Конспект викторина по экологическому воспитанию (старшая-подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Викторина с Эколятами для старшего, подготовительного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_viktoriny_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по экологическому воспитанию
«Знатоки природы!»
для дошкольников
Цель:
Закрепить, обобщить, систематизировать и уточнить знания детей о природе родного края, образе жизни животных, птицах, растениях; совершенствовать экологические знания
Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.
Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.
Способствовать формированию знаний о природе, развитию экологического мышления и творческого воображения. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.
Развивать память, речь детей, творческие способности.
Предшествующая работа:
1. Беседы: лес - растения и животные леса, река и ее обитатели.
2. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадывание загадок.
3. Чтение художественной литературы: рассматривание иллюстраций, картинок, чтение журналов.
Оборудование:
Эмблема на каждого участника, картинки животных, растений, аудиозапись с мелодиями, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, два колокольчика, кнопка – звонок, дидактические игры «Собери мусор», «Кто-где живет?»
Участники:
Воспитатель, герои - Эколята Елочка и Умница
дети (2 команды)
Ход занятия.
Ведущий:
- Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Появляются герои – Елочка и Умница.
Ёлочка: Здравствуйте ребята! Я веселая и общительная Ёлочка! Живу в лесу, и больше всего на свете я люблю узнавать что-то новое и неизвестное, а еще мне очень нравиться играть в разные игры! Вот услышала по лесному радио, что в вашем детском саду намечается интересненькое мероприятие, и решила поспешить к вам в гости.
Умница: Я Умница – разумница, я знаю все про лес, про листочки, про грибочки, про ягоды и почки. Можно и мне с Вами?
Ведущий: Конечно можно! Мы с ребятами собираемся сегодня узнать много интересного, и возможно кому-то неизвестного! Хочу вас обрадовать, Ёлочка, наши дети тоже очень любят играть. Поэтому можете смело оставаться с нами Вам понравиться.
Ёлочка: Спасибо! С удовольствием!
Ведущий:
Дорогие ребята, я сегодня пригласила Вас на Экологическую викторину. А кто знает, что такое Экология? Викторина?
Соревноваться будут две команды. Команда «Елочки» команда «Умницы». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки - шишки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает. А помогут нам не путаться колокольчики и кнопка звонок.
Ну что, давайте начнем!
1 конкурс «Разминка».
Вопросы для команды «Елочки»:
- Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие).
- Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние).
- Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (насекомые)
- Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
- У какого дерева белый ствол? (береза)
- Как называется дом муравьев? (муравейник)
- Как назвать детеныша коровы? (теленок)
- Сколько ног у жука? (шесть)
- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
- Кто носит свой дом на спине? (улитка)
- У какого зверя есть иголки? (у ежа)
- Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)
- Лев – дикое или домашнее животное? (дикое)
- Какого зверя можно назвать длинноухим? (зайца)
- Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
- Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
Вопросы для команды «Умницы»:
- На каком дереве растут желуди? (на дубе)
- Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
- Карась, щука, сом, окунь – это … (рыбы)
- У какого зверя рыжая шубка? (у белки, у лисы)
- Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
- Какая птица лечит деревья (дятел)
- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека (скворечник)
- Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
- Какая птица выводит птенцов зимой (клест)
- У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
- Кто в лесу плетет паутину? (паук)
- У какого насекомого крылышки красные с черными точками (у божьей коровки)
- Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
- Чем питается бабочка? (нектаром)
- Собака – дикое или домашнее животное? (домашнее)
- Что такое зеленый покров Земли? (трава)
2 конкурс «Угадайте по описанию».
1 команда
«Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей».
Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.
2 команда
«Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами».
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).
Ответ: лиса.
3 конкурс «Лес»:
Воспитатель:
1. Какие деревья растут в нашем лесу и парке? (Хвойные: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта; лиственные: береза, осина, тополь, рябина, черемуха, клен, ольха)
2. Какое дерево называют «Символом России», «Русской красавицей»? (береза)
3. Ягодами какого дерева зимой питаются птицы, его ягоды обладают лечебными свойствами? (рябина)
Физкультминутка:
Дети по лесу гуляли (шагают),
За природой наблюдали (смотрят по сторонам),
Вверх на солнце посмотрели (вдох через нос),
И их лучики согрели (выдох).
Бабочки летали (моргают быстро глазами),
Крылышками махали,
На нос села вдруг пчела (дотрагиваются пальцем носа),
Посмотрите вниз, друзья, (опускают глаза вниз).
