Конспект открытого занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Нурматова Ирина Александровна

Конспект открытого занятия. 2 младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вариант № 124.73 КБ
Файл Вариант № 224.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»

Конспект

открытого занятия по формированию  у воспитанников эмоционально – ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой Родины

                                                                                                      Подготовила:

 воспитатель 2 –й  младшей группы

Нурматова И. А.                                                                                                                            

Никольск, 2024

                                    «Русская изба»

Цель: формировать представление у детей о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

  • Познавательное развитие:

* познакомить детей с русской избой – жилищем крестьянской семьи

  • Социально-коммуникативное развитие:

* воспитывать бережное отношение к старинным вещам,

*прививать уважение к народным традициям и  обычаям гостеприимства.

  • Речевое развитие:

* обогатить словарь детей  новыми словами;

* развивать связную монологическую речь детей

  • Художественно – эстетическое развитие:

*расширять знания о фольклоре

Материалы и оборудование:  ширма «Русская изба»,   предметы быта (сундук, стол со скатертью, скамья, старинная посуда, половик, печь),  иллюстрации к дидактической игре  «Что было, что стало».

                                                     

                                                      Ход занятия:

(Заходят дети с воспитателем, здороваются с гостями, присаживаются на стульчики)

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда я вас сегодня приглашаю в путешествие. Путешествие  - необычное, мы побываем в старинной русской деревне.  И  отправимся мы в деревню пешком.

(Дети строятся парами в колонну друг за другом и под песню «По дороге с облаками»  уходят за ширму).

Воспитатель: Ребята, вот и пришли мы с вами в первый дом и встречает нас хозяйка дома (здороваются). Посмотрите, как здесь все необычно. И мы попросим Анастасию Петровну  рассказать о жизни в русской деревне. Вот сейчас мы с вами слышали звуки деревни: где-то далеко пел петушок, ржали лошади, квохтали курочки и даже лаяла собака. Кто-то из вас когда-нибудь был в деревне?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто знает,  что это такое ?

Хозяйка: Это сундук! В нем хранили вещи. Посмотрите, что  у меня в нем лежит?

( рати рассматривают, хозяйка называет)

А. кто из вас знает, что это такое?  

Дети: русско-народные костюмы

Хозяйка:  Это русско-народные красные сарафаны. Их надевали в деревнях на праздники, их надевали девочки. А это красивые рубашки для мальчиков, они называются косоворотки. Крестьяне наряжались  по праздникам в такие костюмы и водили хороводы под пение и игру музыкальных инструментов.

Я вам сейчас покажу, как водили хороводы, а вы повторяйте за мной.

                                               ( хоровод……)

Хозяйка: А сейчас вы меня извините, я отлучусь для того, чтобы убраться во дворе и накормить скотину. А вы, Ирина Александровна, пока сами расскажите про то, что здесь видите. А если возникнут вопросы, дождитесь меня и я вам обо всем подробно расскажу (уходит)

Воспитатель:  Раньше на Руси строили такие избы из деревянных брёвен. В них было тепло и уютно. Как вы думаете, что было главным в избе?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Главным в русской избе была печка. Она и избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных заболеваний.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Без печи хата не хата. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а ещё в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить.

В русской избе почти всё было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. На столах стелили самотканые и вышитые вручную скатерти. На полу красовались половики. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.

Ребята, посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Всё это кухонная утварь.

А вот и главный хозяин стола – самовар. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с мёдом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Крестьяне всегда много трудились. Мужчины на полях работали, а хозяюшки по дому хлопотали, хлеб да пироги пекли. Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи.  Дорогих гостей в доме встречали хлебом и солью, красиво выложенном, на рушнике. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!».

( заходит со двора хозяйка)

Хозяйка: Ну, что, все рассмотрели, все вам понятно?

Дети: Да.

Хозяйка: Люди в старину жили у нас в деревне дружно, мирно, любили вечерами около дома на лавочке посидеть и сказки послушать. Хотите, я вам расскажу одну сказку, а вы мне поможете?

Дети: Да.

 (Театрализация сказки «Курочка Ряба» детьми 2 младшей группы)

Воспитатель: Спасибо Настасья Петровна за гостеприимство. Ребята увидели и узнали, как жили раньше люди.  А сейчас нам пора отправляться в детский сад  (прощаются и  под хороводную музыку уходят за ширму)

                                 ( В детском саду)

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? А, чтобы узнать, какими вы были внимательными и любознательными, нам поможет игра

 «Что было, что стало»

  1. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
  2. Раньше в печи готовили, а теперь…(на плите)
  3. Раньше на лавках спали, а теперь…(на кровати)
  4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас…(в шкафу)

Воспитатель благодарит детей и занятие заканчивается.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»

Конспект

открытого занятия по формированию  у воспитанников эмоционально – ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой Родины

                                                                                                      Подготовила:

 воспитатель 2 –й  младшей группы

Нурматова И. А.                                                                                                                            

Никольск, 2024

                                    «Русская изба»

Цель: формировать представление у детей о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

  • Познавательное развитие:

* познакомить детей с русской избой – жилищем крестьянской семьи

  • Социально-коммуникативное развитие:

* воспитывать бережное отношение к старинным вещам,

*прививать уважение к народным традициям и  обычаям гостеприимства.

  • Речевое развитие:

* обогатить словарь детей  новыми словами;

* развивать связную монологическую речь детей

  • Художественно – эстетическое развитие:

*расширять знания о фольклоре

Материалы и оборудование:  ширма «Русская изба»,   предметы быта (сундук, стол со скатертью, скамья, старинная посуда, половик, печь),  иллюстрации к дидактической игре  «Что было, что стало».

                                                     

                                                      Ход занятия:

( Дети уже сидят на стульях)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: (здороваются)

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать о том, как я провела выходные. Представляете, я была в деревне. Там так красиво: кругом лес, птички поют, утром вместо будильника, когда все ещё спят, поёт петушок.  Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?

Дети: Да

Воспитатель: А кто-нибудь из вас был когда-нибудь в деревне?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: А хотели бы побывать?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Тогда я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. И  отправимся мы в деревню. А так как вы уже выросли большими, то пойдём мы в деревню пешком.

(Дети строятся парами в колонну друг за другом и под песню «По дороге с облаками»  уходят за ширму).

Воспитатель: Ребята, вот и пришли мы с вами в деревню. А это мой дом. Проходите, пожалуйста. Посмотрите, как здесь все необычно. Присаживайтесь, я вам расскажу о жизни в русской деревне. Вот сейчас, когда мы заходили в деревню, мы слышали звуки деревни: где-то далеко пел петушок, ржали лошади, квохтали курочки и даже лаяла собака. Эти звуки слышны здесь каждый день, потому что в каждом дворе живут домашние животные.

 Обратите внимание на стены моей избы. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных брёвен. В них было тепло и уютно. Как вы думаете, что было главным в избе?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Главным в русской избе была печка. Она и избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных заболеваний.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Без печи хата не хата. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а ещё в ней пекли хлеб, готовили пищу.

    В русской избе почти всё было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. На столах стелили самотканые и вышитые вручную скатерти. На полу красовались половики.

   Ребята, посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины.

    Ребята, а кто знает,  что это такое?

(Воспитатель показывает на сундук)

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Это сундук! В нём хранили вещи, они служили шкафом. Посмотрим, что в нём лежит?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: А кто из вас знает, что это такое?

(Воспитатель показывает русский народный сарафан)  

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Это русско-народный красный сарафан. Такие сарафаны надевали в деревнях на праздники девочки. А это красивые рубашки для мальчиков, они называются косоворотки. Крестьяне наряжались  по праздникам в такие костюмы и водили хороводы под пение и игру музыкальных инструментов.

Я вам сейчас покажу, как водили хороводы, а вы повторяйте за мной.

                                ( хоровод « Я по садочку гуляла»)

Понравился хоровод?

Дети: Да.

Воспитатель: Люди в старину жили у нас в деревне дружно, мирно, любили вечерами около дома на лавочке посидеть и сказки послушать. Хотите, я вам расскажу одну русскую народную сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо. Только вы мне помогайте, если сказку знаете. 

 (Воспитатель рассказывает русскую народную сказку «Курочка Ряба»)

Ребята, вы сегодня увидели и узнали, как жили раньше люди. Понравилось вам наше путешествие?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: А, чтобы узнать, какими вы были внимательными и любознательными, нам поможет игра «Что было, что стало».

(Воспитатель показывает картинки старинных предметов, а дети называют предметы современные)

  1. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
  2. Раньше в печи готовили, а теперь…(на плите)
  3. Раньше на лавках сидели, а теперь…(на стуле)
  4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас…(в шкафу)

Какие вы молодцы!

А сейчас нам пора отправляться в детский сад  

( Дети вместе с воспитателем прощаются с гостями и  под хороводную музыку уходят за ширму. Воспитатель благодарит детей и занятие заканчивается).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...