Конспект НОД
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)
Здесь есть технологические карты по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Царство воды | 31.91 КБ |
Экологическая тропа | 31.19 КБ |
Мир живой и неживой природы | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД.
Тема: «Царство Воды».
(посредством опытно-экспериментальной деятельности детей с водой выяснить её свойства и значение)
Ф.И.О. (педагога): Касенова Гульназ Серболовна
Цель: формирование у детей интереса к окружающему миру посредством ознакомления с свойствами воды.
Программные задачи:
1) образовательные:
- формирование представлений о воде её свойствах и качествах;
- формирование умений и способности определять взаимосвязь между водой, её состоянием, явлениями в природе;
- формирование умения делать выводы и открытия на основе результатов своей деятельности;
- расширить представления о роли воды в природе;
- обогащать словарный запас (жидкая, твёрдая, газообразная, пар, круговорот, водопад, водоворот, овраг, русло, море, океан).
2) развивающие:
- способствовать развитию мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, обобщение на основе наглядно – действенного мышления и воображения;
- развивать умение выслушивать ответы товарищей и дополнять их;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- развитие внимания и памяти.
3) воспитательные:
- воспитание усидчивости и аккуратности, последовательности действий;
- воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи;
- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
- закрепить навыки безопасного поведения во время проведения опытов;
- воспитывать бережное отношение к водоёмам и природе.
Способы организации НОД: сидя группами за столами, стоя вокруг демонстрационного стола, стоя полукругом, работа в парах.
Материалы и оборудование: стаканы с водой по количеству детей; сосуды различной формы на демонстрационном столе; конверты с заданиями для каждого стола; фильтр на демонстрационном столе; сахар на каждом столе; фотографии: водопадов, рек, океана, морей, озёр; мнемотаблица - правила поведения при проведении исследований и опытов.
Сюрприз для детей: конверты с заданием о проведении опыта с водой совместно с родителями для всех детей.
Ход НОД:
№ | Этап | (мин.) | Методы, формы, приемы, способствующие решению образовательных задач, активизации всех участников мероприятия созданию общей атмосферы заинтересованности. | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
1 | Вводная часть | 1мин. | Приветствие. Установление контакта с детьми. | Здравствуйте, ребята! А знаете ли вы, о чём эта загадка? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли — Жить нельзя нам без ... (Воды) | Дети заходят, встают в полукруг, здороваются. Отгадывают загадку. |
2 | Мотивация на деятельность | 2мин. | Словесная установка на дальнейшую деятельность (вопросы, объяснения). | Сегодня мы с вами поговорим о воде и как настоящие ученые-исследователи раскроем её свойства. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (демонстрация изображения лаборатории) В лаборатории, при проведении опытов, надо соблюдать определенные правила. Какие? Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Правильно. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. «Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество — внимательность, А поможет всё узнать Наша наблюдательность.» Вот мы и очутились в самой настоящей научной лаборатории. | Слушают. Лаборатория. Опираясь на мнемотаблицу, дети повторяют правила поведения при проведении опытов: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Дети подходят к столам и садятся. |
3 | Проблемно-поисковая деятельность. Динамическая пауза. | 18-20 мин. | Беседа, создание проблемной ситуации. Демонстрация наглядного пособия. Практический метод: постановка задания, контроль и регулирование в ходе деятельности детей, оценка. Помощник воспитателя убирает использованные стаканы и приносит чистые. Практический метод: экспериментирование. Демонстрация опыта воспитателем по очистке воды. Наглядно-демонстрационный метод. Словесная установка (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, рассуждение). Упражнения для снятия общего утомления. Выполнение имитационных движений под текст. Словесная установка (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, рассуждение). Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Словесная установка. Приемы активизации самостоятельного мышления детей с помощью наглядно – демонстрационного материала. Беседа. | Что вы видите на столах? Для чего эти предметы нам понадобятся? Правильно! А сейчас, вы будете проводить сами свои опыты, которые помогут вам раскрыть все тайны воды. 1 - определим прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком пуговицу. Видна она или нет? Теперь в стакан с водой. Какие вы молодцы!