Мы листочки приподняли (приседают),
В ладошку ягоды собрали (собирают),
А потом все дружно встали (поднимаются)
Великанами мы стали (поднимаются на носочки, руки вверх)
Хорошо мы погуляли (руки в стороны)
И нисколько не устали!
4 конкурс «Подбери слова»:
- Лес может быть густым, а может быть и (редким)
- Волк - зверь большой, а ёж (маленький)
- Лось могучий, то есть (крупный, огромный, большой)
- Весна бывает ранняя, а бывает и (поздняя)
- Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины (горькие)
- Январь год начинается, а декабрь (кончает)
5 конкурс: Экологические задачи.
- Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.
-Смотри, смотри, мама - птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.
-Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?
Вывод. Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.
2. Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.
-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.
-Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?
Вывод. Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.
3.Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.
-Давай поймаем ее, - попросил Витя.
-Нельзя ловить бабочек, сказал Коля.
-От них, все равно, ни какой пользы - ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?
Вывод. Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» по нашему мнению насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.
4. В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?
Вывод. Колокольчики - краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.
6. Игра «Собери мусор!»
Дети делятся на две команды. Около каждой команды ставятся урны с условными обозначениями (бумага, пластик). Перед командами, на расстоянии лежат обручи, в которых находится «мусор». Участникам команды по очереди нужно добежать до обруча, взять один предмет, прибежать обратно и бросить «мусор» в нужную урну, передать эстафету следующему, и так пока «мусор» не закончится.
7. Конкурс: «Вопросы о растениях, животных и насекомых».
Чья команда ответит на большинство вопросов, та и выиграла.
- Для чего нужна трава? (для красоты, живут насекомые, как корм для животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух)
- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза)
- Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна)
- Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом)
- Куда зимой пропадают насекомые? Прячутся под корой деревьев, под сухими листьями, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку)
- Сколько крыльев у жука? (четыре)
- Кто в лесу плетет паутину? (паук)
- У какого домашнего животного есть рога? (корова, коза)
- Почему в одних случаях заяц - белый, а в других – серый? (белый заяц бывает зимой, а весной и летом – серый)
8. конкурс: «Кто где живет» (дидактическая игра на прищепках)
9. конкурс. Экологические загадки
1. Голубой шатер, всю землю покрыл (небо)
2. Много рук, а нога одна (дерево)
3. Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт (ветер)
4. Кто в лесу без топора строит избу, без угла (муравьи)
5. Растут на ветке группками, покрытые скорлупками (орехи)
6. Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода)
7. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес)
8. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)
9. У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)
10. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
11. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
12. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
13. Самая высокая трава? (Бамбук)
14. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)
15. Как называется самая большая птица? (Страус)
16. Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)
Подведение итогов.
Ребята, какие же вы все молодцы, правда, девочки?
Я думаю, самое время подвести итоги, давайте посчитаем наши фишки-шишки, а Елочка и Умница нам помогут.
Награждение.
Воспитатель:
Всё Хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, Узнать, Полюбить!
Мы хотим, чтоб Земля расцветала,
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект викторины "Друзья природы" в старше-подготовительной группе детей с ФФНР.
ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ( НЕ ЗАГРЯЗНЯТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДУ, БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К РАСТЕНИЯМ И ЖИВОТНЫМ )....
Конспект викторины по экологическому воспитанию "Обитатели лесов на Кубани"
Конспект викторины по экологическому воспитанию в старшей группе "Обитатели лесов на Кубани"...
Сценарий викторины по экологическому воспитанию в старшей группе
Обобщение пройденного материала, вопросы по выделению главных признаков некоторых животных, использование ИКТ, вопросы на развитие логического мышления, правила поведения в природе....
Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»
Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...
Конспект викторины по экологическому воспитанию дошкольников «Земля - наш общий дом»
Конспект экологической викторины в старшей группе «Земля — наш общий дом»...
Викторина по экологическому воспитанию в старшей группе «Знатоки зимнего леса»
Викторина по экологическому воспитанию в старшей группе «Знатоки зимнего леса»https://www.maam.ru/detskijsad/viktorina-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-v-starshei-grupe-znatoki-zimnego-lesa...
Викторина по экологическому воспитанию в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР ТЕМА: «Люблю свой край Приморский»
Задачи:Обобщить знания детей о Красной книге, охраняемых видах животных и растениях приморского края.Воспитывать бережное отношение к природе....