Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался с января по март 2018года. Участниками проекта стали воспитанники, родители и педагоги. В ходе проекта дети узнали какие птицы зимуют в Нижегородской области, подготовили рассказы и синице, дятле, свиристели, снегире, вороне, воробье, галке, клесте и щегле. В группе рассматривали фоторгафии с изображениями этих птиц и послушали рассказы о каждой птице. Мальчики и девочки узнали не только о внешних признаках каждого вида птицы, но и о ее повадках, о том, чем она чем она питается, где вьет гнезда. Ребята выяснили, что зимой корма для птиц недостаточно и что человек в силах помочь птицам: человек может приготовить кормушку и оставлять в ней то, что пригодно в пищу зимующим птицам. Дети познакомились с разнообразными кормушками для птиц, которые можно изготовить своими руками, а затем сами изготовили для птиц необычные съедобные эко-кормушки. Готовые кормушки были развешены вместе с воспитателем на территории детского сада, а вместе с родителями на берегу природного объекта нашего микрорайона Мещерского озера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matritsa_proekta_zimuyushchie_ptitsy_okonchatelnyy.docx | 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание проекта (МАТРИЦА ПРОЕКТА):
- Название проекта
«Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"
- Тематическое поле: развитие экологической культуры, природосбережение, волонтерство.
- Проблема
недостаточное представление о зимующих птицах, характерных особенностях их внешнего вида, их образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
- Цель (для каждого участника проекта)
- создание системы методов и приемов, направленных на развитие у детей представлений о зимующих птицах;
- формирование у детей системы элементарных экологических представлений о зимующих птицах и о способах помощи человека природе.
- выстраивание эффективной системы взаимодействия родителей и педагога.
- Задачи (для каждого участника проекта):
Для педагогов:
- внедрять проект как форму организации детской деятельности по ФГОС ДО
- создание картотеки игр и упражнений по теме зимующие птицы;
- создание системы методов и приемов привлечения родителей к реализации образовательных задач;
- создание модели РППС;
- сбор материала необходимого для реализации проекта.
Для воспитанников:
- формировать представления детей о зимующих птицах, умение различать и называть зимующих птиц нашего региона, их отличия по внешнему виду, среде обитания, питанию;
- обогащать представления о загадках, пословицах по теме зимующие птицы;
- обогащать представления детей о литературных произведениях и малых фольклорных формах на тему зимующие птицы;
- развивать умение детей составлять загадки о зимующих птицах;
- развивать умение изображать птицу, в изображении выделять ее основные части (голову, туловище, лапы, хвост, клюв, глаз).
- развитие навыков в рамках деятельности моделирования в процессе знакомства с разными видами кормушек для птиц;
- воспитывать гуманное, экологически целесообразного отношения к природе: любознательность, интерес к жизни птиц, желание помогать птицам в трудный зимний период
Для родителей:
- уточнить представления родителей о способах помощи объектам природы;
- способствовать сближению детей и родителей через совместную познавательную и творческую деятельность;
- привлекать родителей к созданию дидактических игр и пособий.
- Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)
На этапе диагностики отслеживались представления детей о зимующих птицах:
Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.
Была предложена дидактическая игра « На кормушку прилетели» (вороны, сороки, голуби, дятлы, синицы, воробьи, клесты, щеглы, галки )
- Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года.
Вопросы:
- Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
- Найди и помести на кормушку зимующих птиц.
- Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке.
- Ребенок рассматривает картинку
Вопросы:
- Какая птица лишняя и почему?
- Назови зимующих птиц, изображенных на картинке.
Высокий уровень - без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц.
Средний уровень - ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц.
Низкий уровень - ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных)
- Составление плана работы над проектом
- Реализация проекта
- Описание продукта, полученного в результате проекта
Картотека подвижных и словесных игр по теме «Зимующие птицы».
Картотека загадок по теме «Зимующие птицы».
Выставка детских работ «Сорока-белобока», «Сидят на ветках снегири, сияют словно фонари».
Альбомы «Перелётные птицы», «Зимующие птицы».
Доклады ребенка по теме: «Дятел», «Свиристель», «Клест».
Презентации «Зимующие птицы», «Виды кормушек для птиц».
Подборка детской литературы по теме «Птицы»
Создание музыкальной картотеки «Птичьи голоса»
Изготовленные эко-кормушки
- Вид проекта
групповой проект.
- Состав участников (дети, родители, педагог)
дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы
- Межпредметные связи (указать содержание, задачи):
- Основная образовательная область - познавательное развитие.
- Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
- Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Мультимедийное оборудование
- Сроки проведения проекта: январь – март 2018г. (3 месяца)
- Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Этап | Содержание деятельности | Сроки |
Поисковый | Обсуждение проблемной «Нужно ли подкармливать птиц зимой, или в этот период времени им достаточно корма который они могут добыть самостоятельно?» ситуации и составление плана действий. | 2 неделя января |
Аналитический | Обобщение имеющейся информации по проблеме. Сбор, изучение информации и построение алгоритма деятельности. Составление плана реализации проекта. | 3 неделя января |
Практический | Сбор и накопление материала, организация совместной познавательно-поисковой деятельности детей, воспитателя и родителей. | 4 неделя января - февраль |
Презентационный | Обобщение полученных результатов в ходе выполнения проекта. Подготовка презентационных материалов по проекту. | 1-2 неделя марта |
Контрольный | Анализируем результаты выполнения проекта и даем оценку качества выполнения проекта. |
|
- Организационные формы работы над проектом
Формы работы | Название | Сроки | Ответственные |
НОД рисование рисование аппликация конструирование лепка социальный мир развитие речи развитие речи ознакомление с природой итоговое занятие ознакомление с природой | «Сорока-белобока» (предметное рисование) «Сидят на ветках снегири, сияют словно фонари» «Укрась кормушку» «Кормушка для птиц» «Снегирь» пластилинография Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Составление описательных рассказов о внешнем виде зимующих птиц. Творческое рассказывание: «Как помочь птицам зимой» «Перелётные и зимующие птицы» Выступление детей с сообщениями, о птицах зимующими в Нижегородской области | Пн. 2 неделя января Пн. 4 неделя января СР. 3 неделя января Ср. 2 неделя января Ср. 3 неделя января Пт. 1 неделя февраля Пт.3 неделя января Пт.1 неделя февраля Вт.3 неделя января Вт. 1 неделя марта | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
Индивидуальная работа | Учить составлять загадки о птицах по характерным признакам внешнего вида. Предлагать детям раскраски по теме зимующие птицы | В утреннее и вечернее время январь - февраль | Воспитатель |
Просмотр мультфильма | «Воробьишко» (по сказке М.Горького) | 1 неделя марта | Воспитатель |
Чтение художественной литературы | Стихи: А.Барто «Воробей» В.Степанов «Ворона» Н. Рубцов « Воробей» и «Ворона» Рассказы: В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?» И.Тургенев «Воробей» Н. Сладков «Волшебная полочка» и «Кусок хлеба» Г. Скребицкий «Чем дятел зимой кормится» В. Чаплина «Зимние гости» Сказка:М.Горького «Воробьишко» | 3 неделя января 1 неделя февраля 2 неделя февраля 3 неделя февраля 1 неделя марта 2 неделя марта 3 неделя марта | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
Заучивание стихотворения | А.Яшин «Покормите птиц зимой» | 1 неделя марта | Воспитатель |
Ручной труд | Подгрупповая работа по изготовление эко-кормушки с детьми. | 1 неделя февраля | Воспитатель |
Наблюдения с детьми на прогулке | «Повадки птиц» «Жизнь птиц в зимнее время года» «За синицей, вороной, голубем, галкой» (внешний вид, среда обитания и т.д.). «На кормушку прилетели» (наблюдение из окна) «Сравнение следов на снегу под кормушкой и под тополем». «Наблюдение и сравнение птиц на кормушках на территории д/сада». | январь-февраль февраль февраль январь-февраль | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
Экспериментирование, моделирование | Рассматривание проблемной ситуации «Как птицы защищаются от холода? » | 3 неделя января | Воспитатель |
Трудовые поручения детям на прогулке | Совместно с воспитателем насыпать корм в кормушку для подкормки птиц на участке группы. | со 2 недели января по 4 неделю марта | Воспитатель |
Размещение информации в родительском уголке группы | «Как изготовить кормушку» «Меню для птиц» «Почему же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и галки, щеглы и дятлы?» | 3 неделя января 1 неделя февраля | Воспитатель Воспитатель |
Просмотр презентаций | «Зимующие птицы», «Виды кормушек для птиц» | 3 неделя января | Воспитатель |
Самостоятельная работа с родителями | Подобрать корм для птиц, развивать словарный запас. Подготовка сообщений о птицах зимующих в Нижегородской области. Размещение эко-кормушек вблизи природного объекта микрорайона «Мещерское озеро». Предоставление фотоотчетов | 3 неделя января 3 неделя января 1 неделя февраля 1 неделя февраля | Родители Родители Родители Родители/Воспитатель |
Сбор корма для подкормки птиц на участке группы | Участие в акции «Птичья столовая» сбор различных видов кормов для птиц. | 2 неделя января | Родители |
Подвижные игры на прогулке | «Ворона» «Голубь» «Воробей» «Совушка» «Воробышки и кот» «Птицелов» «Птицы зимующие, птицы перелетные» | январь-март | Воспитатель |
Слушание аудиозаписи | «Звуки природы», (голоса птиц) | 1 неделя февраля | Воспитатель |
Беседы | «Как живут наши пернатые друзья зимой». «Кто заботится о птицах». «Пользу или вред приносят птицы?» «Меню птиц» «О зимующих птицах» «Что интересного вы знаете о дятле?» «Как можно позаботиться, о птицах зимой?». | 2 неделя января 3 неделя января 1 неделя февраля 2 неделя февраля 3 неделя февраля | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
- Практическая значимость проекта:
Все дети группы обладают достаточными представлениями по теме Зимующие птицы.
Дети не испытывают затруднений при определении внешнего вида птиц, выделяют характерные особенности той или иной птицы, у детей развито представление о видах кормов которые можно предложить птицам для подкормки зимой.
У детей развился навык изображения птиц, через изображение передают характерные особенности ее строения, соотносят пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет. Так же у детей развились коммуникативные навыки, дети могут составлять загадки о птицах, знают поговорки с названиями зимующих птиц. Дети с удовольствием играют в подвижные и словесные игры, разученные с ними в ходе проведения данного проекта.
Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах и картинками для раскрашивания с изображением зимующих птиц.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Забота о зимующих птицах нашего края»
Актуальность: В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный ко...
Экологический проект "Перелётные и зимующие птицы нашего Краснодарского края"
Экологический проект «Перелётные и зимующие птицы нашего Краснодарского края»Панасенко-Агаркова Любава ЕвгеньевнаЭкологический проект «Перелётные и зимующие птицы нашего Краснодарско...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках образовательного проекта «Покормите птиц зимой» с детьми 2 младшей группы
Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, которые страдают зимой от холода; желание сочувствовать и помогать им в трудных зимних условиях....
Образовательный проект "ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ - ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Цель:формирование элементарных научных знаний о мире животных, природных явлениях и ответственного отношения к уникальному миру природы.Задачи:закладывание фундамента познавательной активности и интер...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Давайте знакомиться - Зимующие птицы!"
Представленный проект это маленькая частичка образовательной деятельности, которая может помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, ...
Презентация образовательного проекта «Давайте знакомиться – Зимующие птицы!»
laquo;… логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей» К. Ушинский...
Развлечение «День зимующих птиц. Накормите птиц зимой»
Представлен конспект развлечения "День зимующих птиц. Накормите птиц зимой". Целью развлечения является воспитание заботливого отношения к птицам, желание помогать им в зимних трудных услови...