: - Да, начали. Они тикают.
В.: - Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток и часы заработали. Значит, часы работают с помощью электричества?
Д.: -Да!
2. Актуализация знаний детей.
В.: - Ребята, скажите, где ещё в быту используется электрический ток?
Д.: - С помощью электрического тока работает телевизор, холодильник, телефон, компьютер…
В.: - Да, ребята. Все бытовые приборы работают с помощью электричества. Значит, электричество помогает нам, как добрый волшебник, без него было бы трудно. А у нас в группе есть электричество?
Д.: - Да!
В.: - Почему вы так думаете?
Д.: - Мы включаем компьютер, телевизор, сушильный шкаф.
В.: - Правильно, ребята.
3. Повторение правил безопасного поведения при взаимодействии с электричеством, электрическими приборами.
На телефоне воспитателя раздаётся сигнал о поступившем голосовом сообщении.
В.: - Ребята, мне пришло сообщение, сейчас я его прослушаю: вдруг это важная информация.
Прослушивает сообщение.
В.: - Ребята, оказывается, это сообщение не только для меня, но и для вас. Давайте прослушаем его вместе.
Текст сообщения: - Здравствуйте, Ольга Николаевна и ребята! Меня зовут профессор Электрикус. Мне очень приятно, что вас интересует электричество.
Я про электричество знаю всё – всё! Очень хотелось приехать к вам и рассказать о нём, но не могу, потому что у меня много работы. Поэтому я и мои помощники Фиксики подготовили для вас видеописьмо. Думаю, что вам будет интересно и полезно его просмотреть и узнать, как правильно обращаться с электричеством. До свидания, ребята! Надеюсь, вы запомните то, о чём говорится в моём видеописьме.
В.: - Ребята, вам интересно посмотреть видеописьмо профессора Электрикуса?
Д.: - Да!
Воспитатель «копирует» видеописьмо («Фиксисоветы. Осторожно! Электричество») с телефона на компьютер и включает просмотр.
В.: - Действительно, ребята, в видеописьме содержится очень полезная информация. Спасибо профессору Электрикусу и Фиксикам. Расскажите, как нужно правильно обращаться с электричеством.
Ответы детей.
В.: - Да, с электричеством нужно обращаться правильно, осторожно, когда мы пользуемся бытовыми приборами.
4. Выполнение экспериментов с электричеством.
В.: - Ребята, есть электричество неопасное, тихое и незаметное. Оно повсюду окружает нас, а мы об этом даже не догадываемся. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Хотите поиграть с электричеством?
Д.: - Да!
В.: - Тогда я приглашаю вас в страну Электрию, в которой электричество живёт повсюду. Закройте глаза. Три раза повернёмся и в Электрию перенесёмся.
Пока у детей закрыты глаза, воспитатель открывает разложенные на столах предметы для проведения экспериментов, на стену вешает шарик, разбрасывает шарики по полу, два шарика вешает на стойку.
- Откройте глаза, ребята. Посмотрите, как интересно: на стене висит шарик, и на полу шарики. А давайте-ка их тоже повесим на стену.
Дети открывают глаза, осматриваются, берут шарики,
пытаются повесить их на стену.
В.: -Почему этот шарик висит, а остальные падают?
Ответы детей.
В.: -Давайте наши шарики сделаем волшебными. Это просто: надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали.
Дети трут шарики о волосы, прикладывают к стене – шарики висят.
Д.: - Ребята, как вы думаете, почему шарики повисли на стене?
Ответы детей.
В.: -Произошло это потому, что в наших волосах живет электричество. Мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, шарик стал электрическим и поэтому притянулся к стене. Попробуем приложить шарики к шкафу, к себе, друг к другу. Что происходит?
Д.: - Шарики прилипают ко всему.
В.: - Теперь мы знаем, где живет электричество?
Д.: - Да, оно живёт в волосах.
На стойке висят наэлектризованные шарики на длинных нитках.
В.: - Давайте потрём о волосы вот эти два шарика. Что произошло?
Д.: - Они стали отталкиваться друг от друга.
В.: - Да, они отталкиваются, как будто поссорились. Давайте их помирим. Для этого нужно снять с одного шарика электричество - намочить его.
Один из детей брызгает воду на шарик.
В.: - Что произошло теперь?
Д.: -Шарики притянулись, как будто помирились.
В.: - Когда ещё можно увидеть электричество в волосах?
Д.: - Его можно увидеть, когда расчёсываемся.
В.: -Что тогда происходит с волосами?
Д.: - Они торчат в разные стороны, и даже раздаётся треск.
В.: - Это ещё раз доказывает, что в волосах живет электричество. Убедимся в этом. Подойдите к столу. Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. Возьмите расчёску и поднесите её к бумаге. С бумагой что-то происходит?
Д.: - Нет.
В.: -Как заставить бумагу притянуться к расчёске?
Предположения детей.
В.: -Что мы сделали, чтобы шарики притянулись к стене?
Д.: - Потёрли шарики о волосы.
В.: - Значит, что нужно сделать с расчёской?
Д.: - Нужно потереть её о волосы.
Дети расчесываются или натирают расчёску о волосы.
В.: - Поднесите расчёску к бумаге. Что происходит?
Д.: - Бумага прилипла, притянулась, зашевелилась.
В.: - Почему?
Д.: - Мы поймали расчёской электричество, и она стала притягивать бумагу.
В.: - Давайте проведём ещё один опыт – «Весёлая регата».
Дети наблюдают за опытом, делают вывод, отвечают.
В.: - Для этого опыта нам понадобится тазик с водой, бумажный кораблик и воздушный шарик. Быстрыми движениями потрём шарик о волосы и поднесём его к кораблику. Что происходит?
Д.: - Кораблик притягивается к шарику.
В.: - Попробуем вести шарик по кругу. Что происходит?
Д.: - Кораблик плывёт за шариком.
В.: - Почему?
Д.: - Мы поймали шариком электричество, поэтому кораблик к нему притягивается.
Дети наблюдают за опытом, делают вывод, отвечают.
В.: - Но электричество притягивает не только бумагу. Попробуем в этом убедиться. В плоскую тарелку насыпаем столовую ложку овсяных хлопьев. Быстрыми движениями потрём шарик о волосы и поднесём его к овсяным хлопьям. Что происходит?
Д.: - Хлопья подпрыгивают и прилипают к шарику, потому что шарик наэлектризован.
В.: - А сможет ли электричество воздействовать на более тяжёлые предметы? Быстрыми движениями потрём шарик о волосы и поднесём его к алюминиевой банке из-под газированного напитка. Что происходит с банкой?
Д.: - Банка притягивается к шарику, начинает двигаться за ним.
В.: - Ребята, наши часы показывают, что пора возвращаться в детский сад.
В.: - На память о нашем путешествии предлагаю взять воздушные шарики, которые висят на стене. Для этого надо превратить их в обыкновенные.
Дети брызгают на шарики водой, снимают их со стены.
В.: -Закройте глаза.
Дети закрывают глаза.
В.: -Три раза повернёмся и в детский сад перенесёмся.
Дети три раза поворачиваются, открывают глаза, вместе с воспитателем
проходят на ковёр и садятся.
III. Итог занятия.
В.: - Интересно ли было вам играть с электричеством?
Д.: - Да!
В.: - Мы будем и дальше продолжать знакомиться с электричеством, проводить опыты, играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ»
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Конспект образовательной деятельностив старшей группе.Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ – ЦРР-Д/С №14Краснодарский край г....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: Навыки безопасного поведения на дорогах.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: привитие навыков безопасного поведения на дорогах.Задачи:Образовател...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Пространственные отношения: справа, слева»
Конспект образовательной деятельности в старшей группеТема: «Пространственные отношения: справа, слева»Цель: Формирование навыка различать и называть пространственные отношения: справа — слева.Задачи:...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Пространственные отношения: справа, слева»
Конспект образовательной деятельности в старшей группеТема: «Пространственные отношения: справа, слева»Цель: Формирование навыка различать и называть пространственные отношения: справа — слева.Задачи:...
Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»
Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: Путешествие в цветочный город. Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе.Тема: Путешествие в цветочный город.Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)Интеграция образовательных областей «Социал...