Экологический проект «ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (2 младшая группа)
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.docx | 50.84 КБ |
proekt.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №35 «Родничок»
Экологический проект
«ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(2 младшая группа)
Подготовили:
Воспитатель МАДОУ
«Центр развития ребенка –
детский сад №35 «Родничок»
ГорбуноваН.С.
Губкин, 2013 г.
Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста».
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Срок реализации: сентябрь 2013 г. – май 2014 г.
Аннотация.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Актуальность.
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Цель:
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы.
Задачи:
1.Познакомить детей с явлениями неживой природы, обнаружить их особенности, свойства, характерные признаки.
2.Формировать навыки самостоятельной постановки элементарных опытов с песком, глиной, со снегом, водой, воздухом.
3.Показать связь неживой природы с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека.
4.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
5.Развивать и закреплять познавательное отношение детей к окружающему миру.
6. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.
7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
В работе используются формы и методы такие как: наблюдения, экскурсии; игры, опыты, беседа, рассматривание, чтение художественной литературы, индивидуальная работа с детьми и самостоятельная деятельность детей. Вся непосредственно- образовательная деятельность построена на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Подготовительный
1.Диагностирование детей.
2. Определение цели и задач проекта.
3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «Мини – лаборатории»
2 этап:Основной
1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы.
3 этап:Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Предварительная работа:
• подбор литературы;
• подбор материала для экспериментирования;
• подбор дидактических игр по экологии;
• оформление уголка «Мини лаборатория» в группе;
• наблюдение в природе на прогулке.
Работа с родителями:
• Анкетирование родителей;
• Консультации;
• Совместная опытно – экспериментальная деятельность детей и родителей дома.
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
-развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- дети научатся проводить простейшую опытно - экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
№ п/п | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ||
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. | Опыт: «Свойства песка». | Познакомить детей со свойствами и особенностями песка: он бывает сухой и мокрый (влажный, сырой); сухой – сверло – желтого цвета, сыплется струей, не лепится; сырой – по цвету значительно темнее, лепится в комки, не сыплется, в него легко играть. | ||
2. | Игры с песком. | Закрепить с детьми свойства и особенности песка. Побуждать детей делать интересные постройки , сооружения. | ||
3. | Опыт: «Узнаем, какая глина» | Научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). | ||
ОКТЯБРЬ | ||||
1. | Опыт: «Сравнить свойства песка и глины». | Учить детей сравнивать свойства песка и глины: песок рыхлый, легко проходят вода, воздух; глина твердая, плохо проходят вода, воздух. | ||
2. | Опыт « Ветер». | Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление) | ||
3. | Опыт: «Что в пакете?» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. | ||
4. | Игры с воздушными шарами. | Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его | ||
НОЯБРЬ | ||||
1. | Игры с водой. | Познакомить детей со свойствами воды: течёт, журчит, брызги летят, капельки капают, Обсудить вопрос о том, кому нужна вода: детям, рыбам, птичкам. Водой моем лицо, руки, чтобы были чистыми. | ||
2. | Вода - волшебница | Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества ( при зтом вода меняет цвет, запах, вкус) | ||
3. | Опыт с водой «Тонет – не тонет». | Предложить детям проверить, какие из окружающих предметов тонут в воде, а какие остаются на поверхности. Для эксперимента использовать пробки, кусочки пластилина, бусины. | ||
ДЕКАБРЬ | ||||
1. | Опыт: «Снег и его свойства». | Познакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, защищает растения от холода. | ||
2. | Опыт: «Снег в комнате тает». | Продолжать знакомить детей со свойствами снега (зависимость состояния снега от температуры воздуха). | ||
3. | Опыт: «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду». | Закрепить представление детей о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха. | ||
ЯНВАРЬ | ||||
1. | Наблюдение за снегом в морозный день. | Развивать наблюдательность и умение самостоятельно делать выводы. В морозный день послушать как скрипит снег под ногами. | ||
2. | Опыт: «Разноцветные льдинки». | Показать, что цветная вода на морозе превратилась в цветной лёд ( твёрдый, холодный, блестящий, хрупкий, при падении могут расколоться на куски). | ||
3. | Опыт: «Снег – это вода». | Показать детям, что снег состоит из воды, Обратить внимание детей на то, что вода, полученная из снега, грязная. | ||
