Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи» для детей подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи» для детей подготовительной группы
Выполнила: Воспитатель Сарычева Наталья Николаевна
Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Задачи проекта:
Образовательные: -Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) своего народа;
-Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм, русских народных игр и праздников).
- Обобщить представление детей о декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта, изготовление оберегов, выпекания рождественских пряников;
- Формировать представления о русском народе в целом;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.
Развивающие: - Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.
Воспитательные: -Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
«Русский народ: история, культура,
традиции и обычаи»
для детей подготовительной группы
Выполнила: Воспитатель
Сарычева Наталья Николаевна
Ведущая педагогическая идея:
«Воспитание, лишенное народных корней - бессильно»
Р.К. Ушинский.
Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:
-обучающий,
-информационный,
-творческий,
-исследовательский,
- игровой.
Продолжительность: долгосрочный (4 месяца).
Время реализации проекта: февраль 2022 года – май 2022 года
Участники проекта: дети подготовительной группы МДОУ №102 г. Саратова, воспитатели группы, родители воспитанников.
Цель проекта:
Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Задачи проекта:
Образовательные:
-Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) своего народа;
-Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм, русских народных игр и праздников).
- Обобщить представление детей о декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта, изготовление оберегов, выпекания рождественских пряников;
- Формировать представления о русском народе в целом;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.
Развивающие:
- Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
-Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.
Наши дети должны знать историю русского народа, культуру, традиции и обычаи. Перед нами стоит задача дать не только знания о русском народе, привить любовь к нашей Родине, родному краю, но и воспитывать уважение к другим народам.
Вот почему важно именно сейчас в дошкольном возрасте ребенка включать вопросы духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю, разнообразные виды художественной творческой деятельности, что способствует развитию детей в различных видах деятельности. Потешки, сказки, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью. Ведь это кладезь старины. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. С фольклорными произведениями мы и будем знакомить детей.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру он будет вместе с родителями. Которые в свою очередь должны быть активными помощниками и наставниками для своих детей на протяжении всего проекта.
2. Проблема:
Незнание детьми истории, культуры, традиций и обычаев русского народа.
Родители не рассказывают и не передают историю русских. Углубить и расширить знания детей 6-7 лет о русских: истории, традиции, праздники и обычаи. Сформировать такие понятия как: «рождественские колядки», «пряники «козюли», «оберег», «тряпичная кукла – крупеничка», «пасха», «кокошник» и т.д.
3. Принципы обучения.
-принцип активности и сознательности, требующий активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;
-принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности;
-принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
-принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
-принцип естественной ориентира на человеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, эмоционально открытого)
4. Гипотеза проекта:
Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности (по познанию истории и культуры русского народа), при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей Родине. Будут чтить, и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны.
5. Основные методы, приемы.
Наглядные материалы: плакаты, иллюстрации, книги, игрушки; информация из интернета, литература. Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, использую в своей работе средства ИКТ (проектор, экран) так как они позволяют воспитателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации. Сбор информации с непосредственным участием родителей и воспитанников.
Методы и приемы:
метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе).
6. Форма взаимодействия с родителями.
1. Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с историей, культурой, традиции и обычаи русского народа»;
2. Родительское собрание «Как рассказать детям о русских» показ презентации «Как зарождалась Русь».
3.Памятка для родителей «Как зарождалась Русь».
4. Выставка совместного творчества родителей и детей «Русское декоративно - прикладное искусство».
5. Праздник- развлечение «Масленица».
6. Книжки-малышки по мотивам русских народных сказок.
7.Оформление альбома «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи».
8. Мастер-классы (оберег «Крупеничка», изготовление рождественских пряников «козюль»).
9. Изготовление русских национальных костюмов.
10. Русские народные праздники: «Осенние посиделки», «Рождественские колядки».
Подготовительный этап.
Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
Приготовить наглядные и демонстрационные материалы.
Информирование родителей о теме данного проекта.
Практический этап
Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:
Перспективное планирование проектной деятельности:
Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми | Взаимодействие с родителями, другими специалистами ДОУ | |
Через зрительный канал восприятия | Просмотр электронной презентации: « Как зарождалась Русь», «История русского платка», «Городецкая роспись, «Дымковская игрушка»; «Золотая хохлома». Просмотр мультфильмов о русских традициях для детей. | Просмотр родителями с детьми мультфильмов (на выбор) "Снегурочка" (1952г.) сказка. "Ивашка и Баба-Яга". СССР: Союзмультфильм (1938). "Дудочка и кувшинчик" Союзмультфильм, "Молодильные яблоки" Союзмультфильм. «Три мешка храбрости» Союзмультфильм. |
Через чтение художественной литературы. Фольклор (устное народное творчество)