Налейте немного чистой воды из кувшинов себе в стаканы и попробуйте её. Какая она на вкус? А запах? Вывод – не имеет запаха и без вкуса. А можно её сделать вкусной? Что надо сделать? Какой стала вода? Что же произошло с сахаром? Какой вывод мы сделаем? Где в нашей жизни мы можем наблюдать это? Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? А как вы думаете очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается? А что стало с нашей бумагой? Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить обитатели рек, озёр, морей и океанов?
Давайте с вами немного поиграем. Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки - капельки. Делайте всё, что я скажу. Где встречается капелька воды?
1.Капелька в уголке природы возле растений. 2.Капелька около туалетной комнаты. Так кто же наша знакомая Незнакомка? А почему она Незнакомка? Ну-ка, посмотрите на наш стол, что вы видите? Что в них налито? А какой она формы? Что вы можете сказать? Правильно! Её нельзя узнать по форме. В реке она между берегов реки, в море между берегов моря и всегда заполняет собою пространство любой формы. Вот почему она знакомая Незнакомка. | Рассматривают. Называют все предметы, находящиеся на столах. Слушают. Проводят эксперимент. Делают выводы. Вода прозрачная. Ребята выполняют указания воспитателя. Приходят к выводу, что вода не имеет запаха и вкуса. Высказывают свое мнение. Используя сахар делают воду сладкой. Приводят свои примеры. Рассуждают, отвечая на вопросы и делают выводы. (разные варианты ответов) Высказывают свое мнение (в чистой, нельзя загрязнять водоёмы, надо бережно относиться к воде). Дети прыгают. Встают парами, взявшись за руки. Встают в цепочку. Перестраиваются в хоровод. Отвечают на вопрос. Составляют рассказы о воде и её свойствах, на основе приобретенных знаний в ходе исследовательской деятельности и предварительных бесед. Рассказывают о круговороте воды в природе, ее свойствах Дети идут по группе ищут изображение капельки, делают выводы, где и как используется вода. (цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода, чтобы умываться…) Слушают, рассматривают и отвечают на вопросы. Рассуждают и делают выводы. |
4 | Открытый выход из деятельности. Рефлексия. | 2мин. | Сюрпризный момент. | Ребята, что нового мы узнали о воде? Какие секреты её раскрыли. Итог эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачностью; не имеет запаха; без вкуса; не имеет формы; растворитель. А теперь давайте всё уберём за собою и приготовимся поиграть в разные игры. | Слушают. Отвечают. Разбирают конверты. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
АНО ДО ЧДС «Радуга», группа: старшая; возраст: 5-6 лет
1.Тема занятия: «Прохождение по экологической тропе»
2. Цель: познакомить с осенними деревьями, клумбами и пнем.
3. Программные задачи:
- Расширять представление детей об осенних изменениях в природе;
- Показать объекты экологический тропы в осенний период;
- Формировать бережное отношение к окружающей природе;
- Дать элементарные представления о взаимосвязи человека в природе.
4. Образовательные области: (интеграция образовательных областей): познавательное развитие;
5. Оснащение занятия: объекты экологической тропы: берёза, рябина, клумбы, скворечник на дереве, пень.
Осенние листья разных деревьев. ДЕД ПРИРОДОВЕД.
6. Предварительная работа:
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Организация детей | Методы и приёмы руководства |
Мотивационно - проблемный | - Дети, сегодня мы с вами пройдём по экологической тропе. ДП: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Дед Природовед. А зовут меня так потому, что я знаю много тайн и секретов природы. - Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны и секреты природы. В: - Дедушка, наши дети очень любознательные, им наверняка будет интересно! Правда, ребята? ДП: - Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? Разноцветный парк, Разноцветный сад. Листопад начался! Начался листопад! Под ногами у ребят Листья весело шуршат! В: - Раз, два, три – к берёзе беги! | Выходят на улицу, их встречает дед природовед. - Здравствуйте! - Да! - Да, осень. Октябрь. Бегут к берёзе. | Около воспитателя и деда природоведа | Сюрпризный момент Беседа Чтение худ. Литературы |
Деятельностный 2.1. работа по осмыслению нового материала; 2.2. Дидактическая игра 2. 3. Игровое упражнение; | Подходят к берёзе ДП: - Ребята, а как вы узнали, что это берёза? Правильно, только у берёзы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист берёзы. Внимательно рассмотрите берёзовые листочки. Какого они цвета? Осенью листья берёзы зеленого и жёлтого цвета. - Кроме листьев на берёзе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена берёзы и разлетаются в разные стороны. Подходят к Рябине В: - А вот ещё дерево. Кто знает, как оно называется? Правильно, как вы догадались что это рябина? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они очень полезны для людей. Внимательно рассмотрите листочки рябины. Они отличаются от других листочков. Они словно состоят из нескольких маленьких листочков. ДП: угощает детей ягодами рябины. - Какие ягоды рябины на вкус? Ягоды сладковато-горькие, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее. - Далее, экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? Это Астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? На клумбе астра синего, красного и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в середине созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения. В: - Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбе? Правильно, чтобы было красиво! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы наша клумба? Клумба, на которой цветут астры круглой формы. «Похож - не похож» - Сегодня все предметы в этой группе волшебные. Каждый из них спрятался, и не может найти себе пару. Ваша задача найти похожий предмет и сесть тихо сесть на место. Волшебная стрелочка выбирает ребенка. - Расскажи, почему ты выбрал эти предметы? Чем они похожи? ДП: - Идем дальше. (Скворечник) - А вы знаете, кто живет в этом домике? В этом доме живут скворцы, а дом называется скворечник. А где же птицы? Уже наступила осень, осенью многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики-скворечники пока будут пустовать и ждать своих прежних хозяев. «Пень» - Следующую остановку мы сделаем у пня. Кто знает, что такое пень? Посмотрите, когда-то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, в пне кто-нибудь живёт? В этом пне тоже есть жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и живут так всю зиму, спрятавшись от холода. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветочек и даже дерево. Сейчас немного поиграем. ИГРА «Найди такой же листок, какой покажу». Нужно разложить в разных местах группы разные листы. Называет одно из них. Например, клён. Дети собирают все нужные листы. Побеждает тот, кто быстрее найдет названный лист. | Подходят к березе - Белый ствол, сережки. Показывают лист берёзы. - Желтые, зелёные. Слушают Смотрят Подходят к Рябине - Рябина. У рябины растут красные ягоды. Рассматривают листочки. Пробуют ягоды рябины. - Сладкие, кислые, горьк-е. Подходят к клумбе - Астры. - Красные. Внимательно слушают. Рассматривают цветок. - Для красоты! - Круглой формы. Самостоятельная деятельность детей Выбирают похожие пр-ты. Рассказывает о предметах. Подходят к скворечнику - Скворец. - Улетели. Внимательно слушают. Подходят к пню - Ответы детей. Внимательно слушают - Да. Внимательно слушают. Встают играть Внимательно слушают объяснение игры. | Около берёзы Около листов березы Около Рябины Около клумбы Около скворечников Около пня В центре группы Около воспитателя | Показ Беседа Рассказ Показ Беседа Рассказ Показ Рассказ Беседа Рассказ Беседа Игровое упражнение Показ Беседа Рассказ Показ Беседа Рассказ Беседа Игровое упражнение |
Рефлексивный | - Ребята, какие остановки мы с вами сегодня посетили? - Что вам запомнилось? Что понравилось? - Хочу вам подарить на память листочки, которые нужно раскрасить. - До свидания! | - Береза, рябина, клумба, пень. - Отвечают. Берут листочки от ДП. - До свидания! | Около воспитателя | Беседа Сюрпризный момент |
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема занятия – «Прохождение экологической тропы».
Виды образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Цель занятия – обобщить знания детей об окружающей среде, научить детей различать и называть растения, расширить представление детей об объектах экологической тропы, а также о сезонных изменениях в природе, систематизировать знания детей о пользе растений для человека и животных.
Задачи:
1. расширить и закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе; сформировать у детей интерес к природе, желание активно познавать природные объекты; уточнить и углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.
2. активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
3. сформировать бережное отношение к окружающей среде, приобщить к культуре общения с природой.