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | Опыт: «Вода разной формы». | Показать детям, что вода занимает форму той посуды, куда её наливают. | ||
2. | Опыт: «Здравствуй, ветер». | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер | ||
3. | Наблюдение за ветром. | Развивать умение наблюдать, выяснить, по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака. | ||
МАРТ | ||||
1. | Наблюдение за сосульками. | Расширять знания детей о свойствах воды, Выяснить, где больше сосулек – на солнечной стороне или на теневой? Почему? Сравнить сосульки по толщине и длине. | ||
2. | Лёгкий - тяжёлый | Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов. | ||
3. | Плавает- тонет | Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые - тонут | ||
АПРЕЛЬ | ||||
1. | «Бумага, ее качества и свойства» | Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | ||
2. | Опыт: «Свойства камней». | Сравнить камни по форме, размеру, цвету, по округлости, гладкости, по тяжести. | ||
3. | Постройка из камней домика для собачки. | Закрепить знания о свойствах камня. Сравнить камень с поролоном: что легче, что тяжелее; что тонет в воде, а что плавает. Из камней можно построить дом для собачки, зайчика. | ||
МАЙ | ||||
1. | .«Пирожки для Мишки» | Расширять знания о свойствах песка, развивать умение, сравнивать, делать выводы | ||
2. | Делаем дорожки и узоры из песка. | Продолжить ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить узор, из мокрого нельзя). | ||
3. | Опыт: «Исследователи песка». | Рассмотреть песок через лупу и сделать вывод, что песок состоит из мелких зёрнышек – песчинок, которые не прилипают друг к другу. |
Литература.
1. Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
2. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
3. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;
4. Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы»- Волгоград: Учитель, 2009;
5. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;
6. Новиковская, О. А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников». – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010;
7. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005;
8. Прохорова Л.Н. «Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие»- М.: АРКТИ, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Опытно – экспериментальная деятельность детей
Опыты с песком и глиной
Опыт 1
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать - песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок – «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок – рыхлый.
Опыт 2
Аккуратно налить немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в «песок» и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в мокрый или сухой? Потом наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок и что часть воды остаётся сверху, на глине.
Опыт 3
Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок – рыхлый.
Опыт 4
«Свойства мокрого песка»
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Опыт 5
"Сухой песок может сыпаться".
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется).
Опыт 6
"Мокрый песок принимает любую нужную форму".
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого).
Опыт 7
"На мокром песке остаются следы, отпечатки".
Воспитатель предлагает на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).
Приложение 1
Опыты с водой
Опыт 1.
«Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.
Опыт 2
«У воды нет вкуса»
Предложите детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нетвкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Опыт 3
«Уводы нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждении они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают ещеи еще, пока неубедятся, что запаха нет.
Опыт 4
«Лед - твердая вода»
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.
Вывод:лед, снег - это тоже вода.
Опыт 5.
"Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду".
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Приложение 1
Опыты с воздухом
Опыт 1
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).
Опыт 4.
Поставить перед детьми стаканчики с мыльным раствором и предложить выдуть через соломинку мыльные пузырьки. Обсудить с детьми, почему они называются «мыльными», что внутри этих пузырей и почему они такие легкие, летают.
Опыт 5
Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).
Опыт 6
"Ветер - это движение воздуха".
Воспитатель предлагает посмотреть в окно, - есть ли ветер? Можно ли прямо сейчас пригласить ветер в гости? (Если на улице сильный ветер, достаточно открыть форточку, и дети увидят, как колышется занавеска.Если погода безветренная, воспитатель устраивает сквозняк, - и тогда ветер "приходит в гости"). Можно поздороваться с ним. Затем воспитатель предлагает подумать, откуда берётся ветер? (Как правило, дети говорят, что ветер дует потому, что деревья качаются). Ветер рождается из-за движения воздуха. Воспитатель раздаёт ниточки, на концах которых прикреплены бабочки, божьи коровки, вырезанные из бумаги. Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на ниточки. Что происходит? (Бабочки и божьи коровки улетают). Да, бабочки и божьи коровки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает ниточки с фигурками.
Вывод: Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.
Приложение 2
НОД «Свойства песка и глины»
Цель:
Закрепить знания детей о песке и его свойствах: сыпучий, сухой, мокрый. Из мокрого песка можно делать куличики. Сухой песок светлый, коричневый; мокрый -темный, холодный.
Познакомить детей с глиной и ее свойствами: глина бывает сухая, она твердая. Мокрая глина — липкая, из нее можно лепить.
Материал: песок, глина.
Ход занятия
Беседа «Сухой песок».
Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Сейчас я вам покажу что-то интересное. (Воспитатель подводит детей к столу, где расположены емкости с сухим песком).
(Дети работают стоя у столов).
Посмотрите, что это такое? (песок)
Скажите, какого цвета песок? (коричневый)
Потрогайте песок и скажите, какой он: сухой или мокрый?
Посмотрите дети, сухой песок сыплется. (Воспитатель показывает детям). Значит, песок какой? (Сыпучий).
Да, дети, он сыпучий, он сыплется.
Экспериментальная деятельность детей с сухим песком.
Воспитатель: А можно ли из него сделать куличики? Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно насыпьте в нее песок. Все насыпали? А теперь осторожно переверните формочку на подставку.
Дети, получились у вас куличики? Почему же не получились куличики? Кто знает?
Ответы детей: Песок сухой, он сыпучий.
Воспитатель: Правильно, из сухого песка куличики не получаются. Посмотрите, а что это лежит у меня в тазике? (мокрый песок).
Экспериментальная деятельность с мокрым песком.
Воспитатель: Потрогайте его и скажите — сухой он или мокрый? Правильно этот песок сырой, мокрый. Он холодный.
- Илья, какой же это песок?
- Даша мокрый песок какой? Теплый или холодный? (Пусть ребенок еще раз его потрогает). Как думаете, можно ли из него лепить, можно ли делать куличики?
- Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку еще раз совочком. Вот сколько куличиков мы с вами налепили. Мы молодцы. А теперь возьмите салфетки и вытрите руки. Приглашаю вас на игру.
Подвижная физкультминутка «Песчинки».
Вокруг себя повернитесь и в песочек превратитесь. Вот как много у нас песка. Каждый из вас песчинка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. (Воспитатель дует на детей). Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели. Ветер притих, и песок вверх. Полетели песчинки, закружились. Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать. Поливает она лесок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю. Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь все за руки. Вот какой большой каравай слепила из мокрого песка хозяйка.
Игра «Каравай».
Воспитатель: Давайте поиграем в каравай. (Игра проводится 1 раз). Приглашаю вас сесть за стол. (На столе лежат тарелочки с сухой и мокрой глиной, салфетки).
Экспериментальная деятельность с глиной.
Воспитатель: Дети, что это такое? Это глина. Давайте скажем все вместе: глина. Возьмите глину в руки. Какого она цвета? (Коричневая, как шоколадка). Потрогайте ее и скажите, какая она? (Сухая).
- Маша, какая глина, твердая или мягкая? (Твердая)
Правильно, сухая глина твердая. Попробуйте из нее что-то слепить. Получилось? Почему не получилось? (Она сухая, она рассыпается).
Положите сухую глину на место и возьмите другой кусочек в руки. Что вы взяли? (Глина).
- Правильно, это тоже глина. Потрогайте и скажите, какая это глина? (Она мокрая, липкая). Из мокрой глины можно лепить. Какая у вас глина? (Мокрая, липкая).
Раздается стук в дверь. Входит кукла Катя.
Воспитатель: Здравствуй девочка, как тебя зовут?
Кукла: Я кукла Катя. Сегодня ко мне придут гости. А я не успела приготовить для них угощение. Не расстраивайся. Мы тебе поможем. Присаживайся рядом с нами (куклу сажают на заранее приготовленный стул). Сейчас мы, дети, будем лепить из глины печенье для куклы Кати.
Практическая работа. Изготовление печенья.
Воспитатель: Вначале надо скатать вот такой шарик, (воспитатель показывает детям прием лепки). Покажите, как вы будете лепить шарик? (дети руками показывают прием лепки). Затем нужно придавить шарик ладошками, чтобы получилось печенье. Вот так. (воспитатель показывает).
Как вы ладошками прижмете шарик? Возьмите всю глину и скатайте шарик (во время работы подхожу к детям, оказываю им помощь).
У кого шарик готов? Придавите его ладошками. Вот какое красивое печенье получилось. Если дети быстро выполняют работу, предложить им еще слепить печенье. По окончании работы протереть руки салфеткой.
Вот сколько разного печенья — большого и маленького — мы слепили из глины.
Кукла Катя: Большое спасибо, дети, вы мне очень помогли.
Воспитатель: Мы рады тебе помочь. Давайте на этом красивом подносе отдадим печенье нашей кукле Кате, чтобы ей можно было ими угостить своих гостей. А я тоже для вас испекла печенье и хочу всех угостить. Пойдемте помоем руки, кукла угощает детей печеньем.
Приложение 2
Опыт: Что в пакете?
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.
Материалы: полиэтиленовые пакеты.
Содержание организованной деятельности детей
Лунтик приносит в группу полиэтиленовые пакеты.
Лунтик: Ребята, что в этих пакетах?
Дети вместе с воспитателем рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.
Воспитатель . А что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий.
Лунтик: Что же там? Откройте, мы посмотрим.
Воспитатель открывает пакет, в нём нет ничего, обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.
Лунтик: Так что же было в пакете?
Воспитатель. В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, лёгкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой.
Рефлексия. Дети сами набирают воздух в пакеты.
Приложение 2
НОД «Узнаем, какая вода».
Цель:
Формировать представления о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся.
Материалы: Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; набор мелких предметов.
Содержание организованной деятельности детей
К детям приходит Лунтик
Лунтик: Ребята, я вам принёс две загадочные банки (дети вместе с Лунтиком рассматривают закрытые крышками банки, одна - пустая, другая – с водой). Интересно, что в них?
Предлагает детям рассмотреть.
При обследовании выясняется, что одна банка лёгкая, а другая – тяжёлая.
Лунтик: Давайте откроем первую банку. Что в ней? (Нет ничего, кроме воздуха) Правильно, она пустая, поэтому и лёгкая.
Воспитатель. (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?
Лунтик: В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это?
Дети. Вода.
Лунтик: Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой.
Дети выбирают любой предмет и опускают его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.
Воспитатель помогает детям в эксперименте, с каждым ребёнком закрепляет понятие «прозрачная».
Лунтик: А если мы наклоним банку с водой, что произойдёт?
Дети. Вода выльется.
Лунтик: Правильно, она выльется, потому что вода жидкая.
Воспитатель (обращаясь к Лунтику, предлагает). Лунтик, если вода жидкая, налей её ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льётся.
Лунтик: Ребятки, водичка у вас в стаканчиках какая?
Дети: Чистая и прозрачная.
Лунтик: А можно её пить?
Дети: Можно (пьют воду)
Приложение 3
Игровые ситуации:
«Разноцветные шарики»
Цель: Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).
Материал: Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/.
Взрослый обращает внимание на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая и на своем листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Лист становится разноцветным. Ребенок запоминает названия каждой краски. Затем ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, взрослый показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек. Обращается его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, их можно вложить в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой. Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д.
«Волшебные краски»
Цель: Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый, красного и желтого - оранжевый; красного и синего - Фиолетовый (сиреневый); красного и черного - коричневый и т.п. Материал: Гуашь, кисти, 4-5 пустых прозрачных стакана.
Ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать; моет кисточку в стакане, таким образом, возникает цветная водичка. «Затем малыш рисует другой краской и промывает кисточку в другом стаканчике, и во втором стакане появляется водичка другого цвета. Ребенок рисует всеми красками поочередно, промывая каждый раз кисть в новом стаканчике. Если малыш повторно обращается к какой-либо краске, то моет кисть в соответствующем по цвету стаканчике. Взрослый собирает все стаканчики на один поднос и предлагает малышу показать «фокус», наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку и туда добавляет желтую воду. «Что у нас получилось? Какой цвет водички? - Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т.д. Примечание. Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и другие цвета) получают при соединении основных цветов с белилами. В конце игры рассматривают рисунок, ребенок рассказывает, что нарисовал.
«Цветные льдинки»
Цель: В процессе экспериментирования показать ребенку, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).
Материал: Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.); коробка из-под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках. Примечание. Данная деятельность может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в предыдущих двух играх.
Взрослый беседует с малышом о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с тобой льдинки». Расставляет формочки на столе. На глазах у ребенка наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие - цветную. «Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится». Во второй части экспериментальной деятельности используется коробка из-под конфет для изготовления «бус». В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки. На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой. Когда придет время гулять, взрослый в присутствии ребенка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими елочку, дорожки или снеговика.
«Найди колокольчик»
Цель: Научить находить заданный предмет по слуховому восприятию.
Материал: Коробочки (3-4 шт.), в которые закладываются звучащие предметы, например, колокольчик, камешки, погремушка. Одна коробочка остается пустой.
Взрослый показывает малышу закрытые коробочки, говорит, что в трех коробочках лежат разные предметы, а в одной - ничего нет. Просит найти коробочку, в которой отсутствуют какие-либо предметы. Подсказывает, как это можно сделать: «Покрути коробочку, послушай: лежит там что-то?» Малыш находит коробочку, которая не издает звук. «Значит, она пустая», - поясняет взрослый. Во второй части занятия ребенок по слуху определяет, что лежит, в какой коробочке: колокольчик звенит, погремушка гремит, а камешки стучат. Если малыш затрудняется, взрослый помогает. В последующем у ребенка будет формироваться более тонкая дифференцировка на звуки. Малыш узнает, что содержимое коробочки можно определить по слуху. После экспериментирования игра с найденными предметами разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу ребенка.
«Солнечный зайчик»
Цель: Показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах или на травке, дороге, воде.
Материал: Зеркало небольшого размера (7-10 см в диаметре)
Игра проводится в солнечный день в помещении или на улице. «Солнечным зайчиком» называют луч от зеркальной поверхности, предлагается малышам посмотреть как зайчик «бегает» по травке (на улице), как играет в прятки (в комнате). Игра разворачивается ситуативно по желанию детей: они могут просто наблюдать, как скачет солнечный зайчик, и попросить самим поиграть с зеркальцем; малыш хочет поймать солнечного зайчика и пытается его взять в руки; взрослый и ребенок делают «солнечных зайчиков» одновременно каждый своим зеркальцем: один зайчик «догоняет» другого т.п.
«Где ночует солнышко?»
Цель: Обратить внимание малыша на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе. Восход солнышка можно наблюдать в одно окошко, а вечером заход солнышка виден уже с другой стороны, в другое окно.
Утром, в солнечный денек взрослый предлагает детям «поздороваться» с солнышком и предлагает протянуть солнышку ладошки: «Здравствуй, здравствуй, солнышко!
А теперь с солнышком поздороваются игрушки: и Заика, и Мишка, и кукла Настя, и все-все наши любимые друзья, все говорят: «Здравствуй, Солнышко!». В течение дня, если у детей сохраняется интерес к наблюдению, взрослый обращает его внимание на то, что солнышко уже не там, где было; солнышко «гуляет». Вечером взрослый показывает закат солнца и говорит: солнышко уходит, «садится», прячется за горизонт, уходит «спать», отдыхать. «Видишь, совсем в другой стороне, можно наблюдать его в противоположное окошко (с западной стороны). «Скажем Солнышку: «До завтра». Мы утром опять будем встречать Солнышко!» - поясняет взрослый.
Приложение 4
Анкета
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ
1. ФИО ребенка ____________________________________________
2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)
а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)
б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.
3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)
4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?
Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие
5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):
- проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
- сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
-другие методы (какие именно?).
6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?
7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)
8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?
Приложение 5
Консультация для родителей
ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.
В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?)
Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?
Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?)
подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
Приложение 5
Консультация для родителей по развитию поисково – исследовательской активности детей.
«ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ | ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ |
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность | Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. |
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. | Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ним, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и понятно, помогать ему в этом своим участием. |
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. | Если у вас возникает необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. |
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. | С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. |
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость. | Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждения и аргументируя). |
Приложение 5
Консультация для родителей
Формирование познавательного интереса детей
раннего дошкольного возраста
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия и осмысленной предметной деятельности.
Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает.
Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.
В познавательном развитии ребёнка стоит учитывать два важных компонента.
Во-первых, собственно информация, которую получает ребёнок из окружающего мира. Во-вторых, отношение ребёнка к получаемой им информации. В первом случае для улучшения познавательного развития ребёнка важно анализировать следующее:
а) какую именно информацию ребёнок получает: соответствует ли она его познавательным потребностям? она является совершенно новой, или совпадает с тем, что уже знает ребёнок, или изменяет имеющиеся знания?
б) как именно ребёнок получает информацию: в процессе собственной деятельности или со слов других? кто или что является авторитетным источником информации для ребёнка?
в) как ребёнок умеет оперировать информацией? В зависимости от своего возраста и уровня развития, актуальности и понятности информации, ребёнок может её запомнить или забыть, систематизировать или анализировать…
Познавательное развитие ребёнка можно разделить на два этапа: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша.
Каждое новое умение дает ребенку возможность новых открытий и, чем старше юный исследователь, тем интенсивнее происходит развитие познавательных способностей. Если до двух лет познавательный процесс большей частью происходит посредством движения, то позже начинает преобладать зрение: ребенок учится рассматривать предметы, постепенно подключая другие способы восприятия (обоняние, слух, осязание). К пяти годам у ребенка накапливается довольно объемный багаж знаний. Немаловажную роль в познавательной деятельности ребенка играет овладение речью. Чем больше словарный запас малыша, тем больше новой информации он способен принять и понять. Стимулировать развитие познавательной деятельности можно посредством игры и увлекательной деятельности. Познавать новое малыш может везде: на прогулке, в общественном транспорте, в поликлинике. Главное, чтобы взрослые могли грамотно рассказать о чем-нибудь новом и имели фантазию придумать интересное задание ребенку. Например, по дороге в детский сад можно рассказывать увиденное. Спросите ребенка: «Какой транспорт ты видишь?», «Посчитай, сколько машин белого цвета», «А что в природе бывает белым?».
Читая книги, очень важно разговаривать на тему услышанного ребенком, задавать вопросы по иллюстрациям. Чем старше ребенок, тем сложнее вопросы и задания ему под силу, и тем более сложные темы его интересуют.
В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.
Если в раннем младенчестве, кроха отличается безудержным любопытством и "откликается" в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, «оригинальность и сила звука, то на 3-ем году ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что «скрытые» свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т.д. Малыш как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства, «таящиеся» в его конструкции, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. Стремление к исследованиям также формирует такое замечательное качество как любознательность. Мир будит в малыше азарт «первооткрывателя» Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новоe в знакомом. Так начинается экспериментирование. Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. С помощью игр с элементами экспериментирования возможно:
- Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
- Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
- Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
- Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.).
- Учить малыша выражать словами свои впечатления.
- Обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы.
Задачи : 1.Познакомить детей с явлениями неживой природы, обнаружить их особенности, свойства, характерные признаки. 2. Формировать навыки самостоятельной постановки элементарных опытов с песком, глиной, со снегом, водой, воздухом. 3.Показать связь неживой природы с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека. 4.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. 5.Развивать и закреплять познавательное отношение детей к окружающему миру. 6. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы. 7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Тип проекта Познавательный Вид проекта Исследовательский Срок реализации проекта Сентябрь 2013г. – Май 2014г. Формы и методы Наблюдения, экскурсии; игры, опыты, беседа, рассматривание, чтение художественной литературы, индивидуальная работа с детьми и самостоятельная деятельность детей. Предпола - гаемые результаты - расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире; -развить познавательные умения через экспериментальную деятельность; - дети научатся проводить простейшую опытно - экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. Материалы Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.
