Сценарий открытого занятия "Исследование молока в лаборатории"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия для детей старшей группы по исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_zan_m_oloko.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» г. Надым
«Исследование молока в лаборатории»
Конспект образовательной ситуации в старшей «А» группе
Подготовила воспитатель Валитова Г.Н.
Надым, 2023г.
Тема: «Исследование молока»
Возрастная группа: старшая группа
Направление развития: познавательное
Образовательная область: познавательное развитие, исследовательское развитие
Технология: ситуация
Тип ситуации: открытие нового знания
Цель: формирование навыков экспериментирования и фиксации наблюдений, развитие умения анализировать и выдвигать гипотезы на основе наблюдений
Задачи:
Образовательные: формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;
учить детей осознанно относиться к своему питанию.
Развивающие: обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
Воспитательные: воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу
Материалы и оборудование: фартуки, нарукавники, шапочки для детей, молоко в разных упаковках, посуда для исследований (тарелки, стаканы, ложки, пипетки); крахмал, йод, кока-кола, утюг
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию
| мотивировать детей на включение в познавательную деятельность; познакомить детей с организацией, занимающейся исследованиями; способствовать обогащению словарного запаса детей | Воспитатель собирает вокруг себя детей. - Ребята, чем обычно кормят маленьких детей в садике? -молочной кашей - Правильно, кашей. Какие продукты необходимы для приготовления молочной каши? -молоко и крупа - Правильно. И обязательно качественное молоко - Ребята, где узнают качество молока? - В лабораториях - Правильно, в исследовательских лабораториях. (уточнить кто работает и чем занимаются) - Повара нашего садика попросили помочь узнать – качественное ли молоко им привезли поставщики? - Хотите помочь поварам? - Вы сможете это сделать? | постановка детской цели: Зачем? | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Вопросы: Хотите? Сможете? |
Актуализация знаний | активизировать употребление в речи прилагательных при описании животных. | - Что вы знаете о пользе молока? Ответы детей… - Молоко даёт человеку силу, красоту, здоровье, потому что в нем много витаминов и других полезных для здоровья и роста детей веществ. Кто пьёт молоко – у того растут крепкие кости, белые зубки, хорошее настроение. В молочных продуктах, особенно в твороге, сыре и молоке содержится не только витамин D, но и много кальция (Ca), который необходим особенно детскому организму, для укрепления костей и зубов | Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания | Мотивация к самостоятельной деятельности | Фиксирование в речи затруднения и его причины |
Затруднение в игровой ситуации | создать мотивационную ситуацию для формирования представления о структуре объявления; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания | Я внимательно слушаю ответы - Ребята, вот перед вами молоко в разных упаковках. Можете сказать, какое из них полезное и качественное – 1 или 3,2; 2,5 % жирности? Смогли вы правильно выбрать? (да) - А оно точно полезное, докажите? -не знаем, не можем доказать - Почему не смогли? (Потому что не знаем качество молока) - Что нам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать качественное молоко или нет) - где можно узнать? - в исследовательской лаборатории | Анализ детьми возникшей ситуации | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину | Выявление уровня затруднения |
Открытие нового знания | сформировать опыт рассуждений, формулирования простейших умозаключений; развивать умение детей анализировать структуру предложенного им высказывания; формировать элементарное осознание структурной организации текста объявления. | -Как это можно узнать? (можно догадаться, потом проверить, спросить у взрослых) - Приглашаю вас в исследовательскую лабораторию. Но сначала, что нужно для того чтоб отправиться в лабораторию? Дети: Одеть фартуки, нарукавники, шапочки. Воспитатель: Напомните мне пожалуйста правила поведения в лаборатории? Дети: Не шуметь, слушать внимательно инструкции, не брать со стола без разрешения материалы для опытов Дети садятся за столы. Опыт № 1 Какой цвет? Воспитатель: Скажите, дети, когда вы смотрите на молоко, что вы можете сказать о нем? -молоко белого цвета (подтверждается поднесением белого листа бумаги к стакану) -молоко жидкое (подтверждается переливанием из одного стакана в другой) -молоко принимает форму сосуда, в котором находиться (форму стакана, форму кувшина) -молоко не прозрачное (определяется с помощью ложки опущенной в стакан) ОПЫТ 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко? - Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, и сделать вывод, что полезней молоко или кока-кола, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось. - Что это у меня? (Молоко и кока-кола) - Мы их смешиваем - Что получилось у нас? ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым. Началась реакция, молоко свернулось, появился осадок в виде хлопьев. Кока-кола вступила в окислительную реакцию с молоком. Можно с уверенностью сказать, что кока-кола вредный продукт. ОПЫТ 3. «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО» - Есть выражение «молоко убежало». У молока есть ноги? (Нет) - Почему так говорят? -Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит. - Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко. - Но, у нас ведь научная лаборатория чудес. - Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко. - В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту. Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит) ВЫВОД: в молоке происходит реакция, оно пенится, выделяет пузырьки, кипит. | Формирование опыта успешного преодоления затруднения | Умение определять способы и средства для достижения цели | Теперь вы знаете как? |
Включение нового знания в систему знаний | упражнять в умении детей строить разные типы высказываний (контаминированный текст - повествование и описание), соблюдая их структуру;
| -Ребята, какую помощь попросили повара? -узнать в какой бутылке качественное молоко - Давайте проверим и найдем ОПЫТ 4. ОПЫТ С ЙОДОМ. В некоторых молочных фабриках молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства. Крахмал в тарелочках перед вами. Можете потрогать, посмотреть на что похоже. - Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал? (ДА) - А что для этого надо сделать? - Для этого в наше молоко добавим йод. - Что случилось с молоком? Добавляю в две бутылки йод. В одной молоко посинело. ВЫВОД: при соединении йода с крахмалом образуется соединение ярко-синего цвета. Раз у нас в одной бутылке молоко не стало синим, значит в нем нет крахмала. И это молоко качественное! (полезное молоко отправляем на кухню) - Подводя итог наших исследований, мы можем сказать, что молоко не только полезный, но и волшебный продукт. Наш повар отправил письмо вам ребята. Давайте откроем и прочитаем. Опыт «Тайное послание, написанное молоком». (Возьмите тонкую кисточку и напишите или нарисуйте что-нибудь на обычном листе бумаги молоком. Когда надпись высохнет, она станет практически не видна. Чтобы буквы проявились, нужно нагреть лист бумаги над свечкой или прогладить его утюгом. И тогда молочные буквы потемнеют и станут видны.) - Ребята, можете прочитать? - Нет. Письмо пустое - И что же это за невидимые чернила? Кто что может предположить? (слушаю ответы). А сейчас пришло время открыть секрет, что же написано в письме. Посмотрите, что у меня есть? Ткань и утюг. Утюг сильно нагретый, и сейчас я поглажу горячим утюгом письмо. (Воспитатель проглаживает лист, на нем появляется слово «Спасибо») - Повар благодарит вас, ребята, за проделанную работу. Воспитатель: В молоке есть вещества, которые под действием тепла разрушаются и становятся видимыми. | Практическое выполнение задания | Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Самоконтроль |
Осмысление (2 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь | Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Кому помогали? Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? Что показалось вам самым интересным? | Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения "Праздник молока"
Развлечение для детей средней группы направленное на закрепление заний детей о пользе молока, необходимости его потребления....
Эколого-экспериментальная деятельность : Сценарий «Чудеса на молоке»
Интересное опытно-эксперементальное занятие, рисование пищевыми красками на молоке....
Сценарий открытого занятия в старшей группе "Волшебное молоко"
Сценарий открытого занятия предназначен для использования в ДОУ...
Открытое занятие "Путешествие в лабораторию"
Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в лабораторию» - Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не ...
Сценарий открытого досуга «Научная лаборатория. Волшебница вода»
Сценарий открытого досуга«Научная лаборатория. Волшебница вода»...
Конспект открытого занятия "Путешествие в лабораторию фиксиков"
Данный материал поможет воспитателям в занятиях эксперементальной деятельности...
Открытое занятие Цифровая образовательная лаборатория "Академия Наураши"
Возможно, не раз Вас ставили в тупик эти непростые детские вопросы: «Почему магнит притягивается к холодильнику?», «Как появляется свет в лампочке?», «Где живёт электриче...