4. воспитать у детей стремление охранять и сохранять природный мир, следовать простым правилам во взаимоотношениях с природой.
Материалы и оборудование: объекты экологической тропы (берёза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень); картинки наблюдаемых объектов; план-схема экологической тропинки; проектор, презентация «Экологическая тропа».
Раздаточный материал: листочки с изображениями разных деревьев на каждого ребенка, бумажные силуэты листочков.
Предварительная работа: демонстрация иллюстраций и фотографий, отображающих природу, наблюдение за птицами, рассматривание, изучение деревьев их компонентов, растущих на участке, рисование объектов экологической тропы.
Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемный вопрос, мотивация деятельности, загадывание загадок, беседа, игра, чтение, объяснение, рассматривание, рисование, анализ готовых рисунков.
Ход занятия.
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие. Хотите узнать какое? (ответы детей)
Воспитатель: сегодня нас с вами ждет путешествие по экологической тропе. Кто мне скажет, что такое экологическая тропа? (ответы детей)
Воспитатель: сейчас я вам загадаю загадку, ребята и вы поймете, кто нам будет помогать в нашем путешествии:
«Загадка»
Очень добрый старичок
По лесу гуляет-
Он природу охраняет,
Он леса нам бережет
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.
Ответ: дед «Лесник».
Дети выходят на улицу (воспитатель, переодетый в деда Лесника).
Дети здороваются с дедом Лесником.
Дед «Лесник»: здравствуйте, ребята! Меня зовут дед «Лесник», меня так называют, потому что я живу в лесу и знаю много тайн и секретов природы.
2. Организационный момент.
Дед «Лесник»: сегодня я покажу вам ребята и расскажу некоторые секреты природы.
Воспитатель: дед «Лесник», наши ребята очень любознательные, они очень хотят узнать все секреты природы, правда, ребята? (ответы детей).
Дед «Лесник»: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Дед «Лесник»: а кто мне сможет рассказать стихотворение про осень?
Стих «1»
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Стих «1»
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Воспитатель предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
3. Путешествие по экологической тропе.
Воспитатель: Раз, два, три березу найди! (дети должны найти березу и прибежать к ней)
Дед «Лесник»: Дети, а как вы узнали, что это береза? Ответы детей.
Дед «Лесник»: Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно посмотрите на листочки березы, какого они цвета? Ответы детей.
Дед «Лесник»: а что не дает дереву упасть? Ответы детей.
Дед «Лесник»: а сейчас я предлагаю вам, ребята, немножко отдохнуть.
Физкультминутка:
Листопад, листопад, листья желтые летят, (дети берут листочки и разбегаются в разные стороны)
Собирайтесь, не ленитесь и друг другу улыбнитесь. (дети сбегаются в круг и улыбаются друг другу),
Листья желтые летят, кружатся (дети поднимают листики к верху и кружатся),
Ветер дунул: раз-два-три, оторвались от земли (дети разбегаются в разные стороны),
Мы взлетели высоко, но до неба далеко.
Покружились и опять опустились наземь спать (дети садятся на корточки).
Дед «Лесник» по экологической тропинка приводит детей к клумбе.
Дед «Лесник»: ребята, а вы знаете, как называются цветы, которые растут на клумбе? (ответы детей).
Дед «Лесник»: правильно, ребята, это бархатцы, они бываю разного цвета: оранжевые, желто-оранжевые и темные. Эти цветочки приятно пахнут, живут они один год, а когда цветочки завянут, можно собрать с них семена и посадить на следующий год.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, зачем люди сажают цветы на клумбах? (ответы детей).
Воспитатель: конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах растут разноцветные цветочки! Клумбы тоже бывают разных размеров и разной формы. Какой формы эта клумбы, на которой растут Бархатцы? (ответы детей).
Воспитатель: правильно клумбы могут быть любой формы: и круглой, и квадратной.
Дед «Лесник» дальше ведет ребят по экологической тропинке.
Дед «Лесник»: как вы думаете, ребята, какое место считается правильным для дерева? Давайте подумаем, какие условия необходимы для того, чтобы из семечки выросло дерево? (ответы детей).
Воспитатель: как вы думаете, прорастёт ли орешек, упавший на асфальт и почему? (ответы детей).