| Чтение с детьми произведений о русских: знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками); чтение русских народных сказок: «Гуси - лебеди»; «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки»; «Христос и дети»; «Материнская любовь»; «Любовь к людям прогоняет скуку»; «Пасхальный звон колоколов». Показ воспитанницей настольного театра «Курочка ряба». Беседы и рассказы о русском народе. | Чтение родителей с детьми произведений (на выбор) Русская народная игрушка. Б. Житков «Что я видел». С Маршак «Мяч» А. Барто «Веревочка», «Игрушки». В. Катаев «Цветик – семицветик» Е. Серова «Нехорошая история». М.Пришвин «Лисичкин хлеб» Ю. Круторогов «дождь из семян». Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»). М. Глинская «Хлеб» Наша Родина Россия. Москва – столица России. А. Прокофьев «Родина». З. Александрова «Родина». М.Ю. Лермонтов «Родина» С.Баруздин «За Родину». Учим с детьми стихи о Родине русского народа. |
Детское декоративно-прикладное искусство. | Аппликация «Матрешка», «Петрушка на елке», «Пасхальные яйца» Лепка «Дымковские игрушки- Олешко» «Медальоны» Конструирование: «Масленница». | Родителями выполняется совместная работа Изготовлению снежной постройки «Матрешка». |
Наша художественная мастерская | Рисование на темы: «Городецкая роспись разделочной доски»; «Роспись Гжельской посуды, мебели»; «Роспись дымковских игрушек». «Русская изба»; «Пасхальный натюрморт»; «Роспись медальонов»; Коллективное рисование»Наша сказка» «Масленница» По мотивам русской былины «Добрыня Никитич и змей Горыныч» | Родителями выполняется совместная работа с детьми по художественному искусству «Русский народный костюм» (рисунки, аппликации, раскраски). |
Народные подвижные физкультминутки, дыхательная, пальчиковая гимнастика, игры, сказки. | Физкультминутка «За землю русскую», «Каштаны» «Я, младешенька, Буренушку пасу» Подвижные игры: «Сиди, сиди Яша», «Шатер», «Гуси - лебеди», «Горелки», «Пятнашки» «Ворон» Игры-драматизации по русским народным сказкам «Курочка ряба», «Колобок». Дыхательная гимнастика «После дождя», «Птенчик». Пальчиковая гимнастика. «Вышел дождик на прогулку», «Корзина с овощами», «Аленка-маленка», «У Матрешиной сестрицы», «Жил да был один налим». | Играем вместе с родителями. «Ветер и листья», «За грибами», «Игра в стадо», «В лесу», «Гуси-гуси га, га, га.» |
Русская игротека Народные игрушки. | Дидактические игры: «Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор», «Угадай роспись». Деревянные игрушки: Матрешки, Лошадка-качалка | Поиск вместе с родителями материал для музея: "Русский народ - история, культура, традиции и обычаи». Изготовление деревянных игрушек. Дидактические игры дл детей. |
Музыкальный фольклор. Русская народная музыка. | Известные песни (советских лет) Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров: Былины, Хороводные, Плясовые, Частушки, Игровые, Песни о природе и родном крае. Просмотр презентаций: «Русские костюмы», «Русские игры», «Русские обряды», «Русская национальная кухня». | На музыкальных праздниках прослушать стихи и песни, потешки, русские народные игры. Изготовление национальной русской одежды для девочек и мальчиков. |
Совместные мероприятие с родителями и воспитанниками. | Мастер – класс «Крупеничка» - изготовление оберега, (русский обычай) для достатка, богатства в доме. Кулинарный мастер-класс по изготовлению рождественских праздников. Музыкальные русские народные праздники «Осенние посиделки», «Рождественские колядки». | |
Совместное создание мини-музея «Все о Русском народе» | -декоративно-прикладное творчество (пасхальное яйцо из папье-маше, дымковские игрушки, предметы из соломы, росписные доски , глиняная посуда, деревянная и стеклянная посуда и т.д.). -литература о родине русских России, природа России, животный мир, раскраски, все о народном костюме. -деревянные игрушки (матрешки, лошадка-качалка) | |
Итоговое мероприятие проекта | Создание уголка «Все о русском народе» |
Предполагаемые итоги реализации проекта.
- Расширить и углубить знания и представления детей о русском народе.
- Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве, декаративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками. Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.
- Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.
- Развивать познавательную активность, понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.
- Наладить активный контакт с родителями и детьми. Стать во время проекта одной дружной семьей.
- Привлечение, интерес, участие, вовлеченность родителей и детей в образовательный процесс.
- Выставка работ (рисунки, аппликации, музей, альбом, книжки-малышки).
Список литературы
Под редакцией Т.С. Комаровой «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Центр коренных народов Ленинградской области. О.И. Конькова, Л.С. Лавреньтьева, Л.А. Сакса «коренные народы Ленинградской области» справочно иформационное издание для детей Санкт-Петербург 2014год.
«Наша родина-Россия» Москва РОСМЭН 2016,
«Природа России» Москва РОСМЭН 2016,
Из «Сказаний русского народа», собранных И.П.Сахаровым «Народные праздники и обычаи». Москва «Дружба народов» 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательного мероприятия по теме «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» для детей подготовительной группы.
Конспект образовательного мероприятия по теме «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» для детей подготовительной группы....
Проект "Русский народ: история, культура, традиции и обычаи" старшая группа
Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев. На основе позн...
Презентация проекта "Русский народ: история, культура, традиции и обычаи" для детей старшей группы
Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:-обучающий,-информационный,-творческий,-исследовательский,- игровой.Продолжительность: долгосрочный (6 месяцев).Время реализации проекта: сентябрь 20...
Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»
Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»...
НОД по познавательно-речевому развитию на тему: «История возникновения родного города Саранск» для детей подготовительной группы.
Цель: Формировать у детей 6-7 лет двуязычие, через сохранение и развитие этно-исторических ценностей.Задачи:Обучающие: Формировать у детей этно-исторические ценности, продолжать учить воспринимать и п...
Фотоискусство. История развития фотографии. Конспект НОД для детей подготовительной группы
Цельознакомление детей с техническим средством фотоаппарат и историей фотографии.ЗадачиОбучающие Создать условия для знакомства с профессией фотографа и с техническим средством – фотоаппар...
Методическая разработка Дидактическое пособие «Кубики историй» Для развития связной речи у детей подготовительной группы
Методическая разработка Дидактическое пособие «Кубики историй» Для развития связной речи у детей подготовительной группы ...