Технологическая карта занятия с детьми разновозрастной группы ТМНР по формированию целостной картины мира «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру
Данное занятие по ФЦКМ в группе детей с ТМНР ставит главной целью формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе и поведении животных зимой и выполняет следующие задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- формирование представления детей о смене времен года;
- формирование у детей представления о животных — обитателях леса (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь), их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни;
- формировать умение сравнивать предметы по размеру, цвету.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие произвольного зрительного и слухового внимания;
- побуждение к использованию речи: стимулировать называть свое имя, названия диких животных;
- развитие речевого дыхания;
- развитие умения общаться при помощи альтернативной дополнительной коммуникации;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- развитие умения сравнивать предметы по размеру;
- обогащение сенсорного опыта.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- развитие интереса у детей к природе, к животному миру;
- воспитание доброго отношения к окружающим, желания помочь;
- воспитание усидчивости, потребности доводить дело до конца;
- воспитание умения радоваться результату своей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_zimoj_tmnr.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Невского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта занятия с детьми
разновозрастной группы ТМНР № 3
Формирование целостной картины мира
«Путешествие в зимний лес»
Воспитатель: Умнова Ю. Ю.
Санкт-Петербург
2023
Воспитатель: Умнова Юлиана Юрьевна
Квалификационная категория: высшая
Цель: формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе и поведении животных зимой.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- формирование представления детей о смене времен года;
- формирование у детей представления о животных — обитателях леса (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь), их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни;
- формировать умение сравнивать предметы по размеру, цвету.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие произвольного зрительного и слухового внимания;
- побуждение к использованию речи: стимулировать называть свое имя, названия диких животных;
- развитие речевого дыхания;
- развитие умения общаться при помощи альтернативной дополнительной коммуникации;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- развитие умения сравнивать предметы по размеру;
- обогащение сенсорного опыта.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- развитие интереса у детей к природе, к животному миру;
- воспитание доброго отношения к окружающим, желания помочь;
- воспитание усидчивости, потребности доводить дело до конца;
- воспитание умения радоваться результату своей работы.
Демонстрационный материал:
- Картинки «Осень», «Зима» с пиктограммами;
- Плакат «Лес» с силуэтами животных и животные к нему;
- Карточки АДК;
- Мягкие игрушки: ежонок и ежиха, белка, заяц, медведь;
- Игрушки бибабо лиса и волк;
- Коммуникативная схема для аппликации.
Оборудование:
- магнитофон;
- аудиозаписи;
- платок с лесным узором;
- массажные мячи;
- белые платочки;
- снежинки для дыхательной гимнастики;
- листья осенние маленькие и большие;
- шишки и орехи в сенсорной коробке и дупла для них;
- клей, вата, заготовки для аппликации;
- дорожка со следами медведя;
- Макет пень, дупло, берлога.
Предварительная работа:
- Дидактические игры: «Кто где живет», «Кто что ест»;
- Разучивание приветствия «Здравствуйте, ладошки!»;
- Разучивание игры «Зайцы и лиса»;
- Разучивание движений с массажным мячиком;
- Рассматривание альбома «Дикие животные»;
- Беседы о времени года зима, о сезонных изменениях зимой;
- Чтение стихотворения И. Токмаковой «Как на горке снег, снег…»
- Наблюдение за сезонными изменениями на прогулке.
Используемые в совместной деятельности здоровьесберегающие технологии:
- Поддержание постоянной двигательной активности детей с использованием массажных мячей, дорожки со следами, игровых ситуаций;
- Самомассаж с использование массажных мячей;
- Дыхательная гимнастика;
- Технология музыкального воздействия;
- Релаксация.
Этап деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Организационный момент Вовлечение детей в деятельность | Воспитатель: Давайте поздороваемся! Под музыку «Здравствуйте, ручки» Здравствуйте, ручки, хлоп-хлоп-хлоп! Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ! Здравствуйте, щечки, плюх-плюх-плюх! Пухленькие щечки, плюх-плюх-плюх! Здравствуйте, губки, чмок-чмок-чмок! Здравствуйте, зубки, щелк-щелк-щелк! Здравствуй, мой носик, бип-бип-бип! Здравствуйте, малышки, всем привет! Поздоровайтесь с нашими гостями: привет! | Показ движений, Индивидуальная помощь, побуждение к деятельности | Повторяют за педагогом Садятся на стулья | Организация направленного внимания, положительный настрой. |
Проблемная ситуация Самомассаж | Воспитатель: Осень прошла, Зима пришла, Снега нам намела. Смотрите, кто тут под снежочком, под беленьким платочком прячется? Сними платочек, (имя ребенка) Это маленький ежонок! Ежонок плачет: «Я потерял маму!» Пожалейте ежика, погладьте. Давайте ежика повеселим, покажем, как мы с мячиками играем. Этот мячик не простой, Он колючий, вот какой! Будем мячик мы катать, посильнее нажимать. Вот по ножке покатили-покатили-покатили, По другой ножке покатили-покатили-покатили, На животик прикатили, По животику покружили. Вот по ручке покатили-покатили-покатили, По другой покатили-покатили-покатили, На головку прикатили, По головке покружили, И на место положили. Ежик все равно грустный. Поможем ему маму найти? Где живет мама ежиха? Мама ежиха живет в лесу. И мы отправимся в лес. | Демонстрация картин «Осень», «Зима» Показ ежонка. Раздает мячи, показывает действия по тексту, помогает при необходимости. Вовлечение детей в диалог | Ответы на вопросы 1 ребенок снимает платочек Гладят ежика по очереди Катают мячи по показу взрослого | Активизация представлений детей о смене времен года. Формирование представлений о своем теле, массаж пальцев рук Определили, что необходимо отправиться в лес |
2. Основная часть. Путешествие в лес | Воспитатель: В лес нам поможет добраться волшебный платочек. Платочек волшебный летел-летел, на… (имя ребенка) прилетел. Оказался кто в лесу? Ау! | Накрывая детей по очереди платком, побуждает называть свое имя и звать других АУ | Прячутся под платком, называют себя по имени возможности. | Формирование у детей «образа Я» Дети переносятся в воображаемый лес |
Развитие крупной моторики Дидактическая игра «Большой-маленький» | А теперь пойдем по снежной дорожке искать маму ежиху. По сугробам шагаем, Ноги выше поднимаем! Смотрите, здесь пенек! А под ним кто это? Правильно, это мама ежиха! Ежиха: Как я рада, что мой ежонок нашелся! Ежики зимой спят. Нам ужа давно пора спать! Поможем ежикам устроиться спать-зимовать. Накроем их листочками, чтобы было теплее. Маму ежиху большими листьями, а маленького ежонка – маленькими. Теперь ежикам тепло, и они будут спать всю зиму. | Показывает дорожку, следит, чтобы наступили на каждый «сугроб». Демонстрирует ежиху. Показ педагога Помогает детям накрывать ежей листьями. | Идут по дорожке. Ответы детей. Берут по одному листочку и накрывают ежиков. | Развитие крупной моторики. Закрепление умения сравнивать предметы. |
Дыхательная гимнастика «Снегопад» | Воспитатель: А теперь устроим ежикам снегопад. Снежинку возьми, на ладошку положи и подуй. Подуйте на них. Какой замечательный снегопад! | Раздает снежинки детям. Показывает, как дуть. Помощь детям, у которых не получается. Индивидуальная похвала | Кладут снежинки на ладошки, дуют, чтобы снежинки слетели. | Развитие речевого дыхания. Формирование представления о снеге и снегопаде. |
Упражнение на сенсорное развитие | Сядем на стульчики. Кто здесь под снежочком, под беленьким платочком? Сними платочек, … (имя ребенка) Белочка! Белочка: Ай-яй-яй! Я свои зимние запасы рассыпала. Помогите мне их в дупло положить! Давайте поможем белочке зимние запасы собрать. Соберем шишки в одно дупло, а орехи в другое. Белочка: Спасибо за то, что помогли к зиме приготовиться! Спасибо,… (обращение к каждому ребенку) | Демонстрирует белку, озвучивает ее. Показ выполнения задания Индивидуальная похвала | Снимают платочек Дети выбирают шишки и орехи из сенсорной коробки, раскладывают в 2 дупла с прикрепленными к ним карточками, изображающими орехи и шишки | Сенсомоторное развитие, Развитие умения сравнивать предметы похожей формы, но разной фактуры |
Смотрите, кто-то еще прячется под платочком! Кто это? Зайчик! Он нас зовет поиграть. Музыкальная игра «Зайцы и лиса» Дети прячутся под снежный зонтик 1й раз от лисы, 2й раз от волка. 3й раз прыгают за стол. | Демонстрирует игрушку зайца, показывает движения игры | Двигаются под музыку, убегают от лисы и волка бибабо. | Развитие крупной моторики, умения слушать музыку, различать характер музыки | |
Продуктивная деятельность | На столе снежок, а на снегу зайчики. Какого цвета снег? Покажи (или скажи) Какого цвета зайчики? Покажи. (Работа с карточками АДК) Зайчиков хорошо видно. Чтобы лиса и волк зайчика не нашли, ему надо поменять шубку, сделать ее белой. Показ последовательности действий по АДК: Для этого берем клей, мажем зайчика, приклеиваем белую вату. Показ действий педагогом Какого цвета стал зайчик? (Работа с АДК) Зайчики были серые, стали белые! Молодцы! Теперь зайчики спрячутся от лисы и волка. | При помощи карточек задает вопрос, помогает на него ответить при затруднении. Демонстрирует информационную карту предстоящей работы, показывает последовательность действий, помогает справиться с работой | Отвечают на вопросы (говорят и показывают) Приклеивают вату к серым картонным зайцам Кладут зайцев на белый лист (сугроб) | Закрепление умения различать цвета, пользоваться карточками АДК, пользоваться клеем, правильно выполнять последовательность действий |
Релаксация | Давайте теперь погуляем по лесу. Смотрите, здесь чьи-то следы. Пойдем по следам. Топ-топ на каждый следок! Медведь здесь спит в берлоге. Споем ему колыбельную. Ложитесь на пуфики. Ручки-ножки отдыхают. Звучит «Колыбельная медвежонку» Теперь медведь будет крепко спать в берлоге всю зиму, а мы возвращаемся из леса в детский сад. | Ведет детей по следам, обращает внимание на медведя в берлоге. Рассаживает детей на пуфики. Поет песню и побуждает к пению детей. | Идут по дорожке, наступая на следы Ложатся на пуфики, Подпевают по возможности | Снятие нервного и мышечного напряжения Побуждение к употребления речи, развитие речевого дыхания |
Подведение итогов | Воспитатель накрывает по очереди платком детей на пуфиках: Платочек волшебный летел-летел, на…(имя) прилетел! Кто в детском саду? Ау! В группе есть картина, только на ней не хватает животных. …(имя), возьми одно и найди его место. Занятие закончилось, можно идти играть. | Накрывает детей платком, побуждает позвать АУ, Обращает внимание детей на картину с силуэтами животных | Выбирают любое животное, находят силуэт, прикрепляют животных на магнитной доске | Наглядно-действенное обобщение материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора) «Зимняя прогулка» в старшей группе
интересное увлекательное занятие...
Интегрированное занятие в средней группе по формированию целостной картины мира «Путешествие на фабрику игрушек».
интересное занятия ......
Конспект итогового занятия в средней группе по формированию целостной картины мира "Путешествие в осенний лес".
Конспект итогово занятия в средней группе по формированию целостного картины мира "Путешествие в осенний лес"....
Занятие во второй младшей группе. Область познания: формирование целостной картины мира Тема: «Космос»
Тема: «Космос»Цель: сформировать представления о космосе, солнечной системе, космонавтике.Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: эмоционально заинтересованно ра...
План-Конспект занятия для детей разновозрастной группы(5-7лет) (формирование целостной картины мира) Тема: «Мой любимый город Красноярск».
Цель занятия — расширить и углубить знания детей о городе, его истории и современности, а также воспитать любовь и уважение к родному Красноярскому краю.Задачи:* познакомить детей с истори...
Конспект квест-игры по формированию целостной картины мира "Путешествие по миру" средняя группа.
Лето-это время путешествий и открытий. Ребята отправились в кругосветное путешествие по нашей замечательной планете Земля. Дети побывали на разных континентах.Прилетая в каждую страну под национ...