Дед «Лесник»: ребята! какие вы все молодцы так много всего знаете о деревьях. Помогите мне отгадать загадки!
Загадка «1»
Белоствольные девицы
Дружно встали у тропинки,
Книзу веточки склонили,
А на веточках сережки повисли.
Ответ: береза.
Загадка «2»
Ствол – могучий!
Крона – в тучах.
В кроне желуди видны.
Ведь не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны.
Ответ: дуб.
Загадка «3»
Что же это за девица:
Не швея и не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках – круглый год!
Ответ: елка.
Загадка «4»
Что за плакса навсегда
Поселилась у пруда.
Ветви в нём свои купает,
Это дерево, кто знает?
Ответ: ива.
Дети подходят к дереву со скворечником.
Дед «Лесник»: а вы знаете, кто живет в этом домике? (показывает на скворечник) ответы детей.
Педагог обобщает ответы детей:
Воспитатель: все верно, ребята, в этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». Как вы думаете, куда же подевались птицы? (ответы детей).
Дед «Лесник»: осень уже наступила, большинство птиц в это время улетают на юг, там тепло. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Скворечники пока пустуют, но прежние хозяева скоро вернуться вновь в свои домики, когда наступит весна.
Дед «Лесник»: а сейчас, ребята, давайте поиграем в игру. Я вам показываю листочек, а вы должны найти такой же. Кто быстрее находит выигрывает приз от деда «Лесника».
Д/и. «Найди такой же листочек». Дед «Лесник» показывает детям листочек любого дерева и предлагает ребятам попробовать найти такой же. Выбранные листочки дети сравнивают по форме, описывают, чем они похожи и чем отличаются. Каждому ребенку даются разные листочки: клен, береза, рябина, липа.
Дед «Лесник»: Ветер подул, наши листочки полетели. Покажите, как полетели листочки.
Дети, в руках у которых листочки, кружатся, по команде останавливаются. Игра повторяется с разными листочками.
Дед «Лесник»: ребята, а я пришел к вам не один. У пенька детей встречает белочка.
Белочка: здравствуйте ребята! Кто мне скажет, что такое пень? (ответы детей).
Белочка: все правильно, посмотрите, когда-то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а потом его спилили. Вместо этого остался пень. Как вы думаете, живет ли кто-то на пеньке? (ответы детей).
Белочка: правильно, ребята, в пеньке прячется очень много маленьких букашек и жучков, они забираются в пенек и живут там весь холодный период, зимой это их дом. Из пенька может вырасти травка, цветок и даже грибочек.
Белочка: а сейчас отгадайте мою загадку.
Хоть вкусна, да не малина,
С терпким вкусом – не калина,
Дрозд, снегирь, другая птица
Могут ею угоститься
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос.
Ответ: рябина.
Белочка: правильно, ребята. Как вы догадались, что это рябина? (ответы детей). Осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, они полезны и для людей.
Воспитатель предлагает детям внимательно изучить листочки рябины. Обращает внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев. Угощает детей ягодами рябины.
Воспитатель: Какие ягоды по вкусу? Ягоды сладко-горькие, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее.
Проводится пальчиковая гимнастика «Осень»
Осень, осень, (дети трут ладошки друг о друга)
Приходи! – (дети по очереди сжимают кулачки)
Осень, осень, - (дети трут ладошки друг о друга)
Погляди! – (дети прикладывают ладошки к щекам)
Листья желтые кружатся, - (дети двигают ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся. – (дети поглаживают коленки)
К югу полетели птицы, - (дети скрестили ручки и пошевелили пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится. – (дети постучали пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем – (дети делают вид)
И ботинки обуваем – (дети стучат ногами)
Знаем месяцы: - (дети хлопают ладошками по коленкам)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. – (дети показывают кулак, ребро, ладонь)
4. Заключительная часть.
Воспитатель: вот такие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Вам понравилось путешествие? (ответы детей).
Воспитатель: спасибо, ребята за отличную работу! Давайте попрощаемся с дедом «Лесником» и Белочкой. Ребята, а на каких остановках экологической тропы мы с вами останавливались? Что мы наблюдали? Ребята, вам понравилось путешествие по экологической тропе? (ответы детей).
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по теме «мир живой и неживой природы»
Цель: обобщать знания детей о живой и неживой природе , способствовать развитию познавательных интересов через решение проблемных ситуаций .
Задачи:
Образовательные:
- продолжать закреплять у детей знания о живой и неживой природе
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно делать выводы
- .развивать умение решать проблемные ситуации
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Продолжительность: 30 минут
Виды детской деятельности:
коммуникативная, познавательная, двигательная.
Методические приемы и технологии:
Решение проблемных ситуаций, игровая, психотерапия
Оборудование и материалы: музыкальная колонка, картинки с изображением живой и неживой природы, картинка с признакми живой природы, картинки с последовательностью развития дуба , зерна гороха и камешки, мел, вода , глобус, карандаши, альбомные листы .
Ход совместной деятельности
Этап | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Виды детской деятельности |
Организационный момент Вводная часть «Вызов интереса» | В группе расположена магнитная доска, столы для опытов | Педагог вносит коробочки с замоченными ранее семенами гороха и камешками. Педагог: : Ребята, помните мы с вами решили провести эксперимент – замочили семена гороха и камешки. Что мы с вами делали ?Как вы думаете, что с ними произошло ? Давайте посмотрим . Как вы думаете почему это произошло ?Почему камни не проросли?Мы же их тоже замочили, поливали .Что из них относится к живой и неживой природе? Что мы видим? Ответы детей. Вывод: Семена проросли, а значит что семена живые, а камушки нет. | Дети подходят к воспитателю. Коммуникативная деятельность Познавательная деятельность . |
Основная часть. Актуализация имеющегося опыта. Включение нового знания в систему знаний ребенка. | Дети подходят к столам , где приготовлены куски мела и стаканчики с водой и у каждого листочки с пиктограммами Дети подходят к магнитной доске Дети выходят на коврик Подходят к другой магнитной доске | Давайте проведем ещё один эксперимент. Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом?Он перестал быть мелом или нет? (Ответы детей) Воспитатель: Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше. Возьмите воду и перелейте часть воды в другой стаканчик. Что стало с водой, она перестала быть водой? (Ответы детей) Воспитатель: А что будет с бабочкой, жучком, цветком, деревом, птицей, если мы их разделим на части? Дети: Они погибнут. Вывод: Неживое остается неизменным, а живое погибнет. Предлагаю вам разгадать такие ребусы, чтобы ответить на вопросы чем живое отличается от неживого. Рассматриваем пиктограммы с признаками живого. Воспитатель: Ребята, а мы с вами относимся к живой или неживой природе? Почему ? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, мы часть природы, мы живые , а всё живое растёт, размножается,питается. Дышит. А мы сейчас сделаем дыхательную гимнастику «Вертушки» Дидактическая игра «Живое - неживое». На доске две таблички Живое и Неживое Я предлагаю вам рассмотреть картинки, на которых изображены объекты живой и неживой природы. Их следует разделить на две группы. А сейчас поиграем в игу « Живое-неживое» .когда я говорю что то из живой природы вы двигаетесь, когда из неживой – замираете ( Лошадь, солнце, акула, сорока, море, бабочка, гора, змея, дуб) А вот смотрите у меня желуди. Рассмотрите их . Скажите, может из них что-то вырасти . Игра « Посадим дерево» Разложить в ряд картинки от жёлудя до дуба А сейчас я приглашаю Вас на Гимнастику. (звучит спокойная музыка) Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза. Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно. Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка. И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок) Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком, потом превратиться в прекрасный цветок и украшать нашу планету Земля? (Ответы детей). А что нужно было цветочку чтобы вырасти ? живая природа тесно связана с неживой | Двигательная деятельность Познавательная деятельность Двигательная деятельность |
Осмысление (итог) | Дети садятся за столы , где приготовлены листы для рисования и карандаши | А теперь послушайте стихотворение Л.Дайнеко Вот на земле огромный дом - Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля. Земля – это общий, чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли. Кто хочет может нарисовать картину где будет изображена и живая и неживая природа. | Коммуникативная деятельность Изобразительная деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....