Этапы работы над проектом : 1 этап: Подготовительный 1.Диагностирование детей. 2. Определение цели и задач проекта. 3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. 4. Разработка комплексно - тематического плана работы 5. Создание условий для организации работы в «Мини – лаборатории» 2 этап: Основной 1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы. 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы. 3 этап: Заключительный Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
№ п/п ТЕМА ЦЕЛЬ СЕНТЯБРЬ 1. Опыт: «Свойства песка». Познакомить детей со свойствами и особенностями песка: он бывает сухой и мокрый (влажный, сырой); сухой – сверло – желтого цвета, сыплется струей, не лепится; сырой – по цвету значительно темнее, лепится в комки, не сыплется, в него легко играть. 2. Игры с песком. Закрепить с детьми свойства и особенности песка. Побуждать детей делать интересные постройки , сооружения. 3. Опыт: «Узнаем, какая глина» Научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). ОКТЯБРЬ 1. Опыт: «Сравнить свойства песка и глины». Учить детей сравнивать свойства песка и глины: песок рыхлый, легко проходят вода, воздух; глина твердая, плохо проходят вода, воздух. 2. Опыт « Ветер». Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление) 3. Опыт: «Что в пакете?» Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. 4. Игры с воздушными шарами. Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его НОЯБРЬ 1. Игры с водой. Познакомить детей со свойствами воды: течёт, журчит, брызги летят, капельки капают, Обсудить вопрос о том, кому нужна вода: детям, рыбам, птичкам. Водой моем лицо, руки, чтобы были чистыми. 2. Вода - волшебница Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества ( при зтом вода меняет цвет, запах, вкус) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
3. Опыт с водой «Тонет – не тонет». Предложить детям проверить, какие из окружающих предметов тонут в воде, а какие остаются на поверхности. Для эксперимента использовать пробки, кусочки пластилина, бусины. ДЕКАБРЬ 1. Опыт: «Снег и его свойства». Познакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, защищает растения от холода. 2. Опыт: «Снег в комнате тает». Продолжать знакомить детей со свойствами снега (зависимость состояния снега от температуры воздуха). 3. Опыт: «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду». Закрепить представление детей о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха. ЯНВАРЬ 1. Наблюдение за снегом в морозный день. Развивать наблюдательность и умение самостоятельно делать выводы. В морозный день послушать как скрипит снег под ногами. 2. Опыт: «Разноцветные льдинки». Показать, что цветная вода на морозе превратилась в цветной лёд ( твёрдый, холодный, блестящий, хрупкий, при падении могут расколоться на куски). 3. Опыт: «Снег – это вода». Показать детям, что снег состоит из воды, Обратить внимание детей на то, что вода, полученная из снега, грязная . ФЕВРАЛЬ 1. Опыт: «Вода разной формы». Показать детям, что вода занимает форму той посуды, куда её наливают. 2. Опыт: «Здравствуй, ветер». Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер 3. Наблюдение за ветром. Развивать умение наблюдать, выяснить, по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака. МАРТ 1. Наблюдение за сосульками. Расширять знания детей о свойствах воды, Выяснить, где больше сосулек – на солнечной стороне или на теневой? Почему? Сравнить сосульки по толщине и длине. 2. Лёгкий - тяжёлый Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов. 3. Плавает- тонет Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые - тонут
АПРЕЛЬ 1. «Бумага, ее качества и свойства» Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). 2. Опыт: «Свойства камней». Сравнить камни по форме, размеру, цвету, по округлости, гладкости, по тяжести. 3. Постройка из камней домика для собачки. Закрепить знания о свойствах камня. Сравнить камень с поролоном: что легче, что тяжелее; что тонет в воде, а что плавает. Из камней можно построить дом для собачки, зайчика. МАЙ 1. .«Пирожки для Мишки» Расширять знания о свойствах песка, развивать умение, сравнивать, делать выводы 2. Делаем дорожки и узоры из песка. Продолжить ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить узор, из мокрого нельзя). 3. Опыт: «Исследователи песка». Рассмотреть песок через лупу и сделать вывод, что песок состоит из мелких зёрнышек – песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Опыты с песком
Опыты с воздухом
Опыты с водой
Предполагаемый результат: - расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире; -развить познавательные умения через экспериментальную деятельность; - дети научатся проводить простейшую опытно - экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
Литература 1. Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004; 2. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004; 3. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003; 4. Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы»- Волгоград: Учитель, 2009; 5. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006; 6. Новиковская, О. А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников». – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010; 7. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005; 8. Прохорова Л.Н. «Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие»- М.: АРКТИ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...
Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".
Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...
Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"...
Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный город».
Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....
Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»
формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста...
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода»
ПРОЕКТОпытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Вода»По доминирующей деятельности : познавательно - исследовательский, тво...