Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира). Тема: «Перелетные птицы нашего края. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлету и отлет птиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»
города Рубцовска Алтайского края
658213, г.Рубцовск, проспект Ленина, 29
тел.: (38557) 9-87-52
e-mail:сайт:
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) тема: «Перелетные птицы нашего края. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлету и отлет птиц»
Подготовила:
учитель-дефектолог Золотарева С.И.
г. Рубцовск, 2023г.
Тема: Перелетные птицы нашего края. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлету и отлет птиц.
Возрастная группа: подготовительная
Цель: Расширение представления о перелетных птицах. Знакомство с многообразием мира птиц Алтайского края. Обучение умению различать птиц по голосам и внешнему виду. Расширение представление о живой природе.
Задачи.
Коррекционно-обучающие:
- Знакомить с многообразием мира перелетных птиц
- Расширять представления о перелетных птицах Алтайского края.
- Учить различать птиц по голосам и внешнему виду, на примере дикой утки и скворца.
- Расширять представление о живой природе.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Развитие графических умений и навыков.
- Активизация двигательной активности, снятие утомления.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.
Лексический материал:
Слова-предметы: аист, гусь, утка, цапля, лебедь, скворец, кукушка,
Слова-признаки предметов: насекомоядные, водоплавающие, клином, вереницей, поодиночке
Слова-действия предметов: лететь, улетать, перелетать, зимовать.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми «Перелетные птицы Алтайского края.
- Рассматривание альбомов, плакатов «Перелетные птицы».
- Просмотр презентации «Птички-невелички».
- Прослушивание голосов птиц.
Оборудование: посылка с письмом и сундучками, картинки с изображением птиц, «Голоса птиц» в записи, музыкальный физкультминутки, графомоторные дорожки, простые карандаши, разрезные картинки, медальки.
Формаорганизациидетей: подгрупповая.
Методы организации
Главныеметодыобучения | |||
Практические:
| Наглядные:
| Словесные:
| Игровые:
|
Ход НОД:
Организационный момент. Цель: Создание мотивации на совместную деятельность. Задачи:
Методыиприемы:словесный(беседа,вопросы),игровой(сюрпризныймомент) | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечания |
Дети образуют круг. Педагог достаёт посылку. - Да хотим. - Да. - Дети приступают к работе открывают конверты и узнают, что там кусочки разрезанной картинки. Дети собираю разрезную картинку. - Это птица - скворец. - Скворец - перелетная птица. - Потому что они улетают в теплые края. - Перелетные птицы улетают осенью и весной возвращаются к нам обратно. - Потому что им нечего есть, нет насекомых. |
- Шла я сегодня утром на работу и мне передали посылку для вас с письмом, хотите ее открыть и узнать что там? - Ой да тут письмо и еще маленькая коробочка. Давайте ребята откроем вначале письмо и узнаем, что же нам такое там написали. «Здравствуйте ребята, пишет вам Маша из мультфильма «Маша и медведь» мне мишка задал трудное задание, он мне дал только письмо с разрезными частями, а я никак не могу собрать. Очень надеюсь, что вы мне поможете. Ответ пришлите мне в виде видео сообщения. Заранее спасибо. И еще вас ждет небольшой сюрприз, но вы его получите, когда мне поможете. Ваша Маша». - Ну что ребята поможем Маше? - Ну тогда давайте приступать к работе, скорее давайте раскрутим наш волшебный сундучок и узнаем, что же там лежит. - Ой, да это же части картинки, но какой, вы узнаете, как ее соберете. - Тимур что у тебя получилось? - Правильно это птица. Как называется она? Да, это скворец? А скворец, это какая птица? Значит сегодня Маше мы расскажем о перелетных птицах. - Как вы думаете, почему их так называют? - Правильно, потому что они улетают в теплые края. - А в какое время года это происходит? А почему они улетают? | - Приходит посылка. Педагог предлагает открыть её, детям предлагаются конверты с заданиями. |
Основная часть Цель: Расширение представления о перелетных птицах. Знакомство с многообразием мира птиц Алтайского края. Обучение умению различать птиц по голосам и внешнему виду. Расширение представление о живой природе. Задачи: - Знакомить с многообразием мира перелетных птиц - Расширять представления о перелетных птицах Алтайского края. - Учить различать птиц по голосам и внешнему виду на примере дикой утки и сковрца. - Расширять представление о живой природе. Методы и приемы: словесный (загадки, рассказ педагога, вопросы, беседа, уточнение), игровой (музыкальная физкультминутка, графические дорожки), наглядные (демонстрация наглядных пособий) | ||
Беседа о птицах Цель: - Знакомить с многообразием мира перелетных птиц - Расширять представления о перелетных птицах Алтайского края. - Сравнить водоплавающую перелетную птицу с насекомоядной, на примере скворца и утки | ||
- Утки, гуси, лебеди, грачи, ласточки… - Птицы летят стаей, клином, поодиночке. - Насекомоядные и водоплавающие птицы – это перелетные. | - Назовите, каких вы знаете перелетных птиц?
- Таким образом, можно сказать, что водоплавающие и насекомоядные это какие птицы все? - Да, верно, это перелетные птицы. Молодцы! | Выставляю на мольберте перед детьми иллюстрации перелетных птиц, которые они называют. |
Игра «Голоса птиц» Цель: Обучение умению различать птиц по голосам. | ||
Дети отгадывают по голосам птиц их название (кукушка, соловей, дикая утка, скворец, ласточка, цапля) | Ну а теперь дети давайте с вами послушаем голоса птиц, и попробуем отгадать, какая птичка это и как она поет песенку. | Звучит голос птиц |
Музыкальная игра «Птички» Цель: активизация двигательной активности, снятия утомления. | ||
Дети выполняют движение в соответствии с текстом | -Педагог показывает движения дети за ним повторяют | - Включается музыкальное сопровождение и педагог с детьми выполняют движения. |
Сравнение водоплавающей птицы с насекомоядной (скворец и утка) Цель: продолжать учить сравнивать водоплавающую перелетную птицу с насекомоядной, на примере скворца и утки. | ||
- Скворец и утка - Голова, на голове глаза, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапы. - У утки лапы, а на них есть перепонки. - Перьями. Черные с белыми вкраплениями. - Дикая утка коричневая, пестрая. - Скворец живет в скворечнике. - В зарослях камышей, в зарослях кустарника. - Насекомыми. - Лягушками, насекомыми, червячками, мелкой рыбой. - Дети составляют самостоятельно предложения про утку и скворца, педагог оказывает помощь, если ребенок затрудняется дать ответ. | - А сейчас я предлагаю вам сравнить их. Посмотрите мы с вами сравним с вами 2 птиц. Это какие? - Да это скворец и дикая утка. Это какие обе птицы? - Правильно они перелетные. Какие части тела у скворца есть? - Да, это голова, на голове глаза, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапы. - А давайте теперь посмотрим у дикой утки и попытаемся найти отличия. (дети называют части тела утки) Да дети, у нее на лапах у них перепонки, они помогают им плавать, это как человек одевает ласты, и они ему тоже помогают плыть под водой. - Чем покрыты птицы? Правильно дети, они покрыты перьями. - А каким цветом пёрышки скворца? - Они черные с белыми вкраплениями, можно сказать что он пестренький. - А у утки? - Да наша уточка коричневая, можно сказать пестрая. А чем обе птицы покрыты? - А как голос подает скворец? Да он скворчит, а утка? Верно, она крякает. - А теперь давайте подумаем где они живут? - Где живет скворец? - Правильно, в скворечнике, а где живет дикая утка? - Правильно, на озере, реке. - Дикие утки вьют свои гнезда, там, где заросли камышей, в густых зарослях кустарника, в поваленных деревьях, чтобы их никто не видел. - Скворец, же может гнездо себе свить либо в дупле, либо в скворечнике. - Как вы думаете ребята, а чем же питаются скворец? - Правильно он питается насекомыми, например, паучками, мухами, пчелами, осами, муравьями и т.д. А еще ребята их называют санитарами леса, потому что, они защищают растения, от таких насекомых как гусеницы, они их съедают и не дают им навредить каким-либо растениям. - А чем питается утка кто знает? - Да, она питается лягушками, насекомыми, червячками, мелкими видами рыб, мальками, головастиками, икрой, личинками. - Смотрите дети, как мы с вами много назвали отличий насекомоядной птицы от водоплавающей. А теперь давайте мы с вами попробуем составим все вместе небольшой сравнительный рассказ о них. Будем рассказывать по цепочке, друг за другом. А помогать нам в этом будут наши картинки-подсказки. Только отвечать будем полным предложением, например, Это дикая утка, она водоплавающая птица. Дикая утка состоит из частей тела: голова, глаза, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапы, ан на них есть перепонки, чтобы она могла плавать. - Молодцы ребята какой хороший у нас с вами получился сравнительный рассказ. | |
Музыкальная игра «Птички и ветер» Цель :активизация двигательной активности, снятия утомления, развивать умение различать где мелодия птиц, а где мелодия ветра. | ||
Дети внимательно слушают мелодию и определяют, где птицы летают, а когда налетает на полянку ветер. | - А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Птички и ветер», когда будет звучать мелодия птиц, мы с вами будем превращаться в птичек и вело летать и играть, а когда вы услышите мелодию ветра, то мы превратимся с вами в ветер. Слушайте внимательно. | Включается музыкальное сопровождение. |
Графические дорожки Цель: развитие графических умений и навыков детей. | ||
- Дети совместно с педагогом выполняют пальчиковую гимнастику. Дети рисуют графические дорожки | -Дети посмотрите, а наши птички решили поиграть в догонялки, им стало скучно. Назовите, а что это за птицы? - Правильно это ласточки, они догоняют друг друга. Давайте мы с вами проведем дорожки и поможем им друг друга догнать. Что нам в этом поможет? - Верно простой карандаш, но прежде чем его взять давайте разомнем с вами наши пальчики. Шла кукушка мимо рынка (Выпрямленными указательным и среднем пальцем идет по столу, все остальные пальцы поджаты.) У неё была корзинка ( Соединяем ладошки ковшом, образуя корзинку.) А корзинка на пол — бух! ( Роняем сомкнутые ладони, ударяя ими по столу или коленям, руки разъединяем) Полетело десять (восемь, девять) мух! (Изображаем летающих муз, разведя руки в стороны и шевеля пальцами. Количество разогнутых пальцев должно соответствовать количеству мух в тексте) - Ну а теперь выполняем задание. | |
Заключительная часть Задачи: сохранять и поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Методы и приёмы: словесный (поощрение), сюрпризный момент. | ||
Ответы детей. - Дети раскручивают сундучки, и узнают что там лежит сюрприз – медальки. | - Вот дети и наше занятие подходит к концу, мне кажется теперь Маша узнает много чего о перелётных птица. О чем мы ей сегодня рассказали? В какие игры с вами играли? - Ой дети мне кажется, там в посылке еще что-то лежит, давайте заглянем туда. Ой, да это сундучки, да там наверное что-то еще лежит, давайте их раскрутим и скорее узнаем. - Давайте посмотрим, что же здесь такое лежит. Ой, да это медальки для вас. Вот видите какие вы молодцы ребята, не зря старались. - Ну а чуть позже мы с вами отправим наши видео сообщение нашей Маше. Вам понравилось ребята наше занятие. Я думаю, что Маша очень обрадуется вашей помощи. Молодцы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в средней группе по Познавательному развитию(формирование целостной картины мира) Тема" «Домашние животные».
Конспект занятия по познавательному развитию(формирование целостной картины мира). Тема"Домашние животные"Цель: Активизация словаря, развитие умения связно отвечать на вопросы воспитателя....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной деятельности «Познавательное развитие: Формирование целостной картины мира» Тема: «Профессии в городе»
Формирование целостной картины мира, по теме: "Профессии в городе". Расширение кругозора детей о профессиях, на примере собственных родителей, вызвать интерес к разным профессиям, к их значи...
Конспект занятия во второй младшей группе. Образовательная область «Познавательное развитие».Формирование целостной картины мира. Тема «Знакомство с улицей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Теремок» г.Ак-ДовуракаЮридический адрес: индекс 668051, Республики Тыва, г.Ак-Довурак, ул.Центральная 21, рабочий ...
Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) на тему:"Наш город Октябрьский"
Презентация для открытого урока...
Конспект ООД по познавательному развитию (Формирование целостной картины мира ) Тема: «Если хочешь быть здоров».
Цель: Систематизировать знания детей о здоровом образе жизни; понимание значения и необходимости соблюдения гигиенических процедур, физических упражнений и режима дня.Задачи:Образовательные: Форм...
Конспект открытого занятия познавательному развитию (формирование целостной картины мира) во второй младшей группе Тема: «Перелетные птицы»
Конспект открытого занятияпо познавательному развитию(формирование целостной картины мира)во второй младшей группе «Журавлики»Тема: «Перелетные птицы»...