" Птицы нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Павлова Олеся Владимировна

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №3 «Колосок»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

«Птицы нашего края»

Автор: воспитатель

высшей категории

Павлова О.В.

 

2024год.

Тема: «Птицы нашего края»

Актуальность: 

     Пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. По птицам мы можем судить о состоянии природы вокруг нас. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Ведь, как и птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужны чистая вода и чистый воздух.

     Именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы, важно формирование начал экологической культуры личности человека.

     В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относится к природе, то они погубят нашу планету. А для того чтобы этого не произошло надо с дошкольного возраста воспитывать экологическую культуру и ответственность детей, так как приобретенные в дошкольном возрасте знания остаются на всю жизнь.

     Приобщая воспитанников к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.

Проблема:

     В процессе наблюдений   я выявила,  что не у всех детей наблюдаются  достаточные знания о птицах, не все дети с желанием наблюдают за птицами, прилетающими на участок. Поэтому я решила разработать конспект образовательной деятельности «Птицы нашего края»

Цель:

Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.

2.Уточнить и систематизировать знания детей о птицах родного  края.

Развивающие:

1.развивать творческие способности, мышления.

2. развивать умение строить причинно-следственные связи.

3. понимать образный смысл загадок.

4. Развивать речь детей и активизировать словарный запас.

Воспитательные:

3.Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.

Предварительная работа:

Восприятие художественной литературы; К.Паустовский «Растрепанный воробей», Д. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Птичья столовая», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди, Гадкий утёнок», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»,  сказки: «Гуси- лебеди», «Иван царевич и серый волк».

Наблюдение за птицами в природе и на участке детского сада. Рассматривание птиц на иллюстрациях и сюжетных картинках, отгадывание загадок, беседы по теме. Дидактические игры: «Узнай по описанию» «Чей домик», «Зоологическое лото», «Кто где живет», «Птичий базар», «Собери птицу»(пазлы), просмотр презентаций, аппликация, лепка, рисование птиц, подвижные игры: «Совушка – сова», «Перелет птиц», просмотр мультфильмов, развивающих видеороликов по теме.

Работа с родителями: Привлечение родителей к изготовлению кормушек, скворечников, рекомендации «Правила поведения в лесу», совместная творческая деятельность по теме.

Оборудование и материал: Интерактивная доска, проектор, музыкальный центр, ноутбук, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки по теме, предметы для имитации леса, шкатулка, письмо от Лесовичка, задания.

Ход образовательной деятельности:

     Воспитатель обращает внимание детей на красивую шкатулку, стоящую на столе. Интересно, что же в ней лежит? А вот какое-то письмо. От кого же оно.

     «Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы добрые и заботливые: ухаживаете за растениями, заботитесь о птицах, подкармливаете их. Ведь мы не можем себе представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц. А сколько пользы приносят птицы человеку! Я приглашаю вас в гости, в лес, где живет очень много птиц, чтобы послушать их пение и полюбоваться их красотой. Но чтобы добраться до леса вы должны выполнить задания, а они спрятаны. В шкатулке есть схема как их найти»

                                                                                                  Лесовичок.

Воспитатель: Ребята Лесовичок приглашает нас в лес. Вы согласны отправиться в путь и выполнить задания.

Дети: Да.

Воспитатель достает из шкатулки схему. На ней написано, что нужно выйти из группы и пройти в музыкальный зал (в зале создана имитация леса). Повернуть направо пройти десять шагов и на ветке дерева найти  задание.

     -  Детям предлагается кроссворд с загадками (номер загадки соответствует номеру строки кроссворда, в которую нужно вписать ответ)

1.У меня ходули — не страшит болото.

Лягушат найду ли — вот моя забота... (цапля)

2.Чёрен конь за морем бывал;

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди белое полотенце… (ласточка)

3.Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой... (снегирь)

4.На месте — дворец,

Во дворе — певец... (скворец)

5.Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей... (грач)

Воспитатель: Молодцы, ребятки хорошо справились с заданием. Ну что же отправляемся дальше.

Воспитатель читает, что от дерева нужно пройти вперед пять шагов и под камнем будет другое задание.

  -   И так, ребятки, что же вы знаете о птицах, сейчас проверим.

1.Какую птицу называют лесным доктором?

(дятла)

2.Какая птица любит воровать блестящие предметы?

(сорока)

3.Где живут скворцы?

(в скворечниках)

4.Почему сороку называют птицей во фраке?

(за её чёрно-белый наряд)

5. Почему мы птиц называем пернатыми друзьями?

(уничтожают вредителей)

Воспитатель: Очень хорошо, молодцы.

Воспитатель смотрит на схему и говорит, что от камня нужно сделать восемь шагов влево и около пенька найти следующее задание.

- Следующее задание речевая игра «Скажи одним словом»

У этой птицы желтая грудка - желтогрудая синичка

У этой птицы черные крылья - чернокрылая ворона

У этой птицы красная грудка - красногрудый снегирь

У этой птицы белый бок - белобокая сорока, длинный хвост ---длиннохвостая сорока.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель читает, что написано на схеме. От пенька нужно повернуть вправо, сделать четыре шага  и около муравейника найти следующее задание.

- Воспитатель: Лесовичок предлагает вам отгадать загадки.

  1. Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

     Даже кошки не боится –

     Собирает крошки,

     А потом на ветку прыг

     И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)

2. Как лиса среди зверей,

    Эта птица всех хитрей.

     Прячется в зелёных кронах,

     А зовут её (Ворона)

3. Кто присел на толстый сук

    И стучит: «тук-тук-тук!»? (Дятел)

4. Угадай какая птица,

    Бойкая, задорная,

    Ловкая, проворная,

    Звонко тенькает: «Тень-тень!

    Как хорош весенний день! (Синица)

5. Кто летает, кто стрекочет-

    Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

6. Что за птица

    Мороза не боится,

    Хоть снега лежат везде,

    У неё птенцы в гнезде? (Клест)

7. Грудка ярче чем заря,

   У кого? (У снегиря)

8. Северные гости

    Клюют рябины грозди,

    Так нарядны и ярки,

    На головках – хохолки! (Свиристели)

9. Маленький певец лесной

    Лучше всех поёт весной! (Соловей)

10. Кто по тропочке идёт

     Быстрыми шажками,

     Длинным хвостиком трясёт?

     Догадайтесь сами! (Трясогузка)

11. Кто летает тёмной ночью,

     И схватить мышонка хочет? (Сова)

12. Мы в скворечнике живем,

      Песни звонкие поем. (Скворцы)

13. Эта птица никогда

     Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка).

Воспитатель смотрит на схему и говорит , что нужно от муравейника сделать пять шагов назад  и на ветке березы найти следующее задание.

Воспитатель с детьми отправляются в путь и находят следующее задание.

- В конверте карточки с птицами. Лесовичок пишет , что все птицы перепутались и он предлагает детям разделить птиц  на  перелетных и на зимующих, и объяснить почему их так называют. Дети выполняют задание, объясняют, рассуждают, устанавливают причинно – следственные связи.

Воспитатель: Молодцы, ребятки.

Воспитатель обращает внимание на птичку, которая что то уронила из клюва. Это записка, где говорится: «Ребятки, вы уже устали я предлагаю вам

- Физкультминутку «Птицы»

Проводится физкультминутка «Птицы»

Скачет птичка (дети прыгают на месте на двух ногах)

Скок-скок, скок- скок (дети прыгают на месте на двух ногах)

Закружилась, как волчок (дети кружатся)

Вот взлетела (дети делают взмахи руками)

Полетела (дети делают взмахи руками)

И на деревце присела (дети приседают)

Стучит клювиком тук-тук дети постукивают пальцами)

Очень вкусный ужин тут (дети поглаживают себя по животу, садятся)

Воспитатель смотрит схему и говорит, что от березы нужно сделать три шага вправо и около ручейка найти следующее задание.

-  Воспитатель: Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно  хлопать в ладоши.

Слушайте: Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети хлопают.

Что неправильно?

Дети: Мухи.

А мухи это кто?

Дети: Насекомые.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети хлопают.

Прилетели птицы: голуби, куницы.

Дети хлопают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы

Все вы молодцы!

Воспитатель продолжает смотреть схему и  говорит, что через ручеек есть мостик и на мостике другое задание.

- Дети находят конверт, в нем Лесовичок предлагает поиграть в дидактическую игру  «Найди домик для птиц». Дети выполняют игру на интерактивной доске. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите в центре экрана птица, назовите ее. Вокруг нее картинки с разными гнездами. Рассмотрите их внимательно, найдите гнездо этой птицы и соедините его с птицей.

Воспитатель предлагает детям перейти через мостик. Спрашивает детей где они очутились.

Дети: В лесу.

И вдруг подул ветерок и  под ноги детям упали листочки на которых нарисованы знаки.

- Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и рассказать, что они обозначают.

Дети: - Нельзя шуметь в лесу.                - Нельзя разжигать огонь

     - Нельзя разбрасывать мусор         - Нельзя разорять муравейники

     - Не разорять гнезда.                       - Не стрелять из рогатки

Воспитатель:

 Молодцы! Как здорово вы все объяснили!

Вы справились с последним заданием Лесовичка . А сейчас,  прислушайтесь, что мы слышим? (включается запись со звуком пения птиц, голоса птиц)

На экране появляется Лесовичок .

Воспитатель: Ребята, Лесовичок благодарит вас за помощь, посылает вам в подарок книгу «Энциклопедия о птицах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края» (реализация программы «Социокультурные истоки», категория «Добрая забота» Братья наши меньшие, Для детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...