Конспект образовательной деятельности с детьми младшего возраста «Познавательное развитие». «Воздух вокруг нас».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Невенченкова Наталья Николаевна

 

 

 

Конспект

 

образовательной деятельности с детьми младшего возраста

 

«Познавательное развитие».  «Воздух вокруг нас».

 

(с элементами экспериментирования)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Невенченкова Н.Н.

Программные задачи:

• знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем);

• развивать умение детей решать проблемные задачи;

• воспитывать интерес к экспериментированию;

• знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.

 

Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный, лёгкий; поднимется вверх в виде пузырьков.

Материалы и оборудование:  воздушные шарики, для каждого ребёнка стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты.

Предварительная работа: опытно-экспериментальная деятельность.

Ход. 

  1. Сюрпризный момент.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Открывает дверь и выносит плюшевого мишку с шариком в руке.

М.- Здравствуйте, ребята! (дети здороваются) Я шел к своему другу слоненку на день рождения, нес ему этот прекрасный шарик. Но что случилось с моим шариком? Почему он стал таким маленьким?

Воспитатель:

-  Мишутка не расстраивайся! Мы тебе поможем ! Но сначала нам надо разобраться, что же было внутри шарика?(слушает ответы детей)

Воспитатель:

- Что же случилось, ребята, кто скажет?

Дети. Он спустил, стал маленьким.

Воспитатель:

- Что будет внутри шарика, когда мы его надуем?

Дети. Воздух

- Как он там оказался (появился)? (ответы детей).

2. Отгадывание загадки.

Воспитатель:

- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)

И обратный держит путь (выдох ртом)

Он невидимый, но, всё же,

Без него мы жить не можем.

(Дети отгадывают)

Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Губы вытянуты. (Дыхательную гимнастика.)

4.  Экспериментирование.

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить?

- Для чего нам нужен воздух? 

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель:

- Ой! Получается, что мы все дышим воздухом?! Значит и я, и  вы ребята, и все живые существа не могут жить без воздуха?!

- А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха? 

Дети: Воздух вокруг нас.

Воспитатель:

- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с детьми пытаются поймать воздух ладонями.)

Воспитатель:

- А у меня ничего не получается!  Может его и вовсе нет?

- Хотите я вас научу ловить воздух?    

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.

Воспитатель:

- Получилось?

(ответы детей. Подвести детей к выводу, что воздух можно поймать).

- А какого он цвета? Мы его видим?

(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый).

Воспитатель:-Вот видишь Мишутка  этот воздух  невидимый. И поймать его невозможно… А почувствовать-то его можно?

Воспитатель:

- А мы сейчас это узнаем. (дышим на ладошку (губы трубочкой-холодный воздух, широким ртом-теплый воздух).

Эксперемент: три коробочки с разными запахами(чеснок,духи,лимон)

(ответы детей. Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать).

Воспитатель:

- А давайте мы с вами расскажем стишок  про ветер и немного разомнёмся.

5. Физ.минутка:

Ветер дует нам в лицо

(помахать руками в лицо)

Закачалось деревцо

(покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише ,тише

(Присесть, помахать руками вверх, вниз)

Деревцо все выше, выше

(Потянуться вверх)

Раз, два, три, четыре, пять будем дальше мы играть!

(хлопаем в ладоши)

6. Экспериментирование.

Воспитатель:

- Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним(Подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктельные трубочки для каждого ребёнка, воспитателя)

- Что вы здесь видите?

- Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей).

- Ребята, я хочу вам показать опыт!

Опыт с водой:

Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки.

Воспитатель:

- Ой! А что это булькает?! (ответы детей).

Если дети затрудняются воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы:

- Откуда он появился?

- Почему он булькает? и т.п.

Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков. Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен воздухом, другой — водой..

7. Подвижная игра.

Мишка:- Что-то я устал. Я-то думал, что детишки в детском саду всё время играют, а у вас тут одни сплошные опыты! Вы что даже не умеете играть?

Воспитатель:  -Ну что ж Мишка, посиди отдохни. А я ребята предлагаю вам поиграть (Проводится игра «Пузырь»).

8. Подведение итогов.

Медведь:

- Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть.

 Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть?

• воздух невидимый, но мы можем его почувствовать;

• руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде

Мишка:

- Ну, теперь я всё запомнил! Спасибо ребята!

-Мне пора идти к своему другу слоненку!

Но как же я без подарка?

Воспитатель:- Не переживай Мишка! Мы с ребятами приготовили  много шаров, но только они без веревочек. А давайте им дорисуем веревочки (дети рисуют карандашами веревочки для шаров)

Мишка благодарит и уходит с рисунком. Дети прощаются.

Сюпризный момент: коробочка с  воздушными шариками

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему:«Вода вокруг нас».

Цель: Обратить внимание детей на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, сравнить свойства воды с другими веществами. Совершенствовать представлени...

Экологический проект «ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (2 младшая группа)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам....

Развитие у детей младшего возраста познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности.

Как  создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию ...

Организованная образовательная двигательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие вокруг света»

Организованная образовательная двигательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы  «Путешествие вокруг света». Цель: создание условий для развития двигательн...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»

Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Театрализованная деятельность как средство речевого развития младших дошкольников» «В гостях у Сказки…»

Программное содержание: развитие связной диалогической речи, активизация словаря, интонационной выразительности речи, памяти, внимания, умение использовать мимику и жесты для изображения героев с...

Совместная деятельность с детьми старшего возраста, познавательное развитие, экспериментирование. "Путешествие в лабораторию профессора Чудакова"

Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования....