Конспект занятия в старшей группе «Такие разные ткани»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
закрепить знания детей о происхождении тканей, показать свойства тканей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_takie_raznye_tkani.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Такие разные ткани»
Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды; показать свойства тканей.
Материал: образцы тканей: ситец, льняная и капроновая ткани, драп, болонья, шёлк, бумажная кукла, наряды для куклы из бумаги. Иллюстрации (лён, поле хлопчатника, веточки хлопчатника с раскрытыми коробочками).
Предшествующая работа: чтение сказки «Иголочка», о тутовом шелкопряде, чтение сказки. А. Коновалова «Волшебная коробочка», рассматривание образцов тканей.
Ход занятия
Воспитатель: ребята, возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу.
- Сегодня утром. Почтальон принёс нам письмо. Они прислали нам в подарок свою любимую куклу Асю и красивую одежду для неё. Кукла Ася – модница. У неё много нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем Асе так много одежды?
Предполагаемые ответы:
Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того. Чтобы гулять на улице - зимой в шубе. А осенью в пальто.
Воспитатель: как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему?
(Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться).
- Ребята, а я считаю, что иметь слишком много одежды тоже плохо, потому что много тратится денег на лишнюю одежду, её негде хранить, она занимает много места, из неё быстро дети вырастают.
- А зачем люди носят одежду? (чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным).
- Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду! Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о тканях, рассматривать их, проводить с ними опыты.
Дети проходят за столы. Перед вами образцы тканей, найдите среди них льняную ткань. Вспомните, из чего делают эту ткань?
Рассказ ребёнка. Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань.
- Скажите, ребята, а какая ещё особенность есть у льняных тканей?
У льняных тканей есть ещё одна особенность. Полотно из толстых льняных нитей называют холстом. На нём художники пишут свои картины масляными красками, а масло, на котором замешены краски, выжимают из семян льна.
- Скажите, что шьют из льняных тканей? (скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду).
- Молодцы, правильно. Теперь рассмотрим хлопчатобумажную ткань-ситец и сравним её с льняной тканью. Чем они отличаются? (Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань).
- Вспомните, что вы знаете о выращивании хлопчатника.
Рассказ ребёнка. Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато - уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити.
- А что делают из семян хлопчатника? (Семена тоже идут в дело. Из них выжимают хлопковое масло, да и сам хлопок мы имеем благодаря семенам, потому что волоконца хлопка — это волоски на семенах хлопчатника).
- Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? (Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты).
- Правильно. Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик (показываю 2 бумажных коврика). Представьте, что это ткань. Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит.
Теперь немного отдохнём и разминку.
Солнышко с тучками в прятки играло
Солнышко тучки – летучки считало
Лёгких 2 штучки, тяжёлых 2 штучки
Серых 2 штучки, тёмных 2 штучки
Солнышко спряталось – тучки не стало
Солнышко снова для нас засияло.
- Теперь рассмотрим образец драпа. Какой он на ощупь? Толстый, мягкий. Что можно сшить из драпа? (Тёплую юбку, пальто, куртку). Послушайте стихотворение и вспомните, из чего делают тёплые ткани:
Нам мешок кудряшек
Подарил барашек
Вышла брату шубка, вышла маме юбка
А носочки мне.
Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.
- Ребята, положите перед собой ситец, драп и лён. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями? (Эти ткани промокли).
- Если эти ткани посушить, что с ними произойдёт? (Они не изменятся, не расползутся как бумага, их можно стирать, гладить и они останутся такими же какими были).
- Теперь рассмотрим образец шёлка. Какой он? Блестящий, гладкий. Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеницаопутывае5 себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику.
Сейчас немного отдохнём и снова опыт проведём.
Физминутка.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки, вправо – влево наклонились
И ещё раз повторили
А теперь рывки руками выполняем вместе с вами
Руки вверх и руки вниз
Ты давай ка не ленись. На одной ноге стою
А другую подогну
А теперь попеременно буду поднимать колени
Воспитатель: отдохнули, посвежели. За столы тихонько сели.
- Ребята, намочите образцы из шёлка и капрона. Что с ними произошло? (Шёлк намокает. А с капроновой ленты капельки скатываются, она плохо впитывает влагу).
- Теперь рассмотрим ткань болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи? Куртки, штаны, сумки, зонты. Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде? Плохо. Почему? Она не намокает и её не продувает ветер. Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся. Подойдите к моему столу.
Опыт с зонтиком. Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.
- Давайте повторим новые слова: болонья, непромокаемая, воздухонепроницаемая. А ткани из хлопка и льна – наоборот - водопроницаемые, они хорошо впитывают влагу.
- Теперь давайте сравним бумагу и ткань. Сомните их, а теперь разгладьте. Что вы можете сказать? (Бумага сильно мнётся, плохо расправляется, а ткань, если прогладить утюгом, она станет такой же, как и была).
- Теперь попробуйте порвать бумагу и ткань. (Ткань прочная, а бумага нет).
- Намочите бумагу и ткань, выжмите и расправьте. Что вы видите? (Бумага размокает и рвётся, а мокрую ткань можно высушить).
- Ребята, обратите внимание. Наряды у куклы Аси бумажные, можно ли носить такую одежду? (Такую одежду носить нельзя, она не прочная, нужно шить одежду из ткани).
- Что нужно сначала сделать с тканью, прежде чем сшить одежду? (Раскроить, вырезать детали одежды, затем их сшить).
Молодцы, правильно!
Итог.
- Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии?
- Какие новые слова узнали? (Болонья, водонепроницаемая, непромокаемая, ткани из хлопка и льна водопроницаемые, хорошо впитывают влагу).
— Вот видите, какие разные бывают ткани: одни гладкие, другие ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Но раз их называют одним именем – ткани, значит все они, доже самые не похожие друг на друга с виду, всё – таки чем – похожи. Из тканей шьют одежду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие в старшей группе "Такие разные слова"
Цель: Создание в группе благоприятного психоэмоционального климата....
Конспект НОД в старшей группе "Такие разные грибы" с использованием ИКТ
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы. Задачи: 1. Закреплять предста...
Конспект НОД в старшей группе «Такие разные профессии»
Цель:1. Вызывать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях.2. Создать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессия...
Конспект занятия в подготовительной группе "Такая разная вода"
Такая разная вода!...
Интегрированное занятие в старшей группе «Такая разная осень»
В связи с переходом на ФГОС ДО интегрированные зянятия являются актуальными. Они интересны детям, Помогают воспитателю обобщить тему. Соединяет зняния из разных образовательных областей. Яркие и запом...
Занятие в старшей группе «Такие разные – профессии»
Занятие в старшей группе «Такие разные – профессии»...
Конспект ООД в старшей группе "Такие разные ткани" с использованием здоровьесберегающих технологий, исгровой деятельности, ИКТ
Конспект организованной образовательной деятельностипо ознакомлению со свойствами тканей в старшей группе«ТАКИЕ РАЗНЫЕ ТКАНИ»(с использованием здоровьесберегающих технологий, иг...