Конспект по развитию речи с использованием ИКТ "Составление описаний персонажей сказки "Теремок" с использованием мнемотехнической таблицы" (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект разработан для детей средней группы. Задачи занятия: развитие связной речи, формирование словаря, развитие грамматического строя речи и звуковой культуры речи. Занятие с использованием ИКТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НОД «Составление описаний персонажей сказки «Теремок» с использованием мнемотехнической таблицы» (средняя группа)
Программное содержание:
Связная речь:
- учить составлять описание диких животных (мышка, заяц), называть отличительные признаки, используя мнемотехническую таблицу;
- совершенствовать диалогическую речь;
- закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказки.
Формирование словаря:
- обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через загадки;
- активизировать употребление в речи названий предметов;
- употреблять слова антонимы;
- развитие навыков словообразования и словоизменения;
- употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
Грамматический строй речи:
- формировать умение согласовывать слова в предложении;
- закреплять усвоение обобщающих понятий: «дикие животные», «мебель», «посуда», «одежда», «овощи», «опасные предметы».
Звуковая культура речи:
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- учить четко и правильно произносить звуки р – р,,
- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков,
- продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Наглядный материал:
- мнемотаблица для описания диких животных;
- персонажи кукольного театра по сказке «Теремок»;
- прямоугольники разного цвета (маленький серый - будет обозначать мышку, зелёный - лягушку, белый - зайчика, оранжевый - лисичку, большой серый - волка, большой коричневый - медведя);
- декорация теремка;
- мультимедиа.
Ход: (Организационный момент).
Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Какая красивая коробочка! Интересно, что же в ней лежит? (Достать загадки). Давайте попробуем отгадать загадки!
1. Живёт в норке,
Грызёт корки,
Маленькие ножки,
Боится кошки. (Мышка).
Ша-Ша-Ша - в камыше нашли мыша (громко).
2. Ноги - ласты зелены.
Пруд - её «избушка».
Пища - злые комары.
Это же.! (Лягушка)
Ушка- Ушка - Ушка - зелёная лягушка (тихо).
3. Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)
Ры-Ры-Ры - у зайца нет норы (грустно).
4. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её (Лиса)
Са-Са-Са - хитрая лиса (весело).
5. Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - (Волк)
Олк-Олк-Олк – серый волк (медленно).
6. Его знаете, ребята?
Он в берлоге спит зимой
Под высокою сосной.
Он не слон и не мартышка,
Это косолапый (Мишка)
Ишка-Ишка - маленький мишка (быстро).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Как вы думаете, что это за сказка? (Теремок). (Беседа про теремок).
Воспитатель: Ребята, что такое «Теремок» (Дом). А какой «Теремок» в сказке? (Не низкий, не высокий). Ребята, что значит не низок, не высок? (Средний). Из чего он построен? (Из дерева, бревен). Значит теремок какой? (Деревянный).
Воспитатель: Давайте мы тоже построим теремок.
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Стук, стук, постук, раздаётся где – то стук. (Стучим кулачками друг о друга.)
Молоточками стучат, строят домик для зайчат
Вот с такою крышей (Ладошки над головой.)
Вот с такими стенами, (Ладошки около щёчек.)
Вот с такими окнами, (Ладошки перед лицом.)
Вот с такою дверью (Одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком. (Сцепляем ручки.)
Слайд 1 (на экране появляется теремок)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете все эти животные дикие или домашние? А почему их называют дикими? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте вспомним, где живёт мышка? (в норке)
Зайчик, где живёт? (в лесу под кустом)
Лиса? (в норе)
Как называется дом волка? (логово)
А дом медведя? (берлога)
Воспитатель: Вот какие молодцы, всё правильно рассказали. А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища:
Мышка… норушка,
Лягушка… квакушка,
Зайчик… побегайчик,
Лисичка… сестричка,
Волчок… серый бочок,
Медведь… косолапый.
Воспитатель: Вспомните, что делали герои сказки? (Они хотели попасть в теремок, стучались в дверь).
Воспитатель: Вспомните, что говорили герои сказки, когда стучались в дверь теремка? (Кто, кто в теремочке живет?)
Воспитатель: А кто первый увидел теремок? Кто расскажет про мышку? (Описательный рассказ по мнемотаблице).
А как прибежит к домику мышка? (предложить двум детям показать).
Как она будут проситься в теремок тонким голосом?
Воспитатель: Никто из теремочка не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Слайд 2 (на экране появляется мышка).
Воспитатель: Давайте поиграем с мышкой.
Игра: «Слова ты называй, называя - удлиняй»
Терем – теремок - теремище.
Мышь – мышка – мышище.
Лягушка – лягушечка – лягушище.
Заяц – зайчик – зайчище.
Лиса – лисичка – лисище.
Волк – волчишка – волчище.
Медведь – медвежонок – медвежище.
Воспитатель: Давайте поселим мышку в теремок. Но у меня нет игрушек, а есть такие фигуры. Как называются? Как вы думаете, прямоугольник какого цвета подойдет для мышки? Возьмите маленький серый прямоугольник, положите его возле теремка.
Воспитатель: Прискакала к теремку лягушка-квакушка. Ребята, а какая лягушка? (Гладкая, зеленая, мокрая, маленькая, квакающая, большеротая).
Воспитатель: Как будет просится лягушка в теремок? Маша, покажи, как будет прыгать лягушка. Как она будет проситься в домик?
Воспитатель: Мышка ей отвечает: - Пущу, если ты мое задание выполнишь.
Давайте поможем лягушке!
Игра «Наоборот» с мячом.
Сахар сладкий, а перец…
Дорога широкая, а тропинка…
Пластилин мягкий, а камень…
Чай горячий, а мороженое…
Кисель густой, а морс…
Кашу варят густую и …
Звери бывают смелые и …
Морковь можно есть сырой и …
Яблоки могут быть мелкими и …
Воспитатель: Молодцы! Справилась! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоем.
Слайд 3 (на экране появляется лягушка).
Воспитатель: Найдите маленький зеленый прямоугольник, положите его возле теремка.
Воспитатель: Кто из зверей был следующий? Опишите зайчика. (Описательный рассказ по мнемотаблице).
А как прибежит к домику зайка? (Предложить детям показать). Как он будут проситься в теремок?
Воспитатель: А мышка и говорит: - Пустим, если ты наше задание выполнишь. Давайте поможем зайчику!
Игра «Скажи одним словом»
Шкаф, стол, кровать, диван (мебель)
Сахарница, конфетница, блюдце, чашка (чайная посуда)
Рубашка, сарафан, фартук, шорты (одежда)
Овощи: …редис, помидор, картошка.
Опасные предметы: … спички, нож, иголка, ножницы.
Воспитатель: Ребята вы молодцы! Помогли зайчику, впустили его в Теремок. Стали они втроем жить.
Слайд 4 (на экране появляется зайчик).
Воспитатель: Найдите маленький белый прямоугольник, положите его возле Теремка.
Кто из зверей был следующий? Опишите лисичку. (Лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая).
Воспитатель: А как прибежит к домику лиса? (Предложить детям показать) Как она будут проситься в теремок?
Воспитатель: Хотели звери дверь открыть, а замок заело. Давайте откроем его.
Пальчиковая игра «Замок»
Стоит в поле теремок, (поднять руки над головой домиком)
Он не низок, не высок, (опустить руки вниз поднять наверх)
На двери висит замок (сцепить пальцы в «замок»)
Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)
Постучали, постучали, (постукивать ладонью о ладонь)
Покрутили, покрутили, (вращение ладонями)
Потянули и открыли! (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли)
Воспитатель: Молодцы! Открыли дверь, а теперь найдите оранжевый прямоугольник, и впустите лису в Теремок. Забралась лисичка в Теремок и стали они вчетвером жить, песни весёлые петь.
Слайд 5 (на экране появляется лисичка).
Воспитатель: Давайте и мы поиграем и повеселимся!
Игра «Карусель»
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Воспитатель: Кто из зверей был следующий? Опишите волка. (Серый, злой, пушистый, большой, голодный, хищный, зубастый).
Воспитатель: А как прибежит к домику волк? (Предложить детям показать) Как он будут проситься в теремок?
Воспитатель: А звери отвечают: Пустим, если ты наше задание выполнишь. Выдели первый звук в наших именах и придумай с ними новые слова.
Воспитатель: Трудное задание выпало волку. Поможем ему?
М-м-мышка…мама, морковь, медведь и т.д.
Л-л-лягушка…люди, люстра, лестница и т.д.
З-з-зайчик…зубы, забор. Зонтик и т.д.
Л-л-лисичка…лист, лес, лебедь и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Справилась! А какой фигурой мы можем обозначить волка? (Большим серым прямоугольником). Волчок влез в теремок. Стали они впятером жить.
Слайд 6 (на экране появляется волчок).
Воспитатель: А медведь большой как подойдет к теремку? (Предложить показать) Как он будет говорить грубым голосом?
Воспитатель: Испугались звери и спрятались. Видит мишка, что звери его боятся, загрустил. Одиноко ему одному. Не хотят его хозяева впустить, не хотят его обедом угостить.
Воспитатель: Жалко Мишеньку? (Жалко. Давайте впустим). Да, нужно впустить медведя. Пригласите его ласково в теремок. (Заходи к нам, Мишенька, в теремок. Добро пожаловать, Мишутка. Милости просим в гости к нам!)
Воспитатель: Но медведь не хочет заходить в теремок. Попробуем задобрить его словами. Расскажем, какой он. (Пушистый, косолапый, большой, лохматый, добрый, ласковый, сильный, заботливый)
Воспитатель: Медведь влез в теремок. Стали они все вместе жить. А какой фигурой мы можем обозначить медведя? (Большим коричневым прямоугольником).
Слайд 7 (на экране появляется медведь).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как звери жили в теремочке? (Они жили дружно, потому что волк не съел зайчика. Они всех приглашали в теремок).
Воспитатель: Пойдёмте поиграем в игру Теремок
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок.
(присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили.
(поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой
(повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щелк
(показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк.
(поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый
(изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой.
(кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались
(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый.
(поднять руки вверх)
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем превратить эти прямоугольники в настоящие игрушки. (Положить фигуры в коробочку, в которой лежат игрушки из театра «Теремок», произнести волшебные слова).
Слайд 8 (на экране появляются все герои сказки).
Занятие заканчивается игрой «Теремок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи для детей 1 мл. группы с использованием фольклора "Петушок и его семья"
Конспект по развитию речи...
Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники «Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди»» Средняя группа.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района...
Конспект по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе тема "Спасти заколдованную принцессу"
Конспект по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии....
Конспект занятия Развитие речи (старшая группа) Тема: «Описание птиц»
МАДОУ «Детский сад» № 355Московского района города Казани Конспект занятия Развитие речи (старшая группа)Тема: «Описание птиц» Про...
НОД по развитию речи в средней группе " Описание персонажей сказки "Теремок".
НОД по развитию речи в средней группе " Описание персонажей сказки "Теремок"....
Презентация к занятию по развитию речи "Составление описаний персонажей сказки "Теремок" с использованием мнемотехнической таблицы" (средняя группа)
Презентация к занятию по разитию речи "Составление описаний персонажей сказки "Теремок" с использованием мнемотехнической таблицы" для детей средней группы....
Конспект по развитию речи в средней группе «Описание одежды».
Формирование умения составлять рассказ-